матрица проекта "И была война..."
проект (3 класс) на тему
Матрица проекта
Проект «И была война…» реализуется в начальных классах на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира и во внеурочной деятельности. Воспитательный аспект проекта направлен на формирование интереса к прошлому своей страны, чувства гордости и уважения по отношению к детям - участникам Великой Отечественной войны, чувства любви к Отечеству.
Цель проекта: Формирование интереса к историческому прошлому страны, формирование креативных компетенций у обучающихся 3-го класса через включение в долгосрочный творческий проект по теме «И была война…»
Задачи проекта:
-собрать материал к музыкально – литературной композиции «И была война…»;
-оформить презентацию «И была война…» и выступить перед обучающимися других классов;
- собрать информацию о подвигах пионеров – героев Великой Отечественной войны;
- оформить альбом о пионерах – героях ВОВ;
-написать сочинения, эссе на свободную тему о ВОВ;
- учиться работать в группах;
Тип проекта – творческий, групповой, долгосрочный (февраль, март, апрель).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://drive.google.com/file/d/0B4mtSFySuz_eT0luaHhzdm14X3M/view?usp=sharing | 110.81 КБ |
foto_albom.docx | 446.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Матрица проекта
Проект «И была война…» реализуется в начальных классах на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира и во внеурочной деятельности. Воспитательный аспект проекта направлен на формирование интереса к прошлому своей страны, чувства гордости и уважения по отношению к детям - участникам Великой Отечественной войны, чувства любви к Отечеству.
Цель проекта: Формирование интереса к историческому прошлому страны, формирование креативных компетенций у обучающихся 3-го класса через включение в долгосрочный творческий проект по теме «И была война…»
Задачи проекта:
-собрать материал к музыкально – литературной композиции «И была война…»;
-оформить презентацию «И была война…» и выступить перед обучающимися других классов;
- собрать информацию о подвигах пионеров – героев Великой Отечественной войны;
- оформить альбом о пионерах – героях ВОВ;
-написать сочинения, эссе на свободную тему о ВОВ;
- учиться работать в группах;
Тип проекта – творческий, групповой, долгосрочный (февраль, март, апрель).
Целевые образовательные стандарты
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В данном проекте реализуется содержание стандарта, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
Виды речевой деятельности
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. Создание собственных письменных текстов (эссе, сочинений) на указанную тему на основе отбора необходимой информации.
Планируемые результаты деятельности:
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные:
• появление устойчивого интереса к предложенной ситуации
• установка на понимание собеседника;
• уважительное отношение к собеседнику; установка на неагрессивное речевое поведение.
Метапредметные:
• умение определять границы своей компетентности (коммуникативной, языковой, культуроведческой) и ставить учебные цели;
• умение оценивать успешность коммуникации, достижение цели, анализировать причины неудач;
• умение организовать учебные и другие формы сотрудничества;
• способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач; работать с информацией, представленной в разных источниках и в разном виде
• умение обобщать информацию и делать выводы;
• умение отвечать на поставленный вопрос (удерживать тему/проблему);
• умение выстроить доказательство;
• умение представить результаты своей исследовательской и практической деятельности.
• ИКТ-компетентность – навыки использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание музыкальных и звуковых сообщений; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные:
Говорение
• готовность и умение переформулировать высказывание в зависимости от речевой ситуации;
• умение передать содержание чужого высказывания разными способами (дословное воспроизведение, пересказ).
Слушание
• умение определять цель высказывания собеседника;
• умение различать завершенное и незавершенное высказывание;
• умение слушать и задавать вопросы, проясняющие позицию собеседника;
• умение различать слова говорящего (рассказчика) и передаваемые им слова третьего лица.
Письмо
• умение кратко записывать собранную информацию;
• умение писать сочинения, эссе;
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос
На войне маленьких не бывает?
Проблемные вопросы
КТО ОНИ, ПИОНЕРЫ - ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ?
О ЧЕМ БЫ ТЫ ЕЩЕ СПРОСИЛ У ВЗРОСЛЫХ О ВОЙНЕ?
ЧТО БЫ ТЫ РАССКАЗАЛ СВОЕМУ СЫНУ О ВОЙНЕ?
Учебные вопросы
Какие произведения о Великой Отечественной войне ты прочитал на уроках литературного чтения и самостоятельно?
Помогли ли они тебе составить представление о войне?
Отличаются ли эти представления от полученных рассказов от взрослых?
Какие песни о том времени ты слышал? Знаешь? Поешь?
