Тематический классный час "Разговор о доброте"
классный час (2 класс) на тему
Цели и задачи: формировать нравственные представления учащихся о доброте, душевности, выявить в ходе классного часа, какого человека можно считать добрым. Побудить у детей желание помогать родителям, друг другу, слабым, научить ценить чувства других. Научить задумываться над своими поступками. воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_kl._chasa.docx | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ «Тимирязевская средняя общеобразовательная школа» Колпнянского района Орловской области
Ларичева Марина Анатольевна
Тематический классный час
Разговор о доброте
Цели и задачи.
Формировать нравственные представления учащихся о доброте, душевности, выявить в ходе классного часа, какого человека можно считать добрым.
Побудить у детей желание помогать родителям, друг другу, слабым, научить ценить чувства других.
Научить задумываться над своими поступками.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Оборудование.
Иллюстрации «Природа просит помощи», компьютер.
Подготовительная работа.
- Разучивание с детьми стихотворений по теме
- Разучивание песни «Песня о доброте»
Ход классного часа
1. Вступительное слово:
Где красота – там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём, ни днём дождливым.
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись!
- Вы, наверное, догадались, о чём пойдёт речь на сегодняшнем классном часе?
- А что, по-вашему, есть доброта?
- Не века, а уже тысячелетия люди спорят о том, нужна ли доброта или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.
- Так что же такое доброта? - Какого человека можно считать добрым? Давайте на сегодняшнем классном часе постараемся дать ответы на эти вопросы.
- По словарю Сергея Ивановича Ожегова: (слайд 2)
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- По историческому словарю:
Милосердие - сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся.
Милосердный обращает свое внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы ему помочь. Милосердными мы должны быть к животным, птицам. Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
2. Настрой на занятие
- В нашем классе несколько человек, и все вы разные. Но мы учимся в одном классе, мы – одна семья.
- Как мы должны относиться друг к другу? (по-доброму)
- А что это значит «по-доброму»?
3. Анализ рассказа.
- А сейчас послушайте рассказ о двух подружках и ответьте на такие вопросы:
- Можно ли Соню считать хорошей подругой?
- За что её осудила мама?
- Можно ли отношение Сони к подруге считать добрым?
- Как нужно было поступить девочке?
Рассказ
Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи. Мамы одевали их в одинаковые платья, обе они учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня - так звали одну из девочек - прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике «пять», а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже...
- Я? - удивилась Соня. - Но ведь тройку-то получила
не я!
Тройку получила Вера, но она ведь получила ее потому, что болела. А ты обрадовалась - это значительно хуже.
5. Проведение теста «Качества доброго человека». Работа с карточками.
Слова на карточках:
Благодарность, злость, сочувствие, жалость, лесть, любовь, зависть, добросердечность, ненависть, милосердие, чуткость, доброжелательность, ненависть, отзывчивость, гнев.
- На карточках написаны чувства, которыми могут обладать все люди. Выберите те из них, которыми хотите обладать вы. (Работа в парах).
- Скажите, какими чувствами не должен обладать добрый человек.
- Нужно ли эти чувства скрывать или стесняться их?
- Назовите чувства, с которыми нужно бороться.
- Если вы испытываете злость, зависть, ненависть, старайтесь подавить в себе эти чувства. Они разрушают человека. Люди, которые испытывают негативные чувства часто болеют, у них всегда плохое настроение. (слайды 3,4)
6. Беседа о душевности.
- Дети, а приходилось ли вам когда-нибудь плакать? Приведите примеры.
- Отчего могут плакать люди? (от обиды, от жалости)
- А ещё люди плачут, когда на душе больно. Как вы понимаете это выражение?
- А где у человека душа? Как вы думаете?
- Есть люди с добрыми душами, а есть и с злыми.
- Давайте попробуем заглянуть в себя и увидеть свет своей души.
( Дети закрывают глаза, кладут руку на грудь, преклоняют голову, звучит музыка)
- Каким вы увидели свет своей души?
- Какие краски вы заметили в свете вашей души?
- Все ли люди на земле имеют чистые и яркие души?
- Есть люди злые и завистливые, а души у них, наверное, мрачные и чёрные.
- Вот послушайте стихотворение и скажите, есть ли вообще душа у главного героя этого стихотворения?
Щенок.
Брошенный, он шел туда, где люди.
И уселся возле гаража,
Мелкою прерывистою дрожью
На морозе утреннем дрожа.
Мокрый иней склеивал ресницы,
Взгляд с тоской участия просил,
Только каждый мимо проходящий
Часть надежд собачьих уносил.
Почему никто не замечает,
Что давно не ел он ничего?
Он за ломтик хлеба отдал бы полжизни,
Жизнь - за руку, давшую его!
Вдруг вскочил...
