Внеклассное мероприятие "Дети войны"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мосинцева Елена Михайловна
Задачи мероприятия: расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне; формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны; показать участие детей в Великой Отечественной войне; воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма детей, храбрости и мужества народа; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла участникам великой Победы, чувства гордости за народ-победитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_deti_voyny.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. (Клип «Вступление». На фоне клипа ведущий говорить слова)

1. Вступительное слово.

Учитель:

Дорогие ребята! Уважаемые гости! Все вы знаете, что 9 мая наш народ празднует День Победы. Это праздник – со слезами на глазах. Потому что нет ни одной семьи в России, которой бы не коснулось горе войны.

У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки, молодые, улыбающиеся, строгие, суровые, грустные и серьезные. Их жизнь,  подвиги и страдания не были напрасными. Это поколение, которое прожило трудную, яркую героическую жизнь. И мы должны сохранить уважение к памяти наших предков, и мы никому не позволим принизить их подвиг.  

 Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как вы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть. Учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь, им пришлось заплатить слишком дорогую цену.

О чем мечтают больше всего люди? Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле. Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовётся коротко «война». Сколько помнят себя люди - столько они воюют между собой. Трудно сказать, сколько времени человечество жило в «абсолютном мире» - видно, совсем немного. Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. В Средние века более ста лет продолжалась война, названная Столетней. Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовётся Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.

  1. ( Заставка «Дети войны»)

Выходят чтецы в одеждах довоенного времени. 4 первых становятся  лицом к зрителям 4 вторых за их спинами с зажженными свечами)

1 чтец. Я хотел жить, учиться, еще чуть-чуть и я бы стал доктором...

2 чтец. В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать...

3 чтец. Я помогал отцу строить дом. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку...

4 чтец. Мама обещала меня сводить в цирк. Я очень хотел посмотреть на дрессированных  медведей.

(по очереди выходят из-за спин первых чтецов)

5 чтец вместе с 1. Мы, погибшие на полях сражений...

6 чтец вместе с 2. Мы, замученные в концлагерях...

7 чтец вместе с 3. Мы, погибшие в оккупации...

8 чтец вместе с 4. Мы, умершие от голода...

Учитель: Недоучились и не достроили. Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа».

 Виной тому стала... ВОЙНА! А она начиналась так...

(Звучит фонограмма текста Заявления Советского правительства

от 22 июня 1941 г.)

  1. Объявление о начале войны. (Голос Левитана).

Чтецы повернулись к громкоговорителю (Видео)

Звучит песня «Вставай, страна огромная». Звук микшируется.

 (чтецы уходят кроме, тех кто рассказывает стихи)

  1. (Музыка  погибшим 1 слайд)

ДЕВОЧКА.   Что случилось, скажи мне, ветер?

             Что за боль у тебя в глазах?

             Разве солнце не также светит,

             Или  вянут  травы в садах?

МАЛЬЧИК. Почему  люди  все  на  рассвете

                     Вдруг  застыли, раскрыв  глаза?

                     Что  случилось, скажи  нам, ветер,

                      Неужели  это  ВОЙНА?

(сценка: выходят мама и дочь, присаживаются)

Дочь: «Мама, что это такое – война? Какое-то страшное и непонятное слово?»

  (мать прижимает её к груди и плачет).

Мать: Что такое война?

Это взрывы, гранаты.

Это раны и кровь.

Что такое война?

Это в битве солдаты,

Это подвиг людей

И к Отчизне любовь.

Дочь: Мамочка, я войны не хочу,

Я живу и учусь,

Я тебя люблю,

Я «спасибо» скажу      (Музыка  погибшим 2 слайд)

Тем, кто мир защищал,

И страну отстоял!

( подходят к вечному огню и возлагают цветы)

Учитель: 22 июня 1941 года началась большая, жестокая война. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.

( 5. Титры с эффектами годов войны)

  1. Сорок первый! Июнь

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося  (Крутых)

  1. Сорок второй! На Ленинград

Обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой сорока дивизий

Бомбил. Он артиллерию приблизил

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил не на мгновенье

Он сердца ленинградского биение (Сальников)

  1. Сорок третий!

В сырой степи под перекопом

Где мы ломали рубежи

Где были длинные окопы,

Рвы, огражденья, блиндажи.

Там на пустынных перекрестках, чтоб их  запомнила страна

На звездах, на фанерных досках

Мы написали имена  (Корчак)

  1. Сорок четвертый!

