Фольклорный праздник "Гуканье весны. СОроки"
учебно-методический материал на тему

Веселый праздник с элементами народных хороводов, песен, потешек и старинных обрядов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornyy_prazdnik.gukane_vesny.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

                                 Ахлебининская средняя школа

                             

                               Фольклорный праздник  

                                Гуканье весны. Сороки

Информация об авторе:

Ларикова Ирина Дмитриевна

учитель начальных классов

стаж работы 32года

руководитель кружка

 «Детский театр»

                                     2012 – 2013 учебный год

                                        Цели мероприятия:

 1) знакомить детей с историко – культурным  наследием, со старинными обрядами,  русскими православными и народными праздниками с целью пропаганды русских национальных традиций; с народными песнями, играми, забавами;

 2) давать возможность детям проявить себя, творчески  раскрыться в области различных видов искусства (музыка, хореография, театр);

 3) формировать умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи.

                                                 Задачи:

  • изучать обычаи, традиции и духовную культуру русского народа;
  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  • научить приёмам исполнительского мастерства;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Возраст участников: учащиеся начальных классов.

Подготовительная работа:

  1. Ученики собирают материал о праздниках из книг, журналов, справочной литературы;
  2. Ученики находят стихи, песни, частушки, поговорки, прибаутки, народные приметы, связанные с народными праздниками;
  3. Учитель подбирает необходимые музыкальные инструменты, костюмы, старинные предметы быта, декорации и реквизит;
  4. Учитель подбирает танцевальные движения, музыкальное сопровождение.

Материально-техническое обеспечение: проектор, ноутбук, экран.

Действующие лица: сестрица Алёнушка;

                                         Братец Иванушка;

                                         хор девочек;

                                         хор мальчиков.

                                      Ход мероприятия:

                                          Первая часть

Деревенская изба, стол, лавка, расшитое полотенце на стене, печка. Алёнушка лепит из теста жаворонков. Иванушка играет на лавке.

Иванушка – Сестрица Алёнушка! Отпусти меня погулять!        

 Алёнушка – Нельзя, братец Иванушка. Батюшка с матушкой в город поехали, а мне
                      строго- настрого наказывали за тобой присматривать, да  жаворонков к
                     завтрашнему празднику испечь.

 Иванушка- А как называется завтрашний праздник, сестрица?

 Алёнушка – Гуканье весны, Иванушка, или «сороки». В день весеннего  равноденствия, в
                      праздник сорока мучеников, закликают весну -  красну.

 Иванушка – А как весну закликают, Алёнушка?

 Алёнушка – Посадим жаворонков на длинные палки, выбежим на  пригорки  и звать    
                     будем:
                                 Жаворонки, прилетите,
                                 Студёну зиму унесите,
                                 Тёплу весну принесите,
                                 Зима нам надоела,
                                 Весь хлеб у нас поела!

 Иванушка – А потом?

 Алёнушка – А потом играть будем.

  Иванушка – А есть жаворонков будем?

  Алёнушка – Будем, только голову есть нельзя.

  Иванушка – Почему?

   Алёнушка – Голову матушке отнесём со словами: «На-ко, мама, тебе  голову  от
                       жаворонка: как жаворонок высоко летал, так  чтобы и лен твой высокий
                       был».

 Иванушка – А матушка?

 Алёнушка – А матушка  выйдет за околицу, расстелет на землю холст,  положит на него
                      хлеб, поклонится до земли со словами:  «Вот  тебе, матушка – земля!»

 Иванушка – А потом?

  Алёнушка – А потом во двор пойдём, через кровлю 40 щепочек перебросим,  на
                      тесёмочке 40 узелков завяжем. Прилетят  из тёплых стран 40  разных птиц, и
                    первая среди них –  жаворонок.

 Иванушка -  Сестрица, а сестрица!

                                                Вторая часть

К дому подходят девочки в сарафанах, в руках одной веночек из ленточек. Девочки водят хоровод и поют.

Хор девочек – Выйди, выйди, Иванко,
                        Спой, Иванко, веснянку,
                        Всю-то зиму лишь метели
                        За окошком пели.

Иванушка – А что-то грустно у вас? Что-то не веселится, не тешится?

 1 девочка - Замёрзли совсем! Ждём не дождёмся, когда Весна появится!

 Иванушка – Я могу Весну позвать!

 1 девочка – Позови, Иванушка!

