Сказкатерапия «Цветок по имени Незабудка»
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Сказкатерапия "Цветок по имени Незабудка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_tsvetok_po_imeni_nezabudka2.doc | 856.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Алтайская общеобразовательная школа №1»
«Цветок по имени Незабудка»
Технология: сказкотерапия.
Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Ощущение себя «белой вороной». Зажатость, скованность.
Возрастная категория: для младшего школьного возраста,
7-12 лет.
Подготовили и провели:
учитель начальных классов
Елена Александровна Иванченко,
воспитатель
Татьяна Викторовна Тумабаева
2016 г.
От авторов разработки:
Для нас важно понимать и принимать каждого ребенка, образно говоря, «подобрать свой ключик» к каждому. Использование сказки становится опорой в этом процессе взаимоподдержки и понимания.
В чем сила сказки? Мы чувствуем воздействие метафоры и глубинный смысл сказочной истории; сказка становится источником жизненного опыта, традиций. Сохраняя ореол тайны и волшебства, она дает нам психологическую защищенность – ведь, как правило, героев ожидает счастливый итог!
Различные приемы сказкотерапии позволяют ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни.
В нашем классе 6 девочек, и мы выбрали «девочкину» сказку «Цветок по имени Незабудка», где персонажами являются цветы. Содержание сказки подсказывало: наилучший прием для ее восприятия – это игра – драматизация, гибко позволяющая педагогу влиять на взаимоотношения и самосознание девочек.
Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта школьника, обогащает его. Все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и ее драматизации, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли.
В процессе «проживания» сказки есть этап «последействия», когда педагог оставляет у детей ощущение полной самостоятельности в принятии решений и в совершении поступков. Ученики творчески изменяют события, восстанавливают справедливость, находят бескомпромиссные варианты в затруднительных ситуациях, - повзрослев - «на одну сказку»!
Для проведения мероприятия мы рекомендуем:
1.Проанализировать методический материал:
- Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: «Информационный центр психологической культуры», 2000.
- Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб.: «Речь», 2002. – 292 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.
СПб.: «Речь», 2002.
- Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: «Издательство ДНК», 2001. – 152 с.
2.Подготовить:
- презентацию и музыкальное сопровождение сказки;
- декорации и костюмы для персонажей;
- речевой материал и вопросы для обсуждения, закрепления содержания;
- наглядность (иллюстрации, таблички) для игр с гостями мероприятия.
Совет от авторов разработки: Декорации и костюмы должны быть очень просты и выразительны. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с детьми.
После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполнители, причем воспитатель разъясняет детям, что они смогут сыграть эту сказку несколько раз и поэтому в ней будет участвовать несколько человек.
3. Организовать знакомство детей со сказкой: начать с выразительного чтения её взрослым, заинтересовать выбором персонажа и выучить «роль» для драматизации, поиграть в сказку.
4. На этапе «последействия» сказку можно нарисовать.
Цель: посредством сказки создать условия для получения позитивного ощущения индивидуальной значимости каждого ребенка, обеспечить психологический комфорт и освобождение от чувства одиночества, закрепить мотивы сплочения с детским коллективом «Мы вместе»
Задачи:
образовательные:
- учить понимать эмоционально – образное содержание сказки через её анализ;
- учить понимать чувства другого и свои переживания;
- учить детей видеть «хорошее» в каждом.
коррекционно-развивающие:
- формировать навыки правильного звукопроизношения;
- обогащать и актуализировать словарный запас, развивать связную речь;
- развивать способность эмоционально воспринимать окружающий мир и сопереживать;
- развивать творческие способности через драматизацию сказки.
воспитательные:
- побуждать детей к речевому контакту, к общению со сверстниками;
- формировать опыт сопереживания, успешного взаимодействия с окружающими.
Ход мероприятия:
Совет от авторов: Заранее украсьте зал, разместите пуфики, поставьте магнитную доску так, чтобы она не мешала действию на сцене.
Ведущий: Недалеко от большого города был лес, а в лесу - поляна, на которой росли разные лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевали свои звонкие песни кузнечики.
Цветы на этой поляне были самые разные и, что самое волшебное, они умели разговаривать. Каждый цветок рассказывал другому лесные новости или играл с другим цветком в мячик из капелек росы. Им было весело и интересно жить на этой лесной поляне.
И вот однажды утром на поляне появился новый цветок — на тоненьком стебельке, с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном.
