«Мы дети разных народов, Мы дети одной Земли!»
классный час (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Мы дети разных народов,
Мы дети одной Земли!»
«Мы дети разных народов, мы дети одной Земли!»
Цель: способствовать формированию чувства толерантности у подростков
Задачи:
- воспитывать в детях уважение к себе и к людям как представителям разных национальностей;
- воспитать умение терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия;
- создать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки.
Оформление: название классного часа, высказывания о толерантности, плакат:
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Т— терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению
О — отказ от причинения вреда и насилия
Л— лучшее качество человека
Е— единство, взаимопонимание, дружба
Р — равноправие народов и рас
А — альтруизм
Н— не безразличие к окружающим людям
Т— творческое общение
Н— наш мир
О — ответственность за то, что происходит с нами и вокруг нас
С — соблюдение прав человека
Т— терпимость к различиям
Ь —? — твое определение
Значение термина «толерантность» в разных языках:
«Тоlerancia» - (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
«Тоlerance» - (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
«Тоlerance» - (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.
Kuan rong – (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
«Tasamul» - (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
«Толерантность» - (русский) - терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
В ходе классного часа звучат песни о дружбе в исполнении учащихся.
1 чтец
Россия –
Радуга и синь,
Степная сизая полынь,
Полей разлет,
И снег,
И лед,
И хоровод
Берез, взметнувшихся над Волгой.
Она багряный листопад,
И снова синь,
И снова сад,
А в нем, пленительный и долгий,
Шального соловья раскат.
Россия —
Ясная роса.
Косого ливня полоса
И запах медуниц от луга,
Глаза ребенка,
Сердце друга.
Вечерних росстаней печаль.
И распахнувшаяся даль
От Селигера до Байкала.
Все, все она в себя впитала!
Россия — все, чем я живу,
К чему во сне и наяву
Душа стремиться не устала.
В.Полторацкий
2-й чтец.
Нам есть чем гордиться и есть что беречь, —
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того.
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя!
А.Ахматова
3-й чтец.
Но и тогда.
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли с
Названьем кратким «Русь».
С. Есенин
4 чтец
Поезжай за моря-океаны.
Надо всею землей пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
М. В. Исаковский
Ведущий. Действительно, такой страны, как наша, больше не найдёшь нигде! Россия – великая страна, и не только по размеру территории, в ней, как ни в одном другом государстве проживает великое множество разных народов. В России проживают более 100 народов — больших и малых по численности. Как вы думаете, какой народ в России самый многочисленный? (Ответы учащихся.) Русский народ составляет 87%, или 4/5, всего населения.
В состав России входят 89 равноправных субъектов, в том числе республики Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Коми, Татария, Тува, Хакасия, Чечня, Якутия и др. в Россию входят 6 краёв, 49 областей, автономные округа: Агинский, Бурятский, Коми-Пермяцкий, другие, и среди них и наш округ – Ханты-Мансийский. В нашем округе тоже живут люди разных национальностей. И сейчас среди нас тоже есть и ханты, и манси, и украинцы, и чеченцы, и коми, и армяне и, конечно же, русские. Мы – своеобразная большая многонациональная семья. И, как и в любой семье, у нас случаются и хорошие события - счастливые и радостные, и грустные – ссоры и споры. Каждый из нас имеет свой характер, свои пристрастия, своё понимание разных событий жизни, и не всегда мы принимаем мнение другого, не всегда понимаем чувства другого, не всегда получается жить в мире и согласии. Но есть один особый день в году, который учит нас этому пониманию.
Международный день толерантности объявлен ЮНЕСКО в ноябре 1995 года по случаю 50-летнего юбилея этой организации. В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно отмечать Международный день, посвящённый терпимости и снисходительности.
Что же означает слово «толерантность»?
Значение термина «толерантность» в разных языках имеет свои оттенки:
«Тоlerancia» - (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
«Тоlerance» - (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
«Тоlerance» - (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.
Kuan rong – (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
«Tasamul» - (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
«Толерантность» - (русский) - терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Толерантность – абсолютный и непреложный закон цивилизованного общества. Он предлагает доброжелательное сосуществование людей в духе уважения к вероисповеданию, национальным традициям, языкам, культурам, привычкам, вкусам, наконец!
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Т— терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению
О — отказ от причинения вреда и насилия
Л— лучшее качество человека
Е— единство, взаимопонимание, дружба
Р — равноправие народов и рас
А — альтруизм
Н— не безразличие к окружающим людям
Т— творческое общение
Н— наш мир
О — ответственность за то, что происходит с нами и вокруг нас
С — соблюдение прав человека
Т— терпимость к различиям
Ь —? — твое определение
Существуют определённые правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию:
• Ставь интересы других людей выше собственных.
