Выступление на конференции "Рождественские встречи"
статья на тему
Духовно-нравственное воспитание детей в учебном процессе и внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 30.23 КБ |
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.pptx | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №3 им. С. В. Ишеева» г. Ясногорска Тульской области»
Духовно-нравственное воспитание детей в учебном процессе и внеурочной деятельности
Учителя начальных классов
Чубуковой Н. Н.
2014 год
Духовность, нравственность неотделима от понимания Бога и Его Промысла о человеке. Недаром в народе говорится: «Где нет Христа, там нет и нравственности», поэтому так важно появление в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры», ориентированного, именно, на духовное становление личности, на приобщение обучающихся к православным ценностям.
Вместе с тем, введение курса - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга.
Целью уроков по предмету «Основы Православной культуры» в начальной школе является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка, формирование мировоззрения, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках по православной культуре, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
Введение в школе нового курса не вызвало опасений со стороны родителей моего 4 класса. На первом родительском собрании они поддержали это решение и все единогласно проголосовали «За». Я смогла убедить их, что всё это необходимо нашим детям и кратко познакомила с тематикой уроков, с содержанием текстов учебника.
Этот курс был новым и для меня. Я прошла курсовую подготовку «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы православной культуры» в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, на которой не только получила определённые знания по предмету, но и научилась практически применять их в работе с детьми, чтобы посеять в их душах и сердцах семена добра и любви.
На первом уроке провела анкетирование:
Вопросы были такими: «Что ты знаешь о православии?», «Как ты думаешь, почему Библию называют книгой книг?», «Какие церковные праздники ты знаешь?», «Знаешь ли ты, что люди делают в храмах?», «В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины?», «Чтобы вы хотели узнать на уроках по основам православной культуры?»
После опроса я сделала вывод, что дети мало знают о церковных праздниках, о храмах нашей страны, о православии, и поэтому попыталась спланировать свою работу так, чтобы восполнить пробелы детей в знаниях и воспитать в них человеческие качества: милосердие, великодушие, прощение, сострадание, раскаяние, любовь к ближнему, патриотизм.
На уроках «Основы православной культуры» отметки не ставятся. Безоценочная система не сковывала детей. Они много рассуждали, доказывали, не боялись ошибиться. Дети сами задавали вопросы, самостоятельно искали на них ответы. Меня радовало, когда на уроках возникала дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Ребята очень неплохо работали с книгой. Они с увлечением рассматривали иллюстрации, читали тексты, пытались анализировать то, что узнали. Кстати, учебник Кураева, по которому мы занимаемся, очень интересен, доступен, иллюстрирован, содержит проблемные вопросы, которые заставляют детей думать, рассуждать, приводить примеры из жизни. Содержательна и его тематика: «Милосердие и сострадание», «Совесть и раскаяние», «Золотое правило этики», «Зачем творить добро», «Любовь и уважение к Отечеству», «Подвиг». «Отношение к природе» и т. д. Все они направлены на воспитание таких качеств, которые необходимы в современном мире. Интересно, насыщенно прошла экскурсия в Ясногорском православном храме. Ребята внимательно слушали рассказ отца Дмитрия, задавали интересующие их вопросы, рассматривали иконы. Содержательная экскурсия закончилась чаепитием.
Очень часто дети самостоятельно готовили сообщения к урокам, делились своими знаниями. Через игровые задания пополнялся словарный запас учеников, дети учились применять свои знания в различных ситуациях, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение.
Успешно применяла на уроках основные виды коммуникативной деятельности, работу в парах и по группам, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения, что способствовало развитию навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей как в личностном плане, так и в предметном.
В личностном: проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, понимание и сопереживание чувствам других людей; умение анализировать и контролировать собственное поведение в разных жизненных ситуациях.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Работу по духовно-нравственному воспитанию продолжала и во внеурочной деятельности. Один раз в месяц проводила классные часы по проблемам нравственности. Тематика классных часов созвучна тому, с чем дети знакомились на уроках основ православной культуры. Вот некоторые темы классных часов: «Лихо тому, кто неправду говорит кому», «Легко воровать, да тяжело отвечать», «Не осуждай – не будешь осужден», «Гордость рождает зло», «Побеждай зло добром». На занятиях дети познакомились с произведениями разных авторов и народных сказок, а также притч, через которые учились быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, способными к сопереживанию, умеющими мирно решать конфликты.
