Притчи для детей и взрослых. По материалам книги А. Лопатиной и М.Скребцовой
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Наши дети постоянно стремятся познать новое, им интересно все загадочное и неизведанное. Но разобраться в сложных жизненных вопросах часто бывает нелегко.
В притчах заложена вековая мудрость поколений, философские размышления и полезные советы. Простой сказочный язык будет понятен детям. С древних времен притчи служили средством нравственного и культурного воспитания. Эти небольшие по объему рассказы заставляют детей и взрослых задуматься о своих поступках, совести, о вечных ценностях. Истории помогают развивать мышление, память, восприятие, и являются, по сути, учителем, воспитывающим в детях любовь, порядочность, миролюбие — духовную красоту. Главное — притчи рассказывают о том, что жизнь многогранна, просторна, и всегда можно отыскать множество вариантов выхода из любой сложившейся ситуации. Данный материал очень хорошо поможет учителю подготовить и провести классные часы, беседы, внеурочные занятия направленные на воспитание духовно-нравственных качеств, а также полезен для проведения уроков ОРКСЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pritchi_dlya_detey_i_vzroslyh.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Добро и зло
Прощаясь с учениками, учитель всегда говорил им: «Идите и ищете добро». Ученики разъезжались, и больше учитель их не видел.
Однажды к учителю пришел странник и сказал:
— Учитель, когда-то я был вашим учеником и теперь хочу снова стать им. — Я научил тебя всему, что знал, — ответил учитель.
— Вы велели мне искать добро, но люди всюду творят зло, в их сердцах нет благодарности, — возразил ученик. — Я долго искал, но не нашел добра. Сейчас я вернулся, чтобы вы научили меня искать.
— Хорошо, — согласился учитель, — я тебя научу, но сначала иди в лес, который начинается сразу за моим домом. Там найди избитого человека. Спаси его, не спрашивая ни о чем и не обращаясь за помощью к другим. Даже не упоминай в селении имя этого человека.
Странник ушел в лес и вскоре по стонам нашел несчастного. Тогда странник построил
шалаш и стал лечить бедняка травами. Когда неизвестный поправился, он долго благодарил своего спасителя, а потом ушел прочь. Странник вернулся к учителю и воскликнул:
— Учитель, спасибо вам. Теперь я узнал, что благодарность существует. От этого бедного человека я услышал, наконец, добрые слова!
— Этот человек — вор. Жители селения избили его, а он проклял их. Он сказал тебе добрые слова, потому что на самом деле и добро и зло живут в твоем сердце, — произнес учитель.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, почему ученик всюду видел только зло?
- Что объяснил ему учитель?
- Как бы вы объяснили человеку, что мир вокруг него зависит в первую очередь от его мыслей и поступков?
- Расскажите о каком-либо случае из своей жизни, когда чья-то доброта помогла вам справиться с проблемой.
- Нарисуйте контур своего сердца и раскрасьте его разными красками, которые соответствуют вашим чувствам.
- Проведите эксперимент. Подойдите к человеку, который рассержен или раздражен, и скажите ему что-то доброе. Проанализируйте его реакцию.
Два крыла
Посадил однажды ангел небесный в землю два семечка: одно семечко мужского духа, а другое — женского. Ангел семечки поливал, оберегал, и вскоре выросли из них два цветка.
Один — словно утренняя заря на нежном и гибком стебельке. Второй — словно грозовое небо на крепком и сильном стебле. Вместе росли цветы, вместе под ветром колыхались. Цветок женского духа чаще всего смотрел на восток — зарю встречал, а цветок мужского духа любил смотреть на запад, закат провожал.
Когда цветки отцвели, вместо плодов у них выросло по крылышку. С изумлением смотрели цветы на свои крылья, не зная, что с ними делать. Но однажды на рассвете цветок женского духа затрепетал крылом и попытался оторваться от земли. Чуть-чуть приподнялся и тут же рухнул обратно. Обессиленный, склонил он крыло к земле. Прилетел ангел и принялся выхаживать поникший цветок.
— Не надо меня спасать, — прошептал цветок, — с одним крылом я не смогу летать, напрасна моя жизнь.
— С одним не сможешь, но разве ты не видишь рядом второе крыло? — спросил небесный ангел. — Дух женский и дух мужской — два крыла одной птицы.
