Открытый урок. Правила вежливости. - "Слова нужные и важные"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Недовесова Александра Владимировна

Цели урока:

1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.

2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.

3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок905.92 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  

«Правила вежливости. Слова нужные и важные»   Класс:  2  

Тема: «Правила вежливости» Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: “Мир вокруг нас” Плешаков А.А. в 2-х частях (часть 2), художественная литература,  таблицы,  два телефона.

Цели урока:

1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.

2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.

3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

2. Проверка домашнего задания

–Несколько уроков назад мы начали изучать тему: «Как мы общаемся» и разделились на творческие группы. Мы приступили к созданию книги «Азбука вежливости». Напомните мне, какие страницы мы уже заполнили?

(общение в семье, общение в школе).

- Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.

- Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!

- С кем здороваемся? Как здороваемся?

(Ответы детей)

- А теперь мы на уроке. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.

** Игра «Доскажи словечко»

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и .... (внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай, ...(не перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё ...(понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку ...(поднимать).

На математике считают,

На перемене ...(отдыхают).

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не  .....(сорока).                                  1

Если друг стал отвечать,

Не спеши …(перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно …(руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты ….(звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда …(готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не …(кричи).

- Почему громко кричать вредно для здоровья?

(Ответы детей)

- Молодцы!

** А теперь откроем тесты на с.60 и выполним задания № 153, №154,  №155, №156.

-Оценим свои знания: (на доске  ответы)

№ 153 - А,   №154 - В,  №155 - Б,  №156 - В.

Если вы ответили на все вопросы правильно – поставьте себе «5», если 1 ответ не верный  – «4», если 2 ответа не верных – «3».

** Какое задание вы готовили дома?  (найти пословицы и поговорки о школе, знаниях).

Давайте послушаем пословицы и приклеим на страницу о школе.

3. Введение в тему.

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.

- Подумайте, какое слово потеряла Маша?   (СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ)

- Так уж важно это слово? Можно ли без него обойтись?

- Какая же тема нашего урока?

– Чему мы должны научиться сегодня?

(Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми)

– Молодцы ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя, и они делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.

????Давайте сейчас вспомним эти слова, путешествуя по «Стране Вежливости».  Мы совершим путешествие в страну, в которой  все люди знают волшебные слова.

 – Результатом (продуктом) нашей работы будут страницы вежливости для книги Азбука Вежливости.   Работать будете в группе. Каждая группа будет работать над созданием своей  страницы.                                                                               2

III. Новый материал

– Итак, начинаем наше путешествие по стране Вежливости.

1) Остров Волшебных слов  

– И вот у нас на пути  Остров Волшебных слов. Давайте заглянем туда и вспомним волшебные слова.

- Посмотрите на свои страницы и прочтите, над какими словами вы будите работать.

1)– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

– Над какими словами будут работать ребята 1-й группы? (Слова приветствия)

2) Если другу на прощанье

Скажешь «до свидания»,

Непременно будет завтра

Новое свидание!

Это слово, как магнитик,

Всех соединяет.

И прощаться навсегда

Нам не разрешает.

– О каких словах  мы  услышим от ребят 3-й группы?  (Слова прощания)

3)  Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

– Какие слова будут изучать  ребята 4-й группы?  (Слова просьбы)

– Найдите среди слов в конверте № 1 – слова своей группы и наклейте их на страницу книги.

Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Группа 2 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Группа 3 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Здравствуйте, будьте добры, будьте здоровы, всего хорошего, до свидания, привет,  пока, до встречи, прощайте, добрый день, добрый вечер, пожалуйста, счастливого пути, прошу вас, будьте любезны, приятного аппетита.

(Дети читают свои слова, остальные оценивают правильность выбора)

*** ИГРА «Доскажите словечко»

– Давайте проверим, как вы усвоили эти слова.    

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого СПАСИБО.
                               Зазеленеет старый пень,
                               Когда услышит: ДОБРЫЙ ДЕНЬ.                                        3

Если больше есть не в силах;
Скажем маме мы: СПАСИБО.
                             Мальчик, вежливый и развитый,
                             Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда нас бранят за шалости,
Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

                                И во Франции, и в Дании
                              На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.

Встретил Витю я соседа,

 Встреча грустная была.

 На меня, он как торпеда,

 Налетел из-за угла.

 Но представьте, зря от Вити

 Ждал я слова … (извините).

-Откройте учебники на с 54

Каждой группе предлагается по 2 картинки. Подберите слова к картинкам.

4) Озеро Театральное

 – С каким волшебным словом мы познакомились на уроке литературного чтения? (Пожалуйста)                

– Кто главный герой произведения? (Павлик)

 – Как Павлик стал разговаривать со старичком?  (А Вам-то что?)

 – С какого слова надо было начать? (Здравствуйте)

 – Какому слову старичок научил Павлика? Как это слово действовало на сестру, бабушку, брата? (Пожалуйста)

 – Как надо говорить это слово, чтобы произошло волшебство? (Тихим голосом, глядя в глаза собеседнику)

- Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо – слова!

- Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.

 - Рассмотрите рисунок на стр. 55. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным?

(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)

- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

Помни:

  • Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
  • Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
  • Не следует говорить слишком долго.

Давайте эти правила приклеим на свои страницы.

Схема  разговора по телефону:

«Алло».

Приветствие.

Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.

Благодарность.

                                                 Прощание.                                                     4

 Работа в группах

Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.

1.Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.

2.Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.

3.Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.

ФИЗМИНУТКА

3) Гора Вредных советов

– А что же теперь нас ждет впереди? (Гора  Вредных советов.)

 – Давайте вспомним вредные советы  Г. Остера и скажем, что в них непра-вильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

1 совет

Если ты пришел к знакомым –

 не здоровайся ни с кем,

 Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

 Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,

 И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

– Согласны вы с этим советом?

