" Птицы- наши друзья"
методическая разработка (2, 3, 4 класс) по теме

Лапина Евгения Вячеславовна

  Данное мероприятие проводилось в  начальной школе ребятами старшеклассниками экологического отряда " Дозорные" рамках акциии " Помоги  зимующим птицам".   Целями данного мероприятия является знакомство  учащихся младших классов с многообразием  мира  птиц и их значением,  воспитание бережного отношения к пернатым друзьям  и неравнодушея к проблемам природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.66 МБ
Файл ptitsy_-_nashi_druzya_3b.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Птицы – наши друзья»

Слайд 2

Какая наука изучает птиц? Кто такой орнитолог?

Слайд 3

Птицы Волгоградской области Богата область птицами. Преобладают представители степей, полупустынь: жаворонки, дрофы, стрепеты, серые куропатки, перепела, воробьи, синицы, славки, ласточки и другие. Многие птицы, такие, как обыкновенная пустельга, луни, орлы степные, являются хищными и питаются грызунами. Пойменные леса, лесополосы и овраги, поросшие кустарниками и деревьями, дают приют лесным птицам—иволгам, синицам, дятлам и другим. В поймах рек, на озерах обитают водоплавающие птицы. Создание водохранилищ и лесополос в области способствует распространению видов, обитающих в лесах и на водоемах..

Слайд 4

Большой пестрый дятел

Слайд 5

Большой пестрый дятел Малый пестрый дятел Трехпалый дятел Белоспинный дятел Черный дятел (желна) Вертишейка Жизнь дятлов теснейшим образом связана с лесами. Эти птицы превосходно лазают по вертикальным стволам деревьев, часто долбят их. Все дятлы, кроме вертишейки, истинные строители. Выдолбленные ими дупла, в которых дятлы выводят птенцов, впоследствии служат убежищами и местом гнездования для многих птиц-дуплогнездников , не способных самостоятельно построить себе дом. Дятлы еще и музыканты. Это единственные в наше стране птицы, которые для выражения чувств используют "музыкальные инструменты", т.е. сухой резонирующий сук, по которому бойко выстукивают свою "механическую песню

Слайд 7

- длиннохвостый - обыкновенный - пустынный Легко узнаваемая птица по ярко-красной грудке самца. Величиной с воробья (длина тела около 18 см). У самца на голове черная шапочка. Верх головы и кольцо у основания клюва, крылья и хвост черные. Подхвостье и надхвостье белые, спина голубовато-серая, брюшная сторона розово-красная. У самок брюшная сторона серая. Массивный, вздутый у основания короткий клюв черного цвета. Населяет хвойные леса от западных границ России до Камчатки и горные леса Кавказа. Оседлая и кочующая птица. После первого значительного снегопада снегири покидают свои родные леса и начинают кочевать, залетая почти во все области нашей страны. .

Слайд 8

Воробей

Слайд 9

- домовой золотистый испанский золой певчий - каменный - мраморный - общественный - полевой - снежный - черногрудый - шафрановый В домашних условиях содержатся несколько видов. Воробьи - мелкие птицы, коренастые, с умеренно длинным, сильным клювом, крылья короткие и широкие. Хвост короткий или умеренно длинный, с легкой выемкой на конце. Окраска оперения у самцов и самок у большинства видов не одинаковая.

Слайд 10

Скворец

Слайд 11

- бирманский - зеленый - обыкновенный или шпак - радужный - розовый - серый Скворцы распространены на всех континентах, за исключением полярных областей Земли. Совсем недавно они освоили Америку, где хорошо прижился обыкновенный скворец. Всего в семействе насчитывается около 100 видов. Придерживаются птицы открытых местностей: равнин, полей, обитают в лесостепи и полупустыне, предпочитают обрабатываемые поля, сады, огороды.

Слайд 12

КРАСНАЯ КНИГА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 13

Стрепет

Слайд 14

«Узнай по портрету» Задание 1

Слайд 15

Ласточки

Слайд 16

Синица

Слайд 17

Соловей

Слайд 18

Сорока

Слайд 19

Задание 2 «Птичьи разговоры»

Слайд 20

Гуси крякают Соловьи кричат Журавли гогочут Утки свистят Вороны ухают Ласточки воркуют Голуби каркают Синицы щебечут Совы пищат

Слайд 21

ОТВЕТЫ : гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

Слайд 22

« Чей это голосок?» Задание 3

Слайд 24

Синичкин день, Синичкин праздник. акция «Покормите птиц». 12 ноября отмечается осенний день птиц – день Зиновия – Синичкина

Слайд 25

Задание 4 «КОРМУШКИ»

Слайд 26

Берегите птиц – они часть живой природы!



