Взаимодействие семьи и школы как средство успешного развития внутришкольной социальной среды.
статья на тему

                  Одним из условий   успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся является эффективное сотрудничество учителя и родителей обучающихся.

                  Актуальность данной проблемы обусловлена обострением социальных проблем современной семьи, в результате чего наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей и сокращение времени на общение с ними.

Цель работы:

Разработать  эффективную  систему взаимодействия семьи и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon goncharova.zip.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

XIII Международная Ярмарка

 социально-педагогических инноваций

Взаимодействие семьи и школы

как средство успешного развития внутришкольной социальной среды

                  Одним из условий   успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся является эффективное сотрудничество учителя и родителей обучающихся.

                  Актуальность данной проблемы обусловлена обострением социальных проблем современной семьи, в результате чего наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей и сокращение времени на общение с ними.

Цель работы:

Разработать  эффективную  систему взаимодействия семьи и школы.

                  Как показывает современная педагогическая практика, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия, предполагающий совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Основой  сотрудничества школы и семьи является общая  цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.

                  Эта цель направлена на решение общих задач воспитания:

  • обеспечение качественного образования учащихся;
  • формирование нравственности и культуры поведения  учащихся;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

                   Решая данные задачи, работу с родителями я строю по следующим направлениям:

  • изучение семей учащихся;
  • психолого-педагогическое просвещение  родителей, ориентированное  на обсуждение актуальных и значимых проблем;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

                    Для изучения семей учащихся использую разнообразный диагностический материал:

  • тесты, анкеты, опросники,
  • методики, направленные на изучение микроклимата в семье,
  • рисуночные диагностики, которые позволяют корректировать взаимоотношения детей и родителей.

                    Планируя работу с родителями, большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению. Как правило, это теоретико-практическое обучение родителей, для которого наиболее удобны следующие формы работы:

  • лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене;
  • тематические консультации;
  • тренинги;
  • родительские собрания.

                   Из групповых форм работы, проводимых с родителями, считаю наиболее эффективными родительские собрания. Эффект был достигнут в результате изменения методики их проведения. Самым действенным, на мой взгляд, является применение технологий интерактивного обучения, которые я использую в своей педагогической практике восьмой год.

    Учитель и родитель - часть одной команды; мы работаем над достижением общей цели, практически все оказываемся вовлеченными в процесс познания, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

                  В своей работе использую разнообразные интерактивные методы обучения:

  • работа в малых группах,
  • письменные дебаты,
  • мозговой штурм,
  • мультимедийные презентации,
  •  ролевая игра,
  •  групповая дискуссия,
  •  музей.  

   Очевидна и  эффективность такой работы:

  • родители сами определяют свой вклад в работу,
  • целое всегда больше, чем сумма частей,
  • доброжелательная, спокойная атмосфера,
  • сотрудничество поощряет взаимную вежливость.

                   Использование активных методов обучения позволяет легко вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

    С большим удовольствием родители принимают участие в подготовке и проведении таких мероприятий, как  научно-практическая конференция «Первые шаги», открытые уроки-праздники («Праздник числа», «Прощание с азбукой», «В гостях у сказки!»), конкурсные праздничные программы («Рыцарский турнир», «Конкурс карнавального костюма», «Для вас, любимые», «Прощание с начальной школьной»),  спортивные праздники, классные часы («В мире профессий», «Наши защитники»).

   Участие  родителей в досуговой деятельности играет огромную роль в укреплении семьи.

   Привлекая родителей к участию в воспитательной работе класса, я обращаю серьёзное внимание на поощрение самых активных (благодарственные письма, грамоты, медали).

                    Для анализа результативности осуществляемой работы с родителями  систематически провожу мониторинги, с использованием различного диагностического материала: анкеты, тесты, наблюдения; обратная связь в конце каждой встречи, собственная рефлексия, с целью изучения эффективности и актуальности проводимой работы.

                    Результаты текущего и итогового мониторинга в конце каждого учебного года позволяют оценить эффективность работы с родителями.

  Явка на  родительские собрания и внеклассные мероприятия практически составляет 100%, многие родители приходят в школу семейными парами.

 Анкетирование родителей выпуска 2011 года показало, что до поступления ребёнка в школу знания по проблемам воспитания имели лишь 35% родителей, а в конце четвёртого года обучения показатель увеличился  до 97%.

  Уровень воспитанности учащихся так же имеет положительную динамику: если в  первом классе средний балл был равен 4, то к концу четвёртого – 4,8.

                     Вывод: Проводимая работа с родителями  формирует  у них правильное представление о своей роли в воспитании ребёнка и  необходимости участия в учебно-воспитательном процессе класса и школы.

Из опыта работы учителя начальных классов Гончаровой Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы

•Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.Задачи:Создание оптимальных условий функционирован...

Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

Взаимодействие семьи и школы как средство успешного развития внутришкольной социальной среды.

                Одним из условий   успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся является эффективное сотрудничество учителя и...

Взаимодействие семьи и школы как основное средство сохранения и развития традиций семейного воспитания.

1-2 декабря 2015 года в Южно-Сахалинске состоялась областная научно-практическая конференция «V Сахалинские Рождественские образовательные чтения: Традиции и новации: культура, общество, личность». Ко...

Статья"Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы"

В данной статье раскрыты все аспекты воспитательной работы проводимой в МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа им.В.А.Дерягина" городского округа Судак. Статья будет полезна классны...

Статья "Взаимодействие семьи и школы, как условие всестороннего развития личности ребенка".

Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать всесторонне развитую личность....

Единство семьи и школы - главный путь успешного формирования социальной среды развития обучающихся

Я считаю, что единство семьи и школы - главный путь успешного формирования социальной среды развития обучающихся....