Родительское собрание "О воспитании у детей интереса к чтению"
методическая разработка по теме

Учитель знакомит родителей учащихся с важностью развития интереса к чтению, что является необходимым условием успешного обучения младших школьников. Даёт практические рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание "О воспитании у детей интереса к чтению"

Цели:

  • Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников.
  • Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка.
  • Укрепление связей “родитель-ребенок-школа”.

I. Беседа “О воспитании у детей интереса к чтению”

           «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежа».                              (В.А. Сухомлинский)

         Не только в школе, но и дома, в семье мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Хорошая книга – и учитель, и друг, и воспитатель. «День без книги - потерянный день» - гласит народная мудрость. Чтение-лучшее учение в любом  возрасте. "Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение" (А.П. Чехов)                                                         

Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным “стрелкам”, и “ужастикам”. Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?

Очень часто дети отказываются читать дома, и дело доходит до слёз. Как этого избежать? Этот вопрос волнует и родителей, и нас, учителей. И именно сейчас, когда дети постигают эту трудную науку – чтение, необходимо помочь им научиться читать, читать бегло, грамотно, выразительно, так как неумение читать сказывается не только на успеваемости, но и на общем развитии ребёнка. Читать нужно не только то, что нравится, но и то, что требуется

После обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских стран немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе. Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от чтения, домашнего задания.  

Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во-вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. “дом без книг, подобен телу, лишенному души”. Истина, которая была известна древним римлянам.

Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей

Давно замечено: пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книжки. Но вот ребёнок пошёл в школу и родители с облегчением вздыхают: теперь сам будет читать. А спустя несколько лет становимся участниками диалога: «Ну как книга?» «Ничего, нормально», - отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними – стена непонимания.

Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время его мать и отец раскрываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг замечают, что дети стали немного взрослее, чем, казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Но пока дети маленькие, они только начинают читать. И мы должны помочь им в этом трудном начинании. Бывает и так: ребёнок медленно и невнятно читает. Мать говорит ему с возмущением: «Сколько я тебя учила? Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребёнок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, третий становится равнодушным к чтению. Это сейчас нам кажется всё просто. Но мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребёнку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберёмся терпения, чтобы не отбить у него желания читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову.

Наблюдая за выполнением домашних заданий, приходится замечать, что младшие школьники делят задания на главные и второстепенные. Выполнение заданий по русскому языку, решение примеров и задач по математике они считают главными и выполняют в первую очередь и ежедневно. А остальные – второстепенными.

Громкое чтение, как и чтение про себя, должно войти в привычку ребёнка. При этом необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой, ярко выраженный интерес к содержанию (пусть даже очень маленького по объёму) рассказа, отрывка и т. д.

Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Иногда ребёнок не может решить задачу только потому, что не может правильно её прочесть. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, не будет посещать библиотек, так как читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. По оценкам психологов, на успеваемость влияет около 200 факторов. Скорость чтения – фактор номер один. Зачем же необходимо оптимальное чтение?

Это заключается в следующих аспектах:  аспект обучения;   аспект развития: быстро читают обычно те ученики, которые читают много, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность; аспект воспитания; экономический аспект: надо ли говорить, что высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения; идейно-политический аспект. Думаю, что это убедительно в том, что оптимальное чтение действительно необходимо.

Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и закономерна их тревога, если ребёнок не любит книги. «Что нужно сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение? – Часто спрашивают они. – Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них».

Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит только купить книгу, как она сразу же понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу. Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети читают книги для взрослых, читают с удовольствием. Это часто бывает вредно, потому, что младшие школьники не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать поверхностно, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, нужно обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, о школе, о музыке, искусстве, истории.

Иногда дети не любят читать потому, что их первые книжки были скучными, неинтересными. Они не задели ни мысли, ни чувства ребёнка, прошли мимо его сознания. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, небольшими по объёму, интересными по содержанию.

В воспитании любви к книге у детей младшего возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотечка, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает интерес к книге.

При работе над чтением важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие – то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

Что же можно наблюдать во многих семьях? Мать усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу, и говорит следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь – из-за стола не выходи». При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Мама здесь допускает серьёзную педагогическую ошибку, подавляя у ребёнка желание читать. Было бы гораздо лучше, если домашняя тренировка проводилась бы тремя порциями по 5 минут. Небольшой рассказ ребёнок прочитывает и передаёт его содержание. Через час – два ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течении часа– полутора за один приём.

Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, когда ребёнок просматривает диафильм. Две строчки под кадриком прочитал – посмотрел картинку – отдохнул.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребёнок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов. Дочитав до 3 -4 слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать с оперативной памятью. Делается это при помощи так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором Федоренко.

Существует несколько приёмов для воспитания интереса к чтению:

- кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух, на самом интересном месте чтение прекратить. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать сам. Позже взрослые обязательно должны спросить, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность.

- можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Ребёнок спросит: «А что дальше?». В ответ дать книгу и сказать: «На, прочти». Не следует детям заранее рассказывать, как развиваются события в книге, чем она заканчивается.

- для младших школьников большое значение имеет рассматривание иллюстраций. Они помогают понять и запомнить прочитанное.

- чтение вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать детей, понять их интересы и увлечения, Читать вслух следует по-очереди. Сегодня читает отец, завтра сын. Чтение вслух – это хорошая тренировка для детей, они привыкают читать выразительно, громко, чётко.

Продолжительность домашнего чтения – не больше 45 минут. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном.

Чтение текста включает восприятие, понимание и запоминание. Все эти процессы взаимосвязаны. Если один из них выполняется некачественно, некачественным будет и чтение целиком. Научиться мыслить в процессе чтения – важнейшая задача, причём мыслить надо рационально, без лишних затрат времени и физических, и психических усилий. Как часто школьник идёт уверенно к доске…., после одной – двух фраз уверенность теряется. Он смущается и искренне утверждает, что читал заданное не один раз, а несколько. В том-то и беда, что читал пассивно, без активного осмысления. Не надо уподобляться гоголевскому Петрушке, которому было всё равно, что читать – ему нравилось не то, о чём он читал, а само чтение – ведь из букв вечно выходило какое-то слово, часто неизвестно что и значившее. Но мы-то читаем не ради чтения.

Создайте благоприятные условия для чтения. Уберите лишние помехи. Но помните о помехах – стимуляторах. Абсолютная тишина вызывает сонливость. Не забывайте о разнообразных свойствах внимания. Отвлечение внимания, его утомление, необходимость переключения наступает через 15-20 минут. Значит, нужен какой-то разряд. Попытайтесь осмыслить прочитанное. Такого рода переключение способствует сохранению длительной устойчивости внимания.

Любой человек радуется, если умеет что-то делать сам и если то, что он делает, у него получается. И ребенок ваш тоже сейчас учится. И нам, взрослым, никак нельзя забывать об этом, особенно когда мы учим детей нелёгкому искусству чтения, потому что, поддерживая радость обучения, давая ей пищу, мы тем самым помогаем детям преодолеть неизбежные трудности.

2. Работа по правилам для чтения

Необходимо прочитать правила для чтения и вспомнить, какие из них выполняет ваш ребенок, какие - нет. (Приложение 1)

Когда дети постигают азы чтения, необходимо помочь им научиться читать бегло, грамотно, выразительно, так как неумение читать сказывается не только на успеваемость, но и на общем развитии детей.

3. Чтение ситуации и прослушивание ответов детей  

 Одна из мам рассказывала:

" Вова не любил читать, ленился, А из-за того, что мало читал, не мог научиться быстрому чтению. Получилось что-то вроде заколдованного круга. Что делать? Тогда я стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Обычно договаривалась, что кончим пораньше свои дела и я ему почитаю. Он забирался в кровать и с нетерпением ждал, когда я приду. Читали и оба увлекались: Что будет дальше? Уже пора свет гасить, а он: "Мамочка, ну пожалуйста, ну ещё одну страничку!". Конечно, следующего вечера он ждал. А когда не мог дождаться, дочитывал рассказ до конца сам. И уже не я ему, а он говорил: "Прочти обязательно".

Поспрашивайте своего малыша:

1. Ты любишь слушать, когда тебе читают?
Вы и сами без труда ответите на этот вопрос, стоит понаблюдать: Как слушает ваш ребенок? Задает ли он вопросы после чтения? Пытается ли поговорить о прочитанном? Хочет ли высказать свое мнение об услышанном?

