Виртуальные экскурсии
методическая разработка (4 класс) по теме

Незамаева Елена Александровна

Теоретический аспект формы занятия экскурсия (виртуальная)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnye_ekskursii.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Незамаева Елена Александровна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 418 Кронштадтского района Санкт – Петербурга

Виртуальные экскурсии как форма организации педагогического процесса с детьми младшего школьного возраста

«Человеку никак нельзя без Родины,

Как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

С самого раннего детства дети проявляют интерес к месту своего жительства, но сведения, получаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и хаотичны. Поэтому приоритетным направлением работы в моем классе является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению школьников с родным городом.

Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей считается краеведческий принцип, который позволяет выделить главную цель – это воспитание гражданина, любящего и знающего свой город.

Темы и задачи по ознакомлению детей с историей и культурой родного города должны быть довольно широкими, подача материала максимально доступна и процесс ознакомления должен быть разнообразен и регулярен. Для развития и закрепления знаний ребенка о родном городе я использую целый комплекс мер. Результатом такой целенаправленной работы является воспитание любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, логического мышления, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей. Также стараюсь подвести детей к пониманию того, что каждый человек, не зависимо от возраста является частью своего рода, народа; у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он и его родственники. И жить нужно так, чтобы было хорошо всем: и людям, и животным, и растениям, потому, что все взаимосвязано.

Даю детям представление о родном городе, побуждаю в них любовь к городу, в котором они живут, помогаю осознать значение своего родного города. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

- формировать ценностное отношение к истории и архитектуре города, позволяющего относится бережно, терпеливо, трепетно, осмысленно к городу в котором мы живем.

- обобщить, уточнить и расширить знания детей о Кронштадте и его достопримечательностях.

- стимулировать стремление как можно лучше знать свой город.

- способствовать развитию личностных качеств детей средствами краеведения.

Главной формой работы по ознакомлению с родным городом являются  познавательные занятия. Важно, чтобы занятия способствовали активизации мыслительной деятельности детей. С этой целью я использую приемы сравнения, вопросы поискового характера, побуждаю детей искать способы решения проблемных ситуаций, а также индивидуальные задания. Учу детей анализировать, делать выводы, обобщать. Важным приемом подачи информации исторического характера является познавательные рассказы. Так-как младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: иллюстрациями, схемами, фотографиями, слайдами. Активизировать внимание помогают вопросы, задаваемые в процессе рассказа, также эти вопросы побуждают детей к логическому мышлению (Как вы думаете, почему именно на этом месте Петр 1 решил построить город? Почему наш город так назван? И т. Д.)

Совместный поиск с помощью наблюдений, опытов, чтения книг подведёт к правильному ответу. Пусть ребёнок переживет состояние первооткрывателя, а я только поддерживаю в нем уверенность в том, что сам непременно найдет правильный ответ, додумается, решит трудную для себя задачу.

Также я использую различные виды игр для ознакомления с городом в том числе авторские дидактические игры:

- Найди ошибку

- Угадай по силуэту

- Узнай и расскажи

- Что лишнее и почему

- Угадай-ка?

- Третий лишний

- Закончи картинку

- Подставь фрагмент

- Путешествие по Кронштадту

- Составь герб

- Мнемокарты о Кронштадте

Для эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьями. В своей работе я опираюсь на родителей, как на равноправных участников формирования личности ребенка.

Работа по реализации программы нравственно-патриотического воспитания ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки  ребят – это живые участники истории родного города. Дети совместно с родителями обсуждают семейные традиции, национальные, профессиональные корни своего рода. Рассказы старших членов семьи помогают детям лучше осознать исторические факты и события. Родитель также участвуют в создании развивающей среды (создание мини-музея в классе, макетов).

Большую роль играют занятия-экскурсии по ознакомлению с родным городом. Педагогическая практика подтверждает, что экскурсионная форма работы с детьми обладает большой учебно-воспитательной эффективностью. Без экскурсий обучение неизбежно приобретет словесно-книжный характер. Огромное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. С помощью экскурсий раскрываются следующие принципы:  

- принцип историзма (события описываются в хронологическом порядке от прошлого к настоящему. Я подбираю материал о городе Кронштадте, включающий как сведения об историческом прошлом так и современном культурном облике родного города)

- принцип гуманизации (здесь важно умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, понимать его чувства и эмоции, в ребенке видеть полноправного партнера, ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному городу, Отечеству)

- принцип дифференциации (создать условия для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о своем городе с учетом возраста, накопленного им опыта)

- принцип интегративности (заключается в сотрудничестве с семьей, музеями города и т. П.)

- принцип наглядности

- принцип развивающего обучения

При планировании системы экскурсий я учитываю следующее:

- экскурсия должна дать первоначальное, яркое, целостное восприятие предметов и явлений, побуждать к развитию у детей любознательности, познавательных интересов

- для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении провожу повторные экскурсии. Они раскрывают перед ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении, которые он наблюдал на предыдущей экскурсии. Когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги, тогда целесообразно намечать повторные экскурсии.

- на каждой экскурсии я решаю образовательные и воспитательные задачи в единстве, поэтому планирую объем знаний и умений, продумываю, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.

В процессе экскурсии поддерживаю мыслительную активность детей. С этой целью использую приемы, стимулирующее познавательный поиск: детям предлагаю задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным, вспомнить соответствующие стихотворения, половицу, загадку, народную примету. В конце экскурсии подводим итог: что узнали, увидели. Предлагаю детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.

После экскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний:

- обращаемся к художественным произведениям (книга, репродукция, предметы декоративно-прикладного искусства, песни, музыка) с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предполагаемого с тем, что непосредственно воспринимали

- оформляем альбомы на различные темы: «Детям о Кронштадте», «Мы в городе славном живем», «Мосты Кронштадта», «Кронштадт вчера, сегодня, завтра», «Кронштадт в разное время года», «Памятники», «Достопримечательности города» и т. Д.

- использую авторские игры (см. выше)

- изготавливаем макеты для мини-музея

- выполняем мозаичные аппликации

- проводим обобщающие беседы

Помимо традиционных экскурсий существуют виртуальные экскурсии. Использование компьютерных технологий является очень эффективным, поскольку дети, в силу своего возраста не всегда имеют возможность посещать экскурсии, выставки, музеи, путешествовать по городу. Я разрабатываю видео материалы, компьютерные презентации. Целью создания таких разработок стало обобщение знаний и дальнейшее стимулирование интереса детей к совместной познавательной деятельности в области краеведения, в процессе реализации нравственно-патриотического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия в начальной школе

Краткое описание работы, для чего нужна экскурсия в начальной школе, её применение, необходимость её использования....

Тур по Волгоградской области (виртуальная экскурсия)

Тур по Волгоградской области (виртуальная экскурсия)...

Виртуальная экскурсия "Кавказские горы"

к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Гармония" (Поглазова О.Т). Презентация разбита на 2 части, перед использованием нужно их объединить...

методическая разработка урока по теме "Виртуальная экскурсия "Весна пришла!"

Конспект урока, презентация, раздаточный материал...

Исторические достопримечательности моего края (виртуальная экскурсия), 4 класс

Интегрированный урок (окружающий мир, литературное чтение), целью которого является создание карты Москвы с ее историческими достопримечательностями. Основной блок - Московский Кремль, история его обр...

План виртуальной экскурсии "Русь Православная"

План для презентации может использоваться на уроках ОРК и СЭ, а так же на внеурочной деятельности по Православию...

Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"

Экскурсия в посёлок Гузерипль  поможет детям проявить интерес к истории  родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...