Общешкольное мероприятие.
материал по теме
Открытый классный час для учеников 5-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyublyu_tebya_moy_kray_donskoy.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ!
Цель: приобщение детей к культуре донского края. Воспитание гордости за свой народ и развитие духовности.
Задачи:
Образовательные: Формировать опыт общения ребёнка с донской культурой, дающей знания, близкие и понятные ребёнку. Закрепить знания детей о традициях, духовно – нравственном образе жизни человека, живущего на Дону. Через связь музыки, художественного слова показать красоту родного края. Закрепить знания детей о том, как воспитывали в семье казаков девочек, мальчиков.
Развивающие: Развивать познавательный интерес, любознательность.
Воспитательные: Воспитывать эмоционально – художественную отзывчивость к культурному наследию донского казачества. Обогащать словарный запас словами: урядник (унтер – офицер в казачьих войсках, домовничать (заниматься домашним хозяйством, станица (казачьи городки, полотно, холсты, валик.
Декорации: плетень, на котором висят крынки, подсолнухи, казачий курень, флаг РО, герб РО., высказывания великих о Доне, картина, стенды из кааб.лит-ры.
«Знания родного края- наша сила и величие Родины» -историк Ф.А. Щербина
«Святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать».- М.А.Шолохов
Что может быть милей бесценного родного края? (Н.Языков)
Казацкому роду нет переводу- народная поговорка
«Каков казак отец, таков и сын молодец»
Бери жену с Дону, проживешь без урону, Дон без песен, что виноградная лоза без гроздьев
Щи с мясом вкуснее, речь с поговоркой яснее. На Дону пословица недаром молвится. Казак скорей умрет, а коня накормит. Казак скорей умрет, чем с родной земли сойдет.
.Казак сам не поест, а коня накормит. .Когда два казака заодно, никакой коршун не страшен.
Казак дружбу соблюдает: в беде коня не бросает. .Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют. Терпи, казак, атаманом будешь. .На Донской земле все родится – надо только трудиться.
Казачьи песни слушать – мед ложкой кушать._________________________________
На экране проходят кадры –слайды - донские пейзажи.
Входит учитель истории Леонова И.Б. «Хочу рассказать вам старую сказку, послушайте меня внимательно и вы догадаетесь, о чем мы будем с вами речь вести на нашем мероприятии. Рассказывает сказку О родном крае»
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о Родине, о родной стороне, в которой мы живём. Ростовская область – это частица нашей великой Родины – России Нашу жизнь трудно представить без широких степных просторов, без золотистых разливов пшеницы, без родных берегов Дона – батюшки. Без замечательных людей - наших земляков, которые создавали историю Донского края, историю казачества, которые сегодня возрождают культурно-исторические традиции Донской земли. Но чтобы полюбить свой край по-настоящему, надо хорошо знать его, понимать, делать так, чтобы замечательный уголок родного края становился все краше и богаче. Мы живем с вами в краю Тихого Дона. Так называют в народе древнюю казачью землю, ныне Ростовскую область.
Чтец1: Мой милый край, мой край Донской,
Люблю тебя я всей дущой.
Твои бескрайние просторы,
речные тихие затоны
И в злате храмов купола.
Пускай Господь хранит тебя!
Чтец 2: Люблю я Дон, прозрачный и глубокий,
Где дремлет под волной седая старина,
Простор зелёный, сказочно далёкий,
Посмотришь вдаль – и нет ему конца!
Люблю казачьи мирные станицы,
Люблю самих героев – казаков,
Подобных вольных легкокрылым птицам,
Которым путь всегда везде готов.
Люблю казачек смуглых, синеоких,
С горячим сердцем, смелою душой,
Среди степей привольных и широких
Они не терпят власти над собой.
Люблю я Дон, когда ночной порою
Чуть слышно плещет тёмною волной…
Он дремлет чуть… Он грезит про былое,
Могуч, прекрасен, тих в своём покое…
О, Тихий Дон, как я люблю тебя!
Чтец (с караваем в руках):
Мир вам, люди дорогие!
Вы явились в добрый час!
Встречу теплую такую мы готовили для вас.
