Портфолио ученика начальной школы
статья (1 класс) на тему

Коваленко Людмила Николаевна

Содержание. Основные разделы. Оформление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио ученика начальной школы: Система оценки                    планируемых результатов

                                                                                                                        Оптимальным способом организации системы накопительной оценки обучающегося является портфолио, основное назначение которого - показать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной; показать его личность, которую не всегда можно увидеть за отметкой. Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать умение учиться.                                                                                                                Выделяются следующие функции портфолио: диагностическая (она фиксирует изменения, и рост знаний обучающихся за определённый период времени). Данная функция наглядно продемонстрирована в разделе документов «Мои успехи в учёбе»: куда включены мониторинговые таблицы за все четыре года обучения семестровых и годовых отметок по предметам, техника чтения, мониторинг административных контрольных работ, предметных и метапредметных диагностик со всеми прилагаемыми работами. И учитель, и родители, и сам ученик наглядно могут проследить динамику  успехов или неудач в обучении в течение всех четырёх лет. В моём классе на родительских собраниях, которые проводятся в конце каждого семестра и в конце учебного года, родители, перелистывая страницы Портфолио, знакомясь с мониторинговыми таблицами и работами своих детей, не испытывают неловкости, так как каждый видит результаты только своего ребёнка, не сравнивая его с другими детьми. А учителю лишь остаётся осветить общую картину по успеваемости в классе, по результатам проведённых предметных и метапредметных  диагностик.                                                                                              Следующая функция, которую выполняет портфолио содержательная, она раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ. Данные работы размещены в разделе «Мои творческие, проектные и исследовательские работы». В этом разделе также могут быть рисунки, фотографии, литературные работы: стихи, сказки, рассказы, которые сочинили  сами ребята.  В создании творческих и исследовательских работ, а также проектов допустима и даже приветствуется помощь родителей. Хочется заметить именно помощь, а не полностью выполненная родителями работа. Этот раздел, на мой взгляд, наиболее ярко раскрывает интересы, способности и возможности каждого ребёнка. Ребята, все без исключения, с великим удовольствием пополняют данный раздел своими работами, демонстрируя всё своё творчество и мастерство.

        Следующая функция, которую выполняет портфолио - мотивационная. Она ярко прослеживается в разделе «Мои достижения», в котором размещены результаты деятельности обучающихся в виде грамот, дипломов, сертификатов, которые ребята получают за участие и победы в различных конкурсах, олимпиадах, как  открытых, так и дистанционных.  В моём классе всегда очень много детей, желающих поучаствовать в таких олимпиадах и конкурсах. Примерно два раза в месяц, я раздаю своим ученикам список ближайших мероприятий, с кратким их описанием, а ребята уже сами принимают решение, в каких из них они хотят поучаствовать. Ни с чем не сравнима та радость и гордость, которую испытывает ребёнок, становясь победителем или призёром олимпиады или конкурса. И вот здесь, конечно же, повышается самооценка ученика, может быть именно того, у которого не всё складывается с учёбой, возрастает его мотивация, появляются положительные эмоции, которые помогают преодолеть какие-то трудности и в учебной деятельности.                        Рейтинговая функция портфолио позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. И вот здесь неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

        Портфолио, благодаря своим особенностям, становится важнейшим элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов начального образования: предметных, метапредметных и личностных. Оно повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей и проследить индивидуальный прогресс каждого ученика начальной школы, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников.                                                                         Работа по сбору папки личных достижений, является одним из приёмов технологии «всматривания в себя», которая понадобится ребёнку не только в учёбе, но и на протяжении всей последующей жизни. Портфолио формирует активную жизненную позицию ученика, способного принести пользу современному обществу.

В конце учебного года в разделе «Пожелания и отзывы» сам ребёнок, одноклассники, родители и учитель могут оценить работу за учебный год, проанализировать, что получилось, а над чем ещё предстоит потрудиться. Также в конце года можно провести презентацию портфолио в различных номинациях.                                                                                                         Хочется отметить,  что Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника начальной школы и играет важную роль при определении вектора дальнейшего развития и обучения ребёнка, переходящего в 5 класс средней школы. И дальнейший успех, и развитие обучающегося уже среднего звена будут зависеть от тесного сотрудничества классного руководителя, родителей и самого ребёнка.

Вот уже третий год я сотрудничаю с издательством «Планета», которое выпускает книги – портфолио для каждого класса. Учителю очень важно помнить, что Портфолио – это не только папка с грамотами и дипломами, но и возможность детей рассказать о себе интересно и грамотно, раскрыть свой творческий потенциал.  Заполняя страницы портфолио, ребята проявляют фантазию, творческую выдумку, фиксируют успехи.                                                Работу по книге - портфолио  я провожу обычно на классных часах, которые стали проходить более интересно. Ведь кроме бесед по различным направлениям, ребята могут практически применить полученные знания, работая по данной книге. Некоторые странички они заполняют дома, совместно с родителями.  Я очень довольна данными изданиями и рекомендую учителям использовать их в своей работе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы

Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

портфолио ученика начальной школы (шаблон)

Портфолио ученика начальной школы  (шаблон)   Заполнить титульный лист  и стр.3 "Моя семья"...

возможный вариант оформления портфолио ученика начальной школы

Примерный вариант подскажет какие разделы портфолио должны раскрывать ребенка как разностороннюю личность....

Портфолио ученика начальной школы

Как помочь первокласснику в создании Портфолио, рекомендации для родителей.В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но ...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...