Родительское собрание "Почему возникают трудности в учёбе у первоклассников?"
методическая разработка (1 класс) по теме
Классный руководитель знакомит родителей с трудностями в обучении первоклассников, путями их коррекции, приёмами работы с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Почему возникают трудности в учебе у первоклассников?»
Ну казалось бы – что там сложного? Что там учить? Прочитать стишок, написать палочек-крючков рядок – вот и вся премудрость… на наш, взрослый, взгляд. К сожалению, мы очень быстро забываем, как сами мучились в первом классе с этими палочками в тетрадках и с непослушными буквами, разбегающимися перед глазами…
Что же происходит на первом году обучения с маленьким человечком, в чем вообще выражается эта пресловутая «неуспеваемость»?
Психологи выделили ряд трудностей в обучении первоклассников:
Около 20% деток пропускают буквы на письме. Происходит это по разным причинам: кто-то плохо концентрирует внимание, а у кого-то низок уровень развития так называемого фонематического слуха и вообще способности воспринимать информацию «на слух» (что вполне можно развить).
Примерно столько же детей постоянно допускают ошибки на письме, хотя учат все правила (а вот применить их не могут). Обычно это связано с проблемами развития внимания, его объема и концентрации, а также кратковременной памяти. Это не фатально и тоже корректируется специальными упражнениями.
Еще примерно 17% учеников страдают от того, что катастрофически невнимательны и рассеянны: они, в принципе способные и положительно относящиеся (по крайней мере, на первых порах) к учебе, постоянно что-то теряют, забывают и путают. А еще процентов 10 малышей постоянно забывают дома учебные принадлежности – книжки, тетрадки, пеналы, форму на физкультуру, сменную обувь, то есть очень неорганизованны. У них низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, слабая волевая регуляция поведения, но и это тоже поддается психологической коррекции.
Около 15% деток имеют специфическую неуспеваемость из-за плохого развития логического и абстрактного мышления – у них большие проблемы с математикой.
13% детей страдают оттого, что совершенно неусидчивы. Урок длится 45 минут и, несмотря на физкультпаузы и частую смену видов деятельности, такие неусидчивые детки все равно не имеют сил «высидеть» положенное время, не отвлекаясь самим и не мешая другим. Объясняется это особенностями моторного развития и низким уровнем развития волевой сферы, наиболее сильно страдают такими нарушениями дети с гиперактивностью.
Примерно столько же детей не способны пересказать текст, прочитанный учителем или самостоятельно, или даже составить связный рассказ по картинке. Причинами этого могут быть слабое развитие логического запоминания, низкий уровень развития речи и образного мышления.
Еще приблизительно столько же детей не понимают объяснений учителя с первого раза (им приходится все «разжевывать»): они либо стесняются спросить и накапливают «пробелы» в знаниях, либо постоянно переспрашивают буквально каждое слово и мешают работе всего класса. Это происходит по причине слабой концентрации внимания, малого объема внимания, а также неумения «заставить» себя заняться тем, что сложно и/или неинтересно.
Примерно 10% детей имеют катастрофически «грязные» тетрадки. Они словно не способны «нормально» нарисовать даже самые простые элементы, их буквы кривые и расползаются. И в попытке привести их в порядок эти дети все время что-то подтирают и исправляют, что, конечно, только усугубляет душераздирающее зрелище. Происходит так из-за недоразвития мелкой моторики пальчиков: в дошкольном возрасте такие малыши слишком мало рисовали, лепили и вырезали.
Столько же деток с трудом запоминают таблицу умножения из-за плохой механической и долговременной памяти и слабой концентрации внимания.
И такой же процент первоклашек не в состоянии работать самостоятельно – ни в классе, ни дома. Есть и вариации на данную тему: ребенок не может самостоятельно работать в классе, но дома у него это получается – и наоборот. Это обусловлено разной скоростью протекания психических процессов у малышей: что легко и быстро сделают холерик и сангвиник, то медлительному «тугодуму» флегматику на уроке никак не успеть – зато дома он «свое возьмет». Если же, напротив, ребенок не может работать дома, хотя, по отзывам преподавателя, вполне успевает на уроках – задумайтесь о том, обеспечены ли ему дома необходимые для работы условия (а это не только наличие стола и стула, но и комфортного, тихого помещения для занятий, нормальной психологической обстановки), или – не слишком ли вы его опекаете.
Некоторые дети, что называется, «не умеют себя вести»: они громко комментируют происходящее на уроке, поведение учителя и оценки, не реагируют либо негативно реагируют на замечания. Обычно это вызвано семейными проблемами, чаще всего – переносом сложных отношений с мамой или бабушкой на учительницу.
Есть еще отдельная подгруппа детей, проблема которых заключается в слабой ориентировке в пространстве. Они долго, чуть ли не несколько недель, не могут запомнить расположение своего класса в школе, местоположение туалета, столовой, раздевалки – поэтому они часто теряются в «трех соснах» и опаздывают с переменки на урок. Некоторые детки слабо ориентируются даже в собственной тетради, и просьба учителя «отступить три клеточки сверху и на десять слева» повергает такого ребенка в ступор. Это тоже – «домашнее наследие»: вероятно, ребенок не был приучен к самостоятельности, с ним мало занимались либо делали все «за него».
Итак, как видим, за исключением сложностей, связанных с физиологическими особенностями ребенка или с имеющимися у него нарушениями, большинство школьных проблем все же «родом из семьи»: кого-то не научили правилам поведения, кого-то чересчур опекали, с кем-то мало занимались и не развили в ребенке память, внимание, моторику пальчиков. Многим детям учиться трудно, особенно первоклассникам. Тех из них, у которых трудности приобретают особо выраженный характер, мы относим к слабоуспевающим.