Хлебосольством и радушьем знаменит Донской наш край
Здесь для вас и песни русские и медовый каравай!
7 класс поют песню «У ворот сосна зеленая»
Звучит « Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон» ( Казачий гимн)
Ученик: Гимн РО был принят10 октября 1996 г. Гимн был создан на основе песни Ф.И. Анисимова « Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон», написанный в 1853 г.
(на экране возникает карта РО)
Ученик: Свое современное название РО получила в 1937 г.13 сентября. Область располагается на юго-востоке Европы, в центре индустриального юга России, по форме напоминает разросшуюся кисть винограда.
Герб РО (ученик рассказывает) Герб Ростовской области представляет собой геральдический щит, в лазоревом (голубом) поле которого - серебряный столб с поставленной на лазоревый волнистый пояс червленой (красной) крепостной стеной о трех башнях, из которых средняя выше; в оконечности - золотой колос, накрывающий лазоревый волнистый пояс. Столб сопровожден историческими донскими регалиями: справа серебряным перначом поверх серебряных бобылева хвоста и насеки накрест; слева - серебряной булавой поверх таковых же насеки с орлом и бунчука накрест. Щитодержатель -возникающий над щитом черный двуглавый орел с золотыми клювами и червлеными языками, имеющей на каждой из голов Российскую императорскую корону и увенчанный посередине большой Российской короной с лазоревыми лентами. За щитом четыре сложенных накрест флага Ростовской области на золотых знаменных древках с копейными наконечниками, шнурами и кистями. Знаменные древки перевиты лентой ордена Ленина. Разработчик герба - Алексей Курмановский, герб основан на историческом гербе области Войска Донского.
Ученик :
Много разных краёв, областей,
Много разных красивых здесь мест,
Много в округе каждом гостей…
Всё мне сразу ведь не перечесть.
Слышал я про Кубань, про Московскую,
Про Иркутскую область читал,
Слышал про Ленинградскую, Псковскую,
Про Тамбовскую тоже слыхал.
Все края, да, в России прелестные,
Да у них красота ведь своя.
А мне всех же дороже чудесная
Вся Ростовская область моя.
Ведущий; Дон… Земля донская… Донские казаки.
Произнесешь эти слова, и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-батюшка, образы Ермака и Платова, Разина и Булавина и сотен других донцов, прославивших Дон и Россию своими деяниями.
Донской край - это край бескрайних степных просторов, которые красивы особенно летом, когда всё цветёт и благоухает. Какое это удовольствие растянуться на мягкой травке, прижаться к земле родной и слушать песню жаворонка в голубом чистом небе, писк кузнечиков над головой. А вокруг мир и покой.(на экране клип песни «Левый берег Дона»)
Ведущий 1:
А что может сравниться с задорной, весёлой песней казачьей. Она всегда сопровождала казака: и веселье, и в горе, и в походе, и на привале. Казаки пели о далёких временах казачьей вольницы, о любимых героях: о Ермаке, о Пугачёве, о Степане Разине, об атамане Платове, о батюшке Доне, о родном доме…
Песня «Эх, донские казаки» испол. 7 класс
Ведущий 2:
Течёт Тихий Дон вдоль берегов, на которых раскинулись хутора, станицы, города. Течёт и мирная жизнь казачьего края. Сколько уже веков пронеслось с того момента, когда здесь поселились люди! Идут годы , меняется облик земли донской; на смену одним поколениям приходят другие. Жизнь продолжается. И всё так же, как и много лет назад, заводят кочеты утреннюю песню, прославляя рождение нового дня, продолжение жизни.
Ведущий 2:
Вы слышали, как на Дону поют
Седые старики, участники походов?
А видели, как горько слёзы льют,
Друзей припоминая и погодков?
Но вот, смахнув слезу с морщинистой щеки,
Поднимает дед с вином игристым чашу
И скажет:
- Будя. Будя, казаки!
Кум, заводи. А ну, сыграем нашу!
Ведущий : У нас в гостях сегодня казачий фольклорный ансамбль «» под руководством О.Н.Остапущенко
Песня « »
Учитель: Испокон веков Дон богат талантами. Здесь родились многие люди, которые внесли большой вклад в сокровищницу не только российской, но и мировой культуры.
