Воспитательная программа "Школьное царство"
материал ( класс) на тему
Адаптированная воспитательная программа "Школьное царство" для обучающихся 1 - 4-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnoe_tsarstvo.docx | 560.95 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы: Зам. директора школы по ВР:
________________С.Н.Жаднова ____________О.Г.Щитанова
«___»___________20__г. «____»_________20__г.
Воспитательная программа
«Школьное Царство»
Срок реализации - 4 года
Возраст детей: 7- 10 лет
Составлено классным руководителем
Зубовой Е.В
Рассмотрено и согласовано на заседании
методического объединения классных руководителей
Протокол № 1 от «24» августа 2012 г.
Руководитель МО Попова Н.С.
с. Красный Яр
2012 г.
Пояснительная записка
Программа «Школьное царство» разработана в соответствии с «Программой духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся при получении начального общего образования ГБОУ СОШ с. Красный Яр».
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня в нашей стране делает процесс воспитания еще более трудным.
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем научить их правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяют так:
- способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;
- способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках;
- способность вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
- способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;
- способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;
- способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
- способность вызывать к себе уважения со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей;
- способность к общению.
Огромное значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит, что педагог должен развивать в себе следующие коммуникативные способности:
- умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
- умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
- умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
- умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;
- умение извлекать из общения максимум информации для себя.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Целью программы является создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
- формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
- формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
- развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Ожидаемые результаты:
- активная жизненная позиция обучающегося;
- уважение и принятие ценности семьи и общества;
- владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности;
- готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.
Воспитательная работа в рамках программы включает:
Теоретические занятия:
- беседы, рассказы, убеждения классного руководителя;
- слушание;
- решение проблем;
- обсуждение прочитанной литературы;
- исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
- игры;
- ролевые игры;
- рассказывание историй, сказок;
- импровизированные сценки, спектакли;
- мозговой штурм или мозговая атака;
- изготовление газеты;
- моделирование;
- викторины;
- тренинги;
- опросы, анкетирования.
Экскурсии:
- посещение библиотек;
- посещение дома культуры, театра;
- посещение развлекательных центров;
- посещение музейных комплексов;
- посещение парков.
Принципы построения воспитательной работы.
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- личностно-ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;
- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
- принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Содержание программы
Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов (Г.М.Чуткина, С.И. Семенака) - одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с изменением социального статуса младшего школьника.
К основным психолого-педагогическим условиям эффективности социальной адаптации младших школьников можно отнести:
1. Преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса.
2. Достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних особенностей развития личности младшего школьника.
3. Опора учебно-воспитательного воздействия педагога на "зону ближайшего развития" ребенка при формировании мотивации достижения успеха.
4. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе воспитания.
5. Положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников.
6. Формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников.
В ходе освоения программы «Школьное царство» младшие школьники формируют универсальные учебные действия согласно основной образовательной программе начального общего образования, преломленные через освоение воспитательной программы.
В сентябре первоклассники знакомятся с картой «Школьного Царства», к которой прикреплены 7 указателей, называющих блоки работы «Школьного Царства»:
- «Город Мастеров» - (культуротворческое и эстетическое воспитание, воспитание положительного отношения к труду и творчеству),
- «Остров Доброделов»- (духовное, нравственное, социокультурное, медиакультурное, гражданско-патриотическое, экологическое воспитание, воспитание семейных ценностей, воспитание положительного отношения к труду и творчеству),
- «Гора Наук» - (интеллектуальное, духовное, нравственное, культуротворческое, эстетическое воспитание, формирование коммуникативной культуры),
- «Водопад «Познай Себя»- (формирование коммуникативной культуры, культуротворческое и эстетическое, духовное, нравственное, интеллектуальное воспитание, воспитание семейных ценностей),
- «Долина Чудес», открывающая тайны Вселенной, (экологическое, духовное, нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, формирование коммуникативной культуры),
- «Озеро Радости», хранящее традиции празднования государственных, народных праздников, традиций школы и класса (нравственное, духовное, культуротворческое и эстетическое воспитание, формирование коммуникативной культуры),
- «Море Здоровья» - (здоровьесберегающее воспитание, правовое воспитание и культура безопасности, воспитание семейных ценностей).
