Взаимоотношения с воспитанниками.
статья
В статье описаны правила взаимоотношений с воспитанниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimootnosheniya_s_detmi.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДЕТЬМИ.
От наших личностных особенностей и действий зависит какими станут наши воспитанники.
Для младшего школьника педагог – образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный образец, поэтому именно личность педагога является главным инструментом воспитания.
В том, что и как мы говорим детям, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много профессионализма и не меньше – личностных особенностей, ценностей, предпочтений. Поэтому важно начать с себя.
– Часто приказы, команды которые мы произносим в адрес детей («Замолчи», «Чтобы больше я этого не слышала») приводят к эффективному, результату, но он носит кратковременный характер;
– предупреждения, предостережения, угрозы («Смотри, как бы не стало хуже», «Не сделаешь вовремя, пеняй на себя») часто бессмысленны, так как загоняют ребенка в еще больший тупик и создают стрессовую ситуацию;
– мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых») дают ребенку чувство давления внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще все вместе;
– критика, выговоры, обвинения («Зря я на тебя надеялась») формируют у ребенка низкую самооценку.
Как часто мы принимаем меры в виде наказания, запрета, проявляем авторитарный стиль общения? Результат – протест, игнорирование, замкнутость, агрессия.
Нам нужно прислушаться к себе, проанализировать, как мы общаемся с учеником, как часто используем дружелюбный тон, совместную деятельность. Ведь только примером своего общения мы воспитаем в детях доброту, искренность...
Сегодня я хотела бы рассказать одну притчу
Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: «Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?» Старик ответил ему вопросом: «А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?» — «Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда».— «Здесь ты встретишь точно таких же», ответил ему старик.
Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: «Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?» Старик ответил тем же: «А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?» — «О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться».— «Ты найдешь таких же и здесь»,— ответил старик.
Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: «Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?»
«Сын мой,— говорит старик,— каждый носит свой мир в своем сердце. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы дарим им».
Поэтому важно помнить, что только уважительным отношением к детям мы воспитаем в них уважение к окружающим.
Только добрым и честным отношением к детям мы воспитаем в них искренность и доброжелательность.
Только собственным примером мы поможем им стать настоящими учениками и хорошими людьми.
С чего же начать?
ПРАВИЛА
Когда ребенок приходит в школу, для него открывается новый мир, в котором ему нужен хороший путеводитель. Поэтому уже с первых дней обучения детям необходим порядок и правила поведения. Это делает их жизнь организованной, понятной и предсказуемой, и что очень важно, создает чувство безопасности.
Правила, которые устанавливаются в классе, — это закон и для педагога, и для учеников. Здесь важно понимать, что их устанавливают не для того, чтобы ограничить поведение детей, а для того, чтобы помочь ученику эффективно учиться, а классу — эффективно функционировать.
Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят этот порядок и правила нарушить? Почему на это постоянно жалуются родители, воспитатели и учителя?
Дело в том, что дети восстают не против самих правил, а против способов их "внедрения”.
Как же найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?
Можно много времени посвятить выучиванию, зазубриванию, повторению установленных в классе правил, но это не уменьшит количество «нежелательного поведения». Конструктивный способ сделать так, чтобы правила соблюдались, — привлечь учеников к их созданию.
Вот несколько рекомендаций:
Когда вы вместе со своими воспитанниками будете заниматься созданием правил жизни в вашем классе, расскажите им, что существует два типа правил: первый тип — разрешающие правила — описывает все, что способствует хорошей жизни и приятной учебе в классе, и второй тип — запрещающие правила — описывает то, что делает жизнь в классе трудной и непродуктивной. После этого спросите всех ребят: В каких условиях им будет удобно и приятно учиться? Фактически их ответы и составят «Правила класса». Самостоятельно принятые правила трудно «забываются», напротив, порождают энтузиазм, с которым ученики стараются им следовать.
Здесь необходимо остановиться на том, что установленные правила должны быть согласованы между учителем и воспитателем.
Когда учитель говорит одно, а воспитатель другое, ребёнку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине.
Правил не должно быть много (5-7).
Они должны быть четкими, понятными и лаконичными.
Необходимо последовательно придерживаться выполнения установленных правил.
В случае не выполнения ребенком правил поведения следует дать верную установку, направленную не на то, что «Так надо» или «Потому что я так сказала», а спокойно и доброжелательно объяснить ученику, что выполнение правил принесет ему и окружающим наибольшую пользу и создаст наиболее благоприятные условия для его обучения в классе. Или в каких-то конкретных случаях стоит ограничиться кратким объяснением, например «Это опасно», «Это неприлично», «Ученики в школе себя так не ведут».
Часто дети нарушают правила поведения тогда, когда у них появляется много свободного времени и они просто не знают чем его занять, поэтому первая задача воспитания – создать все необходимые условия для интересной повседневной жизни школьников в классе. И здесь особое место занимает игровая деятельность.
ИГРЫ
В жизни учащихся начальных классов игра продолжает занимать важное место, и значительно влияет на их развитие.
Младшие школьники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхания, кровообращения), укрепляют здоровье детей. Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.
Одним из свойств игры является то, что она представляет собой отражение практически всех видов деятельности человека. В процессе игры дети совершают определенные действия. Они трудятся, путешествуют, ухаживают за детьми (куклами), лечат их, учат друг друга, занимаются хозяйством, защищают Родину от врагов, совершают героические поступки и т. п.
В большинстве игр участвует не один, а несколько человек. Это помогает воспитывать у детей чувство коллективизма, они учатся действовать сообща, организованно — то руководить другими, то подчиняться им, действовать по определенным правилам, строго следя за их выполнением. Все это способствует воспитанию воли, приучает к дисциплине, вызывает чувство ответственности за свои действия и поведение, помогает формированию моральных качеств личности ребенка. Поэтому игра решает очень много развивающих и воспитательных задач.
Хорошо известно из теории и подтверждено практикой: осваивая игровую деятельность, ребенок сначала учится играть сам и в паре со взрослым, потом рядом с другими детьми и лишь потом – вместе с другими детьми.
К сожалению, реальность такова, что многие дети к моменту прихода в школу так и не освоили эти этапы формирования игровой деятельности, поэтому наша задача – научить их играть.
Я подготовила для вас раздаточный материал, в котором вы найдете игры разной направленности, может быть какие-то из них покажутся вам интересным и вы сможете их использовать в своей практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А в заключение мне хотелось бы рассказать вам еще одну притчу.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.
Так что давайте будем помнить, что все в наших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»
Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...
Взаимоотношения детей и родителей
Тест 1 "Взаимоотношения детей и родителей"...
Взаимоотношения детей и родителей
Тест - 2 " Взаимоотношения детей и родителей"...
Родительское собрание по теме: Взаимоотношение родителей с детьми.
1.Профилактика нарушений детско-родительских взаимоотношений....
Из опыта работы: «Сотрудничество педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений».
Сегодня психолого-педагогическая наука убедительно доказала: для того, чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызывать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А ...
Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений Понятие педагогически целесообразных взаимоотношений
Отношения педагогов и воспитанников в школе — это обусловленное всей системой производственных, политических, правовых и моральных отношений общества взаимодействие, направляемое педагогами на р...