Тема «Игры наших бабушек и дедушек»
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Данное мероприятие направлено на расширение знаний об играх в старину, их видах, особенностях.
Целью мероприятия является изучение народных традиций и культуры.
Задачи:
- расширить знания об играх в старину, их видах, особенностях;
- познакомить с некоторыми видами устного народного творчества;
- овладеть умениями применять полученные знания (организовывать игры и самому участвовать в них, выполнять правила игры, применять считалки, зазывалки).
Рекомендуется для учителей начальной школы, воспитателей, руководителей кружков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеклассного занятия
Воспитатель ГПД Игнатова Н.П.
Дата проведения:
Тема «Игры наших бабушек и дедушек»
Цель: изучение народных традиций и культуры
Задачи:
- Обучающий аспект:
- расширить знания об играх в старину, их видах, особенностях;
- познакомить с некоторыми видами устного народного творчества;
- овладеть умениями применять полученные знания (организовывать игры и самому участвовать в них, выполнять правила игры, применять считалки, зазывалки).
- Воспитывающий аспект:
- воспитывать убежденность в возможности познания окружающего мира методом исследований, бесед и анкетирования;
- воспитывать правильное отношение к использованию игр для проведения досуга;
- формировать этические нормы поведения учащихся в ходе совместной работы на занятия и в игровой деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, способствовать преемственности в семейном воспитании.
- Развивающий аспект:
познавательные действия:
- формировать умение собирать информацию;
- формировать умение анализировать/ синтезировать целое из составных частей;
- формировать умение классифицировать объекты;
- формировать умение применять знания на практике;
коммуникативные действия:
- формировать умения выражать свои мысли;
- формировать владение диалогической речью;
- формировать развитие инициативного сотрудничества в поиске информации;
личностные действия:
- формировать лидерские качества организатора работы в группе;
- формировать умение сотрудничества с товарищами;
регулятивные действия:
- прогнозировать возможности использования полученных знаний в последующем.
Планируемые результаты:
- Личностные:
-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-развивать способность к самооценке на основе критерия успешности игровой и познавательной деятельности;
-формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с народным фольклором;
-формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности игровой и познавательной деятельности;
- Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
-учить основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, устанавливать причинно-следственные связи;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Оборудование:
- технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;
- информационные ресурсы: электронная презентация по теме занятия, музыкальное сопровождение, сообщения учащихся по теме «Игры моих бабушек и дедушек», рисунки по теме «Моя любимая игра», выставка книг по теме: «Устное народное творчество»
- дидактические средства: карточки для работы в группе, сигнальные карточки для рефлексии, предметы для проведения игр
Методы обучения:
- словесные
- проблемные
- частично-поисковые
- аудиовизуальные методы (сочетание словесных, практических и наглядных методов и приемов)
- анализ и синтез
- практические
- наглядно-образные методы и приемы
- информационно-поисковые методы и приемы
- словесные репродуктивные методы (рассказ, беседа)
- метод рефлексии (осознание деятельности).
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- парная
- индивидуальная
Тип занятия: практическое занятие – исследовательский проект
Межпредметные связи:
- окружающий мир (старинные народные игры, региональный компонент);
- литературное чтение (устное народное творчество; рифма);
- технология (изготовление атрибутов для игр);
- русский язык (оформление сообщений);
- математика (счет по порядку, считалки).
Ход занятия:
Этап урока, цель | Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1.Органи-зацион-ный момент. Мотива-ция к учебной деятель-ности | -создание положительного настроя на урок, -установление доверительных отношений между учителем и учащимися; - опыт самостоятельного решения учебно-познавательной задачи: высказывание собственного мнения. | 1. Приветствие учителя, проверка подготовленности к занятию (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания учащихся. 2. Проблемно – игровой момент. Ученик сидит за компьютером, играет, устает и возмущается – О! Вот тебе! Сейчас догоню! Сейчас достану! Ну вот сначала, снова проиграл! Ой! Глаза уже болят, голова кружится, опять кошмары сниться будут! Чем заняться? 3. Учитель: А, вы тоже так проводите свободное время? Вам нравиться играть в компьютерные игры? Полезно ли проводить всё свободное время за компьютером? А как же быть? Какую исследовательскую работу вы проводили в течении двух недель? Сегодня мы подведём итог нашей исследовательской работе и выясним: - Отличаются ли игры наших бабушек и дедушек от современных игр? Какова роль игры в вашем развитии? По ходу нашего итогового занятия мы заполним сравнительную таблицу и увидим отличаются ли современные игры от игр наших бабушек и дедушек Учитель: - И так тема нашего занятия-проекта «Игры наших бабушек и дедушек». МО: словесные проблемные и частично-поисковые методы. | 1. Оценка подготовлено-сти рабочего места, мобилизация внимания. 2. Обсуждение проблемной ситуации в диалоге с учителем. 3. Озвучивание темы, цели и гипотезы проекта ФОПД: фронтальная. | 1. Обеспечены условия для продуктивной работы учащихся на уроке. 2. Учащиеся заинтересованы темой занятия. 3.Озвучена ТДЦ, обозначены задачи занятия-проекта с привлечением учащихся. |
2. Актуали-зация знаний и постановка учебной задачи. Подготов-ка учащихся к выполне-нию исследования. | -формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; - осознание значимости чтения для личного развития | 1. Направляет деятельность учащихся на усвоение знаний по устному народному творчеству, направляет на рассуждение, как же люди в старину проводили свободное время. Выдвижение гипотезы и пути исследования. Выяснение, что игры тоже народное творчество. Деление класса на группы | 1. Работают в соответствии с деятельностью учителя - слушают. | 1. Мотивация учащихся на изучение нового материала. |
