Саморегуляция младших школьников
статья (1 класс) на тему
Результаты диагностики психолога показали, что половина класса детей с низкой саморегуляцией. Здесь и возникло противоречие между тем, как учащиеся первого класса должны вести себя, и как это происходит на самом деле. Решение проблемы состояло в поиске новых приёмов и методов, способствующих формированию саморегуляции поведения младших школьников. Чтобы решить данную проблему, я решилась на исследовательскую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoregulyatsiya_povedeniya_mladshego_shkolnika.docx | 33.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Саморегуляция поведения младшего школьника»
В 2012 году начала работать с первоклассниками. Мои наблюдения, наблюдения учителей, работающих в классе, обследование психолога показали, что многие учащиеся не готовы к обучению к школе: на низком уровне у них сформированы правила общения, правила организованного поведения, правила нравственного поведения. Результаты диагностики психолога показали, что половина класса детей с низкой саморегуляцией. Здесь и возникло противоречие между тем, как учащиеся первого класса должны вести себя, и как это происходит на самом деле. Решение проблемы состояло в поиске новых приёмов и методов, способствующих формированию саморегуляции поведения младших школьников. Чтобы решить данную проблему, я решилась на исследовательскую работу.
Предметом исследования стали приёмы, способы, методы, формирующие саморегуляцию поведения младшего школьника. В течение двух лет были исследованы и апробированы такие приёмы, как введение курса «Первые дни в школе» (автор С.И. Гин, И.И. Прокопенко), оперантное научение, методы саморегуляции и снятие психо - эмоционального напряжения у детей, «Дневничок поведения», конторки, игра-путешествие «Путь к вершине». Психологом проводилась индивидуальная работа с учащимися и их родителями. Диагностика по саморегуляции показала положительную динамику произвольности поведения учащихся. Психолого-педагогическая диагностика, наблюдения учителей предметников позволили сделать выводы: учащиеся стали дисциплинированные; повысилась культура общения, результаты ОУ навыков, ответственность к выполнению поручений. Дети проявляют творчество, инициативу.
Экспериментальная работа вышла на новую ступень: «Самоконтроль, самопроверка, как средства формирования адекватной самооценки» (3-4кл.). В своей педагогической практике применяла следующие приёмы: карточки «Знать, уметь», шкалы (индивидуальная, классная, сравнительная), уроки-самооценки, тесты с самооценкой, рейтинговую самооценку, рефлексию.
Результаты работы по проблеме свидетельствуют о её полезности. Наряду с навыками самоконтроля и самооценки у учащихся повысился познавательный интерес к учебной и общественной деятельности, о чём свидетельствуют следующие показатели:
- повысилось качество знаний (70% - 76%);
- по итогам воспитательной работы класс ежегодно получал звание «Лучший класс года центра «Детство»;
- адекватная самооценка возросла (23% - 85%).
- сформированы качества личности такие, как ответственность, инициативность, доброжелательность, умение сотрудничать, трудолюбие. Класс носит социальный статус.
Система РО Л.В.Занкова как и любая другая система предъявляет требования к совершенствованию урока. Для меня, как учителя смысл работы заключается в том, чтобы развивать творческие способности каждого ребёнка, воспитывать нравственную личность. Я признаю путь познания «от учеников», когда учитель не диктатор, а мастер, умело организующий и направляющий коллективный поиск. Основы урока РО – диалог. Мною собран и систематизирован материал из опыта по теме: «Приёмы, применяемые на ориентировочно – мотивационном этапе». Данные приёмы способствуют так организовать работу на уроке, что все учащиеся вовлечены в процесс приобретения знаний.
Результативность учебно-воспитательной деятельности.
С началом экспериментальной работы по проблеме «Самоконтроль, самопроверка, как средство формирования самооценки, самоуправления, саморегуляции» произошло повышение качества знаний и среднего балла в 3-4 классах.
Этому способствовали:
- активные формы и методы обучения, применяемые на уроках;
- приемы, направленные на развитие самоконтроля;
- авторский дидактический материал «Знать, уметь»;
- совместная работа с учащимися в зоне актуального развития.
Результативность обученности класса по предметам в динамике за 3 года
Название предметов | Успеваемость | Качество знаний | Средний балл | ||||||
2 класс 2013-2014у.г. | 3 класс 2014-2015у.г. | 4 класс 2015-2016у.г. | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Русский язык | 100 | 100 | 100 | 77 | 73 | 73 | 4,0 | 4,0 | 4,0 |
Литература | 100 | 100 | 100 | 94 | 92 | 96 | 4,5 | 4,5 | 4,6 |
Математика | 100 | 100 | 100 | 77 | 80 | 82 | 3,9 | 4,1 | 4,2 |
Окружающий мир | 100 | 100 | 100 | 92 | 92 | 94 | 4,1 | 4,4 | 4,5 |
(в процентах)
Наблюдается стабильность и повышение качества знаний, среднего балла по всем предметам. Этому способствует система РО Л.В.Занкова, формирующая информационно-ориентированные умения (умение наблюдать, слушать, читать), операционно-исполнительные умения (умение классифицировать и обобщать). Положительная динамика была достигнута благодаря формам, которые формируют контрольно-коррекционные умения (умения самопроверки и самоконтроля). Сформированные умения являются приоритетными, необходимыми и достаточными для успешного обучения младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие саморегуляции младших школьников.
Одна из наиболее сложных задач современного обучения - формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной деятельности. Ее назначение состоит в том, что...
Портфолио младшего школьника – как основа его саморегуляции и внутренней мотивации при реализации ФГОС начального образования
Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизац...
Программа по развитию навыков саморегуляции у младших школьников.
ггАктуальность проблемы саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоционал...
Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников.
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как услови...
Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников.
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как услови...
Статья на тему «Методы самопомощи и саморегуляции младшим школьникам для коррекции психо-эмоционального состояния».
Страх является неотъемлемым психо-эмоциональным проявлением нашей психической жизни. Изучение страха в педагогической психологии занимает особое место, которое обусловлено пониманием важности того, на...
Сценарий родительского собрания по теме: «Развитие саморегуляции и планирования у младших школьников».
Цели и задачи: -дать родителям информацию об обучении ребенка планированию своих действий; -обучить приемам проверки и оценки своей работы; -дать советы по организации дня младшего школьника. ...