Сценарий внеклассного мероприятия "Круглый стол "Чем я помогу планете"
классный час (3 класс) по теме

Шкода Ольга Юрьевна

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы с использованием пособия «Климатическая шкатулка» - комплекта учебно-игровых материалов для школьников по теме «Изменение климата»

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Краснодарский край г. Сочи, Лазаревский район

Управление по образованию и науке администрации города Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение

гимназия №76 г.Сочи

                             354207 г. Сочи, Л-207, ул. Гайдара, 11, тел. 52-29-91, факс (8622) 52-29-92

СЦЕНАРИЙ

внеклассного мероприятия

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Чем я могу помочь планете?»

3 класс

(с использованием пособия «Климатическая шкатулка» -

комплекта учебно-игровых материалов для школьников

 по теме «Изменение климата»)

Автор: Шкода Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов

 МОУ гимназии №76 г.Сочи

Тема: Чем я могу помочь планете?

УМК: «Начальная школа ХХI века».

Класс: 3 «Г».

Возраст детей: 9 лет.

Цель: создание условий для активной самостоятельной поисковой деятельности учащихся

Задачи:

  1. Формировать у учащихся потребность в энергосбережении и познакомить с примерами эффективного использования энергии.
  2. Способствовать развитию у учащихся умений анализировать имеющуюся информацию, систематизировать, делать выводы; организовывать взаимодействие в группе.
  3. Воспитывать у младших школьников гражданскую позицию: «Земля  - это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».

Форма проведения: круглый стол.

Образовательные технологии: коллективные способы обучения, технология проектной деятельности, здоровьесберегающая технология.

Оборудование: пособие «Климатическая Шкатулка», презентация «Чем я могу помочь планете?», модульный круглый стол, глобус, плакат «Изменение климата», карточки для работы в группах, рисунки «Как сберечь энергию», ручки, магниты.    

Образовательные интернет-ресурсы:  

1. http://www.undp.ru/

2. http://gisee.ru/

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Конференция

4. http://solex-un.ru//review/ekonomiya-potrebiteley/cifry-i-fakty

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Мотивирование к учебной деятельности

 Цель: осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности

Слайд 1.

Приветствие, проверка готовности к занятию, организация внимания детей

Приветствуют учителя, проверяют  готовность к занятию,

 

Личностные УУД:  формирование  эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем.

2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Слайд 2.

Слайд 3.

Организация погружения в проблему.

На доске – фраза: «Энергию я сберегу – _?_ выжить помогу!»

- Ребята, какое слово пропущено?

Вывод: Лучше всего подходит слово Земле, так как, помогая  Земле, мы помогаем и себе и всем людям, живущим на Земле.

- Итак, кто определит тему нашего занятия?

 – «Чем я могу помочь планете?».

- Важность этой темы отметил премьер-министр России Д.А.Медведев, назвав энергосбережение «большой макроэкономической задачей». А фраза «Энергию я сберегу – Земле выжить помогу!» пусть станет девизом нашего занятия.

Анализируют  фразу, принимают участие в совместном обсуждении, высказывают собственную точку зрения.

- Можно вставить слова: людям, всем,  семье, себе, Земле.

Определяют тему занятия.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение, умение делать выводы, умение формулировать собственное мнение, умение работать в группе.

Познавательные УУД: целеполагание

Регулятивные УУД: умение контролировать свое поведение.

3.Открытие нового знания

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Поиск решения проблемы. Общая дискуссия.

Организует работу в группах.

- На прошлом занятии мы изучали тему «Использование энергии человеком».  Вы получили задание по группам.

У 1 группы было задание: провести наблюдения и отметить случаи неэффективного использования энергии человеком.

Вопрос: - Есть ли в нашем классном кабинете такие примеры?

- Без каких электроприборов мы можем сейчас обойтись?

Примем решение:

- Использовать презентацию, но каждый из нас выключит сегодня дома телевизор на 1 минуту раньше  (всего 34 минуты).

У 2 группы было задание: провести наблюдения и отметить случаи эффективного использования энергии человеком.

Вопрос: - Есть ли в нашем классном кабинете такие примеры?

У 3 группы было задание: изучить материалы в газетах, сети Интернет, подтверждающие необходимость экономии энергии - энергосбережения.  

Вопрос: - В каком случае с точки зрения энерго-сбережения эффективнее искать материал в газетах или в сети Интернет?

Вывод: человеку необходима энергия во всех областях жизни, источники энергии не бесконечны, поэтому надо беречь и эффективно использовать её, но не все люди знают, как это делать, поэтому надо изучать эту тему и рассказывать всем.

Работают в группах. Участвуют в дискуссии,

приводят свои примеры, делают выводы.

Отчеты групп.

1 группа:

приводят примеры неэкономного использования энергии.

2 группа: приводят примеры рационального использования энергии.

3 группа: приводят доказательства, научные факты, подтверждающие необходимость экономии энергии.

Коммуникативные УУД: умение  выражать свои мысли в соответствии  задачей, умение делать выводы.