Еще война, но мы упрямо верим,

Что будет день, мы выпьем боль до дна

Широкий мир нам вновь откроет двери,

С рассветом встанет тишина  (Спицын)

  1. Сорок пятый!

Еще стояла тьма немая,

В тумане плакала трава

Девятый день большого мая

Уже вступал в свои права (Столярчук)

«Все для фронта, все для победы” — повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было.

(6. клип детям войны посвящается)

Дети жили по суровым военным законам.

Давайте Представим себе, что мы сидим с вами в тесной фронтовой землянке. В перерыве между боями. В печурке вьется огонь, на поленьях смола, как слеза. Грустно поет гармошка, и мы слушаем рассказы о далеком фронтовом прошлом…

(7. У костра. Дети по очереди встают и рассказывают воспоминания)

Ученик 1

В то тяжелое время мне было всего десять лет. Семья была большая пятеро детей. Я самая старшая. Отец ушел на фронт. Это были самые тяжелые годы в моей жизни. Для того, чтобы выжить нужно было работать. Я рано познала труд взрослых. Я вручную серпом убирала пшеницу, вязала снопы, а зимой заготавливали дрова для колхоза и возили сено для скота.

Время было голодное и холодное. Картошку сажали на полях.  Я вместе с ребятами осенью и зимой ходила собирать оставшиеся картофелины и колосья.  Мы приносили их домой, делали из них лепёшки и пекли на железных печах.

Ученик 2

«В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы».

Ученик 3

«Я родилась в Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены домов промерзали. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, что это ночь (даже если был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки… А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…»

Ученик 4

«Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка».

Ученик 5

«Мы были малы и не участвовали в Великой Отечественной войне. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах. Собирали колоски на полях или лекарственные растения в тайге. Шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, мы чувствовали себя маленькими солдатами, борющимися против фашистских захватчиков».


Учитель: Ребята! И в нашем селе до сих пор живут «дети войны». Сегодня у нас в гостях ……,  

  А где и как встретили и пережили войну наши гости, попросим их об этом рассказать.

Им сейчас и предоставляем слово.

  (Дети задают вопросы)

- Где вы жили в это время?

-Далеко ли было до фронта?

-Учились ли вы в войну?

-А на чем и чем писали?

-как вы помогали взрослым?

-Было ли у вас свободное время? Чем вы занимались тогда?

-Голодали ли вы? А что ели?

-Как вы узнали о победе?  И так далее…

Учитель: Уважаемые…. ! Спасибо вам за то, что вы пришли к нам и рассказали так много интересного. (Вручение подарков ветеранам) 

Вам и всем детям войны мы посвящаем этот танец.

8. Танец «Дети войны»

9. клип Дети герои ВОВ

Учитель: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходящие скелеты и жгли в крематориях концлагерей. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. На фронтах и в партизанских отрядах наравне с взрослыми сражались совсем юные бойцы. До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду.

И пусть каждый задаст себе вопрос: "А я смог бы поступить так?" - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны, таких как:

10. Пионеры герои Рассказы о героях (сопровождаются показом слайдов)

Валя Зенкина 

 Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне с взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

Зина Портнова  – подпольщик. Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки. Её выдал предатель. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике. Казнена немцами и посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

Марат Казей  – партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу» и «За боевые заслуги». 11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели. В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.

Лёня Голиков. Он был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал Рихард Виртц. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. В декабре 1942 года партизанский отряд был окружен немцами. После жестоких боев удалось прорвать окружение, в строю осталось 50 человек. Продовольствие и боеприпасы заканчивались. Ночью в январе 43 года к деревне Остро-Лука вышли 27 партизан. Заняли три хаты, разведка не заметила гарнизона немцев, располагающихся поблизости. Под утро, отбиваясь, пришлось отходить к лесу. В том бою погиб весь штаб бригады и Леня Голиков. За героический подвиг в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и особые заслуги в организации партизанского движения Леня Голиков был награжден посмертно званием Героя Советского Союза.

Учитель: 

Это не все герои. О многих из них мы даже ничего не знаем. О героях страшных войн можно говорить бесконечно. Памяти павших будем достойны!

11. (заставка детям войны посвящается)

Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.

Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.

И память эта прорастает в нас,
И никуда нам от нее не деться.
Что, если вдруг опять придет война,
Вернется к нам расстрелянное детство...

Дети войны-
И веет холодом,
Дети войны-
И пахнет голодом.
Дети войны-
И дыбом волосы-
На челках детских
Седые полосы.
Земля омыта
Слезами детскими
Детьми советскими
И не советскими.
Их кровь алеет
На плацах маками,
Трава поникла-
Где дети плакали.-
Дети войны-
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания.