3. Основная часть. Исследование проекта. Практическая деятельность. Учащиеся должны познакомиться и сравнить игр современного мира с играми прошлого | -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; -формулировать собственное мнение и позицию. | СЧИТАЛКИ 1. Организация дискуссии о составлении считалок, работа в группах, озвучивание полученных считалок. Соотнесение применения считалок современных детей с детством бабушек и дедушек. 2. Итог, для чего нужны считалки? Пользовались ли ими в детстве бабушки и дедушки? 3. Даёт информационный материал о книгах, где можно найти, подобрать и выучить считалки. МО: аудиовизуальные методы (сочетание словесных, практических и наглядных методов и приемов) ПОТЕШКИ 1.Знакомит с новым видом игры – потешки. Песенка или весёлый стишок для самых маленьких. Информационный материал от учителя с добавлением информации из личного опыта детей 2. Практическая работа в группах: составление потешки путём её продолжения | 1. Дискуссия о правильной рифме в считалках в группах 2. Анализируют и делают выводы, заполняют сравнительную таблицу. 3.Слушают, наблюдают, расширяют свой кругозор о применении книг ФОПД: фронтальная, парная, индивидуальная. 1. Слушают и делятся опытом 2. Развивают чувство рифмы | 1.Составят и разучат считалки 2. Будут использовать в практике считалки 3. уметь пользоваться книгой, как источником информации 1.Знать и применять в играх потешки 2. Будут применять для снятия напряжения, на физминутках |
4. Физминутка Снятие эмоцио-нального и физичес-кого напряже-ния. Развитие творческого воображе-ния с использо-ванием литературных средств. | -формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с народным фольклором; -формулировать собственное мнение и позицию. | 1. Организует игровую ситуацию с использованием одной из потешек 2. Делаем выводы: Использовали ли потешки бабушки и дедушки в своё время для своих детей, а вы с ними знакомы? МО: анализа и синтеза, практический | 1. Называют слова потешки и выполняют упражнения для рук, ног, головы 2.Заполняют сравнительную таблицу. ФОПД: фронтальная, индивидуальная. | 1. Снятие эмоционального напряжения. 2. Оценивают значение потешек для человека, как ещё один вид игры |
5. Практическая деятельность Учащиеся должны знать несколько игр, овладеть умениями соблюдать правила игры | -развивать способность к самооценке на основе критерия успешности игровой и познавательной деятельности; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; | 1. ИНТЕРВЬЮ 2. ТИХИЕ ИГРЫ Организует работу учащихся, в ходе которой выстраивается способ решения проблемы. Дети рассказывают об играх о которых узнали в ходе исследовательской деятельности. МО: словесные репродуктивные методы (рассказ, беседа); 3. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ (аналогичная работа) Объяснение хода игры и разыгрывание в группах. 4. ИГРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ. Чувашская народная игра « Четыре стихии» - игра с мячом, подбирают правильные высказывания, что развивает игра 5. ИГРЫ – ХОРОВОДЫ. Учитель рассказывает о играх – хороводах МО: аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов); частично-поисковый метод (эвристическая беседа); наглядно-образные методы и приемы; информационно-поисковые методы и приемы | 1. Учатся брать интервью у взрослых 2. Слушают выступления товарищей, делают выводы, заполняют таблицу Слушают условия игры, участвуют в ней, делают выводы, заполняют таблицу Работа в группах Дети анализируют и заполняют сравнительную таблицу ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная. | 1. Используют исследовательские навыки, применяют на практике. 2. Развитие диалогической и монологической речи, умение делиться опытом. 3. Применяют игры в досуговой деятельности 4. Знают разные способы проведения свободного времени 5. Формирование лидерских качеств организатора работы в группе у отдельных учащихся и на их примере. |
6. Подведение итогов занятия (рефлек-сия). Выявить качественный уровень достиже-ния ТДЦ урока. | -формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности игровой и познавательной деятельности; -развивать способность к самооценке на основе критерия успешности игровой и познавательной деятельности; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. -строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; | 1. Организует рефлексивную деятельность учащихся. «Итак, мы провели исследовательскую работу и сравнили в какие игры любим играть мы и в какие игры играли наши бабушки дедушки. Давайте сделаем вывод: -Совпали ли наши игры с играми бабушек и дедушек, значит…( итог по таблице) 2. Как лучше проводить свободное время? 3. Поднимите зелёные фонарики, если вы считаете, что сегодняшние знания вам пригодятся в будущем и красные если нет. МО: метод рефлексии (осознание деятельности). | 1.Дают самооценку своей деятельности и её результатов. ФОПД: индивидуальная. | 1. Объективная самооценка учащимися результатов своей деятельности (объем усвоенного учебного материала). |
Зам. директора МБОУ Школа № 6 ________________________ /___________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Игры наших бабушек и дедушек"
Презентация. Проект "Игры наших бабушек и дедушек" .Выполнил ученик 1 класса Крупнов Алексей....
Кл.час "Игры наших бабушек и дедушек"
Целью проведения классного часа является изучение и пропаганда национальной культуры....
Сценарий защиты проекта на тему "Игры наших бабушек и мам"
защита проекта...
Игры наших бабушек и дедушек
игры, в которые играли наши бабушки...
Забытые игры наших бабушек и дедушек
Это материал для учителей начальных классов и воспитателей гпд. Игры и упражнения на тимбилдинг можно проводить в классе и на свежем воздухе....
Проект профильной смены Дворовые игры наших бабушек и дедушек"
Проект профильной смены Дворовые игры наших бабушек и дедушек"...
Проект на тему: "Игры наших бабушек и дедушек"
Я решила провести расследование и расспросить своих взрослых родственников: родителей, бабушек и дедушек, в какие интересные игры они играли в своем детстве, а затем рассказать о них Вам.Весёлые...