Предварительный просмотр:

акция «Помоги зимующим птицам»

                                                 «Птицы – наши друзья»

  Оформление    БОЛЬШЕ ПТИЦ - МЕНЬШЕ ВРЕДИТЕЛЕЙ – ВЫШЕ УРОЖАЙ!

ПОКОРМИ ПТИЦ ЗИМОЙ – ОНИ ОТПЛАТЯТ ТЕБЕ ЛЕТОМ.

На доске висят меню для птичьей столовой и кормушки с пшеном, хлебными крошками, семечками:

  1. Ягоды рябины.
  2. Хлебные крошки.
  3. Кусочки сала.
  4. Семечки.
  5. Пшено.

Ведущий: Сегодняшнее  занятие  посвящено  пернатым, ведь без птичьего щебета мир был бы скучен. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьёв. А сколько вредителей уничтожают птицы…

На дворе зима и мы особое внимание должны уделять птицам, которые остались зимовать вместе с нами - накормить их и защитить. Вот почему мы эту встречу посвящаем нашим  пернатым друзьям.

        К нам пришли ребята 8 класса, которые являются активными участниками экологического  отряда « Дозорные» нашей школы.   Вам слово ребята.

   

   Ученик 1    Ежегодно, в  первые  выходные октября Союз охраны птиц России (СОПР) проводит международную акцию — Всемирные дни наблюдения птиц. Ее цель — привлечь внимание людей    к миру пернатых, к проблемам сохранения мест их обитания и охраны природы в целом. Нами было  учтено 20 видов птиц, что составило 2455 особей. Самыми массовыми отмеченными видами стали: сизый голубь, серая ворона и воробьи. Из достаточно редко встречающихся птиц в отчетах фиксировались: чибис, лебедь, ласточки,  фазан.

  Ученик 2        Ребята начальной школы тоже приняли участие в подсчете птиц, но заполняя   анкету,  многие  вносили увиденных птиц в графу – неизвестные.    Сегодня мы хотим вас познакомить  с некоторыми птицами  Волгоградской области,  чтобы  вы,  посмотрев на птицу, которая живет в лесу или в парке неподалеку от вашего дома  узнали ее. 

 Ученик1.   Ребята,  Кто такой орнитолог?

Дети.  «Орнитолог – это ученый, который изучает жизнь и  повадки птиц».

 Ученик 2        Что обозначает слово  «Орнитология»?

Дети. Орнитология – раздел по зоологии, изучающий жизнь и повадки птиц. Это слово произошло от двух греческих слов: орнитос  (птица), логос (учение).

   Ученик 3   Исследования  орнитологов показывают, что на территории Волгоградской области можно встретить 298  видов , которые принадлежат к 17 отрядам. 15 видов гусеобразных, 20 видов хищных птиц, 15 видов куликов, 11 видов чайковых, 5 голубеобразных, 5 видов дятлов, жаворонки, овсянки, воробьи, врановые и  другие. Большинство принадлежит к перелетным, появляющимся у нас весной и улетающим осенью. Некоторые прилетают к нам только на зиму. Этих птиц  относят к кочующим.  Есть 3я группа – оседлые птицы.

Давайте познакомимся с некоторыми из них -  ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1. Рассказы-загадки.

 Сможете ли вы узнать птиц по их описанию?

(  Описание  написано на карточках.  Команда  читает его  и дает ответ)

  1. Еще ее называют касаткой. Так люди выразили свою любовь к этой птичке. Ее легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Это птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю, а для отдыха садится на тонкие ветки или провода. Даже воду пьет и купается она на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. Глядя на них, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. (ласточка)
  2. На голове у нее черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка — ярко-желтая, будто птичка в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные семена, и крошки хлеба. Но больше всего охотница она до несоленого сала.
    (Синица.)
  3. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда — и остановишься как вкопанный, услышав ее песню. Звучит она на всевозможные лады. (Соловей.)
  4. Уж ее-то ни с кем не спутаешь! Вечно она трещит, скачет с ветки  на ветку,  поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дергает хвостом. Видно ее всегда Издалека.  Когда летит — то машут ее белые с черным крылья, а когда сидит — белое брюхо светится. (Сорока.)

Ученик 1 :Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают   пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

 

Ученик 2:        - Синь-синь!- посвистывает синица.

                           - Чи –чи ! Чи-чи!- вторит ей чиж.

                           - Гра-гра!- представляется грач.

Ученик  3         - Сквор – сквор! – поют скворцы.

                           - Ку-ку! Ку-ку!- зовёт кукушка.

Задание командам 2   «Птичьи разговоры»

Команды получают карточки:

                                                      Гуси             крякают

Соловьи      кричат

Журавли      гогочут

Утки            свистят

Вороны       ухают

Ласточки    воркуют

Голуби        каркают

Синицы      щебечут

Совы           пищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

 Ответы: гуси гогочут,

 соловьи свистят,

журавли кричат,

 утки крякают,

 вороны каркают,

 ласточки щебечут,

голуби воркуют,

синицы пищат,

совы ухают.

  Ученик 1                                 У каждой птицы музыка своя, свой голос,

                                                      свои для пенья сроки…

И не мешает пенью соловья

   Смешное бормотание сороки.

Звучат записи голосов птиц. Команды по очереди определяют, чьи это голоса.

3.  Определите по голосам  птицу

Ученик 3  Конкурс «Прилетели птицы».

Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Физминутка.

Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо
Умеют держаться 
И очень бесшумно
На место садятся.

 Ученик 2         Многие птицы на юг улетают,
                          Многие зиму у нас коротают,
                          Галка, ворона, снегирь, воробей.
                          Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!

Назовите   птиц, которые зимуют у нас?     (Вороны, воробьи, дятлы, сороки, синицы, снегири…)

 А почему они могут выжить в суровых зимних условиях? (Потому что мы сделали кормушки и подкармливали их)

 Ученик 1   12 ноября  отмечается  осенний день птиц – день Зиновия – Синичкина. Синичкин день, Синичкин праздник. Предложено считать его началом общероссийской культурно – экологической акции «Покормите птиц!»  

Ученик 2       В этот день  развешивают  кормушки и чтобы  привлечь всех к этому доброму делу   мы в школе проводим  акцию «Покормите птиц».   Предлагаем и вам поучаствовать  в этой акции .

Конкурс  «КОРМУШКИ»

Ученик 3   На доске вы видите  меню для птичьей столовой и кормушки     

Только не для всех птичек меню подходит.

СИНИЦЕ – САЛО;

СНЕГИРЮ – ЯГОДЫ РЯБИНЫ;

КЛЕСТУ – СЕМЕНА  ШИШЕК;

ВОРОБЬЮ – КРУПА, ХЛЕБНЫЕ КРОШКИ, но не чёрного хлеба, от него у птиц болят животики.

Эти кормушки с кормом для птиц мы повесим сегодня после уроков. Только  нужно не забывать подкладывать в кормушки корм.

Итог.

Ведущий.

-Для чего мы провели эту  встречу?  (Памятка)

Дети. (Чтобы напомнить о том, что надо беречь птиц.)

- А как беречь птиц?

Дети.

Кормить зимой!

Не разорять птичьих гнезд!.

Не подходить близко к гнездам!

Не ловить и не уносить домой здоровых птенцов.

Ведущий.

- Почему надо беречь птиц?

Дети.

- Если не будем беречь птиц, мы не сможем любоваться их красотой, слушать замечательное пение.  - Птицы – наши друзья и помощники в борьбе с вредителями.

- Если мы не сохраним птиц, погибнут леса, парки, сады от вредных насекомых.

-  Исчезнет жизнь на Земле.

-  Поэтому нам надо охранять и беречь птиц!

Домашнее задание: Кто сумеет взять самое интересное интервью у птиц зимой? Формы разнообразные: рассказ, стихотворение, записанный на пленку птичий крик, загадки, ребусы, фотографии, рисунки, книга рекордов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Птицы - наши друзья.

Презентацию можно показать детям в 1 классе на уроке, на внеклассном мероприятии для ознакомления с птицами родного края, их повадками, питанием, местах проживания....

Презентация "Птицы - наши друзья"

Каждый год в нашей школе проходит неделя экологии. В этом году наш класс представлял презентацию "Птицы наши друзья"....

конспект устного журнала "Птицы - наши друзья"

Данное мероприятия проводится для учащихся начальной школы. Детей ждут разнообразные конкурсы, кроссворды. В ходе мероприятия дети знакомятся с птицами, узнают, как им помочь зимой....

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная ме...

Птицы - наши друзья

Методическая разработка...

«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...