Консультация для родителей "Дворовые игры"
материал на тему

Архипова Марина Александровна


Консультации для родителей , родительские собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx869.25 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное общеобразовательное казенное учреждение  Иркутской области  «Специальная  (коррекционная) школа для обучающихся с нарушениями речи №11 г. Иркутска»

664047, г. Иркутск, ул. Красных Мадьяр, 102

тел.; факс: 29-16-40;эл. почта:rech11@mail.ru

Работа с родителями

«Значение подвижной игры в жизни и развитии ребенка»

1. Повышение уровня теоретических  знаний родителей

   2. Беседы и индивидуальные (групповые) консультации родителей

   3. Родительское собрание

                 Воспитатель Архипова М.А.

Консультация для родителей:

Дворовые подвижные игры.

Во все времена люди отмечали важность игры для общего развития ребенка и необходимость применения ее в воспитании. Игра как деятельность человека- явление сложное, и педагоги разных стран на протяжении многих столетий задумывались о сущности этого явления, указывая на огромное воспитательное значение игр. Понятие «игра» в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности «игрой» называли такие явления, как пляски, танцы, хождения под песни, подвижные игры и вообще веселье. Игры проникали во все сферы жизни человека. Следует отметить, что игры сопутствовали человеку от рождения до старости и в каждом возрасте имели свои особенности, выполняли определенные функции. Для детей наиболее важным в игре являются задачи физического и психического развития, для молодежи- знакомства, для взрослых – проведение досуга, для людей пожилого возраста – общение и преодоление одиночества.

В XXI веке в России нередким стало конфликтное и агрессивное поведение детей. Причинами этого является падение престижа народной культуры, исчезновение из детского обихода многих жанров игрового фольклора. Так, из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды. А ведь именно игра помогает ребенку усвоить социальный опыт многих поколений, развивает умение соотносить собственные и общественные ценности и нормы. 

Педагог XVII века Я.А. Каменский справедливо указывал на воспитательную роль игры в деле сближения ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом. 

Подвижная игра - это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные дворовые игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Воспитание беззаботной любви к Родине является основным, ведущим принципом русской и советской педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. 

Веселые дворовые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток,  ловишек , салочек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Русские дворовые подвижные игры имеют много вековую историю, они сохранились и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех дворовых подвижных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Такие игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. 

Во всех коллективных играх решается единая задача - найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуя в рамках установленных норм и правил. Упражняясь в играх с детства до преклонных лет, люди приучались преодолевать трудности и таким образом тренировали физическую силу, ловкость, воспитывали в себе волевые качества- всё то, что имеет большое значение в повседневной жизнедеятельности.

Значение дворовых игр в развитии личности:

 1.Игра как развлечение - одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие.

 2.Воспроизводство игровых традиций - своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием собственных детей и внуков, передача игровых традиций «по наследству».

Дворовые подвижные игры способствуют развитию двигательных способностей: быстроты, силы, ловкости, выносливости. Воспитывают чуткость к людям, учат детей общаться, помогают усвоить нормы и ценности культуры, расширяется процесс взаимодействия подрастающего поколения с окружающими людьми, дети учатся отстаивать свои интересы и своё место в социальной группе. В старшем дошкольном возрасте результативность определяется знанием дворовых подвижных игр и умением их организовать со сверстниками. В процессе обучения дети учатся называть дворовые подвижные игры, запоминать их содержание, правила, ориентироваться в способах выбора водящего, учатся ставить цель перед собой и товарищем, привлекать к игре сверстников, поддерживать интерес, регулировать физическую нагрузку, контролировать соответствие действий играющих правилам игры, своевременно окончить игру.

Итак, дворовые подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Консультация для родителей:

Летние игры нашего двора.

Наступило долгожданное лето! Самое лучшее время для активных дворовых игр, способствующих укреплению здоровья и развитию психических и познавательных процессов.

Рисуем мелками на асфальте

Для того чтобы занять ребенка интересными играми, например можно использовать цветные мелки, рисовать на асфальте – занятие, которое придется по душе и малышам, и детям школьного возраста. На асфальте можно и изучать алфавит, математические понятия, создать лабиринт, поиграть в классики, нарисовать препятствия, дорожную разметку и, к примеру, изучить правила дорожного движения.

Песок и вода

Маленьким детям дошкольного возраста будет интересно возводить замки и домики из песка. Такие игры не только порадуют вашего малыша, но и поспособствуют развитию мелкой моторики рук, что, несомненно, самым положительным образом скажется на развитии ребенка.

Если вы идете на пляж можно взять большой надувной мяч, игры с которым придутся по нраву как младшим, так и более старшим детям. Игры с мячом способствуют развитию ловкости, реакции и координации движений.

