Внеклассное занятие на тему: И.Е. Репин."Бурлаки на Волге"
план-конспект занятия ( класс) на тему

Воронович Роза Владимировна

Занятие знакомит с творчеством русского художника И.Е. Репина. Особое значение уделяется самой знаминитой его картине "Бурлаки на Волге". Занятие может использоваться педагогами дополнительного образования, учителями-предметниками и др.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burlaki_na_volge.docx74.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Репин И.Е. «Бурлаки на Волге».

Цель: Познакомить детей с произведением И .Е. Репина «Бурлаки на Волге», воспитывать интерес к художественным произведениям и их истории, коррекция лексической речи на основе упражнения в составлении рассказа по плану.

Ход:

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Начинаем мы, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

II.Подготовительная часть.

-Ребята, посмотрите внимательно ролик и попробуйте угадать, о чем мы сегодня будем говорить?(просмотр ролика «О картинах».

-А теперь скажите, кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?

-А для чего художники  пишут  картины?

-Какие жанры изобразительного искусства вы  можете назвать?

-Сегодня я предлагаю вам самим угадать с творчеством какого художника мы с вами  познакомимся.(дети выполняют задание:I-я группа угадывают Ф.И.О. художника, II-группа –название картины,III-группа жанр ,в котором написана картина).-проверка задания.

(зрительная гимнастика)

III.Сообщение темы.

Сегодня на занятии  мы приоткроем дверь в творчество великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Мы будем говорить только об одной его картине .Картина «Бурлаки на Волге», о которой мы сегодня будем говорить, действительно потрясла, заставила «мыслить и чувствовать» всех современников Репина, которые были на это способны. А способны ли мы на это?

IV.Основная часть.

Для начала давайте познакомимся с самим художником.

Рассказ о художнике (Слайд портрет художника).

Ученик.:Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве, Харьковской губернии, в семье военного поселянина. «Это звание очень презренное, - писал художник о своём происхождении, - ниже поселян считались разве ещё крепостные». В детские и юношеские годы Репин испытывал нужду и лишения. Приходилось с детских лет зарабатывать деньги писанием портретов и икон. Юноша поражал земляков своим талантом; не раз его приглашали в соседние сёла расписывать церкви. В 1863 году осуществляется давняя мечта Репина. Ему удаётся накопить немного денег, и он приезжает в Петербург, чтобы поступить там в Академию художеств. Но перед этим он попадает в Рисовальную школу, где впервые встречает своего будущего друга и наставника Крамского. Всю жизнь Репин занимается живописью. Но всемирную славу ему принесла  картина «Бурлаки на Волге»

Вот эта картина, ребята, внимательно рассмотрите её. (Демонстрация

картины).

Кто изображён на переднем плане картины? (это бурлаки).

( на доске словарное слово)

Кто такие бурлаки? (Сообщение учащегося.) Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение.  

 Бурлаки тянули по реке суда с грузом.  Суда перевозили: соль, рыбу,  тюлений жир,  уральское железо ,хлопок, шелк рис, сухофрукты. С судна бросали на берег прикреплённую к мачте длинную верёвку – бечеву; за неё цепляли ременные петли – лямки; бурлаки впрягались в лямки и тащили судно против течения. На волге в 19 веке работало около 600тыс.бурлаков.Бурлацкий труд был неимоверно тяжелый. Бурлаки начинали работу с рассветом и заканчивали ее с первой звездой. В бурлаки по крайней нужде шла крестьянская беднота, а также беглый беспаспортный люд, который можно было нанять за гроши или просто за харчи. Неотразимой приманкой служил задаток, который можно было получить, нанявшись в бурлаки.

Бывало, и месяц, и два месяца шли они под палящим солнцем или под проливным дождём, навалясь грудью на лямку. В долгом пути бурлак иногда стаптывал двадцать пар лаптей.

Когда жил Репин, по рекам уже ходили пароходы, но богатым промышленникам и купцам было выгоднее, дешевле запрягать в лямки людей.

Чтобы тянуть ровно, идти в ногу, не дремать на ходу, бурлаки пели песни. Любимая песня - "Дубинушка.- Давайте послушаем эту песню (ставится аудиозапись). У этой песни есть второе название - "Эй, ухнем!" Изначально это была крестьянская народная песня, потом стала бурлацкой. Ритм песни хорошо подходит для дружной совместной работы, для одновременного напряжения сил.