 Иванушка – Жаворонки, жавороночки, прилетите к нам,
                     Принесите нам Лето тёплое,
                     Унесите от нас Зиму холодную,
                     Нам холодная Зима наскучила,
                     Руки – ноги отморозила.

 Алёнушка – Вот ты где, Иванушка!

 Иванушка – Ну, сестрица!

 2 девочка – Алёнушка, иди с нами весну выбирать!

 Хор девочек - Приди, Весна и снова
                         Пусть рощи оживут.
                         Под шум ручья лесного
                          Цветы в лесу цветут!
                                Пускай нас с солнцем вместе
                                Разбудит птичий гам.
                                Мы станем с песней бегать
                                По рощам и лугам.  

Девочки выбирают Весну, надевают на неё веночек.

2 девочка – Тара – бара, домой пора –
                   Ребят кормить, телят поить,
                   Коров доить. Тебе водить!

 3 девочка – Весна – красна, на чём пришла?

 4 девочка – На сохе, на бороне, на кобыле вороне!

 1 девочка – Весна – красна, что ты нам принесла?

 4 девочка – Принесла я три угодья:
                    Первое угодьюшко – животинушку в поле,
                    Второе угодьюшко – пчёлки в полёте,
                    Да ещё угодьице – миру на здоровьице!

 Алёнушка – Весна красная, долгожданная!
                     Где же ты долго так бродила?

 4 девочка – С Зимою лютою повстречалася,
                     Растопила её сердце холодное,
                     Напоила землю – матушку!

                                             Третья часть

Выходит хор мальчиков, в руках музыкальные инструменты (бубен, колокольчики, трещётки), встают против девочек.

1 мальчик – Проходи, честной народ,
                    Не пыли, дорожка,
                    Добры молодцы идут
                    Погулять немножко.

Хор мальчиков – Кострома, Кострома!
                             Государыня моя, Кострома!
                             У Костромушки кисель с молоком,
                             Ещё с прибылью блины с творогом.

 1 мальчик – Здорова, Кострома?

  Хор девочек – Здоровенькая!

 1 мальчик – Что ты делаешь?

  Хор девочек – Муку сею!

  Хор мальчиков - Кострома…

  2 мальчик – Здорова, Кострома?

   Хор девочек – Здоровенькая!

  2 мальчик – Что делаешь?

  Хор девочек – Тесто мешу!

  Хор мальчиков - Кострома…

  3 мальчик – Здорова, Кострома?

   Хор девочек – Здоровенькая!

   3 мальчик – Что делаешь?

   Хор девочек - Жаворонков пеку!

   Хор мальчиков – Кострома…

   4 мальчик – Здорова, Кострома?

    Хор девочек – Здоровенькая!

   4 мальчик – Что делаешь?                                                                                                                    

 Хор девочек – Плачу, пальчики обожгла!

 Хор мальчиков – Кострома…

 Иванушка – Здорова, Кострома?

 Хор девочек – Здоровенькая!

 Иванушка – Что делаешь?

 Хор девочек – Вас ловлю!

1 мальчик – Девочки – беляночки,
                    Где вы набелилися?

 2 мальчик – Мы вчера коров доили,
                     Молоком умылися!

По очереди поют частушки.

  1 девочка – По деревне я шла
                      И Андрюшку видела-
                      Под кустом сидел и плакал:
                      Курица обидела.

 3 мальчик – Вы послушайте, девчата,
                     Нескладуху буду петь:
                     На дубу свинья пасётся,
                     В бане парится медведь.

  2 девочка – На горе стоит телега,
                     Слёзы капают с дуги.
                     Под горой стоит корова,
                      Надевает сапоги.

  4 мальчик  – Запрягу я кошку в дрожки,
                       А котёнка в тарантас.
                       Повезу свою подружку
                       Всем соседям напоказ.

   3 девочка – У меня на сарафане
                      Косолапы петухи.
                      Я сама не косолапа –
                      Косолапы женихи.

 1 мальчик – Ай гу-гу, ай гу-гу,
                     Не кружися на лугу!
                     На лугу-то лужица,
                     Головушка закружится!

4 девочка – Федул, Федул, что губы надул?

 2 мальчик – Кафтан прожёг.

 4 девочка – Можно зашить.

 2 мальчик – Да иглы нет.

  1. девочка – А велика ли дыра?

 2 мальчик – Один ворот остался.

