Заседание клуба. Тема «Озеро Байкал» УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Данное занятие проводилось в рамках заседания клуба «Ключ и заря» по теме «Озеро Байкал».
Цели и задачи данного занятия, которые ставятся перед детьми - выяснить: почему Байкал называют чудом природы.
Комплексные задачи занятия:
1)Расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном ПК, показать значение его для России.
2)Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умения обобщать и делать выводы из полученных результатов.
3) продолжить совершенствование умения работать с фактическим материалом, анализировать, делать выводы, выявлять закономерности между представителями природного сообщества; закрепить материал по математике (вычисление площади); развивать письменную речь (составление текстов)
4) обогащать словарный запас учащихся посредством толкования лексических значений слов через работу со словарём; поиск в сети Интернет;
5) развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД
В рамках данного занятия на всех его этапах происходит формирование универсальных учебных действий.
Исходя из целей, структура занятия состоит из 5 этапов.
1 этап. Организационный момент способствует психологическому настрою учащихся на плодотворную работу. Каждая группа получает своё задание, выполнив которое дети смогут назвать необходимый для изучения на данном заседании географический объект.
Работая в группах, дети используют дополнительный материал (карты, схемы, словари, таблицы т.п.)
Выполняя предложенное учителем задание, у детей происходит формирование регулятивных (контроль и самоконтроль учебных действий); личностных (самоопределение); коммуникативных (инициативное сотрудничество, работа в парах и в группе) универсальных учебных действий.
2 этап. Заполнение таблицы. Дети в группах с опорой на тетрадь для самостоятельных работ проводят математические вычисления. Затем руководитель группы докладывает о результатах. Во время работы каждый ученик должен осознавать степень своего участия и ответственности за успех совместной работы.
При добывании новых знаний (работа с новой информацией из тетради для самостоятельных работ) происходит формирование познавательных (информационные, логические) универсальных учебных действий.
3 этап. В основе данного этапа лежит коммуникативный метод, который наилучшим образом способствует развитию познавательного интереса.
Работая в парах сменного состава, создаются хорошие условия для формирования
коммуникативных универсальных учебных действий.
По ходу выполнения задания дети учатся контролировать свою деятельность, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления, контролировать процесс и результат деятельности, вносить коррективы. (регулятивные УУД).
4 этап. На этом этапе детям предлагается составить текст, выбрав самостоятельно стиль текста. Это задание тесно связано с материалом урока и является логическим завершением совместной работы, а так же позволяет учителю оценить, на сколько дети овладели изучаемым материалом. На данном этапе происходит формирование регулятивных УУД (самоконтроль процесса деятельности).
Так же на этом этапе учитель предлагает детям самостоятельно оценить материал занятия и степень своего участия в работе заседания. По выбранным детьми листочкам становится понятно, насколько их затронула данная тема.
Оценивая самостоятельно свою работу на уроке, дети, анализируя, осознают свои возможности, сами делают свой собственный выбор, определяют меру активности и ответственности на данном уроке (регулятивные (самоконтроль результатов деятельности); личностные (самоопределение)).
5 этап. Итог заседания. На этом этапе дети вспоминают цель урока, подводят итог проделанной работы.
В результате у детей складывается яркое представление об уникальном ПК озера.
На данном этапе происходит формирование регулятивных УУД (самоконтроль процесса деятельности), личностных УУД (самоопределение).
При организации домашней работы включаются элементы творчества.
Успешность урока во многом определяется подготовленностью учащихся к виду занятия, доступностью заданий, сложившимся микроклиматом взаимопонимания и доверия в группах, сотрудничеством учителя и учащихся, увлечённостью содержанием учебного материала, поисковым характером деятельности детей, использованием дидактического материала, видеотехники, наглядности и т.п.
Урок интегрирован по своей сути с различными предметами: математика, окружающий мир, русский язык. Широко используются межпредметные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baykal.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание клуба
Тема «Озеро Байкал»
УМК «Перспективная начальная школа»
3 «А» класс, ГБОУ СОШ №6
Учитель Полева Г.Р.
Цель: сформировать знания об озере Байкал, как уникальном природном комплексе; рассмотреть особенности природы.
Задачи: 1)Расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном ПК, показать значение его для России.
2)Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умения обобщать и делать выводы из полученных результатов.
3) продолжить совершенствование умения работать с фактическим материалом, анализировать, делать выводы, выявлять закономерности между представителями природного сообщества; закрепить материал по математике (вычисление площади); развивать письменную речь (составление текстов)
4) обогащать словарный запас учащихся посредством толкования лексических значений слов через работу со словарём; поиск в сети Интернет;
5) развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД.
Оборудование: карточки с заданием, карты, калькуляторы, таблицы, карточки с изображением животных, фильм о Байкале, макбуки, компьютер.