Знакомство с окружающей природой

Лето – самое удачное время для походов с детьми в парк, сквер, загород или в лес. На природе  ребенок может увидеть много нового и интересного, что существенно расширит его познания об окружающем мире. Ему будет очень интересно наблюдать за птицами и насекомыми, смотреть на различные растения и цветы. В этот момент взрослому необходимо задавать наводящие вопросы, учить ребенка отличать и сравнивать предметы, тем самым способствуя развитию мыслительных процессов совместно с игровой деятельностью. Кроме того, с малышом  полезно собирать природные материалы: различные шишки, веточки, листочки, которые пригодятся вам для дальнейшего совместного творчества.

Коллективные игры на свежем воздухе

Лето – самое активное время для  коллективных игр на свежем воздухе: салки, прятки, игра «Кто сильнее?», игры с мячом и пр. Совместные игры способствуют развитию у детей умения общаться, действовать в команде, совместно с другими людьми, позволяют ребенку весело провести время. Давайте вспомним игры нашего детства:

«Горячо-холодно»

Вначале предмет прячется так, чтобы водящий не видел. Если это просто игра, то водящего просят выйти ненадолго из комнаты или отвернуться. Далее, водящий начинает ходить по комнате, а все остальные игроки дружно подсказывают ему, насколько он приблизился к предмету своих поисков, но делают это не напрямую, а с помощью иносказательных фраз:

  • Очень холодно! (Совсем замерз! Зима! Мороз-мороз!) – означает, что поиск ведётся не в том направлении и водящий находится очень далеко от предмета;
  • Холодно – до предмета ещё далеко;
  • Опять холодно (опять мороз) – водящий, вначале шёл правильно, но опять сбился с пути;
  • Теплее! – водящий наконец-то повернул в нужную сторону;
  • Ещё теплее! – направление верное и водящий движется в нужную сторону;
  • Горячее! – водящий приблизился к предмету;
  • Жарко! – до предмета совсем близко;
  • Очень жарко! (Жара! Совсем жарко!) – значит предмет где-то совсем рядом.

В эту игру можно играть и без слов, например, когда все дети хлопают в ладоши, и чем ближе к предмету водящий, тем хлопки становятся чаще. Или можно организовать другой, музыкальный, вариант игры с участием взрослого. В этом случае дальность от спрятанного предмета показывается с помощью громкости музыки, которую он регулирует. Заниматься поиском может не один водящий, а команда, только двигаться они должны вместе, иначе подсказывающие игроки не смогут нормально сигнализировать.

«Светофор»

Правила игры «Светофор» совсем легкие. Считалкой выбирают водящего, затем рисуют на земле (асфальте) две линии – это дорога. Можно нарисовать дорогу мелом, если у вас асфальтовая площадка – краской, если детвора играет в эту игру часто. На траве можно просто положить две яркие ленточки.

Водящий ребенок стоит на дороге спиной к остальным детям, а играющие стоят цепочкой за проведенной линией. Водящий ребенок называет какой-либо цвет, игроки ищут этот цвет в своей одежде. Если названный цвет есть, то игрок спокойно переходит через дорогу и становится за отчерченную линию. Если же нужного цвета у ребенка нет, то он должен перебежать дорогу так, чтобы водящий не поймал его. Пойманный малыш становится водящим.

«Ручеек»

Замечательная подвижная игра, демонстрирующая и контакт, и возникновение симпатии между детьми – «ручеёк». Взявшись попарно за ручки, и подняв их вверх, детки становятся в цепочку друг за дружкой. Последняя пара пробегает вперёд внутри цепочки, каждый ребёнок выбирает для себя новую пару и становится с ней спереди. За сравнительно малый промежуток времени все дети успевают выбрать себе пару.

Уважаемые родители! Летом детям важно больше играть на свежем воздухе и меньше пользоваться гаджетами! Давайте научим нашим детей находить радость от общения со сверстниками!  Вместе играть веселее и интереснее! Совместная игра – развивает память, мышление и речь, учит контролировать свои действия и выполнять определенные правила. Коллективные игры с другими детьми развивают у ребенка и социальные навыки, учат разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, дают ребенку возможность научиться дружить и заводить друзей.

Консультация для родителей

«Детские игры во дворе»

Многие родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы дети росли здоровыми, меньше болели, стремились вести здоровый образ жизни. Поэтому они стремятся проводить с детьми свободное время, организовывая активный семейный отдых.

 Но для организации активного отдыха родителям нужно знать подвижные игры, познакомиться с содержанием и правилами их проведения.

Место для игр выбирают в стороне от проезжей части, чтобы исключить неожиданное появление машины вблизи играющих. Очень хорошо использовать травяную или плотно утрамбованную земляную полянку, игровые и спортивные площадки в парках. В зимнее время хорошо ограничить площадки снежными валиками. Наиболее удачны площадки, имеющие физкультурное оборудование.

Дети, особенно младшего возраста, играя, нуждаются в помощи взрослых. Малышу легче овладеть движениями, играя со взрослым, который учит его ловить и бросать мяч, пролезать через обруч и т.п. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, степень двигательной активности, уровень двигательных умений.

