общешкольное родительское собрание на тему "Ответственность родителей за воспитание детей"
материал на тему
Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание - это наша счастливая старость,плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit.sobranie.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАЯТСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМ. ГЕРОЯ РОССИИ И.КРОПОЧЕВА»
Общешкольное родительское собрание
на тему:
«Ответственность родителей за воспитание детей»
Подготовила зам.директора по УВР Охохонина Н.В.
Воспитание – дело совести;
Образование – дело науки.
В. Гюго
Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети будут участниками исторического процесса в разных качествах, они будут отцами и матерями, они будут воспитателями своих детей. Но и это не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Поэтому, дорогие родители, мы всегда должны помнить о великой важности дела воспитания и о большой ответственности перед теми, кого вы решили когда-то иметь, перед детьми.
Конституция РФ говорит о том, что родители ответственны за воспитание и обучение детей, не школа, не общественность, не друзья и приятели отвечают за воспитание детей, а родители.
Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.
В наше время, когда родителям часто бывает некогда проводить время с детьми, так как приходится много времени проводить на работе, чтобы обеспечить семью, дети предоставлены сами себе. Очень хорошо, когда у родителей есть время на общение с ребёнком: гулять, заниматься спортом, просто беседовать дома со своей дочерью или сыном. Очень часто в подростковом возрасте ребёнку хочется вырваться из дома, больше времени проводить на улице с друзьями.
Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?
Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменилось во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор и компьютер. И всё реже современные дети проводят время за чтением.
Почему современные дети не любят читать?
У современного ребёнка наблюдается отсутствие желания читать, хотя чтение книг полезно: развивается интеллект, воображение, логическое мышление.
Необходимо заинтересовать ребёнка так, чтобы он уделял время чтению книг. Например, воздействовать собственным примером. Ведь очень часто в семьях, где родители не читают, ребёнок не берёт в руки художественную литературу.
У каждого ребёнка есть заветные желания и мечты, которые должны воплотиться в жизнь. Общение с людьми и реализация своих желаний развивает у человека чувство собственного достоинства и самоуважения (желание нравиться, желание быть кому-то необходимым и нужным, желание быть известным, желание общаться с интересными людьми). Хочу отметить, что удовлетворить чувство общения можно не только в антиобщественных молодёжных группировках, но и в школьном, спортивном, творческом коллективе, в дружбе со своими одноклассниками. Поэтому, уважаемые родители, вам необходимо поощрять желание ваших детей посещать какие-либо кружки, спортивные секции.
Знаете ли Вы, какие кружки, факультативы и спортивные секции предлагает наша школа?
Если ребенку нечем заняться он «болтается» на улице, что может привести к правонарушениям или вовлечением ребёнка в антиобщественную группировку.
Современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут спровоцировать противоправное поведение наших детей: курение, употребление пива и алкоголя, хулиганские действия и т.д. Статистические данные УВД свидетельствуют о том, что более 60 % преступлений и административных правонарушений совершено после 23-00 часов. Как показывает практика, данные преступления можно было бы предотвратить при соответствующем контроле родителей за воспитанием и поведением детей.
В России недавно проводили опрос родителей на тему ответственного родительства.
В ходе опроса было выявлено, что большинство родителей, как и следовало ожидать, называют себя ответственными. Следует отметить, что доля тех, кто критично оценивает уровень своей ответственности, существенно больше среди мужчин. Это соответствует существующему положению дел: в группе отцов много тех, кто оставил ребенка на попечение бывшей жены и не участвует более в его воспитании. Кроме того, родители выделили задачи более важные и менее важные в процессе воспитания детей.
На первом плане опрошенных родителей находятся интересы выживания, включая сохранение здоровья и жизни. Второе место в системе приоритетов делят между собой задачи экономические и задачи нормативной социализации.
Экономические задачи подразумевают обеспечение ребенка одеждой, с тем, чтобы он не чувствовал, что в чем-то обделен по сравнению со своими сверстниками, оплату учебы в том случае, если это необходимо, и в меньшей степени, покрытие расходов на досуг ребенка, а также его карманные расходы .Население также понимает, что нарушенный процесс социализации, например, попадание в дурную компанию, может стать причиной многих проблем, с которыми ребенок столкнется на более поздних этапах своей жизни. Не умея различать добро и зло, не обладая качеством самостоятельного суждения, ребенок легко может оказаться объектом манипуляции со стороны окружающих, действовать в ущерб своим долговременным интересам.
Остальные задачи решаются после того как решены базовые задачи. Следует подчеркнуть, что выстраивание диалоговых, доверительных отношений с ребенком, как правило, не выносится родителями в круг самостоятельных задач. Задачи духовного плана стоят в системе родительских приоритетов на самом низком уровне. Необходимость совершать совместные вылазки в лес, на каток, просто на прогулку или иные подобные семейные мероприятия рассматриваются родителями необязательными. Если проанализировать мнения специалистов, высказанных по вопросу о том, что такое ответственное родительство, данное понятие имеет два измерения.
Во-первых, ответственное родительство предполагает достижение зрелости человека. Несмотря на то, что есть разные аспекты зрелости (социальной, эмоциональной, психологической, духовной, гражданской зрелости), очевидно, что речь идет о комплексной характеристике личности человека, подразумевающей успешную социализацию в обществе и достижение определенного жизненного статуса. Зрелость означает способность человека нести ответственность, прежде всего, за свою жизнь, за свои поступки. Тогда он сможет стать ответственным родителем. Если этого нет, то
как-то странно ждать от него ответственности в отношении детей. Должна быть нравственная и гражданская зрелость.
