статья "Воспитание нравственности младших школьников"
статья (3 класс) на тему

Пальваль Людмила Валерьевна

Предварительный просмотр:

           

ВОСПИТАНИЕ

     НРАВСТВЕННОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
        ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ
     КЛАССНЫХ ЧАСОВ

                   Пальваль Людмила Валерьевна

                   учитель начальных классов

                   ГБОУ лицей 488

                   г. Санкт- Петербург

Тема: «Воспитание нравственности младших      школьников через систему классных часов».

Цель: создание условий для гармоничного  духовно- нравственного развития личности младшего школьника.

                          Задачи:

- дать представление о нравственных       ценностях;

- содействовать формированию способности

  принять правильное решение в сложной

  жизненной ситуации;

- воспитывать культуру взаимоотношений,

  культуру выражения эмоций;

- расширить и разнообразить работу школы,  

   общественности в контексте воспитания

  нравственности младших школьников.

                     

ЭПИГРАФ:

                  « Не учивши дитя, можно      

                     вырастить круглого невежду;

                     но если его не воспитывать,

                     то оно воспитается собственными

                     средствами…»

                                         Платон « О законах».

     

  В истории России долгое время утрачивались духовные традиции, размывались нормы нравственности. Целые поколения людей оказались духовно обделёнными. Особенно разрушительным это стало для детей. Ведь детство – время приобретения знаний об окружающем мире, время развития человека, время формирования нравственных сил и привычек.

         В «Толковом словаре» Ожегова С.И. написано:

«Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

       О нравственности человека можно говорить лишь тогда, когда он нравственно ведёт себя в силу внутренней потребности, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений, соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.    

         Под « духовно-нравственным воспитанием » понимают процесс духовно-нравственного становления человека, формированию у него

1. нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

2. нравственного облика (терпения, милосердия, кротости),

3. нравственной позиции (способности различать добро и зло, готовности преодолевать жизненные испытания),

4. нравственного поведения (готовности служить людям и Отечеству, послушания, доброй воли).

       Главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.

       Василий Андреевич Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения  закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

       Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. А приоритетная роль в духовно-нравственном воспитании отводится классному руководителю.

       Учёные выявили, что в различные возрастные периоды существуют разные возможности для нравственного воспитания. Ребёнок, подросток, юноша по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знание и учёт этого помогают проектировать его дальнейший рост в воспитании, так как нравственное развитие ребёнка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

       Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре.

В условиях игровых отношений ребёнок осваивает нормативное поведение. Ведь в игре требуется от ребёнка умение соблюдать правила. Нарушение правил сразу подмечается детьми и выражается осуждение нарушителю. Иногда даже требуется покинуть игру.

Так ребёнок учится считаться с другими, получает уроки честности и  справедливости. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет», – утверждал Макаренко А.С.

2) Невозможность заниматься монотонной деятельностью.

По мнению психологов дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать внимание более 7-10 минут на одном объекте. Ребята начинают отвлекаться, переключать внимание на другие предметы. Поэтому необходима частая смена деятельности во время занятий.

3) Недостаточная чёткость нравственных представлений.

Это связано с небольшим жизненным опытом.

Сначала осваивается примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицания чего-нибудь: «Не говори громко», «Не трогай чужую вещь».

Затем к 10-11 годам  становится необходимо, чтобы ребёнок умел учитывать состояние окружающих людей, а к 14-15 годам уже осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»

4) Противоречие между знанием правил и практическим применением.

Зная, что мусор следует бросать в урну,  дети могут кинуть его прямо под ноги.

       Чтобы учесть эти особенности, мы раскрываем перед детьми младшего школьного возраста общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

- Ты живёшь среди людей. Не забывай, что твоё поведение отражается на окружающих тебя людях.

Знай, что не всегда можно делать то, что тебе хочется.

- Ты пользуешься благами, созданными трудом других людей. Плати им за это добром.

- Будь чутким к людям. Не причиняй им зла. Выручай товарища в беде, помогай слабым и беззащитным. Уважай родителей.