Во дворах дети нередко объединяются по разному возрасту: живущие в одном подъезде, часто встречающиеся, вместе посещающие детский сад. В таких объединениях более старшие ребята на основании собственного опыта знают правила многих игр, умеют использовать оборудование детской площадки, а за ними так пытаются делать и малыши. Это обогащает всех детей: младшие перенимают игровой опыт старших, усваивают правила, двигательные умения. Дети постарше привыкают заботиться о младших, предостерегать от опасностей.

Чаще всего дети играют в «магазин», «детский сад», «больницу», «стройку». В этих играх отражается уровень знаний об окружающем мире, их  интересы. Сюжеты этих игр можно успешно дополнять действиями в целях физической нагрузки, логически связанной с тематикой игры: пролезть под дугой перед входом в детский сад, перешагнуть через палочку перед магазином и т.п. Особенно привлекательны для детей подвижные игры с большой физической и эмоциональной нагрузкой, элементами соревнования (бег наперегонки, длительными прыжками и пр.) Такая деятельность должна находиться под контролем взрослых. Следует помнить, что вызываемые в процессе игры физические напряжения не должны превышать реальных возможностей дошкольников, физическая нагрузка должна соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребенка.

Разыгравшихся детей иногда трудно остановить. Требования взрослого остановить игру часто вызывает негативную ответную реакцию. Ребенок капризничает, не подчиняется,  у него пропадает жизнерадостное настроение. Чтобы такое состояние не наступило, родители должны следить за самочувствием ребенка, вовремя переключить на другую, более спокойную деятельность.

Однако, не нужна и другая крайность – постоянное вмешательство в игровую деятельность детей. Надо приучать их к самостоятельности, воспитывать умения совместно организовывать совместные игры, договариваться о правилах, месте игры, знакомить с играми, в которых участвуют несколько человек, причем каждый действует активно, выполняя какую – либо роль.

У детей разного возраста пользуются успехом игры – упражнения с индивидуальными физкультурными пособиями: обручами, мячами разных размеров. Старшие дошкольники, имеющие определенный двигательный опыт, самостоятельно играют, организуют соревнования, а малышам способы действий должны показать взрослые, первое время поиграть с ними.

ИГРЫ С ОБРУЧЕМ.

Догони обруч. Обруч поставить на землю ободом, энергично оттолкнуть и догнать.

Пролезь в обруч. Движения выполнять разными способами: сверху, снизу, боком, поставив на землю.

Не опоздай. Обручи разложены на земле по кругу. Одного не хватает. Дети бегут по кругу, меняя положение рук или способ бега. По сигналу быстро встают в обручи.  Оставшиеся без места считаются проигравшими.

ИГРЫ С МЯЧОМ.

Лови – бросай. Дети стоят по кругу, взрослый в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть не давай». Расстояние постепенно увеличивается до 1 – 2 метров.

Кто дальше? Дети бросают мяч, находясь на линии. Побеждает тот, чей мяч улетит дальше.

Кто скорее дойдет? Играющие, ударяя мячом о землю, продвигаются вперед шагом или бегом.

Выигрывает тот, кто раньше дойдет до противоположной стороны, не уронив мяча.

Попади в ворота. Дети распределяются парами и встают на расстоянии 4-6 шагов друг от друга. Между каждой парой устанавливаются ворота из кубиков, кеглей. Каждая пара катает мяч через эти ворота.

Подбрось – поймай. Играющие распределяются по парам. Один подбрасывает и ловит мяч, другой считает, сколько раз удалось его бросить и поймать. Потом играющие меняются ролями.

ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ.

Детям можно предложить интересные игры – эстафеты. Для этого сначала нужно распределиться на команды, выбрать капитанов. Команды выстраиваются параллельные колонны, перед стартовой линией. От этой линии на расстоянии 10 – 12 метров проводится вторая линия. Содержание игр – эстафет зависит от возрастных возможностей, уровня подготовки детей, наличия спортивного инвентаря.

ИГРЫ ПОД НАВЕСОМ.

В ненастную погоду хорошо организовать игры по навесом. Это поможет продлить время пребывания детей на воздухе, закалит организм, приучит самостоятельно организовывать игры на небольшом пространстве. Для этого пригодны игры малой подвижности. Это игры типа «Повтори за мной», «Угадай, кто ушел?», «Угадай, что делали?», «Что изменилось?», «Море волнуется».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играйте вместе с детьми"

Данный материал предназначен для проведения тематических консультаций с родителями младших школьников....

Консультация для родителей Игра, как средство воспитания дошкольников

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью...

Консультация для родителей "Игры, а также игрушки для развития мелкой моторики рук"

В данной консультации представлены игры для развития мелкой моторики рук...

Консультация для родителей «Играем с ребёнком дома»

Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста,  способ познания окружающего.   Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность ...

Консультация для родителей «Играем везде»

Консультация для родителей «Играем везде»   Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников — способ познания окружающего[[{"type":"media"...

Педагогическая консультация родителей "Подвижные игры дошкольников"

Многие известные ученые, такие как, Ф. Фребель, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, М. Александер, В. Райх, отмечали значимость подвижных игр для физического, умственного и личностного разви...

Консультация для родителей "Игра-обучение-развитие"

Консультация для родителей "Игра-обучение-развитие"...