Именно, когда человек созрел как личность, как профессионал, он и работу себе найдет и жилье какое-то организует, и правильно построит отношения в семье и каких-то помощников себе найдет в лице бабушек ,дедушек, нянь и так далее. Вместе с тем, зрелость предполагает и достижение жизненного статуса –получение образования, наличие работы, определенный уровень материальной обеспеченности. Иначе говоря, зрелость в социальном плане подразумевает способность родителей создать условия для рождения и воспитания ребенка.
Во-вторых, ответственное родительство подразумевает выполнение определенных функций. Первую группу образуют функции, связанные с удовлетворением
физиологических, материальных потребностей ребенка (питание, одежда, жилищные условия).Это базовый уровень. Но следует подчеркнуть, что, по мнению специалистов, создание благоприятных материальных условий для рождения и воспитания ребенка является необходимой, но недостаточной характеристикой ответственного родительства.
Более того, сосредоточенность родителей исключительно на создании хороших материальных условий может приводить к безответственному родительству..
Ребенка недостаточно просто одевать, кормить и даже, может быть, нагружать его
какими-то социальными, социально значимыми благами. Важно проводить с ним время, разговаривать, разбираться в каких-то его проблемах, находиться с ним в его, так сказать, психической реальности. Это главное. Должно быть какое-то равновесие между материальным, педагогическим и психологическим действием на ребенка. То есть, как говорят, золотая середина.
Детям, в семье должны прививаться определенные семейные ценности ,которыми помогут ему руководствоваться в дальнейшем при построении своих семейных отношений. Хорошо если в семье приобретены полезные навыки такие как шить или готовить или еще что-то делать. Существуют целые семейные традиции и профессиональные династия, когда семейный опыт и род деятельности передается последующим поколениям. В большинстве случаев примером ответственного родительства является кто-то из близких родственников, как правило-мать. Отмечается, что мать чаще занимается ребенком и чаще находится с ним в отношениях диалога, способствующего взаимному пониманию, она уделяет ребенка больше времени. Мать является образцом семейной жизни, она формирует представления о ней впрок, на будущее. По мнению специалистов, ответственный отец –это, прежде всего любящий отец, способный установить контакт, взаимопонимание с ребенком. Ответственное родительство, с одной стороны, предполагает предоставление ребенку свободы выбора с другой –строгость, умение ставить запреты и ограничивать действия ребенка в тех ситуациях, когда это необходимо. Ответственное родительство складывается в результате
постоянного взаимодействия, коммуникации между родителями и ребенком. При этом чтобы подобное взаимодействие приводило к формированию действительно ответственного родительства, родители должны руководствоваться в первую очередь не своими собственными интересами, желаниями или потребностями, а интересами и потребностями самого ребенка как личности. В связи с этим ответственное родительство подразумевает наличие такого важного качества, как понимание интересов ребенка. Иначе говоря, ответственные родители –это родители, обладающие особой родительской компетенцией, то есть пониманием того, что на данном возрастном этапе или в данной жизненной ситуации нужно их ребенку. Отсутствие родительской компетенции может приводить к совершению безответственных поступков даже со стороны любящих и личностно состоявшихся родителей. . Что не должен делать ответственный родитель?
Во-первых, ответственный родитель не должен бросать ребенка, он должен нести за него ответственность. Особенно предосудительной считается ситуация, когда родитель бросает ребенка в опасной, трудной ситуации. В подобных обстоятельствах родитель должен мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы, прийти ребенку на помощь. Второе важное условие ответственного родительства –это избегание насилия. Ответственный родитель не станет бить ребенка, подвергать его унижению, физическому или психологическому.
В-третьих, ответственный родитель, –это тот, кто подает ребенку правильный пример, сознательно строит свой собственный образ так, чтобы задать ребенку правильные
жизненные ориентиры. Для этого ему зачастую необходимо справиться со своими недостатками или слабостями.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Не забывайте об этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное родительское собрание: «Семья и школа – партнёры в воспитании»
Цель выступления:осознание родителями роли и значения семейного воспитания в общей системе воспитания ребенка;нацеливание родителей на плодотворное педагогическое сотрудничество;активизация педагогиче...
Общешкольное родительское собрание "Права детей - ответственность родителей"
Собрание проводила для родителей МБОУ "Селенгинская средняя общеобразовательная школа" в декабре 2013 года....
Родительское собрание Тема: "Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей. Подготовка к новому учебному году."
Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.Задачи: Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.Содействов...
Родительское собрание Тема: Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей. Подготовка к новому учебному году.
Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.Задачи:Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.Содействовать формиро...
Родительское собрание "Памятка для родителей о воспитании ребенка"
Основные понятия о воспитании ребенка....
Общешкольное родительское собрание «Гражданско - патриотическое воспитание как основа формирования и развития личности обучающихся»
Общешкольное родительское собрание«Гражданско - патриотическое воспитание как основа формирования и развития личности обучающихся» ХОД СОБРАНИЯI. Вступительная часть...
Родительское собрание "Рекомендации для родителей по поддержке детей в период перехода в пятый класс"
Расставание с начальной школой и переход на новую ступеньку образования – особенный этап в жизни ребенка, и к нему надо как следует подготовиться....