(Обсуждение совета учащимися.)

2 совет

Если друг твой самый лучший

 Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем

 И хватайся за живот.

– Почему так поступать нельзя?

(Обсуждение совета по вопросам.)

3 совет

Девчонок надо никогда нигде не замечать.

 И не давать проходу им нигде и никогда,

 Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

– А этот совет правильный?

(Обсуждение совета учащимися.)

– А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили? (Говорить вежливые слова, не обижать людей)

 – Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Дети читают хором  правила вежливости  НА ЛИСТОЧКАХ).

Правила вежливости

Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

Будь вежлив со своими товарищами

Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.

Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!

– Приклейте правила вежливости на свою страницу (Конверт № 3)

2) Море Вежливости

– Пословицы рассыпались, соберите их и приклейте на страницу (Конверт 5) *  5

1) Доброе слово – что дождь в засуху.       Добрые слова дороже богатства.

2) На добрый привет – добрый ответ.        Доброе слово лечит, злое калечит.

3) Слово ранит и слово лечит.                    Ласковым словом и лед растопишь

IV. Подведение итогов.

  • Тест «Оцени свою вежливость».
  • –  На этом уроке мы и закончили  работу над нашими страницами. На следующих уроках мы продолжим нашу работу и познакомимся с другими правилами вежливости.
  •  – В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали? (О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах)

V. Домашнее задание.

**С 56 – 57 прочитать рассказ попугая Ильи, обсудить с родителями. Попробуйте объяснить, что такое  культура поведения.

**Каждой группе нужно найти значение слов:

1-здравствуйте, вежливость,  2 –до свидания, вежливость,   3 – пожалуйста.

А как нам добрые слова нужны!

 Не раз мы в этом убедились сами,

 А может не слова — дела важны?

 Дела — делами, а слова — словами.

 Они живут у каждого из нас,

 На дне души до времени хранимы,

 Чтоб их произнести в тот самый час,

 Когда они другим необходимы.

М. Лисянский                    

 

                                                                                                                   6

     Стихотворение «Невежливая вежливость» И. Кульская.

  ( У каждого ребёнка карточка со стихотворением.) СЛАЙД 3

       Это стихотворение нам прочитают Аня и Богдан. (Дети читают по ролям)

 

       Обещал отцу Петрусь…

       Я за вежливость возьмусь.

       Буду всех благодарить,

       Первым здравствуй говорить!

       Вот мальчишка со стараньем

       Выполняет обещанье

       Видит – утром у сторожки

       Дремлет сторож на порожке.

       На посту он ночь не спал,

       Только – только задремал.

       А Петрусь как заорёт:

        - С добрым утром , дед Федот!

        Дед ругнул его спросонок:

        - Убирайся, пострелёнок!

        Вот Петрусь догнал Иринку,

        Да как дёрнет за косынку;

        - Ты куда, Иринка, стой,

        Я здороваюсь с тобой!-

        Та отпрянула в сторонку…

         Как невежлива девчонка!

         Нёс вожатый горку книг,

         А Петро с ограды – прыг!

         Чуть не сел ему на плечи:

         Извините, добрый вечер!

         - Ты,- вожатый закричал,-

         И невежа и нахал!

       Петя очень удивлён:

       Разве был невежлив он?

      Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Вежливо - невежливо»

        Если я читаю о вежливом поступке, вы хлопните в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке, вы топните ногой. Но помните , о том что топать надо не очень сильно , ведь под нами в классе тоже идёт урок. Будем вежливыми по отношению к тем, кто занимается на 2-м этаже, не будем им мешать.

        - Поздороваться при встрече.

        - Свистеть, кричать, шуметь в школе.

        - Уступить место пожилому человеку в автобусе.

        - Перебивать того, кто говорит.

        - Пробираясь к выходу в метро, толкать других пассажиров.

        - Громко разговаривать с соседом во время спектакля в театре.

        - Помочь маме помыть посуду.

        - Друг вам подарил вещь, которая не нужна. Её нужно вернуть и потребовать другой подарок.

        - Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.

        - В столовой за обедом громко разговаривать.

        - После еды вытереть рот рукавом.

        - Извиниться, если случайно наступил на ногу товарищу.

        - Помогать младшим.

        - Переходить улицу только на зелёный свет светофора.

        Молодцы!

 

        Вывод. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется в поступках и в словах, а так же в тоне разговора с ними.

 

         Вежливому поведению всегда уделялось большое внимание. Есть много высказываний и пословиц о вежливости.

        У вас на партах лежат конверты. Я попрошу вас сейчас поработать в парах. Достаньте из конверта карточки и соберите пословицу. Готовность покажите домиком.

      Проверка.  

      1ряд. – Какую пословицу собрали? ( Лошадь узнают по езде, а человека в общении.) Как понимаете? С каким человеком приятно общаться?

       2 ряд – Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

 Как вы это понимаете?

       3 ряд - Учись вежливости у невежи.

 Что это значит? (Делать наоборот.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Правила вежливости"

Учащиеся познакомятся с правилами вежливости....

Урок окружающего мира по теме "Правила вежливости.Слова нужные и важные"

Методическая разработка урока окружающего мира с использованием ЭОР, 2 класс, УМК  "Школа России" по теме "Правила вежливости. Слова нужные и важные"...

Конспект урока: "Правила вежливости"

Класс: 2аПредмет: окружающий мирТема: «Правила вежливости»Цели: Формирование представления о культуре поведения; умение анализировать и оценивать речь, поведение людейПланируемые результаты:Личностные...

Правила вежливости. Слова нужные и важные.

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми....

Открытый урок "Правила вежливости"

Школа России Окружающий мир 2 класс...

Слова нужные и важные.

Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура пов...