Статья "Здоровый образ жизни"
статья ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Формирование основ здорового образа жизни у
младших школьниках в условиях школы-интерната.
Шишкина Марина Васильевна,воспитатель.
Кировское областное государственное общеобразовательное казенное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города Советска»
Здоровье, здоровый образ -та ценность ,которая остается неиссякаемой на
протяжении всей жизни человека .Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием ,которое позволит расти и развиваться каждому ребенку .Наблюдающиеся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей ,стало общегосударственной проблемой .Решить ее может валеология -наука о здоровье. Валеология утверждает , что здоровье каждого человека ,прежде всего зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья ,и никакие враги , никакие лекарства не помогут ,если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни .Воспитательную работу по ЗОЖ осуществляю по следующим направлениям:
- «Я и мое здоровье». Элементарные сведения об анатомии человеческого тела.
- «Я и другие люди» . Взаимодействие в коллективе как условие, здоровья ребенка.
- «Мальчики и девочки - чудо природы». Половые различия как основа мироустройства.
- «Мир природы». Взаимодействие с природой как основа здоровья.
Приоритетным направлением в воспитании ЗОЖ должно быть формирование нравственных качеств ребенка , которые являются фундаментом здоровья .Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку , целеустремленность, смелость ,оптимистическое отношение к жизни ,чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым ,верить в свои собственные силы и доверять миру.
Необходимо формировать у ребенка нравственное отношению к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым ,вести здоровый образ жизни ,он должен осознавать ,что здоровье человека важнейшая ценность ,главное условие любой жизненной цели ,что каждый сам имеет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья .Чтобы мотивировать ребят на здравоохранительное поведение ,необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции ,при освоении знаний ,дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления , использовать положительные примеры из окружающей жизни ,личный пример родителей.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья .И мой класс не исключение. Изучив в сентябре медицинские карточки детей , получила такие результаты: 49% детей имели различные заболевания .Поэтому тема формирование здорового образа жизни у младших школьников выбрана мной не случайно, т.к. дети в условиях интерната большую часть времени проводят под руководством воспитателя. Поэтому для меня, как воспитателя, основная цель - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся .Отсюда возникают основные задачи ,которые ставлю в своей работе на первое место.
-Соблюдение требований здоровья сбережения во внеурочной деятельности.
-Формирование у учащихся знаний , умений и навыков по ведению здорового образа жизни.
-Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста , где учу детей заботиться о своем здоровье, воспитываю стремление быть здоровыми. В работе , с детьми формирую навыки личной гигиены ,тщательно мыть руки перед едой после посещения туалета ,после прогулки. Для усвоения гигиенических навыков использую дидактические и сюжетно-ролевые игры ,оздоровительного характера ,такие как «Друзья Вода и Мыло», «Я принимаю душ», «Я умываюсь», «Чтобы зубы были крепкими», «Одежда зимой ,весной ,летом ,осенью».Игры помогают повышать осведомленность ребенка в вопросах по уходу за собой .Большое внимание уделяю формированию навыкам самообслуживания. Большую работу по здоровому образу жизни проводила в разных видах деятельности: на прогулке ,в трудовой деятельности ,на занятиях ,на самоподготовке.
Учеными физиологами доказано , что эффективным средством снятия утомления и напряженности во время самоподготовки являются различные физкультминутки .В своей работе системно использую такие виды, как пальчиковая гимнастика ,гимнастика для глаз.
Доказано , что существует прямая связь между развитием речи и мелкой моторикой. Именно поэтому уделяю большое внимание- пальчиковой гимнастике. Упражнения мы выполняем с использованием известных детям стихов , они приносят большую пользу и очень нравятся детям. Очень важны физкультминутки , корректирующие осанку и упражнения для мобилизации внимания.
Движение занимает большое место в жизни младших школьников . Именно поэтому дети так любят заниматься спортом .Во время прогулок дети играют в подвижные игры с мячом ,играют в классики ,в зимнее время катаются на лыжах и ледянках .Большинство детей посещают спортивные секции.
Внеклассные занятия часто направлены на формирование ЗОЖ , включают в себя беседы, викторины, игры .На занятиях также читаем художественные произведения и обсуждаем прочитанное с выводами о правильном образе жизни ,например произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».Эти произведения дают возможность поговорить о личной гигиене и предметах личной гигиены.
Проводила беседы: « Откуда берутся болезни?»-целью этой беседы было сформировать представление о здоровье , болезнях , микробах ,сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней.
«Для чего нужна зарядка?» -приобщала детей к регулярным занятиям физкультурой.
В работе использую материал доступными методами и приемами. Все игры , задания позволяют формировать у детей правильное отношение к своему здоровью .Считаю ,что в формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывание на свежем воздухе ,занятия ,игровая деятельность ,отдых ,прием пищи, личная гигиена ,занятия физкультурой.
Надеюсь ,что полученные знания будут способствовать развитию навыков и умений, которые позволят детям успешно взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому мы
должны научить их жить с молодых лет в гармонии с собой и окружающим миром. Хочется ,чтобы наши дети росли здоровыми ,крепкими ,ловкими.
В своей работе использую пособие Л.Ф.Тихомировой «Уроки здоровья»,Э.Н Петляковой «Уроки здоровья в начальной школе :стандарты второго поколения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час из цикла «Здоровьесбережение» 1 класс Тема: «Что значит здоровый образ жизни?»
Знакомство с понятием "здоровый образ жизни", пропаганда здорового образа жизни среди учащихся. В классный час включена игра "Поле Чудес в стране Здоровья"....

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"
Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...
Сказка о здоровом образе жизни: Колобок или путь к здоровому образу жизни"
Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни...

Внеклассное мероприятие по основам здорового образа жизни "Значение осанки в жизни человека"
В данном внеклассном мероприятии описаны здоровьесберегающие технологии, разработанные Н. И. Дереклеевой, И. П. Товпинец. Здоровьесберегающие технологии предполагают максимальное вовлечение учащихся в...
Здоровый образ жизни как один из способов формирования стиля жизни младших школьников
Статья посвящена актуальной теме формировния здорового образа жизни младших школьников...