Кто они - герои?
В каком жанре можно написать сочинение о войне?
Необходимые начальные знания, умения, навыки:
- знание правил составления диалога, умение формулировать и уточнять вопросы;
- умение составлять письменное высказывание;
- умение работать в приложении Word (набирать и форматировать текст, вставлять фотографии и др.); сканировать и редактировать изображения; умение работать с презентациями Power Point
Реализация проекта
Общешкольная линейка, посвященная началу декады «70-летие победы в ВОВ»
Получение индивидуального задания на класс в рамках празднования 70-летия Великой Победы.
Это и явилось толчком для начала проекта.
Мозговой штурм «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ. ЧТО МЫ СЕГОДНЯ ЗНАЕМ О ТОЙ ВОЙНЕ?»
1.Что мы уже знаем о войне?
2.Что еще хотели бы узнать?
3.Кто такие герои?
4.Бывают ли героями дети?
5.Знакомо ли вам словосочетание «пионеры - герои»?
Формирование групп по желанию и интересам.
Обсуждение с учащимися критериев оценивания сочинений, презентаций, страничек альбома.
Составление плана работы групп, распределение обязанностей между членами групп.
Подбор материала.
Проведение консультаций для рабочих групп.
Обобщение и оформление результатов исследований в виде презентаций, сочинений.
Оформление альбома о пионерах – героях ВОВ.
Оценка проекта по критериям оценивания.
Анализ работы групп и каждого члена группы.
Представление и защита проекта.
План проведения проекта
1.Погружение учащихся и родителей в проектную деятельность: Метод «Мозгового штурма» для выявления областей знания-незнания. Буклет для родителей «Что такое проект?» (ПРИЛАГАЕТСЯ) Формирование групп учащихся с учетом их интересов и желания. Уточнение и конкретизация целей и задач для каждой группы.
Контрольный лист планирования проекта:
Помощь обучающимсяв планировании проекта
Вопросы | Заметки |
Постановка целей
| |
Разработка плана
| |
Наблюдение процессов.
| |
Рефлексия
|
1 группа «ПИСАТЕЛИ». Ребятам предлагается расспросить бабушек (дедушек) или родителей с целью выяснения, кто такие пионеры - герои в Великой Отечественной войне, как жилось в тылу в трудное военное время, оформить собранную информацию в виде сочинений и эссе.
Чаще общайтесь со своими близкими: родителями, людьми старшего поколения.
Разговариваете о них, вспоминайте о них!
Садитесь вечером рядом, рассматривайте фото, слушайте воспоминания и расспрашивайте о них. Ведь в их жизни столько интересного и поучительного для вас.
Такие рассказы научат вас помнить близких; уважать их прошлое; помогут оживить образы ушедших от нас людей; или по-новому взглянуть на изменившихся за годы ваших родных людей и друзей.
Вы увидите, как станете добрее, внимательнее к людям, научитесь понимать людей, сочувствовать им, любить.
Такие беседы помогут преодолеть вашу черствость, равнодушие, разбудят вашу совесть и подготовят к вашим собственным добрым делам и поступкам.
2 группа «ПРЕЗЕНТАЦИЯ». Используя ресурсы библиотеки и Интернет, собрать материалы о начале ВОВ, об участии детей в боевых действиях в виде стихов и музыкальных композиций, оформить презентацию «И была война…». Постараться включить краеведческий материал (выход в музей на занятие о героях – юрьев-польцах)
3 группа «РЕДАКТОРЫ». При помощи родителей оформить альбом «Пионеры – герои ВОВ».
Знакомство с критериями оценивания работ групп.
Распределение ролей в группах, составление плана проекта в группах. Анализ проблемных вопросов, выдвижение гипотез, определение целей их исследования.
2.Корректировка планов работы в группах. Анализ и отбор собранных материалов. Определение сроков выполнения работ учащихся. Проведение оценивания участников групп "Как Я помогаю своей группе".
Лист самооценки
ФИ___________________________________
Группа________________________________
1. | Я всегда предлагаю много идей и делюсь информацией | |
2. | Я внимательно отношусь к чувствам и мыслям других | |
3. | Я могу слушать других | |
4. | Я иногда делюсь своими идеями | |
5. | Я иногда слушаю других | |
6. | Я не люблю делиться своими идеями | |
7. | Я не слушаю других |
Знакомство с нетикетом, с правилами безопасной работы в сети Интернет, соблюдения авторских прав при работе в сети. Знакомство с правилами поиска и работы с различными источниками информации.
