Проблемы воспитания "трудных" детей
статья (2 класс) на тему
В стаье раскрыты основные формы работы с родителями "трудных" детей и основные признаки педагогического такта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_vospitaniya.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы воспитания « трудных» детей.
В современной школе проблема «трудных» учащихся считается одной из главной. По определению Н. Зверевой, «каждый класс, как и трудный ребёнок, труден по своему»…
Ребёнок запущен взрослыми людьми, в первую очередь – родителями. Они не сумели или не захотели дать ему то, что необходимо для его нормального развития; в итоге малышу трудно общаться с педагогами и товарищами по группе. Он часто просто не знает, что тот или иной поступок плох, а его во всех случаях одёргивают, стыдят и наказывают.
Социально и педагогически запущенные дети, как правило характеризуются неадекватной самооценкой – либо завышенной либо заниженной. Они менее социально приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм.
В отношениях со взрослыми также дети чувствительны к угрозе, застенчивы, робки. Они легко выводятся из состояния равновесия, полны предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической деятельности.
Запущенный ребёнок пытается компенсировать своё положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступка с целью привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворённость его основных потребностей быть личностью ( для младших школьников – это потребность быть хорошим учеником) и быть принятым (быть сильным, здоровым , красивым) оказывает на него разрушающее влияние.
Распространённая форма социально педагогической запущенности детей – избалованность.
Избалованные дети растут, как правило, в благополучных, материально обеспеченных семьях, где на единственного ребёнка активно влияют родители, бабушки, дедушки, другие родственники. Здесь дети с первых дней жизни привыкают к особому положению «кумира» семьи, все пожелания ,которого немедленно удовлетворяются. Такие дети обычно хорошо развиты, умеют продемонстрировать свои достижения перед знакомыми и воспитателями. Они знают правила поведения, но придерживаются их тогда, когда эти правила помогают им выгодно оттенить свои достоинства. В общении с товарищами часто бывают грубыми, претендуют на главные роли в играх и на утренниках. Избалованные дети не приучены к труду, даже в старшем дошкольном возрасте они ждут помощи от других.
К сказанному нужно добавить, что родители, которые избаловали детей, часто проявляют недоверие к учителю, считают, что в школе не оценили достоинства их ребёнка, несправедливы к нему. Это ещё больше осложняет коррекцию поведения школьника работу педагогов с семьёй.
Итак, первый опыт взаимоотношений с окружающими в семье. Всё что наблюдает ребёнок в родительском доме, воспринимается им как норма, как модель человеческих отношений, эталон его собственного поведения. Поэтому корни трудности, которые встречаются в воспитании и в детском саду, и в школе, находятся в семье.
Следует отметить также взаимосвязь терминов «индивидуальный подход» и «педагогический такт».
И.В.Страхов выделяет основные признаки педагогического такта:
- естественность, простота обращения без фамильярности, искренность тона, лишённая всякой фальши;
- доверие к школьнику без попустительства;
- просьба без упрашивания;
- советы и рекомендации без навязчивости;
- требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
- серьёзность тона без натянутости в отношениях;
- ирония и юмор, лишённые унижающей насмешливости;
- требовательность без мелкой придирчивости;
- деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
- твёрдость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без обоснованной отмены требования;
- развитие самостоятельности без мелочной опеки;
- быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений;
- внимательность к ученику без подчёркивания своего контроля;
- спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость.
Основной путь преодоления лени – воспитание потребности в труде. Преодоление лени значительно способствует воспитанию воли. Перебороть свою душевную слабость всегда приятно любому человеку. Подобную радость надо поддерживать у каждого школьника, помогая ему укрепить свою волю.
Воспитательное воздействие на ленивых следует предпринимать с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников мы чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью.
Как устранить эгоистическую направленность личности ребёнка? Прежде всего устранить или свести к минимуму действие тех причин, которые вызывают эгоизм различных видов. В борьбе с эгоизмом детей надо учитывать их возраст. Не так уж редко возникают конфликтные ситуации и в процессе взаимодействия классного руководителя с упрямыми ,непослушными, капризными детьми. Разрешая эти ситуации, учитель должен действовать твёрдо, быть требовательным, но одновременно доброжелательным и тактичным. Не надо стремиться во что бы то ни стало переупрямить упрямца и тем более сломить его волю, прибегать к угрозам и неприкрытому и грубому давлению. Больший воспитательный эффект достигается ненавязчивым и деликатным советом. Иногда целесообразно дать возможность упрямому ребёнку поступить оп – своему, чтобы пережить неудачу и на деле убедиться в неразумности своего поведения.
Для искоренения такого качества, как лживость, надо обратить особое внимание на воспитание у таких детей честности и смелости, готовности мужественно перенести наказание за совершённый поступок. Воспитатель сам должен быть примером честности и искренности. Никогда не следует оставлять без последствий проступок, маскируемый ложью. Но надо избегать таких средств наказания, которые вызывают у ребёнка чувство страха и глубокой подавленности.
Огромное воспитательное воздействие на ребёнка оказывает семья. Именно в семье закладываются основы морально – нравственных качеств ребёнка, формируются оценочные суждения, закладывается характер. Поэтому при искоренении у учащихся «плохих» качеств и воспитании у них «хороших»необходимо вести работу не только с самим школьником, но и его семьёй.
Для того чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. Целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы работы с родителями. Разъяснительную работу, начатую, например, на родительских собраниях, следует продолжать при индивидуальных встречах с ними дома и в школе.
Назовём основные формы работы с родителями:
- посещение семьи школьника;
- приглашение родителей в школу;
- классные родительские собрания;
- беседы и лекции для родителей;
- консультации; вечера вопросов и ответов;
- конференции по обмену опытом воспитания;
- знакомство родителей с педагогической литературой;
- работа с активом родителей.
Итак, работая с «трудными» детьми, классный руководитель должен помнить, что чаще всего появление этих детей обусловлено лишением их внимания, любви, ласки и заботы со стороны взрослых(родителей, учителей, воспитателей) и сверстников.
Коррекционно – воспитательная работа должна строиться на принципе индивидуального подхода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание личности ребенка с проблемами в развитии средствами изобразительной и музыкальной деятельности.
Реферат Воспитание личности ребенка с проблемами в развитии средствами изобразительной и музыкальной деятельности....
Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте
Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте Детские капризы и шалости – неотделимая часть детства. Дети еще только «врастают» в принятые нормы, приспосабливаются к ним, ищут свое место, ...
Проблемы с почерком у школьников младших классов
Эта проблема довольно распространена у младшеклассников. Немудрено, ведь обучение письму очень трудная работа для ребенка. Как помочь школьнику?Трудности с почерком, как правило, возни...
Проблема мусора
Исследовательская работа по проблеме мусора...
Литературное чтение. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СКАЗКЕ (на примере произведения Л. Муур «Крошка Енот»)
Урок проводился во втором классе, УМК " Система Занкова Л.В.".Цели урока: раскрыть нравственное содержание сказки;развивать умение осмысливать художественную идею произведения,умение раскрыть основную...
Собрание для родителей первоклассников «Основные проблемы учеников 1 класса, причины их возникновения и пути их преодоления »
Основные проблемы учеников 1 класса, причины их возникновения....
Методическая публикация по проблемам образования. «Проблемы дефекта речи у младших школьников с помощью игровых упражнений»
Устранение дефектов речи у младших школьников с помощью игровых упражнений....