Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Апрель - водолей». УМК "Перспективная начальная школа"
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) по теме

 

Урок окружающего мира по теме: «Апрель - водолей» 1 класс

Цель:

  • формировать знания о характерных признаках весны в живой и неживой природе, об изменениях в жизни растений и животных с приходом весны,  с изменениями в неживой природе; 
  • развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; развивать умение работать в группах;
  • воспитывать интерес  и любовь к природе, бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira._aprel_-_vodoley.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме: «Апрель - водолей» 1 класс

Цель:

  1. формировать знания о характерных признаках весны в живой и неживой природе, об изменениях в жизни растений и животных с приходом весны и связи с  этим изменений в неживой природе;
  2. развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; развивать умение работать в группах;
  3. воспитывать интерес  и любовь к природе, бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, презентация, карточки – опросники - тесты,   солнышки.                                                                             (СЛАЙД 1)

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

  1. Введение в тему урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о весенних   изменениях в природе.          

- Человек и природа не разделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьёв, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.

- Какие времена года вы знаете? (ответы детей)      (СЛАЙД 2: времена года.)

Учитель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).                                                               (СЛАЙД 3 )

- Почему люди так ждут весну?

( – Она дарит людям теплое солнце и свет.
– С ней связывали надежды на будущий урожай.
– С приходом весны пробуждается природа.)

- А вы знаете, сколько месяцев продлится весна? А сейчас  “Доскажите словечко”.

Прошла зима.
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (
март!)
За ним другой стучится в дверь,
И называется … (
апрель!)
И третий месяц вспоминай,
Как называется он? … (
май!)                                                               (слайд 4)

- Ребята, в народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних наблюдений людей.

(Слайд 5 с картинками и названиями месяцев)

Март – протальник, капельник

Апрель –  водолей, снегогон

Май – травень.          

- Почему так названы месяцы?

- А какой сейчас идет месяц? Какое у него еще есть название?                 (СЛАЙД 6) 

- Вот о нем мы сегодня и поговорим.                                      

  1. Работа над темой урока.

Родина слова апрель — Древний Рим. Оно означает теплый, солнечный. Апрель — снегогон, растопил снега.  (Дети каждый читают по предложению, которые заготовлены заранее и лежат на  парте).

А что говорили в народе про апрель:                          

Апрельские лужи землю будят.

Где в апреле река, там в июле лужица.

Где в апреле вода, там в июле трава.

В апреле земля преет.

Апрель — пора большой воды.                                                                        (СЛАЙД 7)  

3. Физминутка. - А сейчас давайте отдохнём и поиграем:

Игра на внимание. (под мызыку)

Я называют месяцы. Если месяц летний, то вы машете руками себе в лицо (жарко).  Если  весенний, то поднимаем руки вверх и тянемся, растём, если осень, то приседаем собираем урожай.

(Март, июнь, сентябрь,  май, июль, октябрь, апрель.)                           

- Ребята, к нам на урок заглянул Вини-Пух, посмотрите, какая проблема у него возникла. Однажды, летая на воздушном шарике и пытаясь обмануть пчел, Вини – Пух задумался: а что же происходит в природе с приходом весны? Он не смог ответить на этот вопрос сам и обратился к своим друзьям – Пятачку, Кролику, Сове, ослику Иа.                                                                                                             (слайд 8)

Кролик. Распускается первый весенний цветок-подснежник.            

(слайд 9)

Ослик Иа. Стало теплее.                                                                                      (слайд 12)

Сова. Просыпаются звери от зимней спячки.                                                    (слайд 10)

Пятачок. Прилетают перелетные птицы.                                                           (слайд 11)

Учитель.   Все ответили по-разному. Получилось много мнений. Кто же из них прав, какое основное, главное изменение происходит в природе весной?

Учитель:   Давайте рассуждать. Ответьте  на вопрос почему?

Почему прилетают птицы?

Д. Стало теплее, появляется корм.

У. Почему просыпаются звери?

Д. Стало теплее, можно найти еду.

У. Почему распускается первый весенний цветок – подснежник?

Д. Стало теплее.

У. Значит, какое изменение в природе весной самое главное?

Д. Потепление.

У. Сделайте вывод: кто из друзей Вини-Пуха прав?

Д. Прав ослик.

Учитель: Значит, ребята, как узнать, что весна пришла? Какие приметы весны вам известны?

Возможные ответы детей:

– Солнце ярче светит.
– Тает снег, лед
– Дни становятся длиннее, ночи – короче.
– Весной всегда какое-то особое настроение.
– Весной все становится красивым и добрым.

 – Прилетают птицы.      

-  А как в природе называется явление,  когда на реке начинает быстро таять лед?

- Ледоход. (Учебник с. 157) – беседа.                                                          (СЛАЙД 13)

– Да, вы назвали приметы весны, а весна – это свет, радость, начало новой жизни.

- А теперь давайте поговорим о некоторых признаках весны более подробно.

Насекомые весной

Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я поймать его хотел - он вспорхнул и улетел (бабочка).                                                                                             (СЛАЙД 14)

Те, с кем рядом я жужжала,

Помнят - у меня есть жало

И на брюшке полоса,

Потому что я ... (оса)                                                                                       (СЛАЙД 15)

Если пил ты чай с медком,

С ней ты хорошо знаком.

Много меду собрала

Работящая ...(пчела)                                                                                     (СЛАЙД 16)

Теплым днем, весною, в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский ...(жук)                                                                       (СЛАЙД 17)

- Как этих животных можно назвать одним словом? (Насекомые)

- Каких еще насекомых вы можете мне назвать?                                       (СЛАЙД 18)

- Какой главный признак всех насекомых? (6 ног).