Познавательное УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие.

ФИЗМИНУТКА

Слайд 8.

Методика релаксации «Земля, воздух, огонь и вода».

- Ребята, вам известно, что земля, воздух, огонь и вода – это источники энергии. Предлагаю вам повысить уровень энергии в классе.

- Представьте себе, что комната превратилась в бассейн, делайте мягкие, свободные движения в «воде», почувствуйте прилив сил, энергии.

 – Теперь вдохните, старайтесь услышать, как воздух входит в нос, почувствуйте, как он наполняет ваш организм, начиная от самых кончиков ушей; делаем глубокий вдох и медленный  выдох, чувствуем, как воздух струится по всему телу, голове, груди и стремится – к ногам и кончикам пальцев.   - Теперь установим контакт с землей,  «заземляемся» -  сильно давим на пол, стоим на одном месте, не отрываясь от пола, пытаемся пару раз подпрыгнуть вверх .  

- А сейчас  предлагаю вам стать огнем - изобразить своим телом языки пламени, ощутить энергию и тепло в своем теле и постараться «выпустить» энергию.

- Мы зарядились и продолжаем работу.

Выполняют упражнения.

Делают плавные движения кистями рук.  

Встают и делают носом глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что все его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов.

Цель – по-новому ощутить свои ноги, почувствовать большую стабильность и уверенность

Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.

Профилактика утомляемости

5.Структурирование полученных знаний.

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания.

Практическая работа по плакату «Изменение климата».  

- Объединим наши усилия для решения общей проблемы: Как я могу помочь планете?

Сдвинем наши столы-модули в один большой круглый стол. Форма стола напоминает нам о планете Земле.

- Объясните значение понятий «Углекислый газ», «Углеродный след».

Вывод: снижая ежедневные расходы энергии и ресурсов, можно сократить выбросы углекислого газа и помочь планете.

Анализируют иллюстративный материал.

Делают вывод: - Предлагают способы решения проблемы, объясняют значение понятий «Углекислый газ», «Углеродный след», приводят новые примеры.

Познавательные УУД: самостоятельно осуществляют поиск необходимой  информации (плакат), ориентировка в таблице.

Регулятивные УУД: определяют границу своего незнания.

Слайд 9.

Как я могу помочь планете?

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА,

 КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ

СОКРАЩЕНИЕ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА, ВЫДЕЛЯЕМОГО ПРИ СЖИГАНИИ ТОПЛИВА

ОСТАНАВЛИВАЕТ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА

ПОМОЩЬ ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

6.Первичное закрепление по лученных знаний 
Цель: Построение нового способа действия.

Учебная задача:

На улице холодно, отопление еще не включили.

-  Какие из предложенных способов согреться вы считаете более действенными и эффективными? И почему?

- Проранжируйте ответы:

1. Надеть теплую кофту и носки.

2.Положить под ноги ковер.

3.Съесть что-нибудь.

4.Выпить горячий чай.

5.Включить электрический обогреватель.

6.Танцевать, прыгать, бегать по квартире.

7.Принять горячую ванну или душ.

8.Сесть туда, куда падают солнечные лучи.

9.Сделать уборку в квартире.

Решают учебную проблему.

Совместное обсуждение и выбор ответов.

Вариант:

1. Надеть теплую кофту и носки.

2. Положить под ноги ковер.

9. Сделать уборку в квартире.

8. Сесть туда, куда попадают солнечные лучи.

6. Танцевать, прыгать, бегать по квартире.

3. Съесть что-нибудь.

4. Выпить горячий чай.

7. Принять горячую ванну или душ.

5. Включить электрический обогреватель

Коммуникативные УУД: умение  выражать свои мысли в соответствии  задачей, умение объяснять свою точку зрения.

Познавательное УУД: умение сопоставлять предшествующие знания с получаемой информацией

Регулятивные УУД: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и подлежит усвоению

7.Фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

 Цель: осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения

Слайд 10.

 Проводит работу по   составлению синквейна  по теме «энергосбережение» стихотворение из 5 строк.

Вывод:

Должен знать и ты, и я.

Беречь энергию -

Помогать планете Земля.

Работа в группах: сочиняют синквейн- стихотворение из 5 строк и  презентуют его (5 учеников по строчке).

Энергия –

Нужная, важная,

Освещает, согревает, питает.

Но она не бесконечна.

Надо беречь!

- Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его, творчески осмысливают полученные знания.

 Познавательное УУД: развитие речи и умения составлять пятистишие.

Коммуникативные УУД:  учёт разных мнений, умение слушать и понимать других.

8.Рефлексия. Подведение итогов.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Слайд 11.

Сегодня мы старались помочь нашей планете.

- Чем же мы можем помочь нашей планете? Вставьте пропущенное слово:

Земле я выжить помогу,

Если ______ сберегу!

Один человек от группы при наличии времени озвучивает свои ответы.

Сверяют по эталону, оценивают правильность выбора ответа. Отмечают активную и продуктивную работу свою и других учащихся

Регулятивные УУД:

Формируем умения осознавать качество и уровень усвоения знаний.

