родительское собрание "Воспитание у детей интереса к чтению"
методическая разработка
Данная работа содержит материал для проведения родительского собрания. памятки для родителей, презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_u_detey_interesa_k_chteniyu.doc | 60 КБ |
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 14.89 КБ |
o_vospitanii_u_detey_interesa_k_chteniyu.ppt | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание "Воспитание у детей интереса к чтению"
Цели:
- Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников.
- Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка.
- Укрепление связей “родитель – ребенок - школа”.
Оформление:
- выставки: любимых книг, книг-самоделок, незнакомых книг, поделок литературных героев;
- портреты детских писателей;
- презентация
Беседа “О воспитании у детей интереса к чтению”.
- Выступление учителя (говорит под тихое звучание музыки).
Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги! Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна.
Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению:
"Чтобы правильно воспитать у детей любовь к чтению, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение". (А.П. Чехов) Эпиграф на доске
Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным “стрелялкам”, и “ужастикам”. Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?
Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во–вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.
Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.
В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. “дом без книг, подобен телу, лишенному души”. Истина, которая была известна древним римлянам.
Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.
2. Разговор о технике чтения
- Предлагаю посмотреть результаты чтения детей различного уровня подготовленности к школе.
Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем – в старшее, будет тонуть в потоке информации. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.
В начальной школе ученики осваивают такое чтение, которое состоит из чтения вслух и чтения молча (про себя, глазками). Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение “глазами” без речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.
Эти формы чтения дополняют и обогащают друг друга. Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению про себя. Особенно труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слуховые и зрительные анализаторы, мышление и память. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, четкость печати. Быстрота темпа чтения зависит от развитости речедвигательного аппарата и его возможности. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом.
Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами. При работе над скороговорками необходимо преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений и оговорок. Сначала беззвучно, потом шепотом и медленно, затем вслух и быстро, но четко.
Первоклассники находятся в таком возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения. Дети только научились читать, и поэтому им интересен процесс чтения. Если будет упущено время, то и к концу 4 класса некоторые дети не смогут достичь необходимого минимума 100 слов в минуту.
За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8–10 слов в минуту.
Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения:
1. Проведение ежедневных тренировок, читать как можно чаще.
2. Самозамеры.
3. Чтение перед сном.
Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым и труднопроходимым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ученика увеличилась скорость чтения.
Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:
- Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.
- Числительных быть не должно.
- Прилагательных должно быть мало.
- Короткие слова тоже нужно учитывать.
Те родители, которые не находят времени на то, чтобы прочитать с ребенком, поиграть, не следят за тем, как ребенок читает, что он читает, разрушают любовь к книге и чтению. В то же время родителям необходимо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – покупать и рассматривать ему книги. Посещать с ребенком читальный зал и библиотеку, помочь ребенку приохотиться к посещению библиотеки, потому что в среднем звене ученику прививать любовь к этому занятию будет уже поздно.
3. Литературная викторина для родителей
Взрослым – продолжить стихотворение, назвать автора.
Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой (С.Есенин “Берёза”) | Однажды в студеную, зимнюю пору Я из лесу вышел, был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз”. (Н.Некрасов “Мужичок с ноготок”) |
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То как зверь она завоет, То заплачет как дитя (А.Пушкин “Зимний вечер”) | Вот моя деревня, Вот мой дом родной, Вот качусь я в санках По горе крутой. (И.Суриков “Детство”) |
Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз воевода дозором Обходит владенья свои. (Некрасов Н. из поэмы “Красный нос”) | Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки, Оказалось, это брюки. (С.Маршак “Вот какой рассеянный”) |
4. Каждый родитель получает памятку.
Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.
Приложение 3
Игры для детей
Игра « Очумелые ручки». Ребенок прочитал сказку про Машеньку и Медведя, а вы ему – лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Можно написать письмо-обращение к герою. Писать можно и к доброму, и к злодею. Вдруг злодей захочет стать добрым.
Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.
Игра « Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.
Игра « Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.
2. Воспитывайте читателя личным примером.
3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.
5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.
8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг.
9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Работники библиотеки или учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.
2. Воспитывайте читателя личным примером.
3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.
5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.
8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг.
9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Работники библиотеки или учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.
2. Воспитывайте читателя личным примером.
3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.
5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.
8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг.
9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Работники библиотеки или учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Чтобы правильно воспитать у детей любовь к чтению, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение". А.П. Чехов
Старайся читать вслух, не торопясь, глубже вникай в смысл прочитанного. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила. Умей беречь книгу. Работа по правилам для чтения
Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем – в старшее, будет тонуть в потоке информации. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать. чтение вслух и чтение молча (про себя, глазками) чтение громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом.
ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ: 1. Проведение ежедневных тренировок, читать как можно чаще. 2. Самозамеры. 3. Чтение перед сном.
РАЗУЧИВАНИЕ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ Игра « Очумелые ручки». Ролевые игры Игра « Спектакль». Игра « Летучка».
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Задание – продолжить стихотворение, назвать автора.
“ Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”. С. Лупан Памятка для родителей
" КАК ОБСУЖДАТЬ С РЕБЕНКОМ ПРОЧИТАННОЕ?" Выясните перед чтением предположения о содержании и авторе произведения Во время чтения определите и объясните трудные слова, ребенок должен уметь сформулировать вопрос писателю. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме «Как воспитать у детей интерес к чтению».
Работа с родителями.Тема родительского собрания: «Как воспитать у детей интерес к чтению»....
Родительское собрание по теме: "Как воспитать у детей интерес к чтению".
Работа с родителями....
Родительское собрание в 1 классе "Воспитание у детей интереса к чтению"
Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги! Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль кн...
Родительское собрание "О воспитании у детей интереса к чтению"
Учитель знакомит родителей учащихся с важностью развития интереса к чтению, что является необходимым условием успешного обучения младших школьников. Даёт практические рекомендации....
Родительское собрание "Воспитание у детей интереса к чтению"
Познакомить родителей с нормами чтения, результатами проведенного анкетирования. Дать полезные упражнения....
Родительское собрание "Воспитание у детей интереса к чтению"
Разработаны рекомендации для родителей по воспитанию у детей интереса к чтению....
Родительское собрание "О воспитании у детей интереса к чтению"
Воспитание любви к чтению имеет огромное значение для успешного обучения ребёнка по всем предметам. Иногда ребенок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет её правильно прочесть. Грамотн...