- Ребята назовите, какие изменения происходят в их жизни весной?

Все насекомые весной просыпаются. И с первого дня начинают свою тяжелую работу. В мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие  - один день. Одни – полезные, другие – вредные. Куда бы ты не пошел – в сад, на луг, или в лес – всюду тебя окружают насекомые.  Ползет в траве жук, вьются над цветами пчелы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы. Подойдешь к речке – и там насекомые. Всюду, куда не посмотришь, живут насекомые, наши маленькие, незаметные соседи.                        (СЛАЙД 19)

- Давайте познакомимся с некоторыми из них:

1) Пчела. Это насекомое человек приручил. Они живут в специальных домиках – ульях. Из воска  строят соты. В эти соты (ячейки) пчелы раскладывают яйца, отложенные пчелиной царицей (маткой). Когда из яиц вылупится личинка, пчелы ее кормят, и из ячейки выходит молодая пчела. Когда пчеле исполнится три недели, это будет уже не молодая, а взрослая пчела. Тогда она начнет улетать из улья, собирать на цветах нектар и пыльцу.

2) Чтобы собрать полстакана меда, пчелка должна облететь 1000 000 цветов! Прилетев, пчелка танцем сообщает подругам, где находится много хороших цветов. Если она делает круги, значит, цветы близко, если танцует восьмерки – далеко.

                                                                                                                    (СЛАЙД 20)

Бабочка. Большинство бабочек вылупляется весной. Сразу же после таяния снега в солнечную погоду на растениях можно увидеть жёлтых бабочек-лимонниц. Бабочки приносят нам только пользу, они радуют нас своей красотой, опыляют цветы. Правда, есть в природе бабочка- капустница, она откладывает яйца на капустных листьях , потом из них появляются личинки, которые поедают капусту и с такой бабочкой человек не дружит.   А, вот других красавиц обижать не надо. (СЛАЙД 21)

РАБОТА в тетради (с.71 записать название насекомых)

5. Физминутка: Утром бабочка проснулась,                 МУЗ.ПАУЗА

Улыбнулась, потянулась.

Раз, росой она умылась,

Два, изящно покружилась.

Три, нагнулась и присела.

На четыре - полетела.                                                                                    (СЛАЙД 22)

Растения весной.

 

1)    Что происходит с растениями весной?

 (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки,  затем появляются листья,

 появляется молодая травка; некоторые травянистые растения начинают цвести).

                                                                                                                       

Послушайте загадку:

 

                        Первым вылез из землицы на проталинке.

                        Он мороза не боится хоть и маленький.                            (СЛАЙД 23) 

- А кто знает почему его так назвали?         (они первыми появляются из-под снега)

 

- Где появляются первые весенние цветы?   (на открытых местах, где много солнца, света, влаги).

 

- Тепла им требуется немного, вот они и цветут в начале весны, когда ещё кое-где в низинах лежит снег.

 - А кто знает, как ещё называют такие растения?    (Первоцветы.   Раннецветущие растения)

 - Какие раннецветущие травянистые растения вы знаете?

Мать – и – мачеха  появляется как только сойдёт снег. На бурой земле появляются золотисто-жёлтые цветки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает под снегом. Она раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Своё название это растение получило за листья. Верхняя сторона их холодная – мачеха, а нижняя тёплая – мать. Используется для лечения простудных заболеваний.                                                                                          (СЛАЙД 24)

Медуница  - этот ранний весенний цветок интересен тем, что на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые, синие. Это лекарственное растение. Используют его для лечения болезни лёгких.                                                               (СЛАЙД  25)

6. Закрепление

1. После какого времени года наступает весна?

А) Лето.

Б) Зима.

В) Осень.

2. Как в народе называют апрель?

А) протальник.

Б) водолей.

В) травень

3. Кто просыпается весной?

А) Дети.

Б) Насекомые

В) Взрослые.

4. Что происходит со льдом на реке весной?

А) Ледопрыг.

Б) Ледобег.

В) Ледоход.                                                                         (СЛАЙД  26,27) ответы)

6. Итог урока

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- А кому нравится весна?

- А как узнать что весна уже наступила?

- А сейчас возьмите в руки солнышко и нарисуйте улыбку, если у вас хорошее настроение. Покажите мне солнышко. Улыбнитесь мне также! Молодцы!

                                                                                                             (СЛАЙД 28)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Расти здоровым» УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока окружающего мираво 2 – ом классе по теме:«Расти здоровым»УМК «Перспективная начальная школа»...

Разработка урока окружающего мира 3 класс по теме "Древнерусское государство" УМК "Начальная школа 21 века"

На уроке в ходе фронтальной и групповой работы учащиеся подходят осознанному пониманию понятий «Древнерусское государство», «роль личности в истории». К уроку есть необходимое приложение + презентация...

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "На службе у человека" "Школа 2100"

Презентация к уроку по окружающему миру УМКа "Школа 2100" тема "На службе у человека" с использованием сингапурских структур....

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс, по теме "Здоровая пища", УМК Начальная школа 21 века

Цель деятельности педагога: создать условия для уточнения  знаний  о  правильном  питании,  ознакомления  с  понятиями  здоровая пища, вредные продукты, полезны...

Конспект урока окружающего мира 2 класс, «Звёзды и созвездия», УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с таким объектом неживой природы как звезда, формирование у обучающихся понятий “звёзда”, “созвездие”. Планируемые...

Конспект урока окружающего мира + презентация «Твоя безопасность на улице» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений применять теоретические правила безопасного поведения на улице.Планируемые результатыПредметные:знать, правила безопасного поведения...