Программа включает в себя 7 тематических блоков и 4 возрастных уровня их реализации.
1 класс (1-ый уровень) - «Учимся видеть прекрасное!»,- предполагает умение вести наблюдение за многообразием окружающего мира, эмоционально откликаться на прекрасное в природе и творениях человека.
Название блока. Тема КТД | Направление деятельности | Содержание деятельности обучающихся | Предполагаемый результат |
Долина Чудес «Разведка осенних примет» | Экологическое | За время экскурсии в парке дети сообща находят как можно больше фактов, подтверждающих приход осени. Сочиняют красивые предложения, стихи об осени. | Развитие наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, чувства прекрасного. |
Водопад «Познай себя» «Кто я? Какой я?» | Культуротворческое и эстетическое | Придумывают и оформляют страницы для Портфолио - рассказ о себе. | Формирование положительной «Я- концепции», мотивирование к творчеству. |
Озеро Радости. День рождения класса | Культуротворческое и эстетическое направление | Создают в группах «подарки» для своего класса: «Рамка для портрета класса», «Уголок класса», «Летопись класса» (оформляют фотоальбом с первыми фотографиями»). | Укрепление дружбы, коллективизма через создание традиций класса. |
Город Мастеров «Росточек» | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Выращивание цветка для школьной комнаты, ведение ухода и наблюдения за ним. | Создание комфортной, уютной среды в классе, знакомство с работой цветовода. |
Долина Чудес Ярмарка кормушек. | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству, экологическое | Изготовление вместе с родителями кормушек и их оформление. | Развитие экологического сознания. |
Гора Наук «В гостях у царицы Математики» | Интеллектуальное | Изготовление «математических картин» (с помощью цифр), рассказов и стихов, моделей геометрических фигур. | Воспитание интереса к предмету, развитие творчества. |
Город Мастеров «Загадки морозных узоров» | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Выполнение в различной технике (графика, пластилин, акварель, процарапывание и т.д.) эскиза окна с морозными узорами. | Развитие художественных способностей, эстетического вкуса. |
Остров Доброделов «Поделки из безделок» | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Изготовление «авторских» новогодних игрушек для школы из «бросовых» материалов: лампочек, коробок, фантиков и др. | Воспитание художественного вкуса, бережливого отношения к материалам. |
Водопад «Познай себя» «Именная книга класса» | Интеллектуальное, формирование коммуникативной культуры | Учащиеся собирают всё, что могут рассказать о своём имени (толкование, происхождение, известные люди, прославившие имя и т.д.), оформляют и собирают странички в книгу. | Создание положительной мотивации к познанию. |
Море Здоровья «Веселая эстафета» | Здоровьесберегающее | Разработка и проведение шуточных конкурсов, изготовление необходимой атрибутики. | Привитие любви к занятиям спортом, здоровому образу жизни. |
Гора Наук «Говорящие буквы» («Прощай, азбука!») | Формирование коммуникативной культуры | Сочиняют стихи, сказки о буквах, изготавливают аппликации, коллажи, поделки с изображением букв. | Воспитание любви к родной речи, к творчеству. |
Море здоровья «Волшебники-спортсмены» | Здоровьесберегающее | Семейный спортивный праздник. | Укрепление сотрудничества с семьями, привитие интереса к здоровому образу жизни. |
Остров Доброделов «Майский букет» | Гражданско-патриотическое | Изготовление букетов к 9 мая, поздравление ветеранов ВОВ. | Воспитание уважения к защитникам Родины. |
Подведение итогов года на празднике «Лукошко добрых дел» | Каждый ребенок отмечается за достигнутые успехи в учебе и во внеурочной деятельности грамотами, медалями. Оглашаются достижения класса за минувший год. Выносится благодарность родителям. Вместе с родителями учащиеся складывают в лукошко записки с указанием наиболее запомнившихся КТД. Высказывают пожелания на следующий год. |
2 класс (2-ой уровень) - «Мы открываем чудеса!»,- призван учить познавать «тайны» предметов, явлений, событий в природе и обществе.
