Рабочая программа внеурочной деятельности "ЧИТАЛОЧКА"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости…. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность | 82.21 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа «Читайка» разработана на основе региональной программы «Что кому нравится», автор И.В.Карпеева, БОУДПО «ИРООО»,2010г. ,составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «Читалочка»в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Актуальность
Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости…. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
1 год
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
• формировать интерес к литературному чтению,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
2 год
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• знакомиться с различными типами текстов;
3 год
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• знакомить с образным языком художественного произведения, выразительными средствами, создающими художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
4 год
• развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей,
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.
Формы организации занятий:
- занятие-диспут,
- занятие-спектакль,
- занятие-праздник,
- занятие-интервью,
- уроки-спектакли,
- конференция,
- устный журнал,
- конкурсы,проекты
- литературная игра
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 7-11 лет.
Программа реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4 класс.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка,
умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Ведущие принципы программы
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Предполагаемые результаты деятельности:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
− осознавать значимость чтения для личного развития;
− формировать потребность в систематическом чтении;
− использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
− уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
− пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
− уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
− уметь самостоятельно работать с новым произведением;
− уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
− уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
− прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
− отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
− ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
− составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
− пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
− участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
− оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
− высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
− участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
− соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
− находить книгу в открытом библиотечном фонде;
− выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
− сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
− формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
− книге и героях;
− характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
− заданную тему;
− сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
− слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
− пользоваться аппаратом книги;
− овладевать правилами поведения в общественных местах
Формы подведения итогов:
Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится :
1. Игра – викторина «Угадай сказку»-1год обучения.
2.Тестирование (2-4кл) -1 раз в год
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Календарно-тематический план
1 год обучения
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Дата | № п/п | Тема занятия | Кол - во часов | Основное содержание работы | |
Литературные сказки В.Берестов « Мастер птица» | 1 | Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие. Пересказ сюжета по вопросам учителя. Инсценирование одного эпизода по выбору: 1.Птицы посылают аиста и соловья учиться пению. 2.Аист у мудреца. 3.Соловей у мудреца. | |||
Из серии « Мои первые книжки». С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. | 1 | Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок | |||
3. | «Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. | 1 | Учимся разгадывать загадки различной тематики. Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование. Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей | ||
4. | Русские народные потешки и прибаутки. | 1 | Учимся читать потешки и прибаутки | ||
5. | «Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е. Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке» | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книги | ||
6. | «О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход». Р. Сеф. «Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой» | 1 | Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника. | ||
7. | Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек» | 1 | Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам. | ||
8 – 9. | Ш.Перро «Красная шапочка» | 2 | Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание. | ||
Ш. Перро «Мальчик с пальчик» | |||||
10. | «Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж». | 1 | Чтение, рассматривание книги. | ||
11 – 12. | Сказки о животных Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» | 2 | Чтение и рассматривание книги | ||
13. | Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова | 1 | Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма». | ||
14. | Друзья детства. К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» | 1 | Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин». | ||
15. | Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит» | 1 | Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение. | ||
16. | Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка» | 1 | Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки». | ||
17 – 19. | О наших сверстниках. Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота» | 3 | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. | ||
20. | Стихи о родном крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». | 1 | Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть. | ||
21. | О героях. А.Митяев «Богатыри» | 1 | Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина» | ||
22 – 23. | О доброте. В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья». | 2 | Чтение и рассматривание книги. Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка. | ||
24. | «Поговорим о наших мамах» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др. | 1 | Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение. Заучивание одного стихотворения наизусть. | ||
25. | «В стране Вообразилии» Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». | 1 | Рассматривание сборника Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения. | ||
26. | Знакомые незнакомцы. Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». | 1 | Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям. | ||
27 – 28. | Книги о животных. Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты». | 1 | Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение. Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый грустный. Выделение научно-познавательных сведений. Нарисуй рисунок к произведению. | ||
29. | О любимых игрушках. Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» | 1 | Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений. Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д Осмысление содержания в форме разгадывания загадок. | ||
30. | О чем я мечтаю. В. Катаев « Цветик – семицветик» |
1 | Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика - семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка. | ||
31. | Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело» | 1 | Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение. | ||
32. | Экскурсия в школьную библиотеку. Итоговое занятие. Игра – викторина «Угадай сказку» | 1 | Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг. | ||
33 |
В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:
- Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
- Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
- Отвечать на вопросы по содержанию текста.
- Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
- Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
- Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
- Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов.
- Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
- Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
- Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
2 год обучения
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
Дата | № | Тема занятия | Кол - во часо в | Практика | Основное содержание работы | |||
1 | Стихи о школе и детях С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц» А.Плещеев «Чему в школе учат» | 1 | Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть. | |||||
2 | Сказки о животных В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок» | 1 | Определение особенностей жанра сказок о животных. Пересказ по иллюстрациям. Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных. | |||||
3 | Загадки о животных. Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки. | 1 | Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок. | |||||
4 | Учись дружить. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко» | 1 | Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания. Найти пословицы о дружбе и друзьях | |||||
5 | Здравствуй, осень! М. Пришвин «Листопадничек» | 1 | Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения. Подготовка рисунков «Здравствуй, осень, золотая!» | |||||
6 - 7 | Худому делу - худой конец. Итальянская сказка «Как осёл петь перестал», С. Баруздин «Кляксы», В.Берестов «Змей – хвастунишка» и др. | 2 | Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. Придумать своё оригинальное продолжение сказки. | |||||
8 | Стихи о Родине. Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине. | 1 | Чтение и рассуждение о прочитанном. Подготовить выразительное чтение стихотворений о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине» | |||||
9 | Весёлые стихи. Д.Хармс « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки» С.Маршак «Пудель», «Багаж» | 1 | Обзор различных изданий одного произведения. Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению. | |||||
10 | «На ярмарке» Малые фольклорные жанры. | 1 | Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить потешку, считалку, небылицу. | |||||
11 | Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко» | 1 | Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора. Сочинение сказки о неживом предмете ( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.) | |||||
12 | Рассказы о животных. Р. М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел» | 1 | Отработка связи « писатель - книги – тема». Принести картинки, иллюстрации, фотографии с изображением птиц . | |||||
13 | Забавные стихи. А. Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки» | 1 | Выразительное чтение с интонацией юмора, радости. Обратить внимание на связь « тема – автор». Выбор отрывка для заучивания наизусть. | |||||
14 - 16 | Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | 3 | Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. Сочинить стихи о своих друзьях | |||||
17 - 18 | Рассказы и стихи о подвигах. М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» и др. | 2 | Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям ,используя внешние приметы или прежний опыт. Характеристика поступка, героев. | |||||
19 | Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е. Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее». | 1 | Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости. | |||||
20 | Сказки о настоящей дружбе. Афганская сказка « Волк – ябедник» Африканская сказка «Вот так дружба!» | 1 | Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник. Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам. Составить рассказ о своём лучшем друге. | |||||
21 - 22 | О героизме и трусости.С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня» | 2 | Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки. Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости. | |||||
23 | Нет лучше дружка, чем родимая матушка.Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме»,Панькин « Легенда о матерях», Трутнева « Проталинки». | 1 | Знакомство с понятием «легенда». Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания. Сочинение стихов о маме и для мамы. | |||||
24 | Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков « Помощь идет» Е.Пермяк « Пичугин мост» | 1 | Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний. Составление рассказа о своём добром поступке. | |||||
25 - 26 | Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка» | 2 | Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений. Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя. | |||||
27 | Родину – мать учись защищать. А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» | 1 | Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. Подобрать пословицы и поговорки о Родине. Выделение для себя нравственных качеств. | |||||
28 | Книги о ребятах и их делах. А. Барто « Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи» | 1 | Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования. Выбор для себя роли в инсценировке | |||||
29 | Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный» Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста» | 1 | Умение находить в книгах общие признаки. Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ. | |||||
30 | Весна, весна на улице, весенние деньки! Б. Заходер «Товарищам детям», Э. Шим « Чем встречают весну?» Э. Шим «Чем пахнет весна». | 1 | Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении. Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин | |||||
31 | Знай и люби родную природу! Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев « Про пингвинов» Г. Скребицкий «Колючая семейка» | 1 | Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Пересказ по плану. | |||||