Цветок женского духа приподнял головку и взглянул на своего соседа. Тот заботливо обнял его и помог выпрямиться. Небесный ангел наполнил цветы дыханием любви. Потом он взлетел и позвал цветы за собой.
Соединились два цветка, обнялись, взмахнули двумя крыльями и поднялись высоко в небеса.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, чье крыло сильнее — женское или мужское?
- Какие качества необходимы женщине и мужчине, чтобы их крылья никогда не сломались?
- Нарисуйте два цветочка до и после того, как они взлетели.
- Расспросите своих родителей, как они встретились.
Нарисуйте их любовь в образе крылатого цветка.
- Нарисуйте на листе ватмана птицу вашей семьи. На одном крыле этой птицы напишите все хорошие качества мужской половины семьи, а на другом крыле все хорошие качества женской половины семьи.
Два ангела
Послал Господь к людям двух ангелов: белого ангела счастья и черного ангела несчастья. Говорит белый ангел черному:
— Я дам людям счастье, а ты только испортишь мою работу. Возвращайся обратно на Небеса и не мешай мне.
— Давай посмотрим, кто какую пользу людям принесет, — возразил черный ангел.
Спустились ангелы на землю и увидели двух братьев, которые землю пахали. Работали они много, но каменистое поле плохие урожаи давало. Тогда ангел счастья зарыл под камнем котелок с золотом и шепнул младшему брату, чтобы тот камни с поля убрал. Стал младший брат убирать камни и нашел золото. Купили братья много хорошей земли, построили большой дом, женились, и дети у них родились.
Младший брат успешнее старшего хозяйство вел. Тогда тот стал думать, что брат часть золота припрятал. Разругались братья, жены их тоже поссорились, а дети драться начали.
Тут ангел несчастья вмешался. Усыпил младшего брата, когда тот за столом возле свечки сидел. От свечи стол загорелся, а за ним и весь дом. Хорошо, что ангел счастья помог, и все успели выбежать.
Вдруг сын старшего брата закричал: «В доме мой щенок» — и побежал в огонь. Оцепенели все, а младший брат вылил на себя ушат воды и кинулся вслед за ним. Вынес из огня мальчика, обгорелого, но живого. Крепко обнял старший брат младшего и сказал:
— Прости меня, что плохо о тебе думал.
Вместе мы быстро дом заново отстроим. Увидев, как братья дружно работают, черный ангел прошептал белому:
— Видишь, счастье дружбу людей сломало, а несчастье укрепило.
Жизнь — это всегда чередование белого с черным.
И в это мгновение кончики крыльев черного ангела слегка побелели.
Вопросы и задания:
Почему братья поссорились, когда разбогатели?
- Как вы думаете, почему несчастье помогло братьям снова стать дружными?
- Как вы думаете, почему кончики крыльев черного ангела слегка побелели в конце притчи?
- Вспомните о какой-либо неприятности в вашей жизни и подумайте, чему она вас научила.
Почему под маяком темно
Цветок вырос на сером каменистом утесе, в тени маяка. Он радовался, что в каменной щели достаточно земли для его корешков. Цветок дружил с морским ветерком, который приносил ему влагу. — Все вокруг прекрасно, кроме этой высокой каменной башни, — сказал однажды цветок ветерку. Она заслоняет от меня солнце.
— В этой каменной башне живет свет. Она пронзает ярким лучом ночь и указывает кораблям дорогу в море, — объяснил другу ветерок. Цветок был безмерно удивлен. «Неужели эта башня умеет светить? — воскликнул он. — Почему я не вижу ее света?»
— Маяк светит вдаль, поэтому под маяком всегда темно. Своим лучом света он прорезает тьму и указывает кораблям дорогу домой. Нужно стать кораблем, чтобы увидеть его свет, — объяснил ветерок. С тех пор цветок не горюет, что башня маяка заслоняет от него солнце. Иногда он ласково шепчет: «Свети, маяк. Пусть я не корабль, но я знаю, что свет нужен им, чтобы вернуться домой».
Если вы живете в тени маяка, не забывайте о том, что он светит другим.
Вопросы и задания:
Кого из знакомых вы можете сравнить с маяком?