Ребята, когда выбудете слушать песню, внимательно просмотрите всех героев картины и после просмотра ответьте на вопросы, которые я вам сейчас раздам.(вопросы по группам).Внимательно прочитайте их про себя. (Какая одежда на них? Во что обуты? Какого возраста собраны люди в артель? Что выражают их лица? Можно ли по внешнему виду определить, давно ли эти люди работают в бурлаках?) (беседа после прослушивания)

А как же у Репина возникла идея написать эту картину?(рассказ ученика)

«Однажды в летний погожий день товарищи уговорили Репина отправиться на прогулку за город. В это время художник учился в Петербурге» в академии художеств. Поплыли пароходом по Неве. На высоком берегу стояли красивые дачи. Всюду гуляли нарядные господа, дамы под разноцветными зонтиками. Всюду слышались веселые голосабеззаботный смех.
Вдруг Репин увидел вдали какое-то темное пятно. Будто мрачная туча затмила солнце.
- Что это движется сюда? Вон то, темное? – спросил он у товарища.
- Это бурлаки тянут баржу, - отвечал товарищ. Репину прежде не приходилось встречать бурлаков, и он быстро нарисовал их для памяти в своем блокноте. Прогулка больше не радовала его. Перед глазами стояли угрюмые лица, потемневшие от пота лохмотья рубах.
Репин задумал написать картину о том , что он увидел. Он хотел ,чтобы каждому, кто посмотрит на эту картину, сделалось больно и стыдно оттого , что люди ради куска хлеба впрягаются в лямки вместо рабочего скота. Художник понимал, что слишком мало знает о бурлаках. Он решил ехать на Волгу -знакомиться с бурлаками. Он поселился на берегу Волги в глухой деревеньке. Мимо этой деревеньки много раз проходила одна и та же артель. В ней было одиннадцать человек, Репин выходил навстречу бурлакам. Некоторое время шагал со всеми в ногу, а на привал делал первые наброски. Так рождалась картина.

Когда Репин узнал бурлаков ближе. Он стал восхищаться ими. Какие замечательные, не похожие друг на друга люди связаны верёвкой-бечевой, то есть общим бурлацким трудом! Он узнал, что среди бурлаков разные люди: бывшие солдаты, священники, учителя. Кто-то всю жизнь в бурлаках, а кто-то лишь короткое время. Они размышляют и говорят обо всём, что происходит вокруг, глубоко чувствуют радости и печали жизни. И все вместе они – не угрюмая ватага, замученная непосильной работой, а настоящее товарищество необыкновенных, умных, свободолюбивых людей. Нет, не жалость к бурлакам звала теперь художника писать картину, а уважение и любовь к ним.

Вернемся к картине.(рассматривание картины-слайд))

О чем рассказывает картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге», и почему важна каждая деталь ? Вглядитесь, как вы думаете, по какому принципу расставлены бурлаки?- (ответы детей) -  Кто эти люди, и как они попали сюда? Давайте  разберем каждого из них. (подетальное рассматривание картины-у каждого ребенка на парте).

1. Бечевник
Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки

2. Шишка — бригадир бурлаков или коренник.(Лошадь, впрягаемая в оглобли. В переносном смысле , так говорят  об основных исполнителях работы)
Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп- Канин.  широкоплечий коренник в заплатанной рубахе, с повязкой на голове. Его могучую грудь и плечи опоясывает бурлацкая лямка. Художник с симпатией рисует его доброе лицо с открытым светлым лбом и печальными глазами. Чувствуется физическая сила и стойкость этого человека. Он много пережил на своём веку) (слайд).

3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки,   идущие справа и слева от него. По правую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье.

Этот бурлак, такой же сильный, как и коренник. На его голове копна густых волос, лицо заросло бородой и усами. Он чуть-чуть улыбается, посматривая на тех, что ближе к нему, может быть, по-доброму подшучивает над ним . По левую руку от Канина изо всех сил наваливается плечами на лямку бурлак с бронзовым лицом. Он смотрит прямо на зрителя, в его глазах и злоба, и усмешка. Он похож на индейца, волосы его повязаны тряпкой, одет в лохмотья).

4. «Кабальные», как  высокий человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кто самый юный из бурлаков? Опишите его.(слайд) .Это Ларька. Таких мальчиков можно было нередко встретить в артели. Беднякам нечем было прокормить семью, и они отправляли своих детей бурлачить. Мальчика 11 лет сначала брали кашеваром. А через 2-3 года он делался настоящим бурлаком. На лице Ларьки - решимость и нетерпение. О них рассказывает упрямый поворот головы, взгляд, смело устремленный вперед. Волосы непокорно выбились из-под шапки. Ларька резко выпрямился, вцепился в хомут, точно хочет сбросить его, разорвать. Неужели всю жизнь он ничего не увидит больше, кроме бурлацкой лямки?

6. «Халтурщики»
В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других. Справа от Ларьки  (№ 4) идёт еле-еле больной и измученный старик, вытирающий пот со лба. Двигаться ему невыносимо трудно. Видимо, недолго ему ещё осталось бурлачить).

7. «Надзиратель»
Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

Здесь выделяется чернобровый крепкий мужчина. Как можно определить по картине, что он недавно стал бурлаком? (ответы детей). Он недавно стал бурлаком, потому что его ещё не согнула бурлацкая жизнь, не успел он сносить свои сапоги. Держится этот бурлак гордо и смотрит куда-то вдаль. Одет он в длинную рубаху и жилетку с единственной пуговицей. За ним идёт бродячий грек, беспокойно озирающийся вокруг.

 8. Косный или косной
Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и шел  особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.
9-10. Расшива и флаг
11. Лоцман 
Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам

 12. Бечева — трос, к которому прикреплены  бурлаки.

13. Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке.

 14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.
15. Резьба на расшиве


- Давайте теперь  опишем пейзаж картины.

 У Репина пейзаж - Волга, небо, солнечная песчаная отмель, дальний берег.

Репин выбрал для своей картины не очень высокий, но сильно вытянутый в ширину холст. И перед нами открылись бесконечные просторы воды и неба. Голубое небо покрыто легкими облаками. Вдали - туманный берег. Позади, до самого горизонта, сияющая гладь реки. Вокруг пустынно; только слева, у края картины, плывет вниз по течению барка под парусом, а справа дымит маленький пароходик. Артель движется навстречу зрителям. Бурлаки только что одолели песчаную мель-перекат. Они на мгновение сбились с общего дружного шага. Трое передних уже снова налегли на лямки грудью, но те, кто идут следом, пользуясь короткой передышкой, распрямились в кожаных петлях. - Кстати, выражение "тянуть лямку", то есть выполнять трудную, долговременную работу давно стало крылатым и вошло в наш обиход благодаря бурлакам.

- Теперь поговорим о цветовой гамме картины. Скажите, какие  краски использовал художник?

Эту картину называли солнечной. И правда, Репин как будто плеснул на холст живое солнце. Его светом пронизаны дали, оно блестит на глади воды, золотой парус плывущей мимо барки. Солнце раскалило песок отмели, по которой идут бурлаки; этот раскаленный песок, нежная, чуть розоватая дымка над водой сразу переносят зрителя в жаркий летний полдень, когда воздух дрожит и звенит от зноя. Картина не пестрит красками. Репин очень вдумчиво выбирает цвет - желтый, голубой, розовый, но сколько оттенков у каждого цвета! Желтый - то золотой, то блеклый, будто размытый, то коричневый.

Когда была закончена и выставлена картина И. Е. Репина, зрители будто заново увидели свой народ. Многие считали его забитым, жалким, измученным непосильной работой. А с холста смотрели люди могучие, бодрые, несокрушимые. Пусть солнце нещадно обжигает им лица, пусть кожаная петля натирает грудь, пусть вместо одежды - лохмотья, каждый из этих людей на холсте по-настоящему красив. Красив своей необыкновенностью, величием духа, достоинством, которое сумел сохранить. "Какие громадные силы таятся в нашем народе!" - думали зрители перед картиной "Бурлаки на Волге".

V.Физкультпауза.

К солнцу вверх все потянулись,
И друг другу улыбнулись

Мы отлично потрудились и немного утомились.!

Мы немножко отдохнем,

Очень глубоко вздохнем.

Повращаем головой.

Все, ребята, дружно.

Отдохнули? Хорошо!
Дальше нам работать нужно!

VI.Заключительная часть.

Еще раз посмотрите внимательно на картину, сосредоточьтесь на ней.

Что мы видим на картине? Какой день изображен? Кто изображен в центре картины? Куда движется эта толпа? Сколько человек изображено на картине? Что общего у этих людей? Почему у некоторых героев есть имена или фамилия? Как оплачивался бурлацкий труд? Почему люди шли работать бурлаками? Кто возглавляет эту группу?  Кто из бурлаков произвел на вас большее впечатление? О ком вы можете рассказать?