32 | Произведения о растениях. Э. Шим «Неслышные голоса» Н.Павлова « Живая бусина» | 1 | Устанавливать связь « автор – книга – тема». Выделение ключевых эпизодов произведений. | |||||
33 | Сказки народов родного края. Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек» | 1 | Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформление. Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. Составление вопросов по произведению. | |||||
34 | Тест по произведениям .Проверка читательского контроля.Техника чтения. | 1 |
В результате реализации программы учащиеся 2 класса должны:
знать/понимать
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- уметь
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
- оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
3 год обучения
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
Дата | № | Тема занятия | Кол - во часов | Практика | Основное содержание работы | ||
1. | Стихотворные сказки. А.Пушкин «Сказка о золотом петушке» | 1 | Особенности стихотворных сказок. Сравнение сказок разных авторов. Выучить отрывок наизусть | ||||
2. | Детские энциклопедии. Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д. | 1 | Особенности энциклопедических публикаций. Находить в большом потоке информации интересующую информацию | ||||
3. | Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев | 1 | Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн | ||||
4. | Рассказы современных писателей о детях. Т. Лихоталь «Синяк», Рассказы В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано» | 1 | Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями. Сочинить свой рассказ «Что я люблю» | ||||
5 - 6 | Волшебный мир сказок Бажова. П. Бажов «Огневушка - поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок» | 2 | Выделение особенностей уральских сказаний. Мини-рассказ «Я умею, я могу» | ||||
7 | Произведения о тех, кто трудится. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело" | 1 | Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. Находить ответы на вопросы в произведении. | ||||
8 - 9 | Книги о природе и человеке. М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста» | 2 | Деление произведения на смысловые части. Находить в произведении понравившиеся отрывки. | ||||
10 | Рассказы о животных. Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос» | 1 | Чувства, эмоции героев и читателей. Мастерство писателя. | ||||
11 | Книги о ребятах и их делах. А.Гайдар «Тимур и его команда». | 1 | Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование. Пересказ отрывка прочитанного произведения. Выставка книг А.П.Гайдара. | ||||
12 | Произведения о долге и храбрости. И. Тургенев «Капля жизни» | 1 | Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям. Найти и принести книги с произведениями о долге и храбрости. Выставка книг о долге и храбрости. | ||||
13 | Произведения о мамах и детях. А. Милн «Непослушная мама» | 1 | Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения. Выучить стихотворение о маме. Конкурс стихотворений о маме. | ||||
14 | Сказки о приключениях детей. И. Сигсгорд « Палле один на свете» и др. | 1 | Литературное слушание. Анализ произведения. Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту. Составление кроссворда с использованием составленных вопросов | ||||
15 | Весёлые истории. М.Зощенко « Глупая история» И. Сухин «Вот такой затейник» | 1 | Особенности произведений юмористического жанра. | ||||
16 | Сказки народов разных стран. Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников» | 1 | Особенности арабских сказок. Иллюстрация с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации). | ||||
17 | Книги о дружбе и взаимопомощи. Ю. Куклачев «Мои друзья кошки» В. Дуров «Наша Жучка» и др. | 2 | Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека». Газета с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки» | ||||
18 | Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения.Е.Чарушин, В. Голявкин | 1 | Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. Иллюстрирование понравившегося эпизода. | ||||
19 | Как рождается герой. Б.Заходер « История гусеницы», Ю. Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки» | 1 | Темп чтения, передача настроения голосом. Выразительное чтение выбранного стихотворения. Конкурс на лучшего чтеца. | ||||
20 | Люби живое. М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник» | 1 | Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях. Выразительное чтение отрывка произведения. | ||||
21 | По страницам детских журналов. Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета» | 1 | Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении | ||||
22 - 23 | Твоя книжная полка. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына» | 2 | Детальный анализ произведения. КВН « С героями Н.Носова» | ||||
24 - 26 | Страна Фантазия. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье» Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов» | 3 | Анализ произведения по вопросам учителя. Подготовка иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок» Игра« Угадай произведение, зачитай отрывок» | ||||
27 | Стихи о родине поэтов родного края. | 1 | Патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре. Подготовка к выразительному чтению. Конкурс на лучшего чтеца. | ||||
28 | Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа. К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». | 1 | История на страницах художественных произведений. Поиск произведений по теме занятия. Оформление читательского уголка, экскурсия к памятнику воинам ВОВ. | ||||
29 - 30 | Зарубежные писатели детям. «Пеппи длинный чулок», Р.Распе «Самый правдивый человек на земле» | 2 | Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному отрывку произведения. Выразительное чтение отрывка с коротким комментированием общего сюжета. | ||||