Название блока. Тема КТД | Направление деятельности | Содержание деятельности обучающихся | Предполагаемый результат |
Море Здоровья «Азбука пешехода» | Правовое воспитание и культура безопасности | Выпуск альбома с рисунками, частушками, стихами, памятками о ПДД. | Развитие познавательного интереса к изучению правил поведения на улицах и дорогах, дорожных знаков. |
Водопад «Познай Себя» «Секреты общения» | Формирование коммуникативной культуры | Изготовление книжек «Мои секреты общения». | Актуализация знаний учащегося о себе, обучение успешному взаимодействию со сверстниками. |
Город Мастеров «Осень славим» | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Изготовление поделок, создание творческих работ. | Развитие художественного вкуса, творческих способностей обучающихся. |
Озеро Радости День Рождения класса | Формирование коммуникативной культуры | Создание в группах «подарков» для своего класса. | Укрепление дружбы, чувства товарищества через создание традиций класса. |
Остров Доброделов «Крылья, лапы и хвосты» | Нравственное, экологическое | Экскурсия на страусиную ферму, конно-спортивную щколу. Операция «Ищу друга». | Воспитание доброго отношения к животным. |
Гора Наук «Путешествие в мир техники» | Интеллектуальное | Знакомство с различными видами современной техники. Изготовление аппликации «Автомобиль будущего». | Обогащение жизненного опыта детей, развитие фантазии. |
Море Здоровья «Дорога к доброму здоровью» | Здоровьесберегающее | Изготовление плаката-маршрута «Друзья здоровья» | Приобщение к здоровому образу жизни. |
Долина Чудес «Почемучкина поляна» | Интеллектуальное, экологическое | За несколько недель школьники помещают в «ящик вопросов» интересующие их вопросы о жизни лесных животных и растений. Затем вместе с учителем и родителями готовят ответы. | Воспитание познавательного интереса, любви к родной природе. |
Озеро Радости «Новогодняя карусель» | Культуротворческое и эстетическое направление | Проведение ярмарки новогодних украшений для дома и школы. | Воспитание эстетики, развитие художественных способностей. |
Море Здоровья «Волшебные каникулы» | Здоровьесберегающее, воспитание семейных ценностей | Семейные состязания по зимним видам спорта. | Развитие товарищества, укрепление связей с семьями. |
Гора Наук «Игралки-смекалки». | Интеллектуальное | Составление и отгадывание кроссвордов, головоломок, задач «на смекалку». | Развитие познавательной компетентности, креативности. |
Водопад «Познай Себя» «Тренируем память» | Интеллектуальное | Создание вместе с родителями на практикуме опор, таблиц по мнемотехнике. | Развитие процессов мышления. |
Остров доброделов «Я и Этикет» | Духовное, нравственное, социокультурное, медиакультурное | Знакомство с хорошими манерами. Разыгрывание ситуаций. | Обучение овладению правилами культурного поведения. |
Водопад «Познай Себя» «Мистер волшебник» | Формирование коммуникативной культуры | Создание и защита мальчиками в процессе интеллектуально-игровой программы образа «идеального волшебника». | Создание положительной «Я- концепции», умения презентовать себя. |
Водопад «Познай Себя» «Мисс волшебница» | Формирование коммуникативной культуры | Создание и защита девочками в процессе интеллектуально-игровой программы образа «идеальной волшебницы». | Создание положительной «Я- концепции», умения презентовать себя. |
Долина Чудес «Экотеатр для малышей» | Экологическое | Выступление со сценками на экологическую тему для первоклассников. | Воспитание экологической культуры. |
Гора Наук «Словарик добрых слов» | Интеллектуальное, духовное, нравственное, формирование коммуникативной культуры | Издание «Словаря добрых глаголов». | Обогащение речи, привитие потребности творить добро. |
Остров Доброделов «Подари улыбку» | Духовное, нравственное, социокультурное, медакультурное | Распространение изготовленных листовок с шутками, розыгрышами, оригинальными пожеланиями. | Привитие потребности творить добро, развитие творчества. |
Долина Чудес «Ремесла Самарской области» | Экологическое, воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Экскурсия в районный краеведческий музей. Выполнение рисунка о ремесле. | Воспитание уважения к традициям и культуре родного края. |
Гора Наук «Тайна одного животного (растения)» | Интеллектуальное | Оформление книжек-малышек с интересными фактами из жизни животного (растения). | Развитие познавательного интереса, любви к природе. |
Остров Доброделов «Победоносная весна» | Гражданско-патриотическое | Изготовление поздравительной открытки для ветеранов. | Воспитание уважения к солдатам Великой Победы. |
Водопад «Познай Себя» «Обо мне и о моей семье» | Воспитание семейных ценностей | Оформление вместе с родителями рассказов «Как я рос (росла)». | Воспитание любви к своей семье, развитие творческих способностей. |
Подведение итогов года на празднике «Лукошко добрых дел» | Каждый ребенок отмечается за достигнутые успехи в учебе и во внеурочной деятельности грамотами, медалями. Оглашаются достижения класса за минувший год. Выносится благодарность родителям. Вместе с родителями учащиеся складывают в лукошко записки с указанием наиболее удачных, с их точки зрения, КТД. Высказывают пожелания на следующий год. |
3 класс (3-ий уровень) - «Мы учимся волшебству!»,- направлен на обучение практическим личностно и общественно значимым действиям.