И счастьем и морозом
Задохнулся, взвихривая снег.
То ему, ему призывно свистнул
Незнакомый добрый человек!
Господина будущего чуя,
Пес бежит по снегу прямиком
И... летит,
Отброшенный тяжёлым,
Кованым кирзовым сапогом.
Взвыл щенок от нестерпимой боли
(Футболист, как видно, был мастак...).
Ты привыкни, маленький калека:
Первое знакомство с человеком
Часто совершается и так...
Вопросы для анализа:
- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему?
- Как вы понимаете слова «брошенный, он шёл…»?
- Почему щенок шёл туда, где люди?
- Оправдались ли его надежды?
- Какой человек встретился щенку? (Злой, жестокий…)
- Как бы вы поступили на месте этого жестокого человека?
- Как вы думаете, почему бывает так, что одних людей собаки не трогают, а на других рычат?
- Не приходилось ли вам замечать, что животные чувствуют, как к ним относятся люди?
- Каких людей на свете больше, со светлыми или тёмными душами?
- Послушайте стихотворение М. Садовского «Доброе сердце» и скажите, почему это стихотворение называется именно так?
Я как-то в дом принес щенка, бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка, голодного беднягу.
-Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживет немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдется супа ложка...
Я во дворе нашел потом
Котенка чуть живого,
Его принес я тоже в дом,
Сказала мама снова:
-Ну, что ж, - она сказала, - пусть
он поживет немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдется каши ложка...
Я под гнездом нашел птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживет немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдется хлеба крошка...
Однажды я принес ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: - Пусть живут -
в квартире так чудесно,
а если потесниться, тут
и нам найдется место!
Физкультминутка: (звучит музыка М. Огинского «Полонез»)
А теперь поиграем в игру «Волшебный цветок добра».
Станьте в круг, вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зёрнышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.
(Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладёт в них невидимое зёрнышко.)
А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляя вам радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастает только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.
Нарисуйте в своём воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместим всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в своё сердечко.
Вас овевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. А теперь откройте глаза.
- Вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»: осколки ледяного зеркала попадали в человеческие сердца, отчего люди становились злыми и жестокими.
- Как можно растопить льдинку в Вашем сердце? (Только добром и любезностью. Нужно не обижать людей, помогать старым. Чтобы не было в сердце льдинок, нужно говорить только вежливые слова, тогда льдинки растают.)
- В библии сказано «Никому не воздавайте злом на зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками»
- Что нужно делать, если что-то происходит не так, как хочешь ты? (Попытаться договориться, постараться заметить в другом решении положительное и т. д.)
- Но бывает так: вам кто-то испортил настроение, и у вас в сердце появилась злость. Как поступить, чтобы ваша злость не вылилась ни на кого на окружающих и ушла из вашего сердца?
Советы психолога: (слайд 5)
- Потопать ногами. Злость уйдёт в пол.
-Высказать свои чувства, рассказать кому-нибудь о своём плохом настроении, можно даже собаке или кошке, или игрушке.
- Спеть бодрую песенку или сплясать быстрый танец.
-Смыть дурные чувства. Набрать тёплую ванну, лечь и всем телом ощутить, как вода смывает всё плохое.
- Надуть злостью шарик.
- Разговор о добром отношении к родителям.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
- Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь к своему ребёнку, оно никогда не остаётся равнодушным.
И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. Маму нужно всегда любить и стараться не доставлять ей неприятности.
Но иногда наши поступки огорчают родителей. Вспомните, было ли в вашей жизни такое, когда вы расстроили своим поведением свою маму? ( Дети по желанию говорят о своих проступках)
Анализ ситуаций.
- В чём ошибка этих детей? Можно ли сказать, что они думают о своих родителях?
Ситуация первая
Витя сказал маме, что пойдет во двор и вернется домой к 7 часам вечера. Ребята увлеклись игрой, а потом Витю пригласил к себе Миша смотреть телевизор. Витя согласился. Передача была интересная, и Витя забыл о своем обещании прийти к 7 часам. И вот уже 9 часов, а Вити все нет. Мама волнуется, к соседям побежала, спрашивает у Вовы, Витиного товарища, не видел ли он сына. «Нет, не видел.» — отвечает Вова. У мамы на глазах слезы. Где же Витя? А в это время Витя спокойно смотрит телевизор и весело смеется.
Ситуация вторая.
Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать уроки. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама с тяжелыми сумками и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя ответил: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты - уроками».
- Что вы скажете о поведении мальчиков? Как нужно было поступить? (Обсуждение.)
8. Беседа о бережном отношении к природе.(слайд 6)
- А можно ли считать человека добрым, если он разоряет птичьи гнёзда, ломает ветки на деревьях, ловит бабочек и отрывает им крылья?