 Какие мысли и чувства она вызывает? Хотели бы вы оказаться в этой картине?

Задание 1ой группе: подберите синонимы к словам: художник, картина.

,рисует, идут (холст, полотно, живописец, пишет ,мастер кисти, показывает, передает, автор, бредут, еле передвигаются, следуют);

- А теперь подберем эпитеты к следующим словам:

Задание 2ой группе,

День –какой? Волга какая?(жаркий, раскаленный, знойный, трудный, выматывающий ,бескрайняя, могучая, великая )

Задание 3-ой группе.

Бурлаки какие? Тянут лямку как? Одежда какая? Взгляд какой? Волосы какие?, измученные, оборванная , грязная, заплатанная, старая, выцвевшая, разочарованный, с усмешкой, испуганный, протестующий, гордый ,сердитый, густые, завязанные тряпкой, светлые, нечесанные – стараясь изо всех сил, в полную силу, с прохладцей, напрягаясь, наваливаясь плечами.)

 Опишите пейзаж в этой картине, опираясь на карточку №1. Вам нужно только вставить определения.

Карточка №1.(2-я группа)

В картине Репина … небо покрыто … облаками. Перед вами раскинулась … Волга. Она словно млеет и спит под … солнцем. Где-то вдали мелькает … пароход. Ближе золотится … парус … судёнышка.

Прочитаем, что получилось.

Вам предстоит описать бурлаков. Все они по сути выполняют одну и ту же работу. Как же нам избежать повтора одних и тех же слов? Сейчас мы потренируемся в подборе глаголов, которые можно использовать при описании бурлаков. Постарайтесь избежать повторений

Карточка №2(вставьте глаголы вместо точек) (1-я группа)

В этой ватаге бурлаков … самые разнородные типы. Впереди …, словно пара могучих буйволов, главные богатыри с всклокоченной головой, бронзовой от солнца грудью и жилистыми руками. За ними … свою лямку третий богатырь с волосами, перевязанными тряпкой. За их спинами … высокий, худой, покуривающий трубку бурлак. Позади него … пот со лба страшно больной и иссохший старик.

Карточка №3(вставьте глаголы вместо точек)(3я группа)

Вторую часть этой артели … крепкий, бодрый старик. Он … на ходу набить свою трубочку табаком. За ним единственный человек в сапогах: он суетливо … ногами. Ещё дальше … по сторонам бродячий грек с великолепным профилем. Последний … голову на грудь и тихо …, размахиваясь из стороны в сторону.

Задание(групповое):Составьте «синквейн со словом «бурлаки»

Внимательно слушаем, что получилось

. Ребята, в начале занятия ,я сказала, что «Бурлаки на Волге»-это не просто картина, а грандиозное  произведение искусства .И как читатель читает книгу, слушатель наслаждается музыкой, так и зритель, глядя на картину, мысленно прочитывает ее. Сегодня мы с вами учились «читать картину», Давайте посмотрим, что из этого получилось? Кто хочет рассказать об этой картине?

 Составление устного рассказа по плану:

1) Композиция (что мы видим)

2) Бурлаки

3) Пейзаж (природа)

4) Цветовая гамма (краски)

5) Мое восприятие картины

VII.Итог:

-С творчеством, какого художника мы сегодня познакомились?

-О какой картине говорили?

-Жанр этой картины?

РЕФЛЕКСИЯ:

E:\8556_html_m166abff0.jpg

(дети прикрепляют таблички со своими именами на то выражение ,с которым они согласны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по теме "Осанка - стройная спина"

Проблемы здоровьесберегающего обучения в начальной школе...

Внеклассное занятие по теме "Осанка - стройная спина"

Проблемы здоровьесберегающего обучения в начальной школе...

Внеклассное занятие по теме " Урок доброты ".

Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся. Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово челове...

Внеклассное занятие по теме "Что такое стыд"

Это внеклассное занятие помогает детям отличать хорошие поступки от плохих!...

Конспект тематического занятия во II классе Групповое внеклассное занятие на тему «Таблица умножения».

Цель занятия - через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса детей к математике, усвоению ими таблицы умножения, расширению их кругозора....

Конспект тематического занятия во II классе Групповое внеклассное занятие на тему «Таблица умножения».

Цель занятия - через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса детей к математике, усвоению ими таблицы умножения, расширению их кругозора....

Презентация на тему: И.Е. Репин "Бурлаки на Волге"

Данная презентация является наглядным материалом к занятию И.Е. Репени "Бурлаки на Волге"...