Классный час "Всей известно детворе - много радости в игре"
классный час (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 82»
Учитель начальных классов: Лочехина С. В.
Классный час.
Тема: «Всей известно детворе – много радости в игре».
Цель: Расширение знаний детей о Поморье через фольклор (игры).
Задачи:
- познакомить с поморскими подвижными играми;
- развивать у детей интерес к поморским играм;
- воспитывать у детей чувство любви к своей малой Родине;
Ход классного часа.
- Подготовка к восприятию нового.
(Ребята сидят в зале группами на которые предварительно разделены. Каждая группа приготовила одну поморскую игру. Группа познакомит присутствующих с игрой, её правилами и покажет как в неё играть).
Звучит песня: «Как у наших у ворот» (Северный русский народный хор).
Ученик 1
На просторах России-матушки,
Да на вольной её сторонушке,
Во сторонке далёкой, во северной
Пораскинулось Белое морюшко,
Во всю ширь свою величавую!
Летом тихое море Белое,
Взойдёт солнышко, разомлеется,
За волной волна понакатывает,
Зверем ласковым к берегу ластится,
Да обратно уходит по камушкам.
И опять волна беломорская
Начнёт веселиться у берега.
Никому не сдержать этой силушки,
Морской силушки моря Белого.
Кто познал её, тому ведомо,
Каково оно – море Белое!
Тот, кто зол к нему,
Да и духом слаб,
Не подступится к морю Белому!
Тот, кто добр к нему, уважителен,
Обращается к морю с почтением,
Называет его, море-батюшко,
К тому море само ласкается,
Того поит и кормит морюшко,
Помогает во всём море Белое!
Ученик 2
О Летней Золотице,
О Северной Двине,
О северной столице,
О всей моей родне,
О счастье и о доме
Мы разговор ведем,
То с радостью, то с болью,
В мороз и под дождем.
И пусть луга и пашни
Цветут с любой весны.
И нет милей и краше
Поморской стороны.
(Исполнение частушек).
Мы выходим петь частушки
Просим не смеяться
Здесь народу очень много
Можем растеряться.
Эй, подружка, выходи
Я-то уже вышла
На Двине мы запоем
В Москве нас будет слышно.
По Двине-реке широкой
Лодка с парусом плывет
У мальчишек нос курносый
Он до неба достает.
Бело море, Бело море
Ой, студеная вода
Кто бывал на Белом море
Не забудет никогда.
На пригорочке, в лесочке
Красна ягода росла
Соберу скорей бруснички
Испеку два пирога.
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера
А вы сидите до зари
Коль дома делать нечего.
- Работа по теме классного часа
Учитель
На завалинках, в светёлке,
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Веселы частушки пели
Да водили хоровод.
В прятки, салочки играли
Во дворе или избе
И ребята с детства знали
Много радости в игре.
Сегодня мы проведем классный час, тема которого «Всей известно детворе – много радости в игре»
- О чем пойдёт речь на классном часе?
- Начали мы его необычно, со стихов и частушек. А чему посвящены стихи и частушки? (ответы детей)
- Да, все посвящено нашему родному краю – Поморью, значит и игры, о которых пойдет речь – поморские.
Мы с вами современные поморы и игры в которые вам нравиться играть несомненно отличаются от тех, в которые играли наши предки. Давайте посмотрим, а каким играм вы отдаёте предпочтение? Мы перед классным часом провели анкетирование. Давайте посмотрим и послушаем его результаты (ученик зачитывает результаты анкеты, которые спроецированы на экран). Приложение 1 (анкета)
Учитель
Данные анкеты показали, что игр, в которые вы любите играть, очень много, все они разные, но всех их объединяет одно – в каждой игре есть радость. Радость победы, радость быть вместе с друзьями, радость общения.
- Чему учит нас игра? (ответы детей)
- Да, игра учит соблюдать правила, слушать водящего, выполнять то, что предписано игрой, помогать товарищу, не обижаться, если проиграл.
- А как вы думаете, современные игры отличаются от тех игр, в которые играли поморы? Чем? (ответы детей)
- Давайте немного вспомним, кто такие поморы? (ответы детей)
- Поморы – жители Беломорского побережья. Помор – «человек, идущий по морю». Ведь главным их занятием были морские промыслы. Не случайно о поморах говорили: «Радость и горе помору – все от моря». А сами поморы с гордостью утверждали: «Морем живем, ему и песни поем».
- А чем занимались поморы, какими промыслами? (охотой, рыбалкой, сбором грибов и ягод, заготовкой дров).
- Наверно не случайно, игры поморов отражали их быт, занятия. Главные герои и предметы, которые использовались в игре, говорят об этом.
Сейчас я предоставлю слово команде № 1 (каждая команда по очереди будет рассказывать и демонстрировать свою игру)
Команда № 1
Игра «Веретенце».
