Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Друзья природы"
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа кружка затрагивает самые насущные проблемы современности. Детям интересно предоставляется информация о ЗОЖ, экологических проблемах, о строении организма, о многообразии животногои растительного мира. Программа содержит КТП на 34 недели по 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_druzya_prirody.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана на младших школьников 2-го года обучения. Возраст детей – 8-9 лет.
Организация и проведение занятий строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка младшего школьного возраста.
Основными возрастными особенностями младшего школьника, влияющими на его интерес и активность являются:
- высокая эмоциональность;
- любознательность;
- легкое переключение с одного вида деятельности на другой;
- быстрая утомляемость от однообразия работы;
- конкретно-образное мышление и др.
Занятия для детей младшего школьного возраста проводятся в игровой форме , с сочетанием разных форм работы и видов деятельности: работа в группах, в парах, индивидуальная работа, проведение викторин, конкурсов, игр, соревнований, экскурсий.
Цель и задачи данного курса обучения.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Данный курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи.
Образовательные:
- Учить детей быть ответственными за свои поступки.
- Формировать культуру поведения в природе.
- Обогащать представления об окружающем мире.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
- Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Развивающие:
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей
Для реализации программы формируются группы не более 15 человек.
Ценностные ориентиры программы
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Ожидаемые результаты 2-го года обучения.
К концу обучения учащиеся
должны знать:
- Основы экологической культуры.
- Некоторые особенности природы своего края.
- Основные признаки времен года.
- Значение природы для человека.
- Группы растений и животных.
- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
- Правила поведения в природе.
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
должны уметь:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
- Подкармливать птиц в простейших кормушках.
- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка
Для отслеживания результативности программы используются следующие способы проверки и формы подведения итогов:
- педагогическая диагностика;
- наблюдение педагога за деятельностью учащихся;
- тестирование по темам разделов программы;
- результаты соревнований, конкурсов, викторин;
- учет и фиксация личных достижений учащихся.
Оценка результативности программы проводится с помощью методов педагогической диагностики, которая осуществляется в конце года в групповой форме с целью выявления знаний учащихся по правилам дорожного движения, по основам безопасной езды на велосипеде и основам оказания первой доврачебной помощи.
Проверка усвоения знаний, практических умений и навыков по программе проводится в форме тестирования и зачётов.
Оценка знаний осуществляется путем использования контрольных тестов на занятиях. Свои умения дети демонстрируют на конкурсах и соревнованиях, где подводятся итоги, анализируются результаты обучения практической деятельности и достижений. За лучшие показатели дети награждаются призами, грамотами.
Результаты изучения курса "Друзья природы"
Освоение курса вносит существенный вклад в достижение следующих личностных результатов
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.).
При изучении курса достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли человека в природе;
2) гуманное отношение к окружающей среде, животным, растениям и пр.
3) осознание целостности окружающего мира, освоение и расширение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм сберегающего здоровье поведения в природной и социальной среде;
4) получение знаний о способах заботы и защиты окружающей среды;
5) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
6) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Реализация программы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Всего за год (34 учебные недели) 68 часов.
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Дата план. | Дата факт. | Кол-во часов | Тема | Вид работы | Содержание занятия |
1 | 2 | Введение в экологию. Основные сведения об экологии. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Беседа. | Техника безопасности на занятиях. Правила поведения на экскурсиях. | ||
2 | 2 | Экология и здоровье. | Занятие - игра. | Знакомство с "экологией", цели и задачи науки. | ||
3 | 2 | Растения: травянистые, садовые, комнатные. | Беседа. Экскурсия. | Разнообразие растений. Строение растений. Виды растений. Растения-хищники. Значение растений в жизни людей. Растения Хабаровского края. | ||
4 | 2 | Комнатные растения. | Проект. Презентация. | Разнообразие комнатных растений. Родина комнатных растений. Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате. Особенности ухода за комнатными растениями. | ||
5 | 2 | Деревья. | Экскурсия. | Хвойные и лиственные деревья. «Съедобные» деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных. Деревья Хабаровского края. | ||
6 | 2 | Леса. | Презентация. Беседа. | Разнообразие растений леса. Особенности произрастания и цветения. Исчезающие виды растений. Охрана растений. | ||
7 | 2 | Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов | Видеофильм, обсуждение. | Экологические проблемы леса. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас. | ||