Второй ведущий: Донской край знаменит не только художниками, но и писателями, поэтами.Донская область дала миру великого русского писателя Антона Павловича Чехова. С Дона вышли два лауреата Нобелевской премии по литературе – Михаил Шолохов и Александр Солженицын. На донской земле жили и работали Максим Горький и Александр Серафимович, Александр Фадеев и Николай Погодин, Виктор Некрасов и Вера Панова.
Широкой известностью пользуются имена донских писателей – Виталия Закруткина, Анатолия Калинина, Даниила Корецкого.
На Дону родились и выросли выдающийся художник-баталист Митрофан Греков, всемирно известный музыкант Юрий Башмет, великая русская актриса Фаина Раневская, классик русского джаза Ким Назаретов.
Ростовское художественное училище окончил знаменитый скульптор Евгений Вучетич, а Ростовское училище искусств – кинорежиссер Сергей Бондарчук. Вот и у нас в школе есть свои таланты.
Стихотворение собственного сочинения читает учитель химии Бакаева Н.В.
Учитель: Вот так и пересеклись история и современность. Много воды утекло с тех пор, но слава дедов и прадедов, их традиции и обычаи не должны быть забыты. Помните, что у казаков…
ДРУЖБА – обычай!
ТОВАРИЩЕСТВО – традиция!
ГОСТЕПРИИМСТВО – закон!
Мы просто обязаны соблюдать их законы, традиции и обычаи!
Сценка «Не води коней на водопой».
(девочка вбегает во двор, мать занимается домашними делами)
Девочка: Мама, а Ванька коней на водопой к реке повел.
Мать: А ну-ка быстро вертай его назад (девочка убегает, возвращается вместе с братом)
Мать: ты чего это, дурень, удумал? Забыл, о чем батька вчерась гуторил?
Мальчик (испуганно): Ой, рыба-то на нерест пошла. Ох, я и бестолковый. Мамка, ты бате не сказывай, я сейчас быстро исправлюсь.
(мальчик убегает, а девочка с матерью уходят в дом).
Ведущий: Вот как бережно казаки относились к воде. А что мы можем сделать, чтобы наши речки, озера стали чистыми?
( Не мусорить, очистить от мусора, расчистить родники…)
УЧЕНИК: Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где – то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
Ученик . Посмотрите вокруг: зачарует краса,
Нету края прекраснее нашего.
Здесь раскинулась степь,
Здесь донская земля!
Это всё – Родина наша!
Ученик. А какие сады на Дону,
А какие девчата – красавицы!
Наша Донская земля
Стихами и песнями славится.
Ученик Народ Донской – хлебосольный,
Много в нём душевной теплоты.
Славься, край певучий и раздольный,
Красота родимой стороны!
Ученик Ты цвети, наша Донская земля,
Становись всё краше!
Не уронит честь казачью
Поколение наше!
(танец «Варенька»)
Ведущий:Столетиями летят над донскими хуторами и станицами прекрасные народные песни. Народная песня – это как река времени. Река полноводная, могучая своей духовностью, питающая наши души, нашу добрую память. А у того человека, который забывает о песне, душа чахнет, сердце черствеет. А какой праздник без казачьей песни? Ведь на Дону казаку и камешек подпевает.
Звучит песня «Как за Доном, за рекой»(Остапущенко).
Ведущий: «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает, стяги говорят…» Эхом «Слова о полку Игореве» и «Задонщины» через века могучие отозвался древний Дон в «Тихом Доне» - отозвался и мощно раскатился по всему миру. (На экране появляется портрет М.Шолохова и обложка «Тихого Дона»). Быт народа, отношение к труду, связь с природным миром, культ стариков, обряды, песни, легенды, войны и революции – это и многое другое вмещает в себя мир певца земли донской, удивительный писатель М.А.Шолохов.
Ведущий: перелистаем страницы романа (на экране кадры из фильма «Тихий Дон» под песню «Ты неси меня, река»гр.Любэ)
Ведущий А в нашей РО есть и наш Тарасовский район, один из 43 районