Россия - Родина моя
методическая разработка (1 класс) на тему
Это внеклассное мероприятие посвящено изучению символики нашей Родины. При подготовке мероприятия подобран материал для познавательной активности детей, использую различные формы: беседу, игру, викторину, практическую работу, что делает мероприятие более познавательным и содержательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «КУЗЬМИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Методическая разработка
по духовно- нравственному воспитанию
для учащихся первого класса
Автор: Шильникова Н.В.
2011
Ход мероприятия
Учитель.
(На доске ребус: Р1А (Родина).)
Ребята, разгадайте ребус. Вы узнаете о чём мы будем говорить сегодня на классном часе.
(Дети отгадывают)
Послушайте стихотворение З.Александровой о Родине.
(Читает подготовленный ученик.)
Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка –скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Учитель. А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»?
Что значит это слово для каждого из вас?
( С этими словами учитель передаёт веточку берёзы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, мой двор, мои родители, мои друзья и т.д.)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды-
Звёзды мира над Кремлём.
-Как называется наша Родина?
Ученики. Россия или Российская Федерация.
Учитель. Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту.
(Учитель показывает карту России.)
Ни одно государство не имеет такой большой территории т такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.
Посмотрите, на карте России много голубого цвета.
Это реки, моря и озёра. Очень красива и богата наша страна.
А какие прекрасные города есть в нашей России. А какой самый главный город нашей страны? Вы узнаете, если правильно разгадаете ребус.
(Учитель пишет на доске слово «Москва»)
-Москва- столица России. Столица – главный город государства.
Город чудный, город древний.
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы.
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах!
Сколько храмов, сколько башен
На святых твоих холмах!
А что является символом столицы нашего государства?
Ученики. Кремль.
(Учитель записывает на доске слово «Кремль»)
Учитель А над Кремлём развевается государственный флаг. Флаг – это символ государства. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал. Кроме флага, наше государство имеет другие государственные символы – это герб и гимн.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли. Государственный флаг означает единство страны.
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко-красного или тёмно-красного цвета прикрепляли к древку. Стяг взметался ветром. Придавая уверенность и мужество ратникам.
Затем на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамёна тогда имели различные цвета – зелёный, жёлтый, белый. красный. Их украшали богатые узоры.
Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл.
Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище, на вершине ленты, тесьма, шнуры с кистями. День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.
Учитель. На каких зданиях нашей деревни можно увидеть флаг?
( Это задание даётся детям предварительно.)
Практическая работа.
(Детям выдаются шаблоны флага. Они самостоятельно раскрашивают и в парах повторяют значения цветов.)
Учитель. Давайте рассмотрим герб нашей страны. Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.( Учитель показывает монету.) Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено?
( Дети высказываются. Учитель обобщает их ответы.)
Учитель. Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, чёрный змей –это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах.
В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве – государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей –дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства –государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.
Ученик. (Читает стихотворение С.Маршака.)
Наш герб
Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орёл двуглавый,
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный –
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв своё,
Сжимает в лапах, угрожая,
Разящий меч или копьё.
Учитель. Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. На торжественной линейке 1 сентября, когда вы впервые пришли в школу, гимн России тоже звучал. Слова гимна написал известный детский поэт Сергей Владимирович Михалков, музыку – Александр Васильевич Александров. Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни.
( Звучит гимн.)
Игра «Собери пословицу»
Учитель. Наш народ очень любит свою Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц. Работаете в группах. Объясните смысл этих пословиц.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Учитель. Какие ещё знаете пословицы и поговорки?
Ученики. 1. Дома и стены помогают.
2. Где кто родился, там и пригодился.
3. Всякому мила своя сторона.
4. Родина – землица и во сне снится.
Викторина.
1. Назовите день рождения бело-сине-красного флага.
2. Что обозначает красный цвет флага?
3. Что обозначает белый цвет?
4. Что обозначает синий цвет?
5. Где можно увидеть государственный флаг?
6. На каких зданиях нашей деревни и нашего города развевается флаг?
Рефлексия.
Учитель. Что нового узнали о нашей Родине? О чём расскажете дома?
Информационные ресурсы
1. Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. (Текст.) Издательский дом «Литера», 2006.
2. Степанова О.А., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. (Текст.) М.:ТЦ Сфера, 2004, с.16-17.
3. Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе. (Текст.) Волгоград: Учитель, 2003.
4. Ривина Е.К. Герб и флаг России. (Текст.) М.: АРКТИ, 2002.
Пояснительная записка
Важность проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения на современном этапе не вызывает сомнения. Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. Доказано, что чем раньше мы начинаем знакомить детей с государственной символикой, тем способнее они к её восприятию. Учитывая актуальность и значимость проблемы, я предлагаю внеклассное мероприятие по изучению символики нашей Родины. Материал подобран так, что учитель посвящает данной теме 2 – 3 часа. При подготовке мероприятия подобран материал для познавательной активности детей, использую различные формы: беседу, игру, викторину, практическую работу, что делает мероприятие более познавательным и содержательным.
Цели: создать условия для развития познавательного интереса к своей Родине; дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении,
о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические формировать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: изображение флага и герба России, шаблоны флага для раскрашивания, монета с изображением герба, текст и музыка гимна, пословицы о Родине, карта России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия - родина моя
Конспект классного часа для учащихся 1 класса...
Октябрятский сбор - праздник: «Россия – родина моя»
Цель сбора: прививать патриотические качества личности, формировать у детей осознанное отношение к ценностям русской культуры, повышать интерес к истории Отечества, воспитывать уважительно...
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Викторина "Русь-Россия-Родина моя"
Наше Отечество, наша Родина-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, г...
Россия,Родина моя.
Методический материал для учащихся 1-4кл. Проводится как внеклассное занятие....
Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".
Класс: 3 Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...