- Какого человека можно сравнить с кораблем, радугой, солнцем или цветком?
- Расскажите о каком-нибудь светлом деле, которое делают ваши знакомые.
- Нарисуйте, как маяк спас в бурю корабль.
- Один ребенок — водящий. Он получает фонарик и играет роль маяка. Водящий направляет фонарик на кого-либо из своих друзей и говорит, какое хорошее дело может сделать этот человек.
- Тот, на кого упал свет фонарика, рассказывает, сможет ли он выполнить это дело и как.
- Как вы думаете, какую роль свет играет в жизни человека?
- Согласны ли вы с тем, что в душе каждого человека живет свет? Как вы думаете, почему одни люди дарят свой свет и тепло всем окружающим, а другие — нет?
- Люди часто употребляют разные слова и выражения, связанные с солнцем и светом. Вспомните эти слова и выражения и объясните их. (Сияющая душа, светлый человек, светлая жизнь, светильник души, солнце жизни, зажечь сердце, вечный свет и т.д.)
Когда ум бессилен
Однажды два ангела разговаривали об уме и вере.
— Умному человеку легче верить в Бога. Он понимает, что вселенная не возникла сама по себе, — сказал один ангел. — Напротив, умные люди порой думают, что вера не нужна, что человек может всего достигнуть сам, — не согласился другой. В конце концов ангелы отправились на землю выяснить, кто прав.
Попали они на чествование великого врача, который нашел чудесное средство от слепоты. Все восхищались чудесами исцеления, а один из ангелов спросил ученого:
— Скажите, пожалуйста, помогла ли вам вера в Бога?
— Мне помогла вера в себя, а не в Небесные силы, — ответил ученый.
— В жизни бывают моменты, когда человек взывает: «О Боже, помоги!» Вы так делали? — поинтересовался ангел. — Умный человек будет действовать, а не взывать к Небесам! — заметил ученый.
— Мне кажется, чем умнее человек, тем больше ему нужен Бог, чтобы он не подумал, что знает все, — возразил ангел, но ученый не слушал его.
— Видишь, ум мешает человеку верить, — вздохнул второй ангел.
— Подожди немного, — попросил первый ангел.
Вскоре ученому поступило выгодное предложение на изготовление лекарства, но он вдруг обнаружил, что рукопись исчезла. Следов взлома не было, и вора не нашли. Отчаянье охватило врача, и он воскликнул:
— О Боже, помоги! Я слишком много работал и даже сам стал слепнуть. Неужели все напрасно?!
Ангелы знали, что вор проник через окно, а потом спрятал драгоценную рукопись на дереве. Превратившись в птиц, они сели возле рукописи и громко запели. Ученый не сразу заметил птиц, но когда увидел, не поверил своим глазам.
— О Боже! О Боже, — только и смог проговорить он.
Вопросы и задания:
- Почему ученый все-таки обратился за помощью к Богу?
- Как помогает человеку вера в Бога?
- Почему люди чаще всего вспоминают о Боге в трудные минуты жизни?
- Представьте, что вам надо написать Богу письмо. О чем вы ему напишете?
- Дети делятся на пары. Один человек убеждает другого в том, что вера в Бога — признак ума, другой — убеждает его в обратном.
Мир земной и небесный
— Где моя мама? — спрашивал сирота.
— Смерть забрала ее, — отвечали люди.
Решил тогда сирота Смерть найти. «Посмотрю, где Смерть маму прячет, и уведу ее домой», — думал сирота и шагал без устали через поля и леса, долины и горы. Много земель исходил сирота и однажды заблудился в черном лесу. Долго продирался он сквозь чащу, все руки исколол, всю одежду изорвал. Вдруг кончилась черная чаща, и выбрался сирота на луг полный цветов.
Небо озарилось дивным цветом, а навстречу ему вышла девушка неописуемой красоты. Ласково погладила девушка сироту, и все его царапины зажили мгновенно. — Кто ты? Царица здешней земли? — спросил сирота.
— У меня нет земли. Я живу между мирами и провожаю людей из здешнего мира, полного боли и страданий, в мир света и любви.
— Я бы хотел туда попасть, но сначала мне нужно найти маму. Ее забрала злая старуха Смерть, — вздохнул сирота.
