классный час
классный час (4 класс) на тему
Классный час в 4-м классе "О книге и библиотеке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 4-м классе "О книге и библиотеке"
Цель урока:
- изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.
Задачи:
- знакомство с историей письменности и книги;
- привлечение детей к чтению книг;
- воспитание бережного отношения и любви к книге;
- привлечение детей к регулярному посещению библиотеки.
К классному часу готовятся книжные выставки:
- “Путешествие в удивительный мир книг”
- “Книжки про книжки”
На уроке используется презентация – см. Приложение 1.
Цитата: Книги – корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению.
(Ф.Бэкон)
Слайд 1. Ребята, мы с вами с самых ранних лет знакомы с книгой и до того привыкли к книге, что редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и бывает, не всегда ценим и бережем её.
Слайд 2. Но вдумайтесь: ведь книга – это наследство, которое передается от поколения к поколению. Это единственная “машина времени” с помощью которой можно совершить увлекательное путешествие.
Слайд 3. Со страниц книг перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь, и средневековый замок, и шумный современный город, будущее планеты Земля.
Слайд 4. Книга позволяет побывать в любой части земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей.
Слайд 5. Говорят, что книга – источник знания. Это действительно так. Книга верно служит людям на протяжении многих веков. Она прошла долгий и сложный путь, прежде чем предстала перед людьми в современном виде. Вот об этом чуде превращения мы сегодня с вами и поговорим. Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаг, ни, тем более книг. Все рассказы про отважных воинов, все сказки про Луну и Солнце – всё рассказывали вслух. И сейчас мы говорим про старинные истории – “предания”. Это значит, что их передавали от одного человека к другому, от поколения к поколению.
Слайд 6. Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать увиденное и услышанное. Нарисуют озеро, рядом огромную рыбу. Картинка означает память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холм и реку, а среди деревьев и холмов, вдоль реки – тропинка. Это память о дальнем путешествии. А ещё такие картинки помогали человеку вести хозяйство. “Я взял у соседа трёх быков и обязан их вернуть на исходе лета” – писал древний человек. “Я собрал хороший урожай, у меня в амбаре сорок мешков гороха”, – всё это можно было для памяти изобразить в картинках.
Слайд 7. Очень удобная придумка – такие картинки! Они применяются и в наши дни. На спортивных олимпиадах повсюду такие “говорящие картинки”. Нарисован телефон и земной шар – значит здесь можно поговорить по телефону с любым городом. Движущаяся фигурка человека и сейчас знакома нам на пешеходных дорожках. Яркий, разноцветный светофор молча разговаривает с нами подмигивая то одним, то другим цветом и мы прекрасно понимаем эти знаки, так, как изучаем правила дорожного движения с детства. Картинки подсказывают, указывают, запрещают и разрешают. Однако даже простенький рисунок рисовать не просто. И человек со временем старался делать рисунки всё проще и проще.
Слайд 8. Вместо быка стали рисовать только его голову. Потом рисунок упростился и голова с рогами превратилась в три чёрточки, в знак А. Древний народ – шумеры называли быка – Алеф. Вот откуда появилась буква А. Человек начал постепенно изобретать буквы, которыми можно было писать обо всём. Ведь люди думают, любят, сердятся, негодуют, смеются, ругаются, возмущаются. И каждый человек это делает по-своему. Разве всё это картинками расскажешь? Стали появляться первые книги.
Слайд 9. Какими же были раньше наши книги. На чём писали раньше люди и как писали? Представьте себе глиняную плиту. В середине прошлого века археологи раскопали останки древнего города. При раскопках они обнаружили глиняные плитки, заполненные мелкими ровными строчками. Эти глиняные плитки оказались страницами книг, их возраст 5000 лет. Древняя библиотека хранила десятки тысяч книг-табличек. Уже тогда, в те далёкие времена существовали первые библиотеки-хранилища, только выглядели они по-иному, не было высоких стеллажей, как теперь, но глиняные плитки не лежали грудой, а были аккуратно разложены по плетёным корзинам. К корзинам были прикреплены глиняные ярлычки, например: “Документы, касающиеся сада” и т.д. Здесь были сочинения по всем известным тогда наукам: по астрономии, истории, математике, медицине, а также словари, договоры, законы, сводки о военных действиях. То, что сейчас записано в учебниках истории о Вавилоне, Ассирии, учёные узнали из глиняных табличек.
Слайд 10. В древнем Египте, на болотистых берегах Нила рос тростник. Назывался он папирусом. Это растение в два раза выше человека, ствол его в руку толщиной, у него сладкий сок. Из коры его делали сандалии, из волокон ткани. Из связанных стволов строили большие корабли. Но больше всего прославился папирус не сладким соком, и не кораблями. Славен он тем, что на нём писались первые книги. Было это свыше 6000 лет назад.
Слайд 11. Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы папируса склеивали в ленту, а ленту свёртывали в трубочку, напоминающую кусок обоев. Так и появились книги-свитки.
Слайд 12. Длина такого свитка достигала шести метров.
Слайд 13. А вот пергамцы во втором веке до нашей эры, нашли для книг другой материал, лучше папируса. Выделывали его из шкур телят, ягнят, ослов. Из шкур получался белый, тонкий, чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон.