3 .Индивидуальная работа с учащимися, обсуждение полученной информации, оформление сочинений по группам.
4 .Совместная работа групп.
Взаимодействие субъектов проектной деятельности (ПРИЛАГАЕТСЯ)
Самооценивание совместной работы в группах. Рекомендации. Защита творческих работ. Подведение итогов работы над проектом и рефлексия участников проекта.
Пример продукта проектной деятельности учащихся (сочинения, эссе, презентация, альбом) (ПРИЛАГАЕТСЯ)
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности:
(ПРИЛАГАЮТСЯ ФОТО)
Паутинка проекта
Экскурсия в музей. Беседа о героях – юрьев-польчанах.
Экскурсия в центральную библиотеку. Беседа «Никто не забыт!»
Общешкольный смотр строя и песни, посвященный Великой победе.(1-е место!)
Встреча с работником школьной библиотеки. Беседа о юных героях – антифашистах.
Районный конкурс «Война глазами детей ХХI века». Номинация «фотоконкурс»(1-е место)
Районный конкурс «Звезды истоков» (Ларин Владислав-3-е место)
Конкурс рисунков «Нет войне!»
Полезные ресурсы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. М.: Просвещение, 2011.
2. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. М.: Просвещение,2011.
3. Голованова Е.А. Проектная деятельность как важное направление в современной школе.//Завуч начальной школы. 2007. № 6
4.Горячев А.Работа над темой.- М.:1999.
5.Кирстен А. Хансен. Образование и культура демократии: педагогическая методика для младшего возраста.-М.:1999.
6.Куракина Н.Л. Психологические аспекты проектной деятельности.- Волгоград, 2008.
7.Козина Е.В. Организация тематического обучения и проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.// Управление начальной школой. 2012,№ 1
8.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.- М.:Просвещение,2011.
9.Проектный метод в деятельности образовательных учреждений: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт.сост.:Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.- 3-е изд., испр.и доп. – М.: АРКТИ, 2005.-96с. (развитие и воспитание)
10.Савенков А. Как провести самостоятельное исследование?//Педагогика.2001,№ 8.
11. Савенков А. Я – исследователь. Самара: Издательский дом «Федоров», 2014.
12.Эктова.О.Ю., Родионова Ю.А. Проектная деятельность в начальной школе.- Волгоград, 2009.
Использованы рекомендации ФГОС.
Отзывы
При реализации этого творческого долгосрочного проекта все ребята проявили оригинальность в решении поставленных задач, показали сплоченность внутри групп и между группами. А сколько фантазии и импровизации было выдано при защите своих результатов деятельности. Молодцы!
Отдельное спасибо хочется сказать родителям обучающихся. Привлечение родителей в проект было необходимостью. Во-первых, для установления успешных взаимоотношений между детьми и взрослыми, во-вторых, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой. Когда родители становятся активными помощниками, дети получают положительную мотивацию деятельности.
Предварительный просмотр:
Альбом «Пионеры – герои ВОВ». Результат проекта «И была война…».
Продукт 3-ей группы «Редакторы». Защита проекта проходила на классном часе 22.04.15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтобы не было войны
внеклассное занятие ко дню победы в коррекционной школе VIII вида...
А может, не было войны...
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного годовщине Великой Отечественной войны 1941-1945 годов....
Памятка для родителей "Чтобы не было "войны".
Чтобы обучать и воспитывать ребенка, мало представлять себе, чему вы хотите его научить. Необходимо вникнуть в душевный мир ребенка, понять его способ мы...
Устный Журнал "Давным-давно была война"
Давным-давно была война...(устный журнал)Цели и задачи: 1) Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, познакомить их с воспоминаниями детей-очевидцев страшных событи...
Эссе на тему "Была война, была победа."
В эссе рассказывается о тяжёлых военных годах. Размышления о том, чего стоила победа нашим людям....
Выступление на семинаре » в г. Котка, Финляндия «От побед А.В.Суворова к 70-летию победы в Великой Отечественной войне» на тему: «Использование материалов из цикла «Когда была война…» на уроках как форма патриотического воспитания младших школьников.
"Использование материалов из цикла "Когда была война..." неат уроках как форма патриотического воспитания младших школьников"...
Классный час : «Была война.… Была Победа!!!!
Тема Великой Отечественной войны всегда волнует русских людей, но особенно актуальна она в этом, 2020 году, когда наша страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. От мала до велика ...