       В начальной школе дети наиболее активны как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Им хочется участвовать во всех мероприятиях. Детьми движет желание получить похвалу учителя, сверстников, родителей.

       Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

      Классному часу отведено определённое место в учебном расписании. Классное руководство не сводиться только к проведению классных часов один раз в неделю. И каждый классный руководитель, учитывая особенности своего класса, создаёт план воспитательной работы, определяя роль классных часов.

Основные формы и способы проведения классных часов:

- беседы, рассказы учителя;

- свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта;

- чтение и анализ литературных произведений;

- анкетирование;

- проживание через игру различных ситуаций, их анализ;

- прогнозирование будущего;

- написание сочинений-размышлений, их иллюстрирование;

- написание стихов, создание творческих работ;

- философствование;

- просмотр видеофильмов;

- экскурсии в музей, картинную галерею, на природу.

Необходимые условия для организации воспитательной деятельности:

1) Личность учителя.

Учитель должен стремиться к обогащению духовной жизни каждого учащегося, верить в его способности и неповторимость.

2) Учитель должен верить в свои педагогические способности и постоянно самосовершенствоваться.

3) Взаимоуважение учителя и ученика, что поможет создать условия для сотрудничества.

Необходимо, чтобы ребёнок чувствовал понимание и готовность учителя ему помочь.

4) Взаимопонимание учителя и родителей.

 Родители могут стать организаторами и участниками при подготовке и проведения классных часов.

5) Совместный поиск учителя и учащихся.

Учитель лишь сопровождает детей в поиске.

6) Выстраивание с каждым учеником личных, доверительных взаимоотношений.

7) Поощрение учителем творческой деятельности учащихся.

8) Духовно-нравственная направленность тем классных часов.

Примерные темы классных часов:

Раздел № 1: «Уголок России – отчий дом».

- «О святынях родного города».

- «Путешествие по родной стране».

  Раздел № 2: «История моей Родины».

- « Рождество Христово и Новый год».

- «Праздник Крещения».

- «Осенние праздники и осенние труды».

- «Пасхальная радость».

- «О мужестве и верности».

- «Образ русской женщины».

- «Этот День Победы!»

Раздел № 3: «Счастье семьи».

- «Сила материнской любви».

- «Там где дружат – живут не тужат».

- «Образ русской женщины».

- «Загляните в мамины глаза».

- «Папа, мама и я – дружная семья».

Раздел № 4: «Духовные ценности».

- «О послушании».

- «Значение и польза знаний».

- «По одёжке встречают».

- «О добре и любви».

- «Добрые дела».

- «О милосердии и сострадании».

- «Совесть – учитель человека».

- «Береги честь смолоду».

Раздел № 5: «Познание себя».

- «Именины и день рождения».

- «Вежливость – средство примирения людей».

- «О любви к животным».

- «О вредных привычках и о борьбе с ними».

- «Планета друзей».

- «Умей сказать: «Нет!»

- «Хочу быть…».

Ожидаемые результаты:

- формирование личности, имеющей представление  о нравственных

   ценностях;

- повышение ответственности младших школьников за принятие решения в сложной жизненной ситуации;

- освоение младшими школьниками поведенческих норм нравственного характера;

- привлечение родителей, общественности к взаимодействию со     школой в контексте воспитания нравственности младших школьников.

   

Литература:

Дик Н.Ф. - Классные часы в 3-4 классах.- Ростов-на-Дону: Феникс,        2003.

Макаренко А.С. - Проблемы школьного воспитания. –

Москва: Просвещение, 1976.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. – Толковый словарь русского языка. – Москва: Азъ, 1992.

Персидская И.В., Фонова Г.А. – Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: Учитель, 2007.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в воспитании нравственности младших школьников.

Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе, то положительное, что уже испытано. Сейчас, когда столь бурно прот...

«Внеурочная деятельность по программе «ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ», как средство формирования нравственности младших школьников»

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа,  а значит и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо кажд...

Деятельностный подход воспитания нравственности младших школьников

Нравственные правила поведения человека не связаны с определенным возрастом, они относятся ко всем. И только при условии, если с детства привыкнешь с уважением относиться к окружающим людям, быть вним...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...