Каждый внимательный учитель заметит среди своих учеников таких, которые не сразу входят в рабочее состояние, а, немного поработав, быстро устают. Их письменные задания часто не завершены, а ошибки к концу выполнения заданий становятся более частыми и грубыми. Под трудностями в обучении понимают нарушения процесса обучения чтению (дислексия), письму (дисграфия), счету (дискалькулия). В основе почти всех определений трудностей обучения лежит указание на необъяснимые трудности овладения учебными навыками, т.е. несоответствие школьных достижений ребенка тому уровню, который можно было предполагать исходя из его интеллектуальных способностей.
Как помочь таким детям? Какие приёмы работы с такими детьми существуют в отечественной методике?
У детей с отставанием в развитии в письменных работах наблюдаются следующие ошибки:
- пропуск или вставка элементов букв, самих букв, слогов, слов;
- инертное повторение (персеверация) предшествующих элементов букв, букв, слогов, слов;
- «слипание» (контаминация) двух слов, например: на еле лежит — на елележит;
- ошибки языкового анализа (недостаточность ориентировки ведет к ошибкам выделения слов, определения границы предложений — отсюда слитное написание слов, пропуск точек и отсутствие большой буквы в начале предложения);
- орфографические ошибки (учет орфограммы требует усложнения программы написания; ребенок, зная правило, может не использовать его, упрощая таким образом программу).
Трудности в учении могут быть вызваны и отставанием в развитии функции переработки информации: слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно-пространственной.
При задержке развития функции переработки слуховой и кинестетической информации страдают чтение и письмо, возникают фонематическая и акустико-артикуляционная дислексия и дисграфия. Ребенок путает при чтении и письме близкие по звучанию и произношению звуки, навыки чтения и письма не автоматизируются. Трудности чтения ребенок пытается компенсировать угадывающим чтением. В письме, кроме замен близких звуков, встречаются еще и замены близких графем.
Основной путь коррекции здесь — детальная проработка звукового анализа с внешними опорами и при использовании сильных сохранных звеньев. При этом следует учитывать, что недостаточной сформированности фонематического слуха обычно сопутствуют бедный словарь и низкая слухо-речевая память, что также вытекает из трудностей переработки слуховой информации. Таким образом, при работе с этими детьми нельзя ограничиваться работой только над письмом и чтением, необходимо развивать и их словарь, и слухо-речевую память.
Опытные учителя припомнят в своей практике и детей с хорошо развитой речью, тонких по своему эмоциональному складу, легко ранимых. Когда слушаешь такого ученика, думаешь, что он блестяще учится, а заглянешь в его тетради по русскому языку — одни ошибки, да еще какие. Ученик может после трех лет обучения в школе может писать Нласная работа, задачя или здача, Чпрождение.
Если проанализировать ошибки таких детей в письме, то обнаруживается:
- трудности ориентировки на листе бумаги, в нахождении начала строки, соблюдение строки;
- колебание наклона и размера букв, раздельное написание букв внутри слова;
- трудности припоминания букв, их искаженное написание, замена рукописных букв печатными, замена похожих букв (К — Н);
- устойчивая зеркальность, т.е. замена З — Е, У —Ч, б —д, д — в, поворот букв и цифр в противоположную сторону (с, например, «смотрит» влево);
- трудности заполнения словарных слов, даже часто встречающихся;
- пропуск и замена гласных, в том числе ударных;
- нарушение порядка следования букв;
- тенденция к фонетическому письму (транскрипционному): ручьи — ручйи, строится — строедца и т.п;
- слитное написание слов.
Все перечисленные ошибки имеют один механизм — трудности оперирования пространственной информацией, незапоминание целостной пространственной конфигурации букв и слов.
От того, насколько педагог понимает трудности своих учеников, видит их сильные стороны и может им помочь, зависят и успехи детей, и психологический климат в школе.
В условиях классно-урочной системы при обучении детей с разными способностями, интересами, психическим и физическим развитием требование эффективного обучения каждого ребенка может быть обеспечено в том случае, если учитель в ходе урока чередует коллективную, индивидуальную и групповую формы работы. Итак, совершенствования учебного процесса и преодоления неуспеваемости можно добиться при правильной организации учебного процесса в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему у ребенка с органической (или функциональной )недостаточностью мозга возникают трудности в выполнении многочисленных требований со стороны взрослых?
выступление на родительском собрании...
Когда возникают трудности в воспитании ребенка?
Тема родительского собрания...
Почему возникают трудности у первоклассников
Переход из детского сада в школу - это трудный период для ребенка. Как ему помочь справится с первыми трудностями, возникшими на его пути. На что следует обращать внимание в первую очередь еще в...
Протокол родительского собрания №1 "Проблема адаптации первоклассников в школе". Протокол родительского собрания №2 "Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка".
Этот материал подойдет для начинающих педагогов. Протоколы родительских собраний - 1 полугодие....
Почему возникают трудности в учебе у первоклассников?
Консультация для родителей...
Почему возникают трудности в учёбе у первоклассников
Мы очень быстро забываем, как сами мучились в первом классе с этими палочками в тетрадках и с непослушными буквами, разбегающимися перед глазами… Что же происходит на первом году обучения с мал...
Консультация логопеда: Почему у детей возникают трудности в овладении письменной речью?
Консультация для родителей "Почему у детей возникают трудности в овладении письменной речью?"Причины возникновения трудностей в овладении письменной речью.Рекомендации для родителей, чем пом...