— Как ты думаешь, я способна причинять людям зло? — спросила прекрасная девушка и взглянула сироте прямо в глаза. От этого взгляда потеплело у сироты на сердце, и прошли усталость и голод.
— Нет, ты прекрасна, как неземная фея, — ответил сирота.
— Это я проводила твою маму из здешнего мира в мир Небес, — призналась девушка. — Но твое время еще не пришло. Сирота заплакал, а девушка ласково сказала:
— Запомни: «Смерти нет, есть только смена миров». Твоя мама видит тебя с высоты и посылает тебе свою любовь, — с этими словами девушка вложила в руку сироте неувядающий цветок. Потом она дунула на его глаза, и сирота сладко уснул на лугу. Когда он проснулся, девушки уже не было, а в его руке лежал неувядающий цветок любви.
Вопросы и задания:
Почему сирота думал, что смерть — это страшная, злая старуха?
- Что вы представляете и испытываете, когда слышите слово «смерть»?
- О чем рассказала сироте прекрасная девушка?
- Как бы вы утешили ребенка, у которого умерла мама?
- Почему сирота получил неувядающий цветок любви?
Звездочка надежды
Война длилась десять лет. Страна лежала в руинах. Люди сходили с ума от потерь и горя. Но самое страшное произошло, когда люди стали терять надежды. Когда теряется чья-то надежда — гаснет звезда. Сначала это было незаметно: одна звездочка, другая, третья... Где умирает надежда, там возникает пустота. Когда погасли почти все звезды, страну охватил хаос. Ночами видны были только пожары и слышен вой зверей.
Но одна звездочка не погасла. Это была надежда маленькой девочки. Она потеряла свою маму, но верила всей душой, что мама найдется.
Девочка упорно шла вперед за своей маленькой звездочкой. Ангел надежды заботливо охранял ее и шептал ей на ушко: «С надеждой жить легче. Надежда все одолеет».
И девочка ни разу не попала в беду, несмотря на ужасы войны.
Однажды она шла через дремучий лес. Дорогу девочке перегородил огромный овраг. Малышка смело полезла вниз, но поскользнулась и кубарем свалилась в какую-то пещеру. Оказалось, что люди прятались в овраге от войны. И первым, кто подхватил девочку на руки, была ее мама.
— Значит, я тоже найду маму! — воскликнул оборванный мальчишка. В небе рядом с маленькой звездочкой тут же зажглась еще одна звезда.
— Я обязательно отыщу своих детей, — проговорила изможденная женщина. — А я верю, что мой муж жив, — воскликнула другая.
Со всех сторон раздавались возгласы надежды, а в небе вспыхивали звезды.
— Лучше без одежды, чем без надежды, — проговорил кто-то, и воздух затрепетал от шелеста крыльев ангелов надежды. Теперь у них снова была забота — хранить надежды людей.
Вопросы и задания:
Почему, когда люди потеряли надежды, в небе погасли звезды?
- Как вы думаете, почему только одна девочка не потеряла надежду?
- Что надежда дарит человеку?
- Почему в жизни стоит всегда надеяться на лучшее?
- Нарисуйте ангела надежды и звездочку, которые привели девочку к ее маме.
- Нарисуйте своего ангела-хранителя и придумайте сказку о том, как он вам помогает.
- Придумайте историю о том, как по земле плывет парусник Надежды.
Орехи и скорлупа
Много дней шторм носил рыбачью лодку по волнам и, наконец, прибил ее к берегу необитаемого острова. Выбрался рыбак из лодки, упал на песок и взмолился:
— Спасибо, Боже! Ты не дал мне утонуть, не дай же мне умереть от голода и жажды. Помоги мне вернуться к моей жене и детям. Долго молился рыбак, взывал к Господу, и вдруг раздался голос.
— Я дух острова, хочу помочь тебе. Иди, рыбак, вдоль берега и через час пути найдешь кокосовые пальмы. На них есть кокосовые орехи. Они утолят и голод, и жажду. Вскоре рыбак нашел пальмы. К его радости, несколько спелых кокосовых орехов лежало на земле. Обрадовался рыбак и воскликнул:
— О, Боже! Ты всегда заботишься о тех, кто верит в Тебя.
Но скорлупа орехов была такой твердой, что рыбак не смог прокусить ее.