31 | Мифы и легенды древнейГреции.Рождение героя, Геракл в Фивах, Немейский лев. | 1 | Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. Пересказ выбранного мифа или легенды. Составление кроссворда «О мифах и легендах». | ||||
32 - 33 | Книги, которые надо читать долго. А. Волков «Волшебник изумрудного города» | 2 | Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения. Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города». Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города» | ||||
34 | Тест « В стране Читалии». Тест по произведениям .Проверка читательского контроля. Техника чтения. | 1 |
В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:
- Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
- Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
- Словесно рисовать картины к художественным текстам.
- Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
- Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
- Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
- Понимать образные выражения, используемые в книге.
- Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
- Коллективная драматизация художественных произведений.
- Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;
- Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
4 год обучения
Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
Дата | № | Тема занятия | Кол - во часов | Основное содержание работы | |||
1 | О чём рассказывают журналы? Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д. | 1 | Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах - справочника. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой. | ||||
2 | «Где, что, как и почему?» Книги-справочники, энциклопедии | 1 | Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой. | ||||
3 | «Вчера и сегодня» Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях | 1 | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники. | ||||
4 | «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?» Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ. | 1 | Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги. | ||||
5 | «Из истории нашей Родины» Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева. | 1 | Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете. | ||||
6 - 7 | «В путь, друзья!» Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных | 2 | Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг | ||||
8 - 10 | «Обыкновенная биография в необыкновенное время» Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре. | 3 | Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина. Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре». | ||||
11 - 13 | «Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др. | 3 | Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть. Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?» | ||||
14 - 16 | «Творцы книг» Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.) | 3 | Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра. | ||||
17 - 19 | «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду» | 3 | Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра. Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика» | ||||
20 - 22 | «От благодарных читателей»М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера» | 3 | Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев. | ||||
23 - 24 | «Современные писатели - детям» Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул» В. Медведев «Баранкин будь человеком» | 2 | Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать» | ||||
25 | Мир детства в рассказах А. П. Чехова «Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка» | 1 | Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг А. П. Чехова и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока. | ||||
26 - 28 | «С моей книжной полки» В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка» | 3 | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям. | ||||
29 | Путешествие по сказкам братьев Гримм. Сказки братьев Гримм | 1 | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. Литературная викторина по сказкам братьев Гримм | ||||
30 | Картины русской природы в произведениях писателей родного края | 1 | Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. | ||||
32 - 33 | Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник», А. Куприн «Белый пудель», К. Станюкович «Максимка» | 2 | Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги. | ||||
34 | Викторина «По страницам любимых книг». Тест по произведениям .Проверка читательского контроля.Техника чтения. | 1 |
В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:
- Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
- Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
- Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать…» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.
Используемая литература:
1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
3. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
4. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
5. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
6. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
7. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
8. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
9. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
10. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
11. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
12. Журналы «Начальная школа», 2010-2016 гг.
13. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru.
Все работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Программа внеурочной деятельности "Читалочка"
Программа внеурочной деятельности "Читалочка"рассчитана на 4 года.Содержит календарно-тематическое планирование для 1 года обучения на 34 часа....