2. Есть ли книга, которая тебе особенно понравилась?
Что ребенок может рассказать о своей любимой книге? Помнит ли сюжет, героев, идею? Может ли прочесть отрывок наизусть? Помнит ли название книги? Называет ли фамилию писателя?

И если ваш ребенок ответил на все вопросы – считайте, что вы получили за сданный экзамен оценку “5”. Успехов вам в вашем творчестве!

4. Знакомство с памяткой " Как обсуждать с ребенком прочитанное?"

                                                              Памятка

  • Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
  • Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное.   Чем? Что нового узнал?
  • Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?
  • Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

5. Разговор о технике чтения

Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем  в  старшее, будет тонуть в потоке информации. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.

В начальной школе ученики осваивают такое чтение, которое состоит из чтения вслух и чтения молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение “глазами” без речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.

Эти формы чтения дополняют и обогащают друг друга. Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению про себя. Особенно труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слуховые и зрительные анализаторы, мышление и память. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, четкость печати. Быстрота темпа чтения зависит от развитости речедвигательного аппарата и его возможности. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом.

Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами. При работе над скороговорками необходимо преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений и оговорок. Сначала беззвучно, потом шепотом и медленно, затем вслух и быстро, но четко.

Первоклассники находятся в таком возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения. Дети только научились читать, и поэтому им интересен процесс чтения. Если будет упущено время, то и к концу 4 класса некоторые дети не смогут достичь необходимого минимума 90 слов в минуту.

За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8–10 слов в минуту.

Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения:

1. Проведение ежедневных тренировок, читать как можно чаще.
2. Самозамеры.
3. Чтение перед сном.

Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым и труднопроходимым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ребёнок читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ребёнка увеличилась скорость чтения.

Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:

  1. Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.
  2. Числительных быть не должно.
  3. Прилагательных должно быть мало.
  4. Короткие слова тоже нужно учитывать.

6. Выступление психолога

Выступление психолога на тему: “Причины трудностей в чтении младших школьников”. (Приложение 2)

7. Психологический практикум

Ситуация: 
Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: “Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри, как надо!” А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий - становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?

Вывод: Будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту "простоту" ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Вопрос-ситуация:
Немного прочитав, Сережа устало говорит: " Не хочу больше читать". "Читай, кому говорю!" требует мать. "Ну, мам", умоляет Сережа. Кому говорят, читай!" - почти кричит мать. "Не ори на меня!" - грубит сын. Как избежать конфликта?

Вывод. Если ученик не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Ребенок прочитает небольшую часть текста и после этого получает кратковременный отдых. После отдыха следующую часть читает и т.д.

7. Разучивание игр для детей.                                                                                                         (Приложение 3)

Те родители, которые не находят времени на то, чтобы прочитать с ребенком, поиграть, не следят за тем, как ребенок читает, что он читает, разрушают любовь к книге и чтению. В то же время родителям необходимо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – покупать и рассматривать ему книги. Посещать с ребенком читальный зал и библиотеку, помочь ребенку приохотиться к посещению библиотеки, потому что в среднем звене ученику прививать любовь к этому занятию будет уже поздно.

II. Итог собрания.

 Каждый родитель получает памятку. (Приложение 4)

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная, и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана:      “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Пусть наши старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесёт им счастье.

Приложение 1

Правила для читателя

1. Старайся читать вслух, не торопясь, глубже вникай в смысл прочитанного.

2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.

3. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.

4. Умей беречь книгу.


                                                     
Памятка для детей и родителей.


1. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
2. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
3. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
4.Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.

5. До и во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.
6. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового их нее он узнал.
7. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
8. Какие слова или выражения запомнились ему?
9. Чему учит эта книга?

10. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Приложение 2

Выступление психолога

Одна из трудностей, которые приходится преодолевать младшим школьникам – медленное чтение. Оно проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми паузами, побуквенным или слоговым чтением. Нередко этот перечень дополняется пропуском и заменой букв, искажением слов, повторами, недочитыванием или пропуском слова. Такое чтение может быть объяснено психологическими причинами. В школьной практике чаще встречаются три основные группы этих причин.