 1 девочка – Фома, что из леса не идёшь?

 3 мальчик – Да медведя поймал!

 1 девочка – Так веди сюда!

 3 мальчик – Да он не идёт!

  1. девочка – Так сам иди!

  1. мальчик – Да он меня не пускает.

 4 мальчик – Мы с тобой шли?

 1 мальчик – Шли.

 4 мальчик – Кожух нашли?

 1 мальчик – Нашли.

 4 мальчик – Я тебе его дал?

 1 мальчик – Дал.

 4 мальчик - Ты его взял?

 1 мальчик – Взял.

 4 мальчик – А где же он?

  1. мальчик – Что?
  2. мальчик – Кожух!

 1 мальчик – Какой?

  Хор мальчиков – Да такой! Мы с тобой шли? ...

 Хор мальчиков и девочек – Да такой! Мы с тобой шли? ...

  Девочки и мальчики танцуют ручеёк.

  Хор девочек – Я на горку шла, тяжело несла.

  Хор мальчиков – Уморилась, уморилась, уморилася.
                               Право дело, уморилась, уморилася.

  Хор девочек – Тяжело несла в решете овса.

  Хор мальчиков – Уморилась...    

  Хор девочек -  Я домой пришла, овёс высыпала.

   Хор мальчиков – Уморилась…

   Хор девочек - Я блинов напекла, да к соседушке пошла.

   Хор мальчиков – Уморилась…

   Хор девочек - А соседка не добра, не попотчевала.

   Хор мальчиков – Уморилась…

   Хор девочек - Уж я губушки надула и домой пошла.

   Хор мальчиков – Уморилась…

   Хор девочек - Я домой пришла, мужа выбранила.

   Хор мальчиков – Уморилась…

 Иванушка угощает гостей печёными жаворонками.

 Иванушка – Алёнушка – рукодельница в жаворонков секрет запекла.
                      Посмотрим, кто из  нас будет счастливым в этом году.
                      Выбирайте себе печёных жаворонков! Кому колечко
                      достанется – к свадьбе,  монетка к богатству, зёрнышко к
                      счастью. Угощайтесь, гости  дорогие! Найденную монетку
                      хранят за иконой, или носят с  собой на счастье.

  1 девочка – Жил был кот Колоброд,

                        Он развёл огород.

                        Уродился огурец,

                         Играм, песенкам - конец!

 Алёнушка – А вас, гости дорогие,

                      С весною поздравляем,

                      Счастье будет вам горой,

                      Урожая воз большой,

                      На столе всегда пирог

                      Лёгких вам всегда дорог!

                                    Список литературы:

  1. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Русский народный православный календарь: справочное издание. Калининград, 1995.
  2. Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа: объяснительный словарь. М., 1996.
  3. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М. «Дрофа», 2003.
  4. Юности честное зерцало. Программы по нравственному воспитанию школьников. М. «5 за знания», 2005.
  5. Иллюстрации взяты из книги Коротковой М.В. Путешествие в историю русского быта. М. «Дрофа», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник "встреча Весны"

В третьей четверти 3 класса мы с классом начали работу над проектом "встреча Весны"( традиции, обряды, произведения устного народного творчества и др.).Работа проводилась в рамках работы школьного муз...

Сценарий фольклорного праздника «Встреча весны»

Фольклорный праздник для учащихся, родителей, гостей. Цели: • формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании тех духовных ценностей, которые заложены в традиционной ...

Конспект урока по окружающему миру "Встреча весны. Народный праздник "Сороки". 3 класс , УМК "Начальная школа 21 век"

Знакомство с традицией встречи весны на Руси, с народным праздником "Сороки"....

Фольклорный праздник "Приди, Весна, с радостью!"

Сценарий фольклорного праздника «Приди, Весна, с радостью!»  Цели и задачи праздника:Формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании духовных ценностей, которые заложены в...

Праздник встречи весны "Весенний солнцеворот или Сороки"

Праздник проведен для начальной школы в  марте 2015 года в рамках Программы "Возвращение к истокам". Ведущими и главными артистами были мои воспитаники, которые занимаются по этой программе с 1 к...

Фольклорное занятие "День Сороки - Встреча Весны".

Данное занятие выдержано в форме фольклорных посиделок. Его цель: воспитание любви и уважения к народным традициям,  знакомство с русскими народными инструментами. Учебные задачи: освоение навыко...