Действия учителя | Действия учеников | УУД |
1.Постановка цели. - На нашем сегодняшнем заседании клуба «Знатоков» мы познакомимся с одним очень интересным географическим объектом. - Что это за объект вы назовёте сами, выполнив задание по группам. - Каждой группе необходимо выбрать рабочее место. - Итак, искомый объект – это озеро Байкал. - Тема заседания… -Его называют «Жемчужиной Сибири», «Священное море», «Сибирский феномен». Богатое озеро – такое имя ему дали якуты. Золотое озеро – зовут буряты, эвенки – Лама (море), а у монголов в ходу наименование Далай-Нор – Великое озеро. - Сформулируйте цель -На сегодняшнем заседании нам понадобятся знания по трём предметам – математика, окружающий мир, русский язык. - Какие данные об этом озере можем узнать путём математических вычислений? - Вспомните, что мы изучаем сейчас на уроках по окр.миру? –Что можем узнать на сегодняшнем заседании? - Подумайте, а каким образом можно связать тему нашего заседания с предметом русский язык?
| *Ученики стоят около учителя. *Дети знакомятся с заданием и выбирают рабочее место. (На одном столе – карта; на втором – калькуляторы, таблицы (приложение 1); на третьем – энциклопедии) 1гр. Найти по карте России географический объект по его описанию. « Находится на юге Восточной Сибири на границе Иркутской области и Республики Бурятия. В форме полумесяца вытянулся с юго-запада на северо-восток» 2гр. Пользуясь таблицей путём математических вычислений определить географический объект. «К максимальной глубине объекта № 12 прибавить глубину крупнейшего озера Норвегии, получившееся число увеличить в 3 раза. Отнять глубину самого маленького озера в этой таблице, из получившегося результат отнять глубину озера, в названии которого есть одна из сторон горизонта. Найти в таблице числовое значение близкое к получившемуся числовому значению и определить искомый объект». 3гр. Пользуясь дополнительной литературой определить географический объект. «Из этого географического объекта вытекает одна единственная река. Это река Ангара» *Все группы записывают результаты своих исследований на листочке. *Тема «Озеро Байкал» *Цель: узнать, в чём уникальность озера Байкал *Задачи. 1. Площадь, длину, ширину, запасы воды. 2. Изучить обитателей данного природного сообщества и составить цепи питания. 3. Составить об озере Байкал разные по стилю тексты (научный, художественный) | *познавательные логические *познавательные информационные (сбор и обработка информации) информационные (формирование умения поиска информации в словаре, Интернете) *коммуникативные (инициативное сотрудничество) *познавательные общеучебные (самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель) *регулятивные целеполагание (формулировать и удерживать учебную задачу) |
2. Работа по группам. Заполнение сводной таблицы. -Нам предстоит заполнить таблицу, в которую мы должны поместить наиболее важные числовые характеристики озера. (Приложение 2) - Поможет нам в этом п.т. №3, с.30 -Прочитаем и выполним вместе задание 1. -Как вы думаете, в какой теме мы могли познакомиться с данными числовыми характеристиками (длина, ширина)? Куда можно посмотреть? -Прочитайте необходимую информацию. Вычислите. Запишите в таблицу. -Какая группа может записать глубину? -Сейчас, вы самостоятельно заполните недостающие данные в таблице, поработав в группах. -1гр.- №2; 2гр.-№3; 3гр.-№4. -Представители от каждой группы познакомят нас с результатами работ своих групп. | -В оглавление. Тема «Где хранится пресная вода?» *На доске плакат с таблицей, куда дети вписывают получившиеся данные. *640 км, 80 км, 1642 м. Представитель 1 группы: «Мы должны были вычислить площадь Байкала. Зная, что площадь Бельгии на 1500 кв.км меньше площади озера и воспользовавшись таблицей на с. 37 мы узнали, что площадь озера – 31500 кв.км» 2 группа: «Нам необходимо было дополнить таблицу на с.35 и выяснить, есть ли в нашей стране озёра с большей площадью. Мы узнали, что в нашей стране Байкал занимает 2 место, после Каспийского моря» 3 группа: «Мы узнали, что на Байкале 27 островов и самый большой остров Ольхон. Мы вычислили площадь этого острова, воспользовавшись таблицей на с.37. Ответ:360 кв.км» | *регулятивные (самоконтроль процесса деятельности) *регулятивные коррекция (адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению допущенных ошибок) |
4. Работа с текстом. Составление пищевых цепей. -Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают, видны на глубине 40 м. В это время байкальская вода бывает синего цвета. Летом же и осенью, когда в прогретой солнцем воде развивается масса растительных и животных организмов, прозрачность её снижается до 8–10 м, и цвет становится сине-зелёным и зелёным. Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей (96,7 мг/л), что может использоваться вместо дистиллированной. - В настоящее время в воде Байкала проживает более 60 видов и подвидов рыб, более половины из них эндемики. (На доске записываем слово – эндемик) -Что обозначает это слово? -На Байкале их более 1000 видов. -С некоторыми из них я предлагаю вам сейчас познакомиться. -Прочитайте тексты о животных, обитающих на озере. (Приложение 3) - Выделите названия животных зелёным цветом. -Информацию, которая вас поразила и показалась, вам наиболее интересной выделите жёлтым цветом. Зачитайте. -Возьмите карточку с названием животного и попробуйте составить цепи питания. Найдите себе животное необходимое для составления цепи в других группах. -Кто составил цепи, можно их приклеить на силуэт озера в нашей газете о Байкале. | *Чтобы узнать значение этого слова дети могут воспользоваться словарями или Интернетом. Эндемки – это животные и растения, которые не встречаются больше ни в одном водоёме земли. *Ученики самостоятельно читают текст. Дети работают в парах сменного состава, составляют цепи, объясняют друг другу. Цепи питания: 1.водоросли – эпишура – голомянка; 2.водоросли – эпишура – омуль; 3.эпишура – голомянка – нерпа; 4. макрогектопус – голомянка – омуль; 5. макрогектопус – голомянка – чайка; *Все цепи приклеивают на плакат. | *познавательные информационные (формирование умения поиска информации в словаре, Интернете) *коммуникативные инициативное сотрудничество (проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач) планирование учебного сотрудничества (договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности) |
5.Составление текстов. Рефлексия. (Выбрать лист определённого цвета) -Байкал уникален по своим природным особенностям. Здесь в год бывает больше ясных дней, чем на берегу Чёрного моря в районе города Сочи. Байкал – одно из древнейших озёр мира. По мнению некоторых учёных он существует около 25 мил. лет и возможно является зарождающимся океаном. Его берега расходятся друг от друга подобно тому, как расходятся континенты. -Сейчас я предлагаю вам составить текст о Байкале. -Я предлагаю вам выбрать листочки, на которых вы будете писать текст. - Если материал занятия вам был понятен и вам, было, интересно возьмите листок жёлтого цвета. - Если всё было понятно и интересно, но вам бы хотелось узнать ещё что-нибудь об этом удивительном озере, тогда возьмите листок зелёного цвета. - Если материал был не понятен, и выполнять задания было трудно, то возьмите синий лист. - На выбранных листочках вы запишите самостоятельно составленный текст о Байкале. Кто, какой захочет научный или художественный. -Вспомним признаки научного текста. - Вспомним признаки художественного текста. -Перед тем как вы начнёте работать, я хотела бы вам показать небольшой фильм о Байкале. | Научный текст: термины, чёткость, факты, отношение автора к объекту не понятно. Художественный текст: эмоции, чувства, переживания; достигается за счёт литературных приёмов (контраст. звукопись, олицетворения, сравнения), отношение автора понятно. *После просмотра фильма дети составляют текст. *Дети по желанию зачитывают получившиеся тексты. Потом все тексты дети приклеивают на плакат. | *регулятивные самоконтроль (осуществлять итоговый контроль по результату) *познавательные общеучебные (контролировать и оценивать процесс и результат деятельности) |
6. Итог -В 1996 году Байкал был включён в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. -Почему? - Цель нашего заседания познакомиться с озером Байкал и узнать в чём его уникальность. - Это удивительное озеро нуждается в защите. Как вы думаете от кого? - Я предлагаю вам придумать плакаты призывающие охранять озеро, которыми мы потом дополним нашу газету о Байкале. | *Это самое глубокое озеро в мире. Всё здесь уникально, особенно: и вода, и лёд, и ветры, и обитатели. Биологическое разнообразие водоёма даёт неоценимый материал для изучения. Необходимо сохранить эту жемчужину. *От человека. *Учитель раздаёт детям листочки с изображением нерпы (символом Байкала) | *личностные самоопределение (осознание ответственности человека за общее благополучие) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Апрель - водолей». УМК "Перспективная начальная школа"
Урок окружающего мира по теме: «Апрель - водолей» 1 классЦель: формировать знания о характерных признаках весны в живой и неживой природе, об изменениях в жизни растений и животных с приходом ве...
Трунова А.И. урок окружающего мира 1 класс по теме "Красная книга" УМК Перспективная Начальная Школа
урок окружающего мира ПНШ 1 класс...
Урок математики в 1 классе. Тема: Четырехугольники. Прямоугольники. УМК "Перспективная начальная школа"
Данный урок проводится во втором полугодии 1 класса и продолжает линию изучения геометрического материала, после непродолжительного перерыва. До этого дети познакомились с понятием «прямой угол», науч...
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: Расти здоровым. УМК "Перспективная начальная школа"
Разработка урока по предмету "Наш мир" 2 класс, основанного на принципах адаптивной школы....
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Родственные слова" УМК "Перспективная начальная школа"
Урок русского языка во 2 классе, на котором дети закрепляют знания о формах слова и знакомятся с корнем слова...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Существительные первого склонения" Перспективная начальная школа
Презентация составлена к открытому уроку русского языка по теме "Существительные первого склонения" 3 класс....
Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Расти здоровым» УМК «Перспективная начальная школа»
Разработка урока окружающего мираво 2 – ом классе по теме:«Расти здоровым»УМК «Перспективная начальная школа»...