Иконы Божией Матери
классный час на тему
Краткое описание особо чтимых икон Божией матери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikony_bozhiey_materi.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Иконы Божией Матери.
Икона Божией матери «Иверская».
Иконографический тип – Одигитрия.
Иверская икона Божией Матери находится с 999 года в Иверском монастыре на Афоне. По преданию икона приплыла к монастырю по водам Мраморного моря, пущенная из города Никеи во время иконоборчества. Благочестивая вдова, жившая в Нике во время императора-иконоборца Феофила, ради спасения своей молельной иконы от уничтожения, пустила ее по морю.
По другим сведениям, Иверская икона написана на Афоне иноком Иамвлихом Романовым. Икона называется «Портаитисса», что значит «Влатарница», так как икона была помещена над вратами храма Пресвятой Богородицы.
С иконой связано множество других преданий.
В 1648 году список с этой иконы был привезен в Москву и помещен в специально построенной Иверской Часовне у Воскресенских ворот Китай-города.
Празднование в честь иконы 12/25 февраля, 13/26 октября и переходящее – во вторник светлой Седмицы.
Икона Божией Матери «Казанская».
По иконографическому типу Казанская икона приближается к огрудному варианту Одигитрии. При этом рук Богоматери не видно, а у Младенца видна только правая, благословляющая рука.
По преданию, Пресвятая Богородица явила Свою чудотворную икону в Казани, в 1579 году, после страшного пожара. Явлена икона была для того, чтобы утвердить в христианской вере новообращенных местных жителей.
Богородица неоднократно являлась во сне благочестивой девятилетней девочке Матроне и повелевала сообщить архиепископу Иеремии, чтобы он взял из земли ее икону. 8 июля сама девочка откопала на пепелище икону, которую торжественно перенесли в приходскую церковь во имя святителя Николая Тульского, настоятелем которой был священник Гермоген, впоследствии митрополит Казанский, затем патриарх, погибший в Смутное время. Он и описал явление иконы. Казанская икона стала всероссийской святыней, и многочисленные почитаемые списки с нее появились во многих храмах.
В ночь на 29 июня 1904 несколько святотатцев по наущению пропагандистов-революционеров ограбили Успенский храм, после чего икона бесследно исчезла. По некоторым данным кощунники изрубили икону топором. С потерей святыни связывали поражение России в русско-японской войне 1905 года.
О судьбе Казанской иконы существуют и другие мнения. Одни полагают, что подлинная икона хранилась в Москве, но без огласки, чтобы не огорчать казанских жителей, у которых осталась точная копия. В Москву икону мог привезти сам Гермоген, когда был избран на патриаршую кафедру. При перенесении столицы в Петербург, свидетельствуют сторонники этого мнения, икона была перенесена в петербургский Успенский собор.
Другие утверждают, что подлинная Казанская икона была послана из Казани князю Дмитрию Пожарскому. 22 октября поляки были выбиты из Китай-города, и Кремль был освобожден. Икона при этом осталась в построенном для нее Казанском соборе на Красной площади.
Существует, наконец, версия, что подлинная икона была вывезена из России и в настоящее время находится у католиков.
Перед иконой молятся о России, а также о помощи в различных недугах. Празднование в честь иконы 8/21 июля и 22 октября/4 ноября.
Икона Божией Матери Владимирская».
От древнего византийского письма 12 века на иконе остались только лики Богородицы и Богомладенца. Все остальное – мафорий Божией Матери, ризы Богомладенца, руки, фон являются более поздними записями первой половины 13 и начала 15 веков. Затем икона обновлялась в 1514 и 1896 годах.
В 1918-1919 годах икона была реставрирована.
Это одна из древнейших икон, сохранившаяся до нашего времени. Написанная в Византии в конце 11- начале 12 столетия она была дарована Цареградским патриархом Лукой Хрисовергом великому князю Юрию Долгорукому и помещена в киевском Вышгородском монастыре примерно в 1136 году. Этот дар богородичной иконы, которая прославилась в новой земле чудесами и знамениями и стала величайшей святыней народа русского, являет собой преемственность глубокой духовной традиции от Византии к Святой Руси. Отныне Святая Русь становиться новым уделом Пресвятой Богородицы и охранительницей православной веры.
В 1155 году князь Андрей Боголюбский – сын Юрия Долгорукого – переносит икону во Владимир.
