Фольклорный праздник " Идёт - матушка Весна"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Возрождение исторической памяти русского народа должно начинаться с раннего детства. Цель данного мероприятия приобщить детей богатейшему наследию русской народной культуры. Этот праздник пришёл к нам из глубины веков. По обычаю его праздновали в марте, и детям на этом празднике отводилась главная роль. На этом празднике дети не просто зрители, а главные его участники. Они узнают много игр, закличек, считалок, песен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
idyot_matushka_vesna.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия № 4»
Методическая разработка
фольклорного праздника:
«Идёт матушка Весна».
(Для учащихся начальной школы)
Гилина Наталья Николаевна
учитель начальных классов
Цель мероприятия:
Приобщить детей к богатейшему наследию русской народной культуры.
Задачи:
1. Создать условия для совместной познавательно-игровой деятельности детей, атмосферы сотрудничества и сотворчества.
2Познакомить со старинными русскими играми и забавами, песнями и считалками.
3.Расширить представления детей о культурном наследии русского народа.
4.Сформировать положительный настрой на общение.
5.Развивать познавательный интерес к культурному наследию своего народа.
6. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию своего народа, чувство коллективизма.
Участники мероприятия: учащиеся начальной школы, ученики старшей школы в роли Весны и скоморохов.
Форма: Фольклорный праздник.
Оборудование: сладости, обруч, маски, ветки для костра, красная ёлочная гирлянда или красная ткань для костра.
Сегодня одним из направлений реформирования образовательного процесса является проблема реставрации давних праздничных традиций. Возрождение исторической памяти русского народа должно начинаться с раннего возраста, чему в определённой степени будет способствовать восстановление традиций народных праздников. Являясь связывающей нитью между различными поколениями, праздники были не только
средством коммуникации, но и играли особую роль в духовном становлении личности.
Фольклорный праздник «Идёт матушка – Весна» пришёл к нам из глубины веков. По обычаю его праздновали в марте, и детям на этом празднике отводилась важная роль. Именно дети выходили « кликать» - звать Весну – красну. Дети просили птиц – обычно куликов и жаворонков – прилететь и принести с собой тепло, принести ключи от весны и запереть на замок зимние холода. Так и действием, и словом люди старались помочь наступлению весны.
На этом празднике дети не просто зрители, а активные его участники. Они узнают много игр, считалок, закличек. Интересно и весело на празднике будет тому, кто не просто смотрит, как другие поют, танцуют и играют, а тому, кто сам поёт, играет, танцует. Провести этот праздник лучше на улице, в плохую погоду в зале или классе. Игры и задания подобранны в соответствии с возрастом учащихся.
Сценарий праздника: « Идёт матушка Весна».
1Скоморох: Снег осел и потемнел,
Съёжась, как от боли.
Побежали ручейки,
Потемнело поле.
2 Скоморох: Стало всё кругом светлей,
Солнце светит дольше.
Прочь зима седая, в лес!
Не нужна нам больше!
1Скоморох: Да, зима нам надоела!
Хватит ей озорничать!
Выходи, ребята смело
Песни петь, Весну встречать!
2.Скоморох: Наскучила нам зима. Надоели нам морозы да метели. Давайте, ребята, Весну кликать.
1. Скоморох: Да они же не умеют!
2.Скоморох: А мы их научим! Повторяйте ребята за нами.
Весна. Весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С доброй радостью,
Великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными.
1.Скоморох: Не идёт к нам Весна. Давайте ещё раз позовём.
( Выходит Весна)
2.Скоморох:
По земле идёт Весна.
С каждым днём смелее,
И ребятам во дворе
Стало веселее.
Весна:
Я – Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
- Кто меня, Весну – красну, звал – зазывал? Вы, ребята?
Вам наверно тепла да цветов захотелось, а не снегов и метелей?
Так давайте, чтобы Зима не вернулась, скажем, особые слова, какие в прежние времена говорили, когда с зимой прощались. Слушайте да запоминайте.
Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик
Девять замков.
- Кулик, кулик!
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!
-А теперь давайте, ребята, повторим вместе! (Дети вместе с Весной повторяют слова).