Совет от авторов: Создайте особое звучание вашей сказки. Вам могут пригодиться колокольчики (песенка цветов), шуршалки и трещотки для изображения шума дождя и грома. Все это дополнят яркие музыкальные фрагменты, передающие настроение печали, одиночества в начале инсценировки и радости, веселья и торжества бала в завершении сказки!
Мак: - Ты похож на обыкновенную траву! Ведь ты такой же зелёный!
Ведущий: - сказали большие красные цветы Мака.
Незабудка: - Нет, я цветок Незабудка.
Ромашка: - Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся! Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, а цветка по имени Незабудка не знаем!
Ведущий: - сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках.
Колокольчик:- Таких цветов не бывает! Нас много живёт на этой поляне! Мы не знаем цветка по имени Незабудка!
Ведущий: И все цветы на поляне сказали:- Нет такого цветка! Ты не наш! Мы не будем с тобой дружить!
Маленькая тоненькая зеленая Незабудка посмотрела на себя.
Незабудка: - Да. Я вся зеленая и бутон мой не раскрылся. Говорить со мной никто не хочет и играть тоже…..
Ведущий: От этой мысли она почувствовала себя такой одинокой и всеми покинутой! Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, нераспустившийся бутон наклонился к земле.... Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:
Ромашка:- Смотрите, какой у меня большой цветок с жёлтой серединкой и белыми лепестками! Я похожа на солнце!
Колокольчик:- А мы, самые звонкие на всей поляне! Знаем много песен и лесных историй!
Ведущий:— зазвенели колокольчики. А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее и никто и не слушал, ведь она и не похожа на цветок.
Незабудка:- Надо собрать все свои силы , чтобы мой бутон распустился и они увидели, что я тоже цветок.
Ведущий: — подумала Незабудка.
Ведущий: Вдруг на поляну пришли какие-то люди, и Незабудка испугалась, что на нее наступят, что уже никто её не увидит, ведь она такая же зелёная как трава. Но, к счастью, этого не случилось.
И на следующий день у Незабудки из бутона появился цветок! — очень красивый, голубой с белым отливом, по форме своей не похожий ни на один цветок на поляне.
Колокольчик: - Смотрите, смотрите, какой красивый цветок у нас на поляне!
Ведущий: — зазвенели Колокольчики.
Маки: - Какой он изящный и как прекрасны его лепестки!
Ведущий: На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые стали щебетать:
Птицы: - Летая по всему лесу, я нигде не встречала такого прекрасного и необычного цветка!
Ведущий: - Цветы устроили бал в честь Незабудки!
Вопросы для обсуждения
Совет от авторов: во время обсуждения сказки на экран выводятся слайды, с текстом, помогающие вспомнить содержание.
Совет от авторов: из предложенных фраз дети должны выбрать нужный, правильный ответ.
Ведущий: Что она при этом чувствовала?
Ведущий: Ребята, назовите чувства которые испытывала Незабудка в начале сказки.
Совет от авторов: Из рассыпных табличек дети выбирают название чувств.
Совет от авторов: Из предложенных фраз дети должны выбрать правильный ответ.
Ведущий: А теперь назовите чувства, которые испытывала Незабудка в конце сказки.
Совет от авторов: Из рассыпных табличек дети выбирают название чувств.
Ведущий: С тобой когда-нибудь случалась похожая история?
«На самом деле Незабудка всегда была красивой, просто сначала этого никто не видел». Согласен ли ты с этим?
Ведущий: В каждом человеке есть своя красота! Просто надо внимательно посмотреть и принять человека таким какой он есть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Незабудки"
В основу программы кружка заложена работа по развитию творческих способностей учащихся, воспитанию любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника. Программа развивает ...
Сказкатерапия
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а расска...
Сказкотерапия "Цветок по имени Незабудка"
Сказкотерапия "Цветок по имени Незабудка"...
Конспект занятия по бисероплетению «незабудки»
Форма занятия: урок-путешествие.Тема: «незабудки»Цель: Привитие любви и бережного отношения к природе родного края через декоративно-прикладное творчество – бисероплет...
Открытый урок по нетрадиционному рисованию для 4класса. «Незабудки»
Открытый урок по нетрадиционному рисованию для 4класса. «Незабудки» В папку входит: сценарий урока, презентация, анализ урока, раздаточный материал, аудиоаписи....
План работы ЛДП «Незабудка» МОУ Истринская СОШ №3
План работы ЛДП «Незабудка»МОУ Истринская СОШ №3...
презентация МК брошь "НЕЗАБУДКА"
Презентация Мастер-класс брошь "Незабудка"...