И в Вышгороде и во Владимире через святой образ страждущие люди получали исцеление и утешение. Но слава иконы выходит за пределы отдельных чудотворений.
В 1395 году, во время страшного нашествия Тамерлана, икону крестным ходом переносят из Владимира в Москву. 26 августа, когда народ и духовенство встретило святыню на Кучковом поле близ Москвы, и торжественно, с надеждой на спасение от иноземного вторжения, служился молебен, могущественный завоеватель внезапно повернул свои войска и отступил. По преданию, Тамерлану было приказано в сонном видении оставить Русскую землю.
В 1408 году пытавшийся напасть на Русь хан Едигей внезапно получил весть о смуте в самой Орде и отступил.
В 1480 году после знаменитого «стояния на Угре» - реке, которую называли «Поясом Богоматери», татары навсегда оставили попытки получать дань с Руси. Это событие связывают с заступничеством Пресвятой Богородицы через Ее чудотворный образ. Память этого события празднуется 23 июня по старому стилю.
В 1521 году, по заступничеству Пречистой, Москва была спасена от вторжения крымских татар. 21 мая – еще одно празднование в честь иконы.
Во время пожара в московском Кремле в 1547 году Успенский собор остался невредим, что связывают с покровительством Пресвятой Богородительницы, поданным через Ее чудотворный образ.
Перед «Владимирской» молятся о сохранении Отечества от иноземного нашествия. Перед ней приносили присягу русские цари.
Иконографический тип – Умиление.
Празднование в честь иконы 21 мая/ 3 июня, 23 июня/6 июля и 26 августа/8 сентября.
Икона Божией Матери «Толгская».
Под Ярославлем, на берегу Волги, лежит Толгский монастырь. Обитель эта славится древней чудотворной иконой Богоматери.
В 1314 году явилась эта икона при выдающихся обстоятельствах. Епископ ярославский Прохор произведя объезд своей епархии, возвращался в Ярославль. За 7 верст до города он приказал для ночевки пристать к правому возвышенному берегу реки. В полночь, проснувшись, епископ был поражен ярким светом, проникавшим в его шатер. Он вышел и на противоположном берегу Волги, где в нее впадает река Толга, увидел огненный столб и идущий к нему через реку мост. Он помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошел по мосту. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко, так что нельзя было достать.
После горячей молитвы епископ, забыв от волнения у иконы свой жезл, вернулся по мосту обратно, вошел в свой шатер и до утра уснул. Все спутники его покоились глубоким сном и ничего не знали о совершившемся. Епископ же хранил молчание. Когда стали собираться в дальнейший путь, то не оказалось архиерейского жезла. Тут Трифон вспомнил, где оставил его ночью, и поведал о совершившимся. Слуги его переправились через реку и, ища жезл, нашли в лесу стоявшую между деревьев икону Богоматери и под нею жезл. Они вернулись с жезлом к Трифону, и тогда он со всеми своими спутниками поехал к иконе и узнал в ней ту самую, которую ночью видел в такой славе. Тут же решено было, не возвращаясь в Ярославль, строить церковь. Сам Трифон начал своими руками рубить лес и расчищать место для церкви; трудились и спутники архиерейские. Заложена была небольшая церковь.
В Ярославль проник в то же утро слух о чудесном явлении иконы; сбежалось много народу, и все приступили к постройке. К полудню церковь была окончена, а к вечеру того же дня освещена. Положено тогда же ежегодно 8 августа праздновать явление иконы. Больные, бывшие при постройке исцелялись. В тот же день решено было и устройство монастыря. Монастырь и икона по месту явления ее на реке Толге названы Толгскими.
Икона Божией Матери «Тихвинская».
Иконографический тип – Одигитрия.
Согласно преданию, эта чудотворная икона впервые объявилась в России при великом князе Димитрии Донском в 1383 году. «Она явилась сияющая лучезарным светом в Новгородских пределах, над водами Ладожского озера, невидимо несомая по воздуху ангелами».
Несколько позднее святая икона Богоматери была чудесно обретена жителями города Тихвина, среди болотистой местности, «парящей в воздухе и сияющей пресветлыми лучами».
Устроенный на месте ее чудесного явления деревянный храм во имя успения Богородицы был в 1510 году возобновлен из камня, а спустя 50 лет здесь был основан Тихвинский Богородично-Успенский монастырь.