— О Боже, мои зубы недостаточно тверды и остры, чтобы справиться с твердой скорлупой кокосов, — заплакал рыбак.
— Вокруг полно камней, рыбак. Бог создает орехи, но не разбивает скорлупу, — проговорил дух острова.
Вопросы и задания:
Почему рыбак не догадался сам взять камень и разбить орехи?
- Часто люди сетуют на жизнь, обвиняя Бога и судьбу в том, что с ними происходит. Как вы думаете, кто виноват в неприятностях, которые происходят с людьми?
- Расскажите о какой-нибудь неприятной ситуации, которая случилась с вами. Как вы думаете, кто был виноват в этой ситуации?
- Как вы поступаете в трудной ситуации: стараетесь сами найти выход из нее или ждете, когда вам кто-нибудь поможет?
- Расскажите о каких-либо случаях из своей жизни, когда вам как будто бы с неба упало спасение.
- Нарисуйте дух острова в каком-либо сказочном образе.
- Верите ли вы, что Бог приходит людям на помощь в трудные моменты жизни?
- Как вы думаете, Бог помогает всем людям или только тем, кто верит в Него?
Зачем человеку руки
— Тебе даны две руки не для того, чтобы хулиганить, — сердито сказала мама сыну.
— А для чего они даны мне? — поинтересовался мальчик.
— Чтобы учиться старательно, — ответила мама.
— И чтобы работать, — добавил отец.
— Чтобы поиграть, тоже две руки нужны, — вставила бабушка, заступаясь за внука. Вечером в кровати мальчик посмотрел на свои руки и пробормотал, засыпая:
— Спасибо, ручки. Вы сегодня поиграли, потрудились и даже поучились.
— Мы нужны не только для этого, — вдруг услышал мальчик. — Человеку даны две
руки, чтобы он, принимая левою, отдавал правою.
Мальчик долго размышлял над этими словами, прежде чем заснуть.
На следующий день мама разбудила сына рано:
— Беги в сад, на твоей яблоньке три первых яблока созрели.
— Не зря трудился, — заметил отец. — Яблоки со своей яблоньки всегда самые вкусные, — добавила бабушка. Мальчик выбежал в сад. Все яблони были усыпаны спелыми яблоками, но он подбежал к ограде сада, где росла молоденькая яблонька, которую он посадил сам. Три крупных красных яблока висели на дереве, как яркие игрушки.
— Бабушка, пить, — послышался жалобный голос. — Сорви мне одно красное яблочко. Мальчик выглянул за ограду и увидел на дороге бабушку с двумя внучками.
— Не капризничай. Это не наши яблоки, — сказала бабушка.
В этот момент мальчик вспомнил слова ручек. Он сорвал яблоко и протянул его малышке. Прижав яблоко к груди, она прошептала: «Спасибо». Старшая девочка облизнула пересохшие губы. Тогда мальчик сорвал два последних яблока: одно — для бабушки, а второе — для старшей девочки.
— Сладкие были яблоки, сынок? — спросила мама позже.
— Самые сладкие, — ответил мальчик.
Вопросы и задания:
Почему мальчик отдал все яблоки бабушке и внучкам? Как бы вы поступили на его месте?
- Почему мальчик сказал, что яблоки были самые сладкие, если он их не пробовал?
- Часто ли вы делитесь с другими людьми чем-то необходимым для вас?
- О чем говорят вам ваши руки?
- Нарисуйте свои руки и напишите под рисунком все, о чем руки рассказали вам.
Самая мягкая подушка
Чем меньше времени оставалось до ночи, тем чаще вздыхал богач, тем тоскливее становился его взгляд. Вот уже третий год жадного богача мучила бессонница. Врачи прописывали ему таблетки, массажи и теплые солевые ванны. Все было бесполезно. Богач сменил множество диванов, кроватей, но ничего не помогало.
Старый слуга, видя мучения своего хозяина, сказал однажды:
— Надо вам найти такого человека, кто спит крепко и сладко, и купить подушку, на которой он спит. Тогда сон и к вам вернется.
— Иди и найди мне такую подушку, — обрадовался банкир.
У всех знакомых и друзей банкира были проблемы со сном. Тут вспомнил слуга, что в его родной деревне люди всегда спали крепко и сладко, и поехал туда.