-Ну, вот теперь можно и за игры приниматься. Хотите полетать немножко с моими птицами и мошками? Я буду песенку петь, а как остановлюсь, поднимайте руки, машите крыльями и приговаривайте:
«Летят, летят». Да, чур, не ошибаться, лететь только с теми, кто на самом деле летать может! А кто ошибётся, тот больше не игрок!
Грачи летят,
На всю Русь трубят:
« Чу – чу – чу –
Мы несём весну!»
( Весна поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи)
« Летят – летят!» отвечают дети и поднимают руки.
Журавли летят,
На всю Русь кричат:
« Гу-гу-гу -
Не догнать не кому!»
« Летят – летят – отвечают дети».
Пчёлы летят,
Гудят, бунчат:
« Жу – жу –жу –
Медову несём сыту!»
« Летят – летят – отвечают дети».
Поросята летят,
Полосаты визжат:
« Хрю – хрю – хрю –
Надоело нам в хлеву!»
2
« Летят – ле….– ошибаются дети».
-Кто ошибся? Помните наш уговор: за ошибку – из игры долой!
Садитесь и на нас смотрите, уму – разуму учитесь!
Синицы летят,
На всю Русь кричат:
« Дзу – дзу- дзу –
Не поймать никому!»
« Летят – летят – отвечают дети».
Комары летят,
Кричат – пищат:
« Ду – ду- ду –
Не уйти никому!»
« Летят – летят – отвечают дети».
Медведи летят,
Толстопяты кричат:
« РУ –ру – ру –
Надоело нам в лесу!»
Кто ошибся, выходи? Остальным внимательным детям - сладкие призы! Весна награждает победителей.
1.Скоморох: Понравилась вам ребята игра? А хотите ёщё поиграть? Эта игра старинная. Нужно выбрать «ворота», а для этого я вас посчитаю. Вставайте в круг.
Под горою у реки
Живут гномы – старики.
У них колокол висит,
Рассеребряный звонит:
Диги – диги – диги –дон,
Выходи из круга вон!
Пара «играющих», выбранная по считалке, берётся за руки и поднимает их вверх. В получившиеся « ворота» цепочкой проходят ребята и говорят:
Идёт матушка – весна,
Отворяй ворота,
Первый март пришёл -
Всех детей провёл;
А за ним и апрель –
Отворил окно и дверь;
А уж как пришёл май –
Сколько хочешь, гуляй!
3
Ребята, выбранные по считалке, опускают руки. На кого опустились руки, тот присоединятся к « воротам». (Дети берутся за руки, поднимают их вверх и игра продолжается). Когда останется 3-4 человека, игра прекращается. Победителей Весна награждает.
2 Скоморох: Ребята, а вы знаете русскую игру «Петушки»? Давайте в неё поиграем.
На площадке чертят круг или кладут обруч. В кругу стоят двое «играющих». Каждый из «играющих», встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене.
Задача «играющих» – прыгая на одной ноге, вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки. Толкать друг - друга можно только плечами. Победители получают призы.
1Скоморох: А в старину, ребята, на этом празднике дети и взрослые любили через костёр прыгать. Хотите и вы попробовать?
(Дети строятся друг за другом и прыгают через костёр. Костер может быть нарисован или сделан из веток, красной ткани или ёлочной гирлянды. Дети прыгают сначала по одному, а потом по двое, держась за руки.)
Весна: Молодцы, ребята, показали вы мне свою удаль!
2 Скоморох: А теперь давайте за песни примемся! Что за весна без песен? Ну-ка, вставайте все в круг! Игра называется « Яблонька».
Весна: А вы, девочки посчитайтесь, кому у нас яблонькой быть. Давай-ка, я вам помогу!
Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет.
Тот и выйдет.
- Как зовут тебя красавица? …….Теперь ты у нас яблонька. Становись в круг да слушай, что мы петь будем. Тебе наши желания выполнять придётся.
(Ребята и Весна и скоморохи ведут хоровод вокруг яблоньки.)
Все вместе:
Мы посадим яблоньку –
На горе, на горе.