Тихвинской иконе приписывается много чудотворений, но главное из них – спасение тихвинской обители от нашествия шведов в 1613 году. Богоматерь вместе с преподобным Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николаем Чудотворцем явилась в ночном видении послушнику Мартиниану. Святитель Николай сказал: «Скажи воеводам и всем людям: Пресвятая Богородица, общая Молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу». Шведским войскам показалось, что они окружены огромным войском, началась паника и, неприятель отступил.
Список с чудотворной иконы был перенесен в Москву, а затем в Новгород, в Софийский собор.
Список с иконы сопровождал русское посольство для заключения Столбового мира со шведами в 1617 году. Подлинник иконы хранился в Тихвинском монастыре и был похищен в годы Великой Отечественной войны.
Почитание Тихвинской иконы в России очень велико, списки с нее имеются во многих храмах, и многие из них также прославились чудотворениями.
Празднование в честь иконы 26 июня/9 июля.
Икона Божией Матери «Донская».
Иконографический тип – Умиление.
Характерная особенность иконы – обнаженные ноги Богомладенца. Обнажение ног в данной иконе символизирует умаление Бога, Его принятие «зрака раба». Ноги Младенца покоятся на левой руке Богоматери, которая символически представляет собой подножие, а раскрытая правая ладонь, которой Она поддерживает Его тело – своеобразный престол. В целом положение кистей рук Богоматери и фигуры Богомладенца отражают сидение на троне Царя царствующих – воплощенного Бога. Правой рукой Младенец Христос благословляет в лице Богоматери всю Церковь. В правой – книга в виде свитка.
Икона приписывается Феофану Греку, который, по преданию, написал ее для Успенского собора города Коломны в конце 14 века, но это мнение разделяют не все исследователи иконы.
Название «Донская» икона получила в знак того, что была подарена донскими казаками благоверному князю Димитрию Донскому.
8 сентября 1380 года в день Куликовской битвы икона была носима на древке, как хоругвь, перед русскими воинами. Затем она была с почестями перенесена в Москву.
В 1591 году, во время нашествия на Москву крымских татар, икона была помещении в походной церкви. Перед образом Богородицы постоянно служились молебны и, чудесным образом Москва была избавлена от врагов. А через год, на месте, где находилась походная церковь с чудотворной иконой, царь Феодор Иоаннович основал донской монастырь.
Овеянная ратной славой, Донская икона Божией матери почитается как Подательница побед над врагами Святой Руси.
Празднование в честь иконы 19 августа/1 сентября.
Икона Божией Матери «Утоли моя печали».
Изображение иконы представляет Божию Матерь, приложившую левую руку к своей главе, несколько склоненной набок. Общий ее вид как бы говорит о том, что Царица Небесная прислушивается к слезам и умиленным молитвам всех верующих, прибегающих к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях. Правой рукой Своею Богоматерь придерживает стопы Предвечного Младенца. Спаситель перед Собою держит в руках, поднявши кверху, развернутый свиток, на котором начертаны следующие слова божественного увещания: «Суд праведен судите, милость и щедроты творите каждый к искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите».
Икона Божией Матери «Взыскание погибших».
Иконографический тип – Умиление. Богомладенец изображен стоящим на колене Божией Матери. Шагающее движение обнаженных до колен ног Богомладенца символизирует Боговоплощение, соединение небесного и земного. Этим подчеркивается попечение Бога о мире, погружение Бога в мир для спасения грешников, которое происходит и по предстательству Пресвятой Богородицы.
Одно из значений славянского глагола «взыскати» - заботиться, проявлять попечение о ком-либо. «Взыскание погибших» - это забота, ревнование, востребование Богом людей, которые находятся на пороге духовной гибели.
Упоминание об иконе Божией Матери с таким именованием восходит к 6 веку, ко времени правления императора Юстиниана. В малоазийском городе Адане горячая молитва перед этим образом помогла совершившему многие прегрешения иноку придти к покаянию и избавиться от вечной гибели.
В России икона прославилась в середине 17 века, когда калужский крестьянин Федот Обухов, сбившийся с пути в зимнюю вьюгу, взмолился, обещав, в случае спасения, подарить приходскому храму спи сок иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Чудесным образом его сани оказались у соседней деревни, и жизнь крестьянина была спасена. Икона была написана, помещена в церкви села Бор калужской губернии и прославилась многими чудотворениями, в частности, по перенесению иконы в город Серпухов и молитвам перед иконой прекратилась вспышка холеры в этом месте.