Название блока. Тема КТД | Направление деятельности | Содержание деятельности обучающихся | Предполагаемый результат |
Город Мастеров «Уголок хорошего настроения» | Культуротворческое и эстетическое | Оборудование школьного уголка. | Развитие чувства товарищества, развитие творческой активности. |
Озеро Радости «Осени славной великолепье» | Формирование коммуникативной культуры | Выпуск сборника со стихами, рассказами, рисунками обучающихся. | Развитие литературного, художественного творчества. |
Озеро Радости День Рождения класса | Формирование коммуникативной культуры | Создание сценария праздника. | Укрепление дружбы, чувства товарищества через сохранение традиций класса. |
Остров Доброделов «Край родной, навек любимый» | Гражданско-патриотическое | Фестиваль творчества: конкурс чтецов, рисунков, поделок творческих работ о Родине. | Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному краю. |
Море Здоровья «Что мы едим» | Здоровьесберегающее | Занятие-практикум о здоровой и вредной пище. | Развитие заинтересованности в правильном питании, укреплении здоровья. |
Гора Наук «По страницам любимых сказок» | Интеллектуальное, культуротворческое и эстетическое воспитание | Создание картинной галереи «Наши любимые сказки». | Развитие художественно-эстетических способностей, читательского интереса. |
Долина Чудес «Удивительное рядом» | Экологическое, гражданско-патриотическое | Изучение родного края. Сбор сведений о происхождении села, его улиц, парка. Создание творческих литературных работ. | Приобщение к истории и культуре родной земли, воспитание патриотизма. |
Остров Доброделов «Неразлучные друзья - взрослые и дети» | Духовное, нравственное, воспитание семейных ценностей | Занятие дружбы родителей и детей, написание писем-обращений детей родителям и родителей детям. | Создание атмосферы доброго сотрудничества: дети – родители - учителя. |
Водопад «Познай себя» «Мир моих увлечений» | Культуротворческое и эстетическое воспитание | Обучающиеся представляют свои увлечения, рассказывают о достижениях в спорте, музыке, живописи, демонстрируют поделки, выполненные своими руками. | Создание условий для самовыражения обучающихся. |
Гора Наук «Физика для малышей» | Интеллектуальное | Посещение шоу сумасшедшего профессора Николя. | Развитие познавательной активности обучающихся. |
Город Мастеров «Мастерская Деда Мороза» | Культуротворческое и эстетическое воспитание, воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Изготовление новогодних украшений в подарок одиноким, престарелым жителям села. | Воспитание уважительного отношения к людям преклонного возраста, развитие творчества. |
Море Здоровья «Море Здоровья» | Здоровьесберегающее | Защита творческих проектов «Как простуду одолеть». | Приобщение к здоровому образу жизни, обучение навыкам профилактики простудных заболеваний. |
Гора Наук «Слово о словах» | Интеллектуальное, формирование коммуникативной культуры | «История одного слова». Подготовка сообщений об истории возникновения различных слов. | Развитие интереса к родному языку. |
Город Мастеров «Красота вокруг нас» | Культуротворческое и эстетическое воспитание | Создание коллекции зимних фотозарисовок с описанием места съемки. | Развитие творческого видения, любви к малой родине. |
Остров Доброделов «Защитники Отечества в моей семье» | Духовное, нравственное, гражданско-патриотическое | Подготовка рассказов о дедушках, папах, братьях, выполнявших гражданский долг во время ВОВ, Афганской войны, срочной службы в армии. | Формирование гражданственности и патриотизма. |
Озеро Радости «Весна - красна» | Нравственное, духовное | Музейный урок. Театрализация старинных русских обрядов встречи весны. | Воспитание любви к родной культуре. |