Формируем начальные формы рефлексии

9. Задание по интересам.

- Предлагаю вам выполнить творческую работу по пропаганде энергосбережения: можно сочинить призыв, нарисовать плакат, создать газету или  разработать проект и обязательно продумать, где вы сможете показать ваши проекты в законченном виде.

- Напутствием для вашего творчества пусть станут эти строки:

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте с вами  мы  навек объединимся.

(беремся за руки)

Давайте Землю нашу вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

- Занятие окончено. Спасибо за работу!

Личностные УУД:

Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Приложение 1.

Как я могу помочь планете?

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА,

 КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ

СОКРАЩЕНИЕ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА, ВЫДЕЛЯЕМОГО ПРИ СЖИГАНИИ ТОПЛИВА

ОСТАНАВЛИВАЕТ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА

ПОМОЩЬ ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Приложение 2.

Энергосберегающие технологии и проблемы их реализации

Возрастающие с каждым годом выработка и потребление энергии в мире создают необходимые условия для ускорения научно-технического прогресса, который позволяет улучшать благосостояние людей планеты. Но вместе с тем возрастающие объемы потребления энергии требуют все больших и больших объемов углеводородного сырья, запасы которого не безграничны.
Главным фактором, обусловливающим необходимость энергосбережения, является истощаемость запасов органического топлива. По оценкам экспертов, при современном уровне добычи мировых запасов угля хватит на 600 – 1000 лет, нефти 150 – 250 лет и газа 120 – 300 лет. Как следствие, в будущем можно ожидать постоянного роста цен на нефть и газ. Решение данной проблемы предусматривает проведение жесткой политики энергосбережения, основанной на использовании энергосберегающих технологий, ядерной энергетики, альтернативных источников энергии, и прежде всего, возобновляемых, к которым относятся солнечная, ветряная и геотермальная энергия, биомасса, малая и крупная гидроэнергетика, энергия океана.
Энергосберегающие технологии – важнейшее направление реализации энергетической стратегии. Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов, увеличение загрязнения окружающей среды, нарушение теплового баланса атмосферы, постепенно приводящее к глобальным изменениям климата, показывают неизбежность повышения энергоэффективности мировой экономики, проявляющейся, в первую очередь, в виде инициативы по энергосбережению. 

Важнейшим инструментам реализации государственной политики энергосбережения в странах с развитой экономикой является нормативно-правовая база. К примеру, в США, Японии, Канаде и Нидерландах действуют специальные законы об энергосбережении. В России в 1996 году принят федеральный закон «О энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии».

Цифры и факты:

  • В электрочайнике для кипячения 1 литра воды нужно в два раза меньше электроэнергии, чем на электроплите,
  • на электроплитах посуда с искривленным дном повышает расход электроэнергии до 40-60%,
  • нагар на сковородке увеличивает количество энергии, необходимой для ее нагрева, на 30-50 процентов,
  • наледь на стенках холодильника и морозильной камеры увеличивает расход электроэнергии на 15-20 процентов.
  • при неполной или чрезмерной загрузках стиральной машины перерасход электроэнергии составляет 10-15%.
  • выключение неиспользуемых телевизора, музыкального центра, других бытовых приборов позволяет снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт ч в год.

Приложение 3.

Карточка

Учебная задача

- Какие из предложенных способов согреться вы считаете более действенными и эффективными с точки зрения энергосбережения? Проранжируйте ответы:

___ Надеть теплую кофту и носки.

___ Положить под ноги ковер.

___ Съесть что-нибудь.

___ Выпить горячий чай.

___ Включить электрический обогреватель.

___ Танцевать, прыгать, бегать по квартире.

___ Принять горячую ванну или душ.

___ Сесть туда, куда падают солнечные лучи.

___ Сделать уборку в квартире


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия (4класс) "Планета друзей" (ролевая игра)

Сценарий внеклассного мероприятия для 4класса "Планета друзей"Цели и задачи: определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще; развивать коммуникативные возмож...

Внеклассное мероприятие Тема: «Спорт помогает нам везде: в семье, учебе и труде!»

Цели: Воспитание интереса к занятиям физкультурой и спортом.             Развитие двигательной активности учащихся....

Сценарий внеклассного мероприятия "Я здоровье берегу, сам себе я помогу"

Девиз этого праздника "Я здоровье берегу, сам себе я помогу"...

Сценарий внеклассного мероприятия "Зеленый наряд нашей планеты"

Подготовительная работа: разучивание учащимися стихотворений о природе; подготовка выступлений – рассказов о деревьях....

Сценарий внеклассного мероприятия "Береги свою планету- ведь другой на свете нету"

Природа прекрасна – она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче, богаче. И еще. Важно не только самому встать на защиту живой природы. Ва...

Экологический конкурс "Я помогаю планете"

Задачи Конкурса:создание условий для повышения творческой активности обучающихся в области проектной и исследовательской деятельности по улучшению экологического качества городской среды;воспитание эк...