Приехал он в деревню в воскресенье, рано утром. Вылез из кареты, пошел по улице и вдруг услышал громкий храп, который раздавался из покосившегося дома. Долго барабанил слуга в дверь. Наконец вылез на крыльцо мужичок и говорит:
— Что ж ты, бессовестный, в воскресный день поспать человеку не даешь?
— А ты бессонницей не страдаешь? — спрашивает слуга.
— Чем глупости спрашивать, лучше иди своей дорогой! — рассердился мужичок. — Милый человек, продай мне свою подушку. Я дорого заплачу. Может, она моему хозяину поможет уснуть, а то он совсем от бессонницы измучился, — попросил слуга.
Усмехнулся мужичок и отвечает:
— А у меня нет подушки-то. Я и так крепко сплю. Говорят, самая мягкая подушка — это чистая совесть. Пусть твой хозяин ее испробует.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, почему богача мучила бессонница?
- Как вы думаете, все ли богачи спят плохо?
- Если у вас в жизни происходят какие-то неприятности, как это отражается на вашем сне?
- Как вы думаете, почему в некоторых людях совесть спит?
- Как вы думаете, в каждом ли человеке есть совесть?
- Перечислите качества характера совестливого человека.
- Придумайте сказочное средство от бессонницы.
- С чем бы вы могли сравнить чистую совесть? Нарисуйте чистую совесть в каком-либо образе.
Обиды, записанные на камнях
Злая обида
Два друга целый год искали золото и, наконец, нашли золотой самородок. По дороге в город друзья заночевали в кустах возле дороги. Старший быстро уснул, а младшему не давала уснуть лихорадка. Вдруг он тихонько вынул из сумки самородок и бросился бежать по дороге. Когда старший друг обнаружил, что самородок украден, он проклял своего товарища и решил никогда больше не заводить друзей.
Старший друг вернулся на прииск и через неделю снова нашел самородок. При виде золота обида на друга еще сильнее вспыхнула в нем, и лицо его стало еще угрюмее. Угрюмец, так прозвали его люди. Прошли годы. Угрюмец стал нищим стариком. Богатство он истратил. Семьи и друзей у него не было, и он никому не верил. Угрюмец жил в старой избушке, а днем просил милостыню. Однажды какой-то прохожий положил перед ним кошелек с монетами.
«Видно, обокрал кого-то, а хочет, чтобы обвинили меня», — в страхе подумал Угрюмец и выкинул кошелек в канаву. В другой раз прохожий поставил перед Угрюмцем корзину с едой.
«Видно, отравить меня хочет», — злобно подумал Угрюмец и кинул еду собакам.
Вскоре тот же прохожий остановился перед Угрюмцем и воскликнул:
— Друг, когда-то я украл твою долю золота. Совесть замучила меня. Я вернулся тайно и ночью подбросил золотой самородок, чтобы ты снова нашел его. Позже я разбогател, но никогда не забывал о тебе. Много раз я пытался помочь тебе, но ты всегда отвергал мою помощь. Почему?
— Я никогда не прощу тебя, — злобно пробормотал Угрюмец.
— Обиды записывай на песке, а не на мраморе, — горько проговорил бывший друг и ушел.
Вопросы и задания:
Почему младший друг не мог всю жизнь забыть старшего?
- Умеете ли вы прощать обиды?
- Есть ли такие обиды, которые нельзя прощать?
- Что прощение дарит человеку; как обида, наоборот, мешает ему в жизни?
- Почему во многих религиях существуют дни прощения, когда люди должны прощать все обиды?
- Закройте глаза и вспомните какую-либо обиду, которую вам никак не удается забыть. Затем мысленно постарайтесь пожалеть своего обидчика.
Что важнее
Когда муравьишки подросли, папа муравей сказал им:
— Сегодня, дети, вы отправитесь за добычей. Будьте осторожны и не уходите далеко.
— Не волнуйся, папа, я не заблужусь и принесу самую сладкую ягоду, — сказал один муравьишка.
— Я принесу соломинку большую, как целое бревно, — похвастался другой.
— А я принесу соломинку вместе с ягодой, — заявил третий.
Только четвертый муравьишка промолчал.