Борская икона отличается большими размерами: 2:1,25м. В верхней ее части помещено Рождество Христово, так как чудесное спасение калужского крестьянина случилось именно в рождественские дни.
Известна также чудотворная икона «Взыскание погибших», которая находилась в храсме Рождества Христова в Палашах (Москва).
К молитвам перед иконой Божией Матери именуемой «Взыскание погибших» прибегают люди, которые оказались перед лицом смертной опасности.
Празднование в честь иконы 5/18 февраля.
Икона Божией Матери «Боголюбская».
Иконографический тип – Агиосоритисса.
Икона была написана по повелению князя Андрея Боголюбского после чудесного явления ему Божией Матери. Затем икона была подарена основанному на месте явления Боголюбскому монастырю под Владимиром.
В 1771 году Пресвятая Богородица Своим заступничеством, явленным через икону, избавила Владимир от эпидемии чумы. В память этого события ежегодно совершается крестный ход вместе с чудотворной иконой из Боголюбова во Владимир.
Икона являет собой пример безграничной и жертвенной любви Богородицы к Богу и учит этой любви всех обращающихся к Ней за молитвенной помощью.
Празднование в честь иконы 18 июня/1 июля.
Икона Божией Матери «Всем скорбящим радосте».
- в Петербурге.
Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Лик ее несколько склонен в левую сторону. Верхняя одежда Богоматери темно-синего цвета, а нижняя – темно-красного. Глава Ее украшена золотистым нимбом и облечена в белое покрывало. Над Нею в облаках восседает Спаситель, Держащий в левой руке св. Евангелие, а правой благословляющей. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви.
- в Тобольске.
Икона Тобольская очень древнего письма. Богоматерь изображена на иконе во весь рост без Пречистого Младенца. Она простирает Свои руки над окружающими Ее страждущими различными недугами. Позади видны по три ангела с каждой стороны, парящие над страдальцами и держащие в руках развернутые свитки с надписями: «алчущих кормилице», «нагих одеяние», «больных исцеление», и т. д.
Икона Божией Матери « Спорительница хлебов».
Эта икона отразила в самом начертании своем глубокую, детскую веру в Богоматерь оптинского старца Амвросия, одного из великих праведников русского народа за 19 век, пламеневшего, как большинство русских подвижников, чрезвычайным усердием к Царице небесной.
Старец Амвросий ни одного Богородичного праздника не пропускал без того, чтобы не отправить у себя в келье перед Ее иконой бдения. В 1890 году настоятельница Болховского женского монастыря, игуменья Илария, прислала великому старцу икону Богоматери совершенно нового написания. Владычица мира изображена сидящей на облаках. Руки ее подняты в благословляющем движении. Внизу сжатое поле, и на нем среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. Изображение Богоматери на этой иконе было заимствованно с иконы «Всех святых», находящейся в Болховском женском монастыре, а поле со снопами внизу написано по мысли и назначению старца Амвросия. Он дал этой иконе знаменательное имя «Спорительницы хлебов», указывая этим, что Богоматерь – Помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного.
Икона Божией Матери «Серафимо-Дивеевская (Умиление)».
Икона представляет собой «портретный вид» иконографии Божией Матери.
В Дивеевском женском монастыре, находящемся в Тамбовской епархии. Перед этой иконно скончался преп. Серафим Саровский.
Икона Божией Матери «Живоносный источник».
Чудный и утешительный вид имеет эта икона. Представлена высокая, громадная каменная чаша, стоящая в широком водоеме, полном воды. Над чашею царит Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем на руках, венчанная короной. К водоему, полному животворной воды, стеклись жаждущие: несчастные, утомленные жизнью пьют воду и становятся сильными и бодрыми. В России есть много чтимых икон Божией Матери «Живоносный источник». В Саровской пустыни в честь этой иконы воздвигнут храм. Принесена она была в Саровскую пустынь основателем ее иеросхимонахом Иоанном в начале 18 века. Великий старец Серафим Саровский посылал больных богомольцев молиться перед этой иконой, и они часто получали исцеления.
Икона Божией Матери «Курская-Коренная (Знамение)».
