ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ПОДВИГОВ ГЕРОЕВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
статья ( класс) на тему

Проблема воспитания молодого поколения на примере исторического опыта Великой Отечественной войны в современных условиях является очень актуальной. Патриотическое воспитание молодежи неразрывно связано с историей нашей Родины. Великая Отечественная война явилась жестоким испытанием для всего советского народа, проявившего массовый героизм, патриотизм, беззаветную преданность Родине. Несомненно, исторический опыт Великой Отечественной войны способен оказать огромное влияние на формирование личности студентов высших учебных заведений. Патриотизм всегда был, есть и будет оставаться основным фактором развития личности в нашей стране. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы », «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fomina.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.012

Ю.Ю. Фомина

Научный руководитель: заместитель декана

по социально-воспитательной работе факультета СКИБД К.Л. Медведева

Г. Белгород, БГИИК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ПОДВИГОВ ГЕРОЕВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

Проблема воспитания молодого поколения на примере исторического опыта Великой Отечественной войны в современных условиях является очень актуальной. Патриотическое воспитание молодежи неразрывно связано с историей нашей Родины. Великая Отечественная война явилась жестоким испытанием для всего советского народа, проявившего массовый героизм, патриотизм, беззаветную преданность Родине. Несомненно, исторический опыт Великой Отечественной войны способен оказать огромное влияние на формирование личности студентов высших учебных заведений. Патриотизм всегда был, есть и будет оставаться основным фактором развития личности в нашей стране. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы », «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Программа включает комплекс нормативных, правовых, методических, организационных, исследовательских и информационных межрегиональных и общероссийских мероприятий по дальнейшему совершенствованию и развитию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Исследованием проблемы патриотического воспитания во второй половине ХХ века занимались Н.И. Болдырев, В.В. Белорусова, Н.К. Гончаров, Н.П. Егоров, В.П. Есипов, Т.А. Ильина, П.В. Ф.Ф. Королев, Конаныхина, И.С. Марьенко, Т.Н. Мальковская, С.Е. Матушкина, Ф.С. Савченко, К.3. Сафиуллина, Л.Ф. Спирин, И.Т. Огородников, И.П. Тукаев, Ф.И. Хвалова, В.И. Шахненко, Г.И. Щукина, Д.Н. Щербаков, А.В. Янковская и др. Различные аспекты проблемы в 90-е годы указанного века активно исследовали: Е.П. Белозерцев, З.Т. Гасанов, А.Д. Солдатенков, Т.М. Суходолова, М.А. Терентий, Ш.Ш. Хайрулин, Н.Ф. Харламов, Н.Е Щуркова и др.; вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста И.И. Валиев, М.А. Горбатов, Е.И. Корнеев, Н.Ф. Кузьменко, В.Н. Никифоров, Р.Л. Рождественская и др. Значительный вклад в разработку проблемы по всем ее направлениям, включая ее фундаментальное методологическое обоснование, внесли В. И. Лутовинов, А. К. Быков, А.Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, С. Л. Рыков. Глубина и разносторонность исследования проблемы патриотизма и патриотического воспитания характеризуют диссертационные исследования 2000-х — 2010-х гг.: М.Л. Афанасьевой, Т.Е. Вежевич В.В. Гладких, Н.М. Снопко, И.Н. Глазуновой, В.С Горбунова, С.Ю. Ивановой, А.В. Новикова, Микрюкова и др.

В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...». Патриотизм – это особое чувство, содержанием которого является любовь и преданность своему Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, желание сохранять его культурные особенности, готовность подчинять свои личные интересы общим интересам страны, стремление служить родине, защищать ее. Как социальный феномен патриотизм является особой надличностной ценностью, которая необходима человеку, поскольку поднимает его ценность и значимость в этом мире, придает его жизни глубокий смысл. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Целью патриотического воспитания является возрождение, сохранение культурных и духовных ценностей нашего края, города, района, села; знакомство с историческим наследием родного края, привитие любви и бережного отношения к историческим ценностям, родному краю, природе.

Работа на примере жизни малоизвестных и известных героев Великой Отечественной войны – одно из направлений в работе по патриотическому воспитанию. Подвиг всего народа, русского солдата – подвиг, неподвластный времени. С каждым годом отдаляясь во времени от военных событий, мы не только не утрачиваем духовной связи с памятью о них, но все глубже осознаем героическое прошлое тех дней и его значение для всего, чем мы живём и чем занимаемся сегодня.

С древних времен русский народ славился преданностью, храбростью, героизмом и горячей любовью к Родине. Один из великих подвигов русского народа, это тот, который совершили советские люди в годы Великой Отечественной войны. За героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками 12 776 человек удостоены звания Героя Советского Союза. И мы не должны забывать о тех людях, которые отвоевали мирное небо для своих детей и внуков.