8 | 2 | Лекарственные растения. | Беседа, видеофильм. | Лекарственные растения. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений. Лекарственные растения Хабаровского края. | ||
9 | 2 | Грибы. | Разнообразие грибов. Значение грибов в жизни леса. Ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Грибы нашего региона. | |||
10 | 2 | Мхи. | Разнообразие мхов. Значение мха в жизни леса. | |||
11 | 2 | Что мы знаем о растениях и грибах? (итоговое занятие) | Викторина. | Обобщение и закрепление знаний. | ||
12 | 2 | Животные. | Беседа. | Знакомство с разнообразием животного мира. Особенности проживания животные в разных районах. Животные Хабаровского края. | ||
13 | 2 | Пернатые друзья. | Видеофильм, беседа. | Отряд птицы. Особенности строения птиц. Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Птицы перелетные, оседлые, кочующие. Птицы наших лесов. Пищевые цепи. Охрана птиц. | ||
14 | 2 | Домашние животные. | Презентация проектов. | Домашние животные. Отрасли животноводства. Породы домашних животных. Особенности жизни и содержания домашних животных. | ||
15 | 2 | Дикие животные. | Видеофильм, рассказ, презентация. | Дикие животные. Условия жизни и выживания. Дикие животные зоны лесов. Особенности размножения и питания. Значение диких животных в природе и жизни человека. Браконьерство. Защита диких животных. Животные нашего края. | ||
16 | 2 | Земноводные. | Видеофильм, рассказ, презентация. | Земноводные. Особенности строения земноводных. Приспособленность к условиям обитания. Польза и вред земноводных. Животные, занесены в Красную книгу. Земноводные нашего региона. | ||
17 | 2 | Пресмыкающиеся. | Видеофильм, рассказ, презентация. | Пресмыкающиеся. Особенности строения тела пресмыкающихся. Места обитания. Приспособленность к условиям обитания. Отличие пресмыкающихся от земноводных. Самые большие, кровожадные, полезные пресмыкающиеся. Пресмыкающиеся Дальнего Востока. | ||
18 | 2 | Пауки. | Презентация. Проекты. | Разнообразие пауков. Пауки Дальнего Востока. Особенности строения тела. Места обитания. Приспособленность к условиям обитания. Отличие пауков от насекомых. Роль пауков в природе. | ||
19 | 2 | Бабочки. Стрекозы. | Выставка рисунков и фотографий. Презентация. Мини-проекты. | Разнообразие бабочек и стрекоз. Их роль в природе. Бабочки и стрекозы Хабаровского края. | ||
20 | 2 | Необычные животные. | Видеофильм. Презентация. | «Знаете ли вы…». Самые большие и самые маленькие животные, самые быстрые, самые прожорливые и т.д. (Сведения энциклопедий и «Книги рекордов Гиннеса»). | ||
21 | 2 | Животные и мы. (итоговое занятие по теме) | Викторина. Коллаж. Выставка рисунков и фотографий. | Обобщение и закрепление знаний. | ||
22 | 2 | Природа и человек. | Вводное занятие. Экскурсия. | Природа живая и неживая. Значение природы для людей. Охрана природы. Природное равновесие. | ||
23 | 2 | Люби и знай свой край. | Видеофильм. Презентация. Беседа. | Границы края. Особенности климата, растения и животные края. Красная книга. | ||
24 | 2 | Воздух и вода. | Экскурсия. Определение температуры воды и воздуха. | Свойства воздуха и воды. Температура воздуха и воды. Три состояния воды, условия перехода из одного состояния в другое. Значение воды в жизни человека. Охрана воздуха и воды. | ||
25 | 2 | Подземные сокровища. | Видеофильм. Презентация. Беседа. | Драгоценные камни. Что такое драгоценные камни. Какие драгоценные камни существуют, как они выглядят в природе. Органические драгоценные камни. | ||
26 | 2 | Человек - часть природы. Организм человека. Органы и системы. | Видеофильм. Презентация. Беседа. | Организм человека. Органы чувств. Пищеварительная система. Наша пища и витамины. Первая помощь при отравлении. | ||
27 | 2 | Организм человека. Кровеносная система. | Видеофильм. Беседа. | Значение и функции кровеносной системы. Болезни сердца современного человека. Тренировка сердца. | ||
28 | 2 | Организм человека. Опора тела и движение. | Видеофильм. Беседа. | Значение скелета и мышц в организме. Здоровый образ жизни. Спорт и физкультура. | ||
29 | 2 | Как человек воспринимает окружающий мир? Органы чувств. | Видеофильм. Беседа. | Органы чувств человека. Сохранение слуха и зрения. Роль органов чувств. | ||
30 | 2 | Я -человек! (итоговое занятие) | Презентация мини-проектов. | Обобщение и закрепление знаний. | ||
31 | 2 | Экология и охрана окружающей среды. | Презентация. Видеофильм. | Основные проблемы экологии, охрана окружающей среды. | ||
32 | 2 | Экологические проблемы нашего края. Современные способы охраны природы. | Проект. | Основные проблемы экологии нашего края, современные способы охраны окружающей среды. | ||
33 | 2 | Что мы знаем об отходах? | Викторина. | Виды отходов. Утилизация отходов. Охрана окружающей среды. | ||
34 | 2 | Давайте думать вместе. | Работа с экологическими изданиями. Стенгазета. | Экология и мы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)
Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов»
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов» для 2-3 классов1 час в неделю (всего 68 часов)Рабочая программа внеурочной деятел...
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...
Разговор о правильном питании. Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)
Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) Кружок «Разговор о правильном питании»1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу хорошо учиться» для обучающихся 1 класса
В работе представлена рабочая программа, полностью соответствующая требованиям по составлению рабочих программ, прописанных в ФГОС НОО. Программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального н...
Программа внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление) « Проектная деятельность»
Цель: активизация социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях.Задачи:1. Форми...