— Дела говорят громче, чем слова, запомните это, — сказал папа, и муравьишки убежали.
Первый муравьишка вернулся через час.
— Папа, мою ягоду муха съела, — пожаловался он.
Второй муравьишка прибежал через два часа и сердито объяснил:
— Папа, какой-то жук забрал мою соломинку.
Четвертый муравьишка вернулся вечером. Он принес соломинку с нанизанными на нее ягодами и привел своего третьего братца.
— Папа, я нашел соломинку, а потом еще ягоды, — доложил он. — Когда я подходил к муравейнику, услышал, как из ямки кто-то на помощь зовет. Это был мой братец. Я спустил соломинку и вытащил его.
— Если бы я не упал в ямку, я бы принес... — пролепетал третий муравьишка.
— Лучше завтра на деле докажи, на что ты способен, — перебил его папа. — Дела говорят громче, чем слова!
Вопросы и задания:
Почему четвертый муравьишка ничего не обещал, но сделал больше, чем его братья?
- Выполняете ли вы свои обещания? Какие обещания вам трудно выполнять, а какие — нет?
- Расскажите о каком-либо поступке родителей, который сказал вам больше, чем слова.
- Как вы думаете, почему делать труднее, чем говорить?
- Сделайте какое-либо дело для друга или для мамы, ничего не рассказывая об этом заранее. Затем расскажите, как отреагировал ваш друг, когда увидел то, что вы сделали.
Материнское сердце
Однажды учитель сказал своему ученику:
— Ты должен покинуть школу и вернуться домой, к матери.
— Почему, учитель? Разве я плохо учусь? — удивился юноша.
— Ты учишься хорошо, но есть глубина чувств, которым нельзя научиться в школе, — ответил учитель.
— Учитель, разве глубина чувств зависит от места? — возразил ученик.
Учитель ничего не ответил. Вздохнув, ученик собрался и отправился домой. Мать уже давно не писала ему писем, но ученик был занят и не мог ее навестить. Родной дом встретил юношу запустением.
— Твоя матушка мечтала обнять тебя перед уходом, — грустно сказала соседка.
— Почему в последнем письме она написала мне, чтобы я не беспокоился? — удивился юноша.
— Мать всегда оберегает своих детей от проблем, — заметила соседка.
Она показала юноше могилу матери. Сын склонился к земле и воскликнул:
— Прости, мама, что не смог приехать к тебе раньше!
Горько стало юноше, что не скажет ему мать слов прощения. Поцеловал он могильный камень и заплакал. Вдруг камень раскололся, и сквозь трещину на глазах изумленного юноши пророс нежный цветок. Юноша протянул руку, и цветок погладил его лепестками, словно утешая и прощая. Юноша вернулся назад и рассказал учителю все, что с ним произошло.
— Теперь ты понял, что ничто не сравниться с глубиной материнских чувств, —ласково сказал учитель. — Материнское сердце подобно колодцу, на дне которого всегда найдется прощение.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, всегда ли мать прощает своих детей?
- Как помогает детям материнская любовь?
- Расскажите о лучших качествах характера своей мамы.
- Расскажите, как ваша мама утешает вас?
- Как вы думаете, может ли мать помочь своим детям и утешить их, если ее душа находится на Небесах?
- Нарисуйте цветок материнской любви.
Хорошо, что у каждого есть мечта
Ангелы-хранители, окончив небесную школу, нашли себе людей, которых они стали охранять. Одни выбрали родных, другие — несчастных или больных людей. Только один молодой ангел не смог выбрать никого.
— Сначала я хотел помочь человеку, у которого мечта долго не исполняется, — сказал молодой ангел. — Но многие люди даже не хотят, чтобы их мечты исполнились. Моряк, плывущий на корабле, мечтал о земле. Я спустился на корабль и спросил моряка:
— Хочешь, я превращу тебя в крестьянина? Ты будешь спокойно жить на земле. — Я мечтаю увидеть землю, но никогда не расстанусь с морем! — ответил мне моряк.
— Мечта помогает человеку стремиться вперед. Моряк любит море, но мечта ведет его корабль сквозь бурю к берегу, — объяснил старший ангел.
— Потом я хотел помочь человеку, у которого нет мечты. Но оказалось, что как только у человека исполняется одна мечта, он тут же начинает мечтать о другом.
