Взаимодействие семьи и школы как средство успешного развития внутришкольной социальной среды.
статья на тему
Одним из условий успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся является эффективное сотрудничество учителя и родителей обучающихся.
Актуальность данной проблемы обусловлена обострением социальных проблем современной семьи, в результате чего наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей и сокращение времени на общение с ними.
Цель работы:
Разработать эффективную систему взаимодействия семьи и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goncharova.zip.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
XIII Международная Ярмарка
социально-педагогических инноваций
Взаимодействие семьи и школы
как средство успешного развития внутришкольной социальной среды
Одним из условий успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся является эффективное сотрудничество учителя и родителей обучающихся.
Актуальность данной проблемы обусловлена обострением социальных проблем современной семьи, в результате чего наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей и сокращение времени на общение с ними.
Цель работы:
Разработать эффективную систему взаимодействия семьи и школы.
Как показывает современная педагогическая практика, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия, предполагающий совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.
Эта цель направлена на решение общих задач воспитания:
- обеспечение качественного образования учащихся;
- формирование нравственности и культуры поведения учащихся;
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
Решая данные задачи, работу с родителями я строю по следующим направлениям:
- изучение семей учащихся;
- психолого-педагогическое просвещение родителей, ориентированное на обсуждение актуальных и значимых проблем;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Для изучения семей учащихся использую разнообразный диагностический материал:
- тесты, анкеты, опросники,
- методики, направленные на изучение микроклимата в семье,
- рисуночные диагностики, которые позволяют корректировать взаимоотношения детей и родителей.
Планируя работу с родителями, большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению. Как правило, это теоретико-практическое обучение родителей, для которого наиболее удобны следующие формы работы:
- лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене;
- тематические консультации;
- тренинги;
- родительские собрания.
Из групповых форм работы, проводимых с родителями, считаю наиболее эффективными родительские собрания. Эффект был достигнут в результате изменения методики их проведения. Самым действенным, на мой взгляд, является применение технологий интерактивного обучения, которые я использую в своей педагогической практике восьмой год.
Учитель и родитель - часть одной команды; мы работаем над достижением общей цели, практически все оказываемся вовлеченными в процесс познания, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
В своей работе использую разнообразные интерактивные методы обучения:
- работа в малых группах,
- письменные дебаты,
- мозговой штурм,
- мультимедийные презентации,
- ролевая игра,
- групповая дискуссия,
- музей.
Очевидна и эффективность такой работы:
- родители сами определяют свой вклад в работу,
- целое всегда больше, чем сумма частей,
- доброжелательная, спокойная атмосфера,
- сотрудничество поощряет взаимную вежливость.
Использование активных методов обучения позволяет легко вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.
С большим удовольствием родители принимают участие в подготовке и проведении таких мероприятий, как научно-практическая конференция «Первые шаги», открытые уроки-праздники («Праздник числа», «Прощание с азбукой», «В гостях у сказки!»), конкурсные праздничные программы («Рыцарский турнир», «Конкурс карнавального костюма», «Для вас, любимые», «Прощание с начальной школьной»), спортивные праздники, классные часы («В мире профессий», «Наши защитники»).
Участие родителей в досуговой деятельности играет огромную роль в укреплении семьи.
Привлекая родителей к участию в воспитательной работе класса, я обращаю серьёзное внимание на поощрение самых активных (благодарственные письма, грамоты, медали).
Для анализа результативности осуществляемой работы с родителями систематически провожу мониторинги, с использованием различного диагностического материала: анкеты, тесты, наблюдения; обратная связь в конце каждой встречи, собственная рефлексия, с целью изучения эффективности и актуальности проводимой работы.
Результаты текущего и итогового мониторинга в конце каждого учебного года позволяют оценить эффективность работы с родителями.
Явка на родительские собрания и внеклассные мероприятия практически составляет 100%, многие родители приходят в школу семейными парами.
Анкетирование родителей выпуска 2011 года показало, что до поступления ребёнка в школу знания по проблемам воспитания имели лишь 35% родителей, а в конце четвёртого года обучения показатель увеличился до 97%.
Уровень воспитанности учащихся так же имеет положительную динамику: если в первом классе средний балл был равен 4, то к концу четвёртого – 4,8.
Вывод: Проводимая работа с родителями формирует у них правильное представление о своей роли в воспитании ребёнка и необходимости участия в учебно-воспитательном процессе класса и школы.
Из опыта работы учителя начальных классов Гончаровой Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы
•Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.Задачи:Создание оптимальных условий функционирован...
Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста
Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....
Взаимодействие семьи и школы как средство успешного развития внутришкольной социальной среды.
Одним из условий успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся является эффективное сотрудничество учителя и...
Взаимодействие семьи и школы как основное средство сохранения и развития традиций семейного воспитания.
1-2 декабря 2015 года в Южно-Сахалинске состоялась областная научно-практическая конференция «V Сахалинские Рождественские образовательные чтения: Традиции и новации: культура, общество, личность». Ко...
Статья"Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы"
В данной статье раскрыты все аспекты воспитательной работы проводимой в МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа им.В.А.Дерягина" городского округа Судак. Статья будет полезна классны...
Статья "Взаимодействие семьи и школы, как условие всестороннего развития личности ребенка".
Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать всесторонне развитую личность....
Единство семьи и школы - главный путь успешного формирования социальной среды развития обучающихся
Я считаю, что единство семьи и школы - главный путь успешного формирования социальной среды развития обучающихся....