- А как нужно относиться к природе?
- Послушайте стихотворение «Солнце в ладошке» и скажите, о чём оно?
Солнце в ладошке,
Тень по дорожке,
Крик петушиный,
Мурлыканье кошки,
Птица на ветке,
Цветок у тропинки,
Пчела на цветке,
Муравей на травинке.
И рядышком — жук, весь
Покрытый загаром.
И все это — мне,
И все это — даром!
Вот так — ни за что! —
Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир
И другим сохранил.
(Дети говорят о бережном отношении к растениям, о помощи птицам в зимнее время, об экономии воды, об уборке территории своей школы и т.д.)
9. Работа с пословицами.
- Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Задание: "Восстановите пословицу". (Работа в парах) (слайд 7)
Вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу, а затем рассказать ваше общее мнение.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- В ком добра нет, в том и правды мало.
- Не ищи красоты, ищи доброты.
Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и др.)
10. Беседа о вежливости.
- Первый шаг к доброте - это доброе слово. Какие добрые слова вы знаете? Вежливые слова можно назвать добрыми? Какие вежливые слова вы знаете? Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами:
• Зазеленеет старый пень, когда услышит: (добрый день)
• Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь: (здравствуйте)
• Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)
• Если больше есть не в силах, скажем маме мы: (спасибо)
• Когда нас бранят за шалости, говорим: (простите, пожалуйста)
• И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: (до свидания).
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
- Чтобы выработать у себя доброе отношение к людям надо следовать правилам доброты. Есть правила для учащихся.
- Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты? Давайте попробуем вместе составить правила доброты.
11. Правила доброты. (слайд 8)
- Давайте зачитаем наши правила.
1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений
2. Любить людей знакомых и незнакомых.
3. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
4. Делать добро для близких, друзей.
5. Не завидовать.
6. Не вредничать.
7. Не грубить.
- Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила. Ведь поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.
12. Подведение итога занятия.
Сказка о цыпленке.
Жил – был беспокойный цыпленок. Однажды он спросил у своей мамы: «Что такое доброта?» «Ты еще маленький. Подрастешь – узнаешь» - сказала мама. Но цыпленок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь, чтобы найти его. По дороге он встретил плачущую козу, которая попросила его найти потерявшегося козленка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта». И он побежал дальше. На поляне он увидел девочку, которая пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Цыпленок, цыпленок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик» - попросила девочка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта». «А я знаю, что такое доброта. Мне мама часто рассказывает про добрых людей». «Расскажи мне тоже» - попросил цыпленок. «Сначала достань шарик». Цыпленок взлетел и достал шарик. «Вот ты и сделал доброе дело. Это и есть доброта». «Так просто?» - удивился цыпленок.
- Узнал ли цыпленок, что такое доброта? В чем выражается доброта?
- Сегодня мы много говорили о доброте.
- Так что же такое доброта? (Ответы детей)
- Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
- А какого человека можно считать добрым?
Притча о мудреце.
В заключении послушайте одну известную, восточную притчу и определите ее смысл.
“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу - ка я: «О, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая?». Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
- Ребята, как вы поняли слова мудреца: «Всё в твоих руках…»
-Жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И только от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.
Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет чудо.
Заключительное слово учителя:
Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям – только и всего, что требуется от вас!
Ведь каждый человек мечтает, чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого и самому нужно быть таким же. Пусть в сердце каждого из вас поселятся доброта, отзывчивость, милосердие, забота и другие хорошие качества.
В память о нашей встрече мне бы хотелось подарить вам маленькие «сердечки», которые напоминали бы вам совет мудрого Лиса: « Главного глазами не увидишь, зорко лишь одно сердце ».
И я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми.
А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент. Помните об этом.
Давайте все вместе споём песню Татьяны Мухамитшиной «Песня о доброте»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час о доброте " Золотые ключики к сердцам"
Классный час«Золотые ключики к сердцам»Цели: формирование нравственного знания; развитие у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, внимания, уважения к людям.Краткий ход бесе...
Классный час "О Доброте и вежливости"
«Чтобы радость людям дарить,...
Классный час "Азбука доброты и вежливости"
Разработка классного часа на очень актуальную тему Доброты и Вежливости....
Классный час о Доброте
На классном часе у учащихся формируется ценностная ориентация и способность формулировать нравственные суждения...
Классный час "Праздник доброты"
Классный час проводится в 1 - 4 классах....
Тематический классный час : "Разговор о доброте"
Тематический классный часРазговор о добротеЦели и задачи.Формировать нравственные представления учащихся о доброте, душевности, выявить в ходе классного часа, какого человека можно считать добрым.Побу...
Планы тематическая неделя "Миром правит доброта" старшая группа компенсирующей направленности
недельный план по сменам...