Участие в акциях «Подарок ветерану» (изготовление поделок, рисунков для ветеранов Великой Отечественной войны), «Неделя добра» (сбор книг, игрушек для воспитанников детских садов, а в настоящее время - сбор канцтоваров для беженцев с Украины) - это результат работы по духовно-нравственному воспитанию.
В прошлом учебном году, который посвящался Сергию Радонежскому, Князев Денис составил презентацию в номинации «Прикосновение к святому» - «Образ Сергия Радонежского в искусстве». Одноклассники с большим интересом слушали его выступление. Работа Дениса достойна уважения.
С большим желанием мои ребята 4 класса приняли участие в организации выставки рисунков, посвящённой жизни и деятельности Сергия Радонежского. И в этом учебном году мои первоклассницы Бородина Софья и Тишанова Яна подготовили к конкурсу «Красота Божьего мира» рисунки. Сколько любви они вложили в свои работы! Отражая в своих работах все то, что окружает их в повседневной жизни, перенося на бумагу свое видение сотворенного Богом мира, дети учатся видеть вокруг себя прекрасное, а значит – любить свою землю, свою Родину.
Несколько учеников моего класса посещают воскресную школу. На следующий день делятся впечатлениями со своими одноклассниками, и как результат - у некоторых тоже появилось желание побывать там.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Хочется надеяться, что занятия по основам православной культуры и классные часы, знакомство детей с образом первопрестольного князя Владимира, которому посвящаются Рождественские чтения 2015 года, принесут добрые плоды, и ребята моего класса вырастут достойными гражданами России.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» Целью уроков является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка, формирование мировоззрения, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры.
Анкетирование: «Что ты знаешь о православии ?» « Как ты думаешь, почему Библию называют «книгой книг»?» «Какие церковные праздники ты знаешь ?» «Знаешь ли ты, что люди делают в храмах ?» «В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины ?» «Чтобы вы хотели узнать на уроках по основам православной культуры?»
Тематика « Милосердие и сострадание», «Совесть и раскаяние», «Золотое правило этики», «Зачем творить добро», «Любовь и уважение к Отечеству», «Подвиг». «Отношение христианина к природе ».
В личностном: проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, понимание и сопереживание чувствам других людей; умение анализировать и контролировать собственное поведение в разных жизненных ситуациях. В предметном : заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей .
Классные часы « Лихо тому, кто неправду говорит кому » «Не было бы зла, да зависть помогла » «Легко воровать, да тяжело отвечать » «Не осуждай – не будешь осужден » «Гордость рождает зло » «Побеждай зло добром».
Неделя добра
Презентация «Прикосновение к святому» Образ Сергия Радонежского в искусстве Князев Денис, 10 лет Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 и м. С. В. Ишеева г. Ясногорска Тульской области» Педагог-консультант: Чубукова Наталья Николаевна, 89107022576
Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею 1890 г. (Государственная Третьяковская галерея) "Видение отроку Варфоломею" – самое известное произведение художника. Эта живописная работа Нестерова ярчайшая, но не единственная в своем роде. На протяжении многих лет Михаил Васильевич Нестеров упорно стремился воссоздать облик Сергия и выразить при помощи красок то, что невозможно передать словами . В результате художник создал целую серию картин, так называемый "Сергиевский цикл", в который еще вошли "Юность преподобного Сергия", "Труды Сергия Радонежского", "Преподобный Сергий Радонежский".
Конкурс «Красота божьего мира»
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе , что помогает вырастить честных , добрых , трудолюбивых людей , найти им своё место в жизни , использовать полученные знания и умения на благо Родины .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление первоклассников на вечере встречи выпускников.
Стихи для приветствия выпускников на вечере встречи....
Выступление к встрече Васильева В. Н.
Выступление к встрече Васильева В. Н....
Сенсорная интеграция как метод коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (выступление на Форуме "Осенние встречи")
Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...