Курская икона «Знамение» Божией Матери – одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси.
В 13 веке, во время татарского нашествия почти вся Русь лежала в развалинах. Курская область не избежала общей участи русских городов: вся она пришла в запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и населенное дикими зверями. Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Один их охотников зашел однажды на берега реки Тускари, недалеко от разоренного Курска высматривая здесь добычу, случайно заметил он лежащую на земле при корне дерева икону, обращенную ликом вниз к земле. При этом явлении иконы совершилось и первое чудо от нее: едва только охотник зверолов поднял св. икону с земли, как тотчас их того места, на котором она лежала, с силой забил чистый и многоводный источник. Это было 8 сентября 1295 года. На месте обретения иконы была построена часовня. Икона не раз спасала город Курск от бед.
В 1684 году от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы в серебряном позолоченном окладе, с повелением носить этот список в походах православных воинов.
Икона Божией Матери « Троеручица».
Иконографический тип – Одигитрия. На иконе добавлена третья, правая рука, изображаемая ниже рук Богоматери.
История происхождения этого образа описана в житии преподобного Иоанна Дамаскина.
В 716 году на византийский престол вступил император-иконоборец Лев Исавр. Началась волна гонений на почитающих священные изображения. Защитником православия и почитания святых икон выступил Иоанн Дамаскин, который в то время был на службе у дамасского халифа в качестве первого министра. Труды Иоанна Дамаскина, в которых он, основываясь на Священном Писании, убедительно отстаивал иконопочитание, оказывали сильнейшее воздействие на духовную жизнь всех христиан. С целью пресечь апологетическую деятельность преподобного Иоанна, Лев Исавр оклеветал его перед дамасским правителем. Поверив доносу клеветников, халиф приказал отрубить преподобному кисть правой руки и повесить ее на площади. Иоанн же упросил халифа вернуть ему отсеченную руку. И халиф согласился. Преподобный Иоанн соединил расчлененные части руки и погрузился в глубокую молитву перед иконой Божией Матери «Одигитрия». В забытьи ему явилась Богоматерь и сказала: «Ты исцелен. Трудись же прилежно своей рукой». По преданию, всю радость от посещения Пресвятой Девы и исцеления преподобный Иоанн выразил в песнопении: «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь».
Затем он принял монашеский постриг в Лавре преподобного Саввы Освященного, куда передал и чудотворную икону. В знак благодарности преподобный по одним источникам сделал из серебра кисть руки и прикрепил ее к иконе; по другим – сам дописал третью руку на иконе. Отсюда образ и получил наименование «Троеручица».
До 13 века эта икона хранилась в обители преподобного Саввы, а затем она перешла к святителю Савве Сербскому. Во время османского нашествия на Сербию, святыню перенесли в Афонский Хиландарский монастырь.
В 1661 году список с иконы «Троеручица» появился в Москве, после чего этот образ широко распространился и по всей Руси.
Празднование в честь иконы 28 июня/11июля, 12/25 июля.
Икона Божией Матери «Неопалимая купина».
Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь, была неопалимая купина – тот куст, который Моисей видел в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Быв Матерью, Она осталась Девою: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.
Можно предать и другое еще толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония.
По народному верованию икона избавляет дома почитающих ее от огня.
«Неопалимая Купина» изображается иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богоматерь с Младенцем на руках. Это изображение редко. Гораздо чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь. Звезда составлена из двух четырехугольников. Один окрашивается в красный цвет – во образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, - в зеленый. В углах иконы – четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также архангелы с теми символами, какие усваивает им церковное предание, - Мисаил с жезлом, Рафаил с алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы помещается еще иногда, кроме Младенца, лестница, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери – знамение того, что она возвела человечество от земли на небо. Пишут иногда еще врата и жезл – символ Спасителя, называемого в церковных песнопениях «жезлом от корене Иесеова».
Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находится в Московском Благовещенском соборе. Она принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и по преданию писана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.
Икона Божией Матери «Нечаянная радость».
Иконографический тип – Одигитрия.
На иконе изображен человек, преклонивший колени перед иконой Богородицы. Это одна из икон Божией Матери, которая написана на основании литературного источника – сказания святителя Димитрия Ростовского, вошедшего в книгу «Руно орошенное».