 У каждого народа есть свои великие имена, которые никогда не забываются. Для нас не остаются в тени герои – земляки, люди достойные уважения, у которых есть чему поучиться. Среди воинов, оборонявших нашу родную Белгородскую землю, − Н.Ф. Ватутин, П.П. Десницкий, К.Ф. Ветчинкин, Д.Б. Алфимов, П.Д. Жученко, А.А. Анпилов, К.Г. Кучерявченко, И.М. Горбунов и другие.

Работа по патриотическому воспитанию, проводимая в институте, носит системный характер. Ежегодно проводится комплекс мероприятий, посвященных Дню Победы: организуется просмотр кинофильмов с последующим их обсуждением, конкурс стенных газет и плакатов, викторины по истории Великой Отечественной войны. Огромное значение для воспитания патриотических чувств у студентов имело проведение кураторских часов на тему «Их именами названы улицы нашего города». Приведём пример кураторского часа, посвященного памяти героям Белгородской области.

Цель: духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов через знакомство с историей родного края и подвигами героев Великой Отечественной войны, имена которых связаны с Белгородской областью.

Подготовка: задание для всех студентов в группе: узнать, в честь кого или чего названа улица, на которой они живут, и почему. Какие улицы города названы в честь героев Великой Отечественной войны, какой подвиг они совершили.

Студенты с большим удовольствием занимаются поиском информации и демонстрируют знания по теме «Их именами названы улицы нашего города».

Для обсуждения студентам предлагаем следующие вопросы:

- Как вы понимаете слово «герой»?;

- Что означает, по вашему мнению, слово «подвиг»?;

 - Знаете ли вы, в честь чего или кого названа улица, на которой вы живете?;

- Многие улицы нашего города получили имена героев Великой Отечественной войны. Вы можете перечислить их?;

- Какой подвиг совершили эти герои?

- Напишите фамилии героев Великой Отечественной войны уроженцев Белгородской области.

В процессе работы студенты познакомились с военной службой и героическими подвигами солдатов сражавшихся на Белгородской земле в годы Великой Отечественной войны: А. Васильев, И. Кондратенко, Н. Ватутин, В. Денисов, М. Лебедь и других. Студенты в доступной и интересной форме (доклады и презентации) получили важнейшую информацию, пробуждающую у молодежи такие чувства, как гордость, гражданственность и патриотизм о героическом прошлом наших земляков.

Далее студентам было предложено ответить на вопрос «Что, по-вашему, может подтолкнуть к героическому поступку?» и составить кластер.

Затем студенты заполняют таблицу, в которой сопоставляют информацию, полученную во время беседы с той, которую знали раньше. На стадии размышления студенты пишут сочинение эссе на тему «Герои, какие они?».

Для того чтобы понять кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие различные словари. По словарю Ожегова: «Герой – Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги». В малом академическом словаре дается следующее понятие: «Герой – это человек, совершивший (совершающей) подвиги мужества, доблести, самоотверженности».

Данный кураторский час способствовал структуризации знаний и представлений студентов по этой теме, знакомство с историей родного края и подвигами героев Великой Отечественной войны, имена которых связаны с городом Воронежем, формированию у них патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

Формированию патриотических чувств также способствует сбор материала студентами для написания исследовательских работ.

Кураторский час, посвященный генералу армии, погибшего под Белгородом 5 августа 1943 И.Р. Апанасенко.

Целью классного часа является: формирование гражданственности, гуманистического мировоззрения, любви к Родине; развитие патриотических качеств у студентов, мужества на примере бессмертного подвига солдат в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: расширить представление о подвиге известного генерала армии погибшего под Белгородом в годы Великой Отечественной войны И.Р. Апанасенко; пробуждать интерес к героическому прошлому Отечества, помнить имена героев, отдавших свою жизнь за независимость и свободу нашей Родины.

В ходе занятия расширяется кругозор студентов, знаний их о жизни и военной биографии И.Р. Апанасенко, о ежедневных подвигах русского народа в ходе Великой Отечественной войне.

- Скажите, почему в наше мирное время мы вспоминаем об отдалённых событиях Великой Отечественной войны, почему интерес к теме войны не пропадает у учёных-историков, у поэтов, и писателей, художников?

Вероятно, в ваших семьях есть люди, так или иначе связанные с войной (слышали ли вы от них какие-то рассказы, воспоминания)?

- А общаетесь ли вы с людьми, которые являются просто вашими соседями, знакомыми, имевшими отношение к войне?

-  Как вы думаете, почему ветеранам, которых с каждым годом остаётся всё меньше, так дорого наше внимание и забота?

 Очень хорошо, что вы не забываете ветеранов, некоторые из них неоднократно посещали ваши концерты, праздники, девочки брали интервью у ветерана.

Скажите, где сохраняется память о людях и событиях военной поры?