— Без мечты жизнь потеряла бы смысл, — заметил старший ангел. — В конце концов я решил выбрать человека с несбыточной мечтой, чтобы утешить его, — продолжил рассказ молодой ангел. — Я выбрал мальчика. Он взлетал на качелях и мечтал о крыльях.
— Я рад, что ты нашел себе человека, — улыбнулся старший ангел.
— Но его не нужно утешать! — воскликнул молодой ангел. — Когда мальчик мечтал, его душа взлетала к небесам. Я понял, что когда-нибудь он станет ангелом.
— Хорошо, что у каждого есть мечта, — задумчиво проговорил старший ангел. — Я назначаю тебя хранителем мечты. Следи, чтобы мечта всегда жила в сердце человека.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, каждому ли человеку нужна мечта?
- Почему ангел не нашел человека, у которого не было мечты?
- Расскажите, о чем вы мечтаете.
- Как вы думаете, у каждого ли человека есть ангел-хранитель?
- Нарисуйте свою мечту в виде какого-нибудь образа.
Попросите друзей угадать по вашему рисунку, о чем вы мечтаете.
Кто самый высокий
Жили-были два друга. Первый был очень высоким, на голову выше других людей. Он всегда все видел издалека. Поэтому он всегда первым получал угощение и первым спасался от опасности. Второй друг был маленьким и простодушным. Его высокий друг часто смеялся над ним и называл его коротышкой. Но второй друг не обижался на своего товарища и всегда делился с ним всем, чем мог. Впрочем, он делился с каждым, кто встречался на его пути. Состарились друзья, умерли и попали на небеса. Ангел остановил их у ворот рая и сказал, что сначала он отведет в рай самого высокого из них.
— Я был самым высоким на земле, и везде был первым, и всегда первым успевал всюду, — гордо сказал высокий друг. А маленький, вздохнув, сказал, что он ничем особенным не выделялся. Но ангел почему-то взял за руку маленького друга и повел его в рай.
— Постойте, вы что-то напутали. Мой рост намного больше, можете измерить, — закричал высокий и достал из кармана линейку.
— Здесь, на небесах, рост человека меряется не линейкой, а его добрыми делами.
Физический рост человека определяется расстоянием его головы от земли; нрав-
ственный же рост — расстоянием от головы до неба. Твой друг вырос за свою жизнь в тысячу раз, а твой рост не изменился, — улыбнувшись, объяснил ангел.
Вопросы и задания:
Почему ангел повел в рай невысокого друга?
- Как вы думаете, что в жизни человека является самым важным?
- Представьте, что вы изобретатель, и вам необходимо изобрести измеритель нравственного роста человека. Расскажите о своем изобретении и нарисуйте его.
- Расскажите о человеке, нравственный рост которого кажется вам очень большим.
- Какие нравственные качества вы хотели бы приобрести в течение жизни?
- Перечислите все нравственные качества, которые есть у ваших родителей.
- Предложите детям все нравственные качества их друзей в виде солнышка с лучами.
- Дети встают в круг. Каждый по очереди говорит, какой у него рост и на сколько сантиметров он подрос за год. Например, ребенок подрос на пять сантиметров, значит, он должен вспомнить и рассказать о пяти добрых делах, которые сделал за это время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классные часы с использованием книг А. Лопатиной и М. Скребцовой.
Конспекты: День знаний в 4 классе: "Солнце. Доброта. Жизнь." День знаний в 3 классе: "Природа глазами души. ...
Притчи для детей.
Христианские притчи , басни для детей для занятий по духовно-нрвственному воспитанию....
Мудрые притчи для детей и родителей
Мудрые притчи для детей и родителей...
Притчи для детей на уроках в начальной школе
Данное пособие представляеет собой подборку притч для детей начальной школы.Предлагаемые притчи можно использовать на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в начальной школе, а такж...
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста на основе использования лепбуков как формы совместной деятельности детей и взрослых.
Из опыта работы для II младших групп....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье отражаются специфика и особенности организации совместной деятельности детей и взрослого в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет....
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
В данной статье отражены преимущества совместнойдеятельности детей и взрослых как эффективного средства эмоциональногоразвития детей предшкольного возраста, доказана эффективностьиспользования данной ...