Водопад «Познай себя» «Учусь добру» | Духовное, нравственное | Презентация добрых дел для семьи, школы, природы. | Развитие готовности и способности участвовать в общественно полезной деятельности. |
Остров Доброделов «Чтобы дольше жили книжки» | Духовное, нравственное, воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Работа в школьной и сельской библиотеках по ремонту книг. Участие в акции «Подари книгу». | Воспитание любви к книгам, освоение опыта совместной полезной деятельности. |
Долина Чудес «Берёзкины слёзки» | Экологическое, воспитание положительного отношения к труду и творчеству | «Залечивание» ранок у берёз, оставленных собирателями берёзового сока. | Формирование экологического сознания. |
Море Здоровья «По улицам родного села» | Здоровьесберегающее, правовое воспитание и культура безопасности | Участие в игре-путешествии для начальной школы. | Стимулирование интереса к изучению ПДД, дорожных знаков. |
Остров Доброделов «Салют Победе!» | Гражданско-патриотическое | Поздравление односельчан - ветеранов ВОВ. | Развитие патриотизма, уважительного отношения к ветеранам. |
Долина Чудес «Зеленая аптека» | Экологическое, интеллектуальное | Конкурс на лучших знатоков лекарственных растений. Сбор лекарственных растений. | Развитие познавательной активности, заботы о собственном здоровье. |
Подведение итогов года на празднике «Лукошко добрых дел» | Каждый ребенок отмечается за достигнутые успехи в учебе и во внеурочной деятельности грамотами, медалями. Оглашаются достижения класса за минувший год. Выносится благодарность родителям. Вместе с родителями обучающиеся складывают в лукошко записки с указанием наиболее удачных с их точки зрения проектов. Высказывают пожелания на следующий год. |
4 класс (4-ый уровень)- «Мы умеем творить добро!»- обучает учащихся выполнению самостоятельных проектов, полезных для себя, для других людей, для природы.
Название блока. Тема КТД | Направление деятельности | Содержание деятельности обучающихся | Предполагаемый результат |
Море Здоровья «Внимание – дети!» | Здоровьесберегающее, правовое воспитание и культура безопасности | Конкурс юных велосипедистов, рисунков, листовок по ПДД | Развитие чувства товарищества, навыков безопасного поведения на дороге и улице. |
Долина Чудес «Красота осеннего сада» | Экологическое, гражданско-патриотическое | Создание альбомов о растительном и животном мире Красного Яра. | Развитие любви к родной земле, стремление сохранять её историю и традиции. |
Озеро Радости День Рождения класса. | Формирование коммуникативной культуры | Игровая программа. Выполнение «волшебных нормативов». Присвоение ученых степеней - «волшебник I, II, III степени») | Укрепление дружбы, чувства товарищества класса. |
Море Здоровья «Суд над вредными привычками» | Здоровьесберегающее | Создание кроссворда, рисунков о пагубных привычках. | Воспитание отрицательного отношения к вредным пристрастиям. |
Гора Наук «Математические фокусы» | Интеллектуальное | Турнир смекалистых. Создание коллекции математических ребусов, задач, фокусов. | Развитие интереса к предмету, активизация познавательной деятельности. |
Водопад «Познай себя» «В глубь веков» | Воспитание семейных ценностей | Выполнение исследовательских проектов «Моё генеалогическое древо». | Развитие исследовательской деятельности, уважения к истории семьи. |
Остров Доброделов «Моя мама – лучшая на свете» | Духовное, нравственное, воспитание семейных ценностей | Оформление альбома «Мамы нашего класса». | Воспитание любви и уважения к матерям. |