Слайд 14. Листы пергамента складывались в виде тетради. Тетради сшивались вместе и заключались в деревянные крышки. Они уже тогда напоминали ту форму книг, к которой мы привыкли. Всем хорош пергамент: прочен, долговечен и удобен для письма.
Слайд 15 Но этот способ изготовления не получил большого, широкого применения. Он был очень дорогим. Только для одной книжки в 700 страниц нужно было истребить целое стадо животных. Приобретать такие книги могли только очень богатые и состоятельные люди.
Слайд 16. В других странах, например Китае, применяли для письма бамбук и шёлк. В Индии – пальмовые листья. А на чём писали в Древней Руси? При раскопках в Новгороде археологи обнаружили потемневшую от времени, скрученную полоску берёзовой коры. Это была берестяная грамота. Потом было найдено ещё много таких грамот. Авторами их были крестьяне, ремесленники, учащиеся. А вот бумага, на которой мы сейчас пишем, впервые появилась в Китае, во втором веке до нашей эры. Но китайцы в течение нескольких столетий хранили в глубочайшем секрете способ изготовления бумаги. За разглашение тайны грозила смертная казнь.Только спустя семь столетий первая бумажная мастерская появилась за пределами Китая – в Самарканде.
Слайд 17. Ни один писчий материал не распространялся так широко, как бумага. Бумага легка и удобна, её можно производить в любой стране. Главное – она дешёвая. Ведь сырьём для неё служит тряпьё, растительные волокна, древесина.
Слайд 18. Но и с приобретением бумаги делать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой выводил писец.
Слайд 19. Это была очень трудоёмкая работа. Книги были очень дорогие.
Слайд 20-22. В публичных библиотеках они приковывались к полкам железными цепями. И простой народ естественно не мог пользоваться такими дорогими книгами. Только тогда, когда появилось книгопечатание, вместо дорогих и редких рукописей, появились сравнительно дешёвые, издававшиеся в большом количестве книги. А кто же был первым книгопечатником на Руси?
Слайд 23. На Руси начало книгопечатанию положил Иван Фёдоров. Это было 400 лет назад. 19 апреля 1563 года Иван Фёдоров приступил к набору первой печатной книги. На Руси за его работой с большим интересом следил царь Иван Грозный. Прошло четыре столетия с того времени, когда жил Иван Фёдоров. Искусство печатания книги за это время неузнаваемо изменилось. Умные машины делают сейчас в минуту то, на что у Ивана Фёдорова уходили месяцы, а то и годы.
Слайд 24. С большим трудом создавали первую печатную книгу Иван Фёдоров и его верный помощник Пётр Тимофеев.
Слайд 25-27 И была она напечатана 1 марта 1564 года. С тех пор люди научились читать и писать, всю свою мудрость они доверили книгам. Они научились делать книги, научились и хранить их.
Слайд 28. С незапамятных времён появились библиотеки – кладовые мудрости. Самой крупной и знаменитой библиотекой папирусных свитков была Александрийская в Египте. Она просуществовала шесть столетий и имела 700 тысяч свитков с записями лучших произведений мудрецов, поэтов, драматургов. Во главе библиотеки во все времена стояли крупные учёные. Библиотеку называли одним из семи чудес света.
Слайд 29. Сейчас самая крупная библиотека в нашей стране находится в Москве и занимает целый квартал. Это Российская Государственная библиотека им. В.И.Ленина. Она впервые появилась в Москве летом 1862 года и называлась Румянцевской библиотекой, так как была создана крупнейшим политическим деятелем начала 19 века графом Николаем Петровичем Румянцевым. Обладая большими средствами, Румянцев тратил их на покупку редких книг и рукописей, и даже целых частных библиотек.
Умирая, он не оставил завещания. Но его близкие друзья знали, что он давно уже собирался сделать своё собрание публичным. Его брат передал все коллекции и библиотеку государству. Так в Москве была открыта первая публичная библиотека, позднее она стала называться Государственной библиотекой им. В.И. Ленина.
Слайд 30. Сейчас в каждом большом городе и маленьком посёлке обязательно есть своя библиотека, в стенах которой хранятся величайшие сокровища мира – книги. В нашем лицее тоже есть библиотека, она не такая большая как нам хотелось бы, но хранятся в ней самые лучшие, самые красивые, самые умные книжки.
Слайд 31-31. Современные книги представляются нам самыми удобными, самыми современными по форме. Эта форма книги появилась очень давно, ещё во втором веке нашей эры. Тогда в Риме была организована первая корпорация переписчиков. Издатели начинают сшивать листы рукописей, а не сворачивать их в свитки. Вот откуда она, современная книга.
Наша страна считается самой читающей страной в мире. Книг у нас издаётся больше чем в других странах. Если взять все книги, изданные в нашей стране после Октябрьской революции и поставить рядом, то они бы могли два раза опоясать земной шар.
Литература:
Львов С. Книга о книге. М.,1980.
Валькова В.Г., Спаль А.Н. Книжкин дом. М,. 1990.
Дацкевич В. Как делают книгу. М., 1987.
Горбачевский Б. Первопечатник Иван Фёдоров. М., 1970.
Зубков Б. Книжка про книжку. М., 1975.
Аудио-сопровождение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...