Конспект классного часа на тему " День космонавтики " 3 класс
классный час (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема занятия: День космонавтики
Тип занятия: классный час
Планируемые результаты:
Предметные: расширить свои , познания в области покорения космоса.
Познавательные: Познакомить с историей покорения космоса, с биографией Гагарина
Регулятивные: Удерживать цель деятельности до получения результата; оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: строить сообщения в устной форме; строить монологическое высказывание; владеть диалогической формой речи; свободно и правильно излагать свои мысли.
Этап занятия | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный | 10 минут | Здравствуйте ,ребята. Садитесь. | Здороваются с учителем |
Вводная часть | 1 минута | В умах ученых много лет Сегодня у нас классный, посвящённый дню космонавтики, который наша страна отмечает 12 апреля. | |
Основная часть | 25 минут | А как же начиналась история космической эры человечества? Все, пробные полеты закончились. Настала очередь человека! В Советском Союзе памятный день установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1962 года. Отмечается под названием День космонавтики. А как вы думаете, космонавт - это мужская профессия? Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины-космонавта известно всему миру. Это - Валентина Николаевна Терешкова . А впервые вышел в открытое космическое пространство известный космонавт - Алексей Леонов. В космосе - невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под действием невесомости у человека начинает кружиться голова, его укачивает. Также в открытом космосе большая разница температур: то высокая, то низкая. Поэтому космонавт должен быть тренированным и здоровым человеком. Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в Гжатском районе Смоленской области семье колхозника. В 1941 году поступил учиться в среднюю школу, но нашествие гитлеровцев прервало его учебу. 10 малоизвестными фактами о полёте Гагарина «1. До космического корабля Юрия Гагарина провожал не один, а два дублера. Помимо всем известного Германа Титова, дублером был Григорий Нелюбов. В отличие от Гагарина и Титова, он не облачался в скафандр, но был готов осуществить полет в случае особых обстоятельств. Жизнь Нелюбова сложилась трагически: через некоторое время после полета Гагарина он был исключен из отряда космонавтов за нарушение дисциплины, а через несколько лет погиб в результате несчастного случая. 2. За два дня до полета в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдет катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли. 3. Полет «Востока-1» проходил в полностью автоматическом режиме. Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения космонавтом работоспособности в условиях невесомости. На самый крайний случай Юрию Гагарину был передан особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. 4. Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое было записано Юрием Гагариным, а еще два – его дублерами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Ровно также было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полете человека в космос: на случай успешного полета, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы. 5. Перед полетом «Востока-1» произошло ЧП: при проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик, и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлен в запланированное время. 6. Во время заключительной стадии полета Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: « Я горю, прощайте, товарищи!» Дело в том, что до Гагарина никто не имел четкого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблем плотных слоев атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий летчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу – рабочий момент, который происходит при каждом полете. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин. 7. Известные кадры съемки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королева на командном пункте – это имитация, сделанная в более поздний период. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит – в момент реального старта им было просто не до этого. Позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королева повторять, те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года. 8. На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: на высоте 1500 метров пилот катапультировался. Связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы. Однако из-за посадки вне корабля Международная аэронавтическая федерация отказывалась регистрировать рекордный полет Гагарина. И тогда советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году. 9. Одна из самых бурно обсуждаемых тем, связанных с полетом Гагарина – это надпись «СССР» на шлеме космонавта. Возникла она в связи с тем, что в последние годы на гагаринских изображениях надпись очень часто куда-то пропадает. В связи с этим возник вопрос – а как она вообще появилась на шлеме первого космонавта? Как ни странно, но и в этом вопросе нет окончательной ясности. Герой Советского Союза, летчик испытатель Марк Галлай, занимавшийся тренировками первых космонавтов и присутствовавший при гагаринском старте, в книге «С человеком на борту» рассказывал, что надпись появилась в самый последний момент. Якобы за 20 минут до выезда Гагарина на старт вспомнили про случившийся перед этим шпионский полет американца Пауэрса, и решили нанести на шлем буквы «СССР», чтобы космонавта не спутали с диверсантом. Буквы рисовали впопыхах, не снимая шлем с головы Гагарина. В то же время ветераны предприятия «Звезда», которое производит скафандры для космонавтов, утверждают, что надпись была нанесена еще во время подготовки скафандра к полету, заблаговременно, и даже указывают фамилию рабочего, выполнившего эту задачу – Давидянц. 10. Одной из самых запомнившихся подробностей о первом полете человека в космос стали …шнурки. Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке перед докладом Никите Хрущеву об успешном осуществлении полета в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Это бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем, Сергей Хрущев, сын Никиты Хрущева, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Подвела героя космоса подтяжка для носков. Раньше носки делали без резинок и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге». ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЖИЗНИ КОСМОНАВТОВ В КОСМОСЕ -На орбите Солнце восходит и заходит каждые 90 минут, поэтому в течение дня можно наблюдать рассвет целых 16 раз. Из-за такого режима спать вкосмосе нелегко, космонавты условно придерживаются земного времени. Исследования, проведённые в 2001 году, показали, что те астронавты, которые храпели на Земле, спят в космосе очень тихо. Отсутствие силы тяжести уменьшает храп. -Самое длительное пребывание в космосе – 438 дней. Рекорд по самому длительному пребыванию в космосе установил русский космонавт Валерий Поляков. Он находился 14 месяцев на борту космической станции Мир в 1995 году. -По данным до 2004 года, из 439 астронавтов 11 погибли во время тренировок, 18 – во время несчастных случаев во время старта, и лишь 3 человека - команда Союза-11 – умерли непосредственно в космосе. Георгий Добровольский, -Виктор Пацаев и Владислав Волков погибли от разгерметизации корабля, которая произошла в результате отделения модуля в 1971 году. -Практически каждый астронавт пережил «космическую» болезнь. При отсутствии гравитации, сигналы вестибулярного аппарата становятся противоречивыми. Результат – дезориентация: многие астронавты не чувствуют расположения даже собственных рук и ног. Дезориентация – главная причина так называемого Космического адаптационного синдрома, который для самих космонавтов является эвфемизмом для обозначения рвоты. -Самое трудное после возвращения на Землю – привыкнуть к тому, что предметы всё-таки падают. Космонавты после долгого пребывания в космосе долго привыкают к гравитации, бьют предметы, по привычке отпуская их, в течение нескольких месяцев после полёта. -В космосе невозможно принимать ванну, для гигиены используют влажные губки и салфетки. Проблематично также почистить зубы, пену от зубной пасты приходится просто глотать. -Из космоса астронавты наблюдают то, что никогда не увидеть на Земле: Землю – голубой диск на чёрном фоне, обратную сторону Луны, а также странные вспышки света в глазах. Оказывается, это вовсе не свет, а космическая радиация, которая воспринимается мозгом как вспышка. Подобные вспышки очень вредны для глаз, и многие космонавты впоследствии имеют проблемы со зрением. А сейчас давайте немножко поиграем 1Конкурс: "В космос всем открыта дверь. Ну-ка, сам себя проверь!" 2Конкурс «А ну, сообрази!» Можно устроить литературное соревнование на воображение и фантазию - у кого они лучше развиты? Дайте детям следующие задания. 1. Представьте, что вы - космонавты. Вы прилетели на незнакомую планету, где вас поразил необычный пейзаж. Попробуйте описать то, что увидит ваш взгляд на новой планете. Для примера можно прочитать детям отрывок из какого-нибудь фантастического рассказа, например, писателя Рэя Брэдбери, где он описывает картину, открывшуюся путешественникам, прилетевшим на Марс: «Невысокие марсианские горы, придавленные тяжестью тысячелетий, древние города, затерянные в лугах, будто хрупкие детские косточки, раскиданные в зыбких озерах трав... И по ночам под луной, в пустынном море трав, где уже двенадцать тысяч лет, точно забытые шахматы, белели марсианские города, дул и дул неотступный ветер». 2. Представьте, что, приземлившись на незнакомой планете, вы встретились с ее обитателями. По их повадкам видно, что они дружелюбно настроены, только не понимают вашего языка. Как вы попытаетесь с ними объясниться? Попробуйте сделать это мимикой, жестами или еще какими-нибудь способами. 3 конкурс Из слова «космонавтика» собрать как можно больше других слов.(Ток,космонавт,Ватикан,Костик,ватин,нитка,касатик,сок,коса,вата,каток,кино,воск,кит,кот,ток,том,мост,кимоно,комик и другие.) До того, как в космос отправился человек, в полет отправляли животных. Так, 15 мая 1960 года место космонавта занимали мыши. 4 дня корабль находился на орбите, но когда была дана команда возвращаться, корабль не послушался. Мыши остались в космосе. Давайте посмотрим мультик про полет животных в космос. | Высказывают свое мнение Отвечают на вопросы 12 апреля Гагарин Скафандр Космодром Им мешает невесомость Ракета Выполняют задания |
Рефлексия | 10 минут | О чем мы сегодня говорили? Кто узнал что то новое? | отвечают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа. Тема: "Дружба" 1 класс + презентация
конспект занятия на тему "дружба"занятие проводилось в 1 классе...
Конспект классного часа. Тема "Милосердие".3 класс.
ДЕТСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ О ДОБРОТЕ И МИЛОСЕРДИИ И О ТОМ,КАК ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ВНИМАНИЕ И СОСТРАДАНИЕ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ НА ЗЕМЛЕ....
Конспект классного часа. Тема:«Мужество», 4 класс
Конспект занятия«Мужество»Цель деятельности учителя: формирование у детей представления о «мужестве» на примерах отважных поступков старшего поколения и сверстников, мотивирова...
Конспект классного часа. Тема:«День добрых дел. Волонтерское движение», 4 класс
Конспект занятия«День добрых дел. Волонтерское движение» Цель деятельности учителя: расширение представлений детей о волонтёрстве; раскрытие детям сущности понятий «добро...
Конспект классного часа. Тема: "Дружба" (2 класс).
Цель: формирование представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг....
Конспект классного часа. Тема: "мотивы " 1 класс
Конспект классного часаЦель: выявление наименее (наиболее) осознаваемых мотивов ученика, изучение нового понятия....
Конспект классного часа к Дню космонавтики
Классный час проводится в форме познавательного квеста "На Марс!"...