Первая - связана с недостатками в развитии познавательных процессов учеников: затруднениями мыслительной операции синтеза звукобуквенных элементов; несформированностью прочных ассоциативных связей между буквами и соответствующими им звуками; недостаточностью зрительного анализа, приводящего к неразличению букв, сходных по начертанию, или слов, отличающихся одной или несколькими буквами, что обуславливает трудности при их дифференцировании; малым объёмом восприятия у ребёнка: он не может “схватить” целиком читаемое слово, особенно длинное, а также мысленным взором “забежать” вперёд прочитываемого в данный момент слова, подготавливаясь, таким образом, к последующей артикуляции.

Вторая группа причин связана с недостатками в развитии психомоторной сферы учеников, в частности проявляющихся в затруднении артикуляции, влияющих на темпоритмические характеристики громкого чтения. По этой причине при чтении буквы, близкие по артикуляционным признакам, “смешиваются”, что приводит к непониманию прочитанного. Затруднённая артикуляция, препятствующая формированию слухоречедвигательного взаимодействия, отрицательно сказывается на скоростных характеристиках навыка чтения.

Третья группа связана с природной медлительностью ученика, отражающей инертность (малоподвижность) его нервных процессов.

Преодоление медленного чтения у детей требует проведения специальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на устранение психологических причин, закрепление и развитие достигнутых успехов в чтении. За помощью в организации этих занятий следует обратиться к психологу и логопеду.

Приложение 3

Игры для детей.

Игра « Очумелые ручки». Ребенок прочитал сказку про Машеньку и Медведя, а вы ему – лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Можно написать письмо-обращение к герою. Писать можно и к доброму, и к злодею. Вдруг злодей захочет стать добрым.

Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.

Игра «Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.

Игра «Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.

Приложение 4

Памятка для родителей.

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги,

     которые могли бы чем-то его привлечь.

                     4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти

                         и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу.

                         Обсудите различия.

      5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно   возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого

  человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах  любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьника составить каталог домашних книг.

9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

  10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже   двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

                                                   Памятка для родителей

  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием, цитируете, смеетесь, делитесь прочитанным, заучивает наизусть.
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  • Показывайте, что вы цените чтение, покупайте книги, дарите их и сами получайте в качестве подарка, выражая радость.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине).
  • Почаще спрашивайте мнение детей о прочитанных ими книгах.
  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети больше читают.
  • На видном месте дома повесьте список, где отражается прогресс ребенка в чтении книжек (сколько книг прочитано и за какой срок)
  • В доме должна быть библиотечка.
  • Выделите дома специальное место для чтения.
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их.
  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  • Детям лучше начинать читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них будет чувство законченности и удовлетворения.
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить навык уверенности в себе.
  • Пусть дети каждый вечер читают в постели перед сном (только сидя, а не лежа).
  • Сделайте чтение приятным времяпровождением.
  • Не заставляйте читать насильно.
  • Не навязывайте книги по своему вкусу, только ненавязчиво посоветуйте.
  • Не заставляйте ребенка «сражаться с книгой», если она трудная.
  • Не ожидайте слишком быстрых успехов.
  • Не сравнивайте уровень чтения ребенка с другими.
  • При чтении ребенком трудного слова, подскажите это слово, значение найдите в словаре (лучше вместе с ребенком).

      И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучить детей беречь книгу. В обращение с ребёнком помните народную мудрость: « Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе "Воспитание у детей интереса к чтению"

Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги! Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль кн...

Родительское собрание «Воспитание у ребенка интереса к чтению»

Роль книги очень большая. Мы всюду учим детей любить книги: не только в школе, но и дома, в семье. Все родители хотят и стремятся, чтобы их ребенок научился быстро и выразительно читать, полюбил это з...

родительское собрание "Воспитание у детей интереса к чтению"

Данная работа содержит материал для проведения родительского собрания. памятки для родителей, презентацию...

Родительское собрание "Воспитание у детей интереса к чтению"

 Познакомить родителей с нормами чтения, результатами  проведенного анкетирования. Дать полезные упражнения....

Родительское собрание "Воспитание у детей интереса к чтению"

Разработаны рекомендации для родителей по воспитанию у детей интереса к чтению....

Родительское собрание "О воспитании у детей интереса к чтению"

Воспитание любви к чтению имеет огромное значение для успешного обучения ребёнка по всем предметам. Иногда ребенок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет её правильно прочесть. Грамотн...

Родительское собрание на тему: " Воспитание у детей интереса к чтению".

Родительское собрание на тему: " Воспитание у детей интереса к чтению"....