Наша яблонька расцветёт -
По весне, по весне!
Вырастай яблонька – 4
Вот такой вышины. (Поднимают руки вверх)
Распускайся яблонька –
Вот такой ширины. (Разводят руки в стороны)
Расти, расти яблонька
В добрый час.
Потанцуй, ……….., (Вместо точек называют имя)
Поскачи для нас.
Ой, как наша яблонька
Да распустилась.
Ой, как наша ……………
Да закружилась. ( Вместо точек называют имя)
А мы нашу яблоньку
Все трясти будем. ( Показывают, как трясут)
А мы сладки яблочки
Собирать будем.( Показывают как собирают)
А мы нашу яблоньку
Всю пощиплем (Касаются девочки руками)
Да от нашей яблоньки
Убежим вихрем. (Убегают)
«Яблонька» догоняет девочек. Кого поймает тот и «яблонька». Игра может повторяться несколько раз.
Весна: Песни попели, в игры поиграли, а теперь и загадкам черёд.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет , тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
( Март)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?...( Апрель) 5
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это ?…. (Май)
Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжёт, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печёт? ( Солнце)
Без рук, без ног, ворота отворяет. (Ветер)
Блестящие, звенящие, как солнышка лучи. Бегут, бегут повсюду весенние … (Ручьи)
Что без рук стучит. Без огня горит? ( Гром, молния)
Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)
Пушистая вата плывёт куда-то.
Чем вата - ниже, тем дождик ближе. (Туча)
Приказало солнце - строй, семицветный мост крутой! Туча скрыла солнца свет - рухнул мост, а щепок нет. ( Радуга)
Тонкий, высокий упал в осоку. Сам не вышел, а детей вывел. ( Дождь и ручьи)
Что за весенняя чёрная птица любит за плугом ходить и кормиться? ( Грач)
Живёт в своём доме, спит на соломе, на высоком шесте распевает в высоте. ( Скворец)
Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг. (Подснежник)
Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыши)
Весна: Молодцы, ребята! Все мои загадки отгадали. Что-то я у вас задержалась. Пора мне за дела приниматься. Да и вам пора за уроки садиться.
1 Скоморох: Пришло время нашего расставанья. До свидания, ребята!
2 Скоморох: До следующего гулянья!
Литература.
1 Даль В.И. Старик годовик. Сказки. Загадки. Пословицы. Игры. Песни. М., Детгиз. 1959.
2. Г. Науменко, Солнышко , покажись!( Русские народные детские скороговорки, считалки, заклички, игры, приговорки.). М.: Дет., лит.,1977.
3.Г. Науменко, З. Новлянская. От Зимы до Осени: Фольклорный праздник в школе. М.: Дет., лит.,1982.
4.Е.М. Минскин. Игры и развлечения в группе продлённого дня: Пособие для учителя. -2-е изд., перераб., и доп. – М.: Просвещение, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорный праздник "встреча Весны"
В третьей четверти 3 класса мы с классом начали работу над проектом "встреча Весны"( традиции, обряды, произведения устного народного творчества и др.).Работа проводилась в рамках работы школьного муз...
Сценарий фольклорного праздника «Встреча весны»
Фольклорный праздник для учащихся, родителей, гостей. Цели: • формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании тех духовных ценностей, которые заложены в традиционной ...
Сценарий русского фольклорного праздника: « Зиму провожаем – Весну - Красну встречаем»
Русский фольклорный праздник...
Фольклорный праздник "Гуканье весны. СОроки"
Веселый праздник с элементами народных хороводов, песен, потешек и старинных обрядов. ...
Фольклорный праздник "Приди, Весна, с радостью!"
Сценарий фольклорного праздника «Приди, Весна, с радостью!» Цели и задачи праздника:Формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании духовных ценностей, которые заложены в...
Фольклорный праздник «Идет красавица Весна, отворяй-ка ворота!»
Праздник проводится в начале весны. Родители с удовольствием участвуют в играх,хороводах, поют песни, помогают в подготовке костюмов....
Фольклорный праздник "Жаворонки -встреча весны"
Фольклорный праздник "Жаворонки -встреча весны"...