Вечерами поморские девушки пряли пряжу. Веретено кружиться, песня поётся. Наша игра называется «Веретенце»
Дети стоят к плечу по кругу, руки за спиной. У одного из игроков руках небольшой предмет. (может быть веретено)
Все поют поморскую попевку:
Со поверья, с поверья, с поверья была зима.
Со поверье, зимоверье против перья на земле
Григорию жениться да Наталью замуж взять
Арсентьевичу да Григорьевну.
Во время исполнения попевки предмет передаётся за спиной из рук в руки. Тот, у кого на последних словах остался предмет, выполняет общее желание.
Команда № 2
Игра «Зафуфара»
Прежде чем в неё играть надо отгадать загадку.
"Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился" (рукавица).
На севере, рукавица очень нужный предмет одежды, но в следующей игре мы не будем его одевать на руки, а будем им пятнать. Игра очень похожа на «Вышибалы», только вместо мяча, рукавица.
Выбирают водящего. По сигналу все разбегаются по залу.
Правила игры: водящий пятнает, стараясь попасть в игроков свернутой рукавицей. В кого попал, отходят в сторону. Игра продолжается пока водящий не попадет во всех игроков.
Команда № 3
Игра «Кри-кри».
- На чьи звуки это похоже? ( на звуки, которые издает утка, только она кричит кря-кря.)
Главный герой этой игры – тетерка. Тетерка – это самка тетерева. Птица, на которую поморы охотились.
Как в нее играть?
Двое делают воротики, остальные идут взявшись за руки друг за другом. Напевая слова:
Кри - кри - кри – тетерка шла за собой детей вела,
Что за махонька, косолапенька, ворота открывай
Обниматься давай.
Кого поймают в ворота, должен обнять любого из двух , делавших воротики, и встать за ним. Затем две команды перетягивают друг руга. Чья команда перетянет, та и победила.
Команда № 4
Игра «Важенки и оленята»
Оленя в поморской семье почитали. Олень – солнце несет хозяину, доброту, тепло, свет, здоровье и благополучие.
- А вы знаете кто такие важенки? Так зовут маму олененка. Вот и игра так называется «Важенки и оленята»
На полу рисуется несколько кругов, в каждом из них находится важенка и двое оленят. (на другом конце площадки сидит волк). На слова ведущего: бродит в тундре важенка с нею - оленята, объясняет каждому все, что непонятно… топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставления мамины.
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едет траву, пьют воду. На слова “волк идет” оленята и важенка убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.
- Обобщение по теме.
Учитель:
- Каждая из команд рассказала и показала нам по одной поморской игре. Я думаю, что таких игр достаточно много. Мы будем продолжать знакомиться с другими играми поморов.
- А какая игра вам понравилась больше и почему? (ответы детей).
Наш классный час подходит к концу.
- Скажите, что нового вы на нем узнали?(ответы детей)
- Где вы сможете применить эти знания?
- Где можно найти ещё информацию о других играх?
4. Рефлексия.
И в заключении, чтобы классный час оправдал свою тему: Всей известно детворе – много радости в иге», я предлагаю сыграть поморскую игру, которая вам больше всего понравилась.
Приложение 1.
Анкета
Фамилия Имя | |
В какие игры ты любишь играть в свободное время? | |
Какая спортивная игра тебе нравиться больше всего? | |
В какие игры ты любишь играть с друзьями на улице? | |
Если в этой игре надо играть командой, то какой игре ты отдашь предпочтение? | |
Спроси у родителей, какая игра в детстве им нравилась больше всего? | |
Если есть такая возможность, спроси у бабушки и дедушки в какие игры они играли в детстве? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Семья, как много в этом слове"
Классный час "Семья, как много в этом слове" преднозначен для учащихся 3 класса, проводиться совместно с родителями. Данное воспитательное мероприятие наполнено различными играми, педагогическим...
Классный час "Моя семья -моя радость"
Классный час к дню семьи....
Классный час "Москва! Как много в этом звуке..."
Классный час посвящён Москве: какой она была, какая она есть и что её ожидает...
Классный час "Моя семья - моя радость"
Данный классный час адресован учащимся 4 класса. Цель - воспитание уважительного отношения к семье как базовой ценности...
Классный час “Уже так много лет прошло с той самой солнечной победы…”
Классный час, посвященный 70-летию победы в ВОВ “Уже так много лет прошло с той самой солнечной победы…...
Сценарий ко Дню Святого Николая "В день Святого Николая много радости желаем!"
Цели и задачи:познакомить обучающихся с особенностями почитания нашим народом Святителя Николая;формировать впечатления о зимних изменениях в природе;создавать условия и вызвать желание тво...
Соревнования по шашкам и шахматам «Шашки и шахматы - это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия».
Известно, что игра в шашки и шахматы равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в общест...