• Будь верен и надежен.
• Уважай других, уважая себя.
• Терпимо относись к другим точкам зрения.
• Воспринимай людей как равных себе.
• Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
• Умей прощать и не будь обидчив.
• Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
• Проявляй чуткость.
• Будь уверен в себе.
• Будь свободен от лжи и обмана.
• Умей контролировать свои желания и поступки.
• Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
• Стремись делать все как можно лучше.
Ведущий. Есть очень хорошее стихотворение дагестанского поэта Расула Гамзатова. Послушайте его:
«Вот человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком незнаком,
Что про него хорошего я знаю?»
«Вон человек, что скажешь ты о нем?» —
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком незнаком.
Что я могу сказать о нем плохого?»
Расул Гамзатов
Ведущий. О чём заставляет задуматься это стихотворение?
(ответы детей)
Ведущий. Как вы думаете, что нужно, для того, чтобы развить в себе чувство толерантности?
(ответы детей)
Ведущий. Я принимаю все ваши ответы. А своё мнение я выскажу при помощи следующих строк:
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займешь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы порой ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Толерантности невозможно научиться, если у человека душа чёрствая, если он не принимает чужого мнения, если он не считается с чувствами другого человека, если он нетерпим к разностям взглядов, он никогда не сможет быть счастлив и спокоен. Ему всегда будет что-то или кто-то мешать жить. Лишь взращивая в своей душе, в своём сердце терпимость, уважение к другим, сопереживания, сочувствие, милосердие и сострадание, и просто – доброту, каждый из вас сможет сказать про себя: «Да, я счастливый человек, потому что вокруг меня мои друзья. И пусть все они разные… но тем и хорош мир, что в нём нет ничего повторяющегося».
Каждый из нас уникален именно тем, что непохож ни на кого во всём мире!
А в завершение нашего классного часа мне хотелось бы пожелать вам:
Превознося языческую вечность,
Ликуя у истоков своего,
О люди, сохраните человечность –
Последнее на свете божество.
(Шесталов Ю.Н.)
Литература
- Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность»: 7-8 классы. 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 192 с.
- Коновалова М. терпимость – ключ к благополучию общества. Воспитание толерантности. Основные идеи и принципы. – 2006. - №2(38). – С. 27-28.
- Лепешова Е.М. Развитие личности школьника. Работа со словарём психологических качеств. – М.: Генезис, 2007. – 120 с.
- Рожков М.И., БайбородоваЛ.В., Ковмьчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
- Селищева Л. Толерантность – ключ к благополучию общества. // Библиополе. – 2008 - №6 – С. 36-38.
- Терпимость. Толерантность // Ю.А. Шрейдер Этика. – М.: 1998. – С. 237-239.
- Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов / Авт-сост. С.В. Баныкина, В.К. Егоров. – М., АРКТИ, 2007. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПИСЬМО - ОБРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ К СВОИМ РОДИТЕЛЯМ
ПИСЬМО - ОБРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ К СВОИМ РОДИТЕЛЯМ...
Дети разных народов
Интерактивная игровая познавательная програма для классного часа по теме "Воспитание толерантности"...
Конкурс-фестиваль "Дети разных народов- мы мечтою о мире живем"
Районный фестиваль-конкурс «Дети разных народов: мы мечтою о мире живем!». Основная цель Районного фестиваля-конкурса «Дети разных народов: мы ме...
Презентация к внеклассному мероприятию "Дети разных народов"
Праздничное мероприятие ко Дню Толерантности сопровождалось презентацией о Молдове., рассказом о ней, дегустацией блюд национальной кухни, песней и молдавским танцем....
Программа дополнительного образования детей и взрослых спортивно - оздоровительной направленности "Подвижные игры разных народов России"
Программа дополнительного образования детей и взрослых спортивно - оздоровительной направленности "Подвижные игры разных народов России" содержит пояснительную записку, требования к знаниям и умениям ...
«Приветствия разных народов мира» Разделы: кружок «Я познаю мир» Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов.
«Приветствия разных народов мира»Разделы: кружок «Я познаю мир»Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов....
Конспект занятия внеурочного занятия с интеграцией изобразительного искусства. Урок толерантности в 1 классе. Дружат дети всей Земли. Тема: «Какие мы все разные»
Цель: формировать понимание значения дружбы, доброты, отзывчивости, терпимости (толерантности) для каждого ребенка; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; воспитывать уважение к лю...