«Один человек проводил греховную жизнь. Тем не менее, он благоговейно любил Божию Матерь и ежедневно неопустительно перед ее иконой, произнося слова Архангельского приветствия Богородице: «Радуйся, Благодатная!..»
Однажды он увидел вдруг, что изображение ожило, язвы Господа Иисуса открылись и кровоточат. В страхе он воскликнул: «О, Господи, кто это сделал?» Пресвятая Богородица отвечала: «Ты и прочие грешники, которые грехами своими вновь распинают Сына моего». Тогда только внутренним очам грешника открылись его беззакония, и он долго молил в слезах Пресвятую Богородицу и Спасителя о помиловании. Наконец, была дана ему нечаянная, неожиданная радость прощения и оставления грехов».
Празднование в честь иконы 1/14 мая, 9/22 декабря.
Икона Божией Матери «Смоленская (Одигитрия)».
Смоленская Одигитрия – одна из наиболее почитаемых икон этого типа на Руси. Чудотворных и особо чтимых списков с нее насчитывается более 30. Существует сказание, в котором сообщается, что Византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь царевну Анну, выдавая ее замуж за Черниговского князя Всеволода Ярославича. После смерти князя икона по наследству досталась его сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху, который перенес ее в Смоленск и поместил в соборном храме Успения богоматери, заложенном 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленской.
В 1237 году, во время нашествия Батыя, Смоленская Икона Божией Матери явила великое чудо при отражении татар от стен Смоленска.
Трезво оценивая свои малочисленный воинские силы, жители Смоленска непрерывно молились перед иконой Богородицы, прося Пречистую о заступничестве и об избавлении от вражеского нашествия. Когда один их отрядов Батыя остановился в 24 верстах от города, воин Меркурий проник ночью в татарский стан, убил вражеского бойца-великана, и в неравной схватке погиб.
В стане врага возникла паника и неприятель отступил от города.
В 14-15 веках икона Одигитрии была принесена в Москву и поставлена в Кремлевской церкви Благовещения.
В 1456 году епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города прибыл в Москву и просил Московского великого князя Василия Васильевича Темного отпустить икону в Смоленск. Великий князь по совету бояр и митрополита Ионы отпустил икону, сняв с нее копию, оставленную в Благовещенском соборе.
В 1525 году великий князь Василий Иоаннович основал в Москве Новодевичий монастырь с храмом в честь иконы Смоленской Божией Матери, где поместил список из Благовещенского собора. В 1666 году Смоленская икона была вторично в Москве для поновления. Ее сопровождал Смоленский архиепископ Варсонофий.
В1812 году, в день Бородинской битвы, 26 августа, В праздник Сретения Владимирской иконы, духовенство обносило Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы вокруг Кремля, а затем по лагерю русских войск. Когда угроза занятия Москвы французами стала реальной, епископ Ириней отправил икону в Ярославль, а затем в Смоленск.
Перед иконой «Смоленская» молятся о сохранении Отечества от иноземного нашествия, о путешествующих, в недоумении, как поступить.
Празднование в честь иконы 28 июля/10 августа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника День Народного Единства и Казанской иконы Божией Матери
Сценарий для 1 класса. Викторина для родителей....
Святыня земли Курской. Курская Коренная икона Божией Матери.
Святыня земли Курской. Курская Коренная икона Божией Матери...
День народного единства ( Казанская икона Божьей Матери)
презентация к классному часу...
Экскурсия в Храм Казанской иконы Божьей Матери
Разработка составлена для курса ОРКСЭ. Основы православной культуры (для 4 класса)...
Основы мировых религиозных культур.Проектная работа "Священные сооружения.Церковь Грузинской иконы Божией Матери. с.Осиново ЗМР РТ"
О священных сооружениях ислама, христианства, иудаизма, буддизма. Конспект урока-экскурсии по теме: "Церковь Грузинской иконы Божией Матери в с. Осиново Зеленодольского района РТ". Материал будет поле...
Урок "Казанская икона Божией Матери" (предмет "Основы религиозных культур и светской этики")
Урок разработан в рамках темы "Иконы Божией Матери в истории христианской культуры Подмосковья" по учебнику Л.Л.Шевченко "Духовное краеведение Подмосковья"....
Презентация "4 ноября - День народного единства. Праздник Казанской иконы Божьей Матери"
Данная презентация поможет провести внеклассное мероприятие по ОПК или классный час....