Склоним голову перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран.

12 Минута молчания

На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам «звездные войны»
Пусть нам снятся «звездные сны»!

13. Песня «Отмените войну»

Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что будет снами, если люди забудут ее и не передадут нам свою память? Какими мы будем без нее в нашем большом и тревожном мире? И все-таки память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее. Я надеюсь, что наше мероприятие поможет вам взглянуть по другому на ваших друзей, на родных, на самого себя, и тогда,  вы увидите, что вокруг вас мир, в котором вы живете сейчас, и в котором вам жить, когда вы повзрослеете, МИР – которому нужны ваше внимание, ваше сострадание, ваша защита. И что «В жизни всегда есть место подвигу!»

Наше мероприятие подошло к концу. Всем спасибо за внимание.

Спасибо за жизнь!!! 

9мая 1945 года отгремели последние орудийные залпы, и фашистская Германия капитулировала. Мы должны знать, что война была выиграна не только солдатами, партизанами и тружениками тыла - взрослыми, но и благодаря юным героям-детям!

Война-это страшное слово. Война-это горе, слезы. Это тяжелое испытание для всего народа. Война-это не место для детей. К сожалению, дети не только видели все ее ужасы изнутри, но даже принимали непосредственное участие. Оставшись без родителей и родного дома, юные ребята попадали на фронт и там помогали бойцам, проявляя невероятную смелость, выносливость, самоотверженность.

Как правдиво описывает историю двенадцатилетнего мальчика в своей повести «Иван» В.Богомолов. До войны, он, и другие сотни обыкновенных мальчишек и девчонок, жили другой жизнью. Учились, играли, бегали, разбивали носы и коленки. Пришел час! Юный партизан, рискуя жизнью, выполнял задания, неподвластные взрослым боевым офицерам. Так не должно быть! Но ничего нельзя сделать, ничего нельзя изменить. Иван не может жить нормально, по-детски, пока это страшное не будет уничтожено: «…а пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало…». Стойкость и мужество проявил Иван при тяжелых испытаниях.

А сколько детей сражались на море, в небе, в отрядах, в катакомбах, проявляя героизм!!!

Война-это не только военные действия и героические поступки на фронте. Война-это ужасная жизнь в тылу женщин, стариков, детей. Сегодня трудно поверить в то, что наши ровесники помогали фронту наравне со взрослыми..Сутками трудились ребята на заводах и фабриках, делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, собирали противогазы. В школьных мастерских шили для армии белье, девочки вязали теплые вещи. В госпиталях ребята помогали раненым, ставили спектакли...

И мы, живущие в тепле и мире, задаем себе вопрос: «А я смог бы поступить как герой?» Ведь чтобы быть героем, достаточно отличиться лишь однажды, совершив подвиг, рискуя жизнью. А можно, совершать подвиги каждый день, как наши герои, которые жили и работали в тылу.

А возможно быть просто хорошим человеком всю жизнь. Каждый день в течение всей жизни помнить подвиги своих ровесников-героев. Любить Родину, родителей. Не забывать, какой ценой досталась нам Победа! Забыть – значит расчеловечиться!

Мы, говорим, Вам, Спасибо!!! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа. "Отечественная война 1812 г."

Проектная деятельность учащихся 1-ого класса в рамках школьной недели краеведения, посвящённой 200-летию Отечественной войны 1812 года.Презентация по теме проекта.Результаты учебной и внеучебной детел...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»

Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...

Внеклассное мероприятие Война на Кубани

Сегодня разговор пойдет о наших односельчанах – казаках  в годы Великой Отечественной войны, о доблестных подвигах наших земляков, о творчестве нашего земляка  поэта, посвящённом военной тем...

Сценарий внеклассного мероприятия "Война и дети"

                        ВОЙНА И ДЕТИДанное мероприятие представляет собой литературно-музыкальную композицию, проводимую в форме устн...

"Песни опалённые войной". Литературно-музыкальная композиция к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Внеклассное мероприятие 1-4 классы

Внеклассное мероприятие «Песни, опалённые войной» посвящено 70-летию Великой Отечественной войны, так как на сегодняшний день развитие личности, гражданина и патриота свой Родины, обеспечение социальн...

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей"  4 класс...

Внеклассное занятие "Война и музыка "

Материал может быть использован как на уроках музыки, так и во внеклассной деятельности....