Помимо книг, документов, архивов, память о них сохранена в названиях улиц: 5 августа, бульвар Первого салюта, проспект Ватутина, улица имени старшего лейтенанта А.И. Попова, генералов армии М.П. Лебедя и И.Р. Апанасенко, героя Курской битвы Вальдемара Шаландина, участника освобождения Белгорода Фёдора Дзгоева, старшего сержанта Николая Шершнёва и др.

Кто из вас знает, когда состоялось первое освобождение г. Белгорода? (февраль 1943 года). В ночь на 9 февраля 1943 года 192-я танковая бригада вела ожесточённые бои на северной окраине г. Белгорода.

Знаете ли вы, кому установлен памятник на площади перед вокзалом? Это памятник Иосифу Родионовичу Апанасенко (1880-1943) - генералу армии, заместителю командующего Воронежским фронтом.

Генерал Апанасенко командовал кавалерийской дивизией, корпусом. В мае 1943 года Иосиф Родионович Апанасенко был назначен заместителем командующего Воронежским фронтом. О тяжёлых боях на Огненной дуге он писал в одном из писем жене: «Вот уже несколько дней на Белгородском направлении ведём жестокие бои. Каждый день бьём по 300-400 танков, 200-250 самолётов, десятки тысяч фрицев. Уже не раз был в битве, поднимал боевой дух своих славных орлов на бой к уничтожению немцев».

5 августа 1943 года И.Р. Апанасенко, генерал армии, выехал в расположение войск, чтобы ещё раз осмотреть исходные позиции для наступления, отдать последние распоряжения по войскам. Штабные машины попали под бомбёжку, Иосиф Родионович был смертельно ранен и в тот же день скончался. Его похоронили в Белгороде, в сквере на площади революции. Затем он был перезахоронен на родной ставропольской земле.

4 ноября 1949 года на Вокзальной площади Белгорода в торжественной обстановке был открыт памятник генералу армии Апанасенко Иосифу Родионовичу. Его имя носит улица в Белгороде. На Соборной площади на мемориальной плите у братской могилы увековечено его имя

Память о тех грозных годах — гордость современных поколений за своих героических отцов и дедов и неутихающая народная скорбь об отдавших свои жизни за свободу и независимость Родины — навсегда останется в сердцах людей, живущих вместе в единой стране. Являясь одним из главных государственных праздников, День Победы навечно внесен в летопись нашего государства [1, c. 86].

Патриотическое воспитание это одно из важнейших составляющих деятельности образовательной организации, целью которого является формирование у студента высокого нравственного сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества [2, c.171]. Патриотическое воспитание направленно на стремление студента посвящать свой труд на благо Родины целесообразно строить на примерах трудовых подвигов народа периода Великой Отечественной войны. На кураторских часах кураторы должны рассказывать о героизме людей, которые защищали свою родину в годы войны, не жалели сил и проявляли исключительную стойкость при выполнении поставленных Родиной задач.

Одно из важнейших направлений в развитии личности студентов является патриотическое воспитание. Любовь к Родине – это не только гордость, но и активная гражданская и жизненная позиция человека, его желание исправить и улучшить ситуацию вокруг себя. Патриотизм нельзя развивать без сохранения исторической памяти. История Великой Отечественной войны является важнейшим плацдармом для активизации исторической памяти и интереса студентов.

Литература:

  1. Плотникова О.В. Патриотическое воспитание на примере подвигов героев великой отечественной войны – уроженцев Воронежа / О.В. Плотникова // сборник статей XVI всерос. научно-практ. конф. «Великая победа: патриотическое воспитание молодежи» - Воронеж – 2015 – 255 с.
  2. Ченакина А.Г. Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования в формировании гражданственности и патриотизма у детей и подростков / А.Г. Ченакина // междун. научно-практ. конф., посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Патриотизм: история, современность, образ будущего» - Ульяновск – 2015 – 278 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание исторической памяти у школьников на примерах судеб героев Великой Отечественной войны

Историческая память – это не просто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения....

Улицы города Владимир, названные в честь владимирцев - героев Великой Отечественной Войны

Данная презентация содержит фото-материал об улицах города Владимир, названных в честь  владимирцев - героев ВОВ. Более подробно рассказаны жизнь и подвиг Пичугина Евгения Ивановича. Материа...

Беседа по патриотическому воспитанию «Дети-герои Великой Отечественной войны»

1. Воспитывать в детях чувство патриотизма, уважение к подвигам детей, гордость за их героические поступки. 2. Обобщение знаний детей о ВОВ.3. Закрепить полученные знания детей о том, как защищал...

Патриотическое воспитание младших школьников на событиях Великой Отечественной войны

Материал для проведения внеклассного мероприятия,посвященного памяти Блокадного Ленинграда...

Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».

Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...