Остров Доброделов «Каникулы с волшебниками» | Духовное, нравственное, воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Изготовление Снежного городка для первоклассников. | Развитие товарищества через совместную полезную деятельность. |
Озеро Радости «Наш класс в лицах» | Формирование коммуникативной культуры | Фоторепортаж о жизни класса. | Укрепление дружбы, традиций класса. |
Долина Чудес «Я и мои четвероногие друзья» | Экологическое, воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Обсуждение правил взаимоотношения с животными. Сочинения на тему «Мой любимый питомец». | Обучение навыкам ухода за домашними животными, воспитание любви к животным. |
Долина Чудес «Чудеса земли Самарской» | Гражданско-патриотическое | Оформление фотогалереи с описанием удивительных мест родного края. | Развитие патриотизма, любви к родному краю. |
Водопад «Познай Себя» «Кто лидер?» | Формирование коммуникативной культуры | Определение лидера в классе. | Развитие лидерских качеств обучающихся. |
Город Мастеров «Через тернии к звездам» | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Космический КВН. | Развитие интереса к наукам, изучающим космос. |
Остров Доброделов «Солдатами спасенная весна» | Гражданско-патриотическое | Оказание посильной помощи ветеранам. | Воспитание патриотизма, приобщение к истории малой родины. |
Море здоровья «Путешествие в Ярград» | Здоровьесберегающее | Участие в игре-путешествии. | Укрепление школьных традиций, товарищества, пропаганда здорового образа жизни. |
Озеро Радости «Прощай, начальная школа» | Духовное, нравственное | Подведение итогов обучения в начальной школе. Торжественное закрытие «Школьного Царства». | Воспитание уважительного отношения к традициям класса, дружбы между учащимися и учителями. |
Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе. Самоуправление помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.
Ученическое самоуправление предполагает:
- Развитие самостоятельности.
- Коллективное творческое планирование.
- Реализация решения.
- Коллективное подведение итогов.
Ученическое самоуправление представляет интересы большинства учеников в классе. Органом ученического самоуправления можно назвать только такую структуру, деятельность которой направлена на учеников, а для этого нужно собрать команду из активных ребят.
Распределение обязанностей в коллективе класса происходит через сказочных героев. Ребята становятся помощниками Василисы Премудрой, Самоделкина, Мальвины, Знайки, Карандаша, Домовёнка Кузи, Старичка Боровичка, Крокодила Гены и Чебурашки, Айболита, Ильи Муромца.
Василиса Премудрая | Староста класса, главная в королевстве, помогает всем, с ней советуются все остальные сказочные герои |
Самоделкин | Следит за готовностью к урокам труда, за состоянием папок для уроков и уборкой класса после урока |
Мальвина | Следит за состоянием учебников, за сохранностью мебели в классе |
Знайка | Помощники учителя, помогают слабоуспевающим детям |
Карандаш | Следит за готовностью к урокам рисования, за состоянием альбомов и красок и уборкой класса после урока |
Домовёнок Кузя | Следит за чистотой класса и дежурством |
Старичок Боровичок | Ухаживают за цветами |
Крокодил Гена и Чебурашка | Ответственные за уголок по чтению |
Айболит | Следит за внешним видом одноклассников |
Илья Муромец | Проводит зарядку, физминутки, отвечает за спортивный инвентарь |
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования.
Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Работу с родителями строится на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласованы с планами воспитательной работы школы.
В системе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, консультации по телефону, общение в социальных сетях.
Тематика родительских собраний
1 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания |
«Первый раз – в первый класс»
|
3. Выборы родительского комитета. |
«Трудности адаптации первоклассников к школе»
|
|
«Родителям о внимании и внимательности»
|
|
«Самооценка младшего школьника»
|
|
2 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания |
«Утомляемость ребёнка и как с ней бороться»
|
|
«Как научить ребенка стать самостоятельным»»
|
|
«Мама – главное слово в каждой семье»
| 1. Поднять авторитет матери, семьи в глазах детей. 2. Личным примером показать детям, насколько велика и многогранна роль матери в семье. |
«Родителям о внимании и внимательности»
|
|
3 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания |
«Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка»
|
|
«Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»
2.Утверждение состава родительского комитета. | 1. Вместе с родителями разобраться в причинах плохой успеваемости некоторых детей класса. 2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением. 3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов. |
«Дом моей мечты»
|
|
«Как научить ребенка жить в мире людей» 1. Критерии культуры личности 2. Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей. |
|
4 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания |
«Предупреждение вредных привычек, или как уберечь детей от беды»
|
|
«Авторитет родителей и ее влияние на развитие личности ребенка» 1. Познакомить родителей с понятием «авторитет». 2. Рассмотреть виды авторитета родителей. 3. Раскрыть роль настоящего авторитета родителей в воспитании детей. |
|
«Классный звездопад»
|
|
«Впереди у Вас – 5-й класс»
|
|
Заключение
Программа воспитательной работы «Школьное царство» представляет собой целостную систему деятельности.
Мир детства — таинственный и чудесный. Мир детства — это мир радости, улыбок, смеха; это время, когда все получается, неудачи быстро забываются, когда праздник — каждый день, и радость — каждый миг. Детство — время первых открытий, первых свершений. Дети многое знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в конкретной, интересной им деятельности.
«Школьное царство» позволяет спланировать и осуществить воспитательную работу с классом наиболее эффективным образом. С помощью диагностик, педагогических наблюдений, анкетирований можно определить личностное развитие каждого воспитанника. Через самостоятельную, индивидуальную, групповую работу обучающихся в течение различного по продолжительности времени, с использованием современных средств информационных технологий, реализуется много интересных, значимых для школы, родителей, а, самое главное, для ребят проектов.
Программа длиною в 4 года (1-4 класс) предлагает детям роль добрых сказочных героев, где у каждого — конкретное дело, улучшающее их самих, позволяющее открыть новые знания, окружающий мир, приносящее радость людям, природе, самим себе.
Социальная адаптация ребенка есть процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребенка этой средой. В конце каждого этапа провожу анкетирования и диагностические методики. (Например, диагностики «Фотография», «Номинация», «Дом в котором я живу», «Что у меня на сердце», «Дерево проблем», «Наш класс», рисуночный тест «Рисунок семьи», методика «Диагностика родительского отношения»).
Кроме педагогического воздействия на социализацию личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, половые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Работая в данной системе, удастся создать благоприятный стиль взаимоотношений между учителем, детьми и родителями. А, главное, при реализации этой программы, удастся раскрыть познавательный, интеллектуальный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал учащихся.
Список использованной литературы
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11.
Алоева М.А. Родительские собрания в 1 – 4-х классах/М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. Изд. 2-е, перераб. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.
Бантова М.А., Бельтикова Г.В. Концепция и программы для начальныхклассов. М.: Просвещение, 2009 -1ч.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.
Галузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянськая школа, 1982.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как. - М., 2005.
Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004.
Дробинина Н.Н. Классные часы: 1 – 4-е классы/Авт-сост. Н.Н. Дробинина. – Москва, ВАКО, 2008.
Заваденко Н.Н. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихолгические исследования // Вопросы психологии. – 1999. – № 4.
Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева - Ленинград, 1989.
Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 2001.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. – М.,2001.
Педагогика школы / Под ред.Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977.
Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2012.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приключение в гороховом царстве или овощной базар
Приключение в гороховом царстве или овощной базар...
Урок "Подводное царство" (2 класс)
Конспект урока....
Четыре царства природы
Презентация к уроку окружающего мираУМК "Планта Знаний " 3 классЧетыре царства живой природы 4_zarstva.png...
Проект "Тайны грибного царства"
Материал представляет собой презентацию проекта "Тайны грибного царства", над которым учащиеся 3 класса работали один месяц. Выходом проекта является книга "Тайны грибного царства"...
Урок "Царство грибов"
Урок по окружающему миру "Царство грибов" составлен в соответствии программой 2 класса и содержит такую форму работы, как работа в группах. На уроке предусмотрено использование дополнительной литерату...
«В некотором царстве. Царства природы. Бактерии».
Урок открытия нового знания, посвященный бактериям...
Отечественные воспитательные системы: воспитательная система общей заботы (И.Иванов); гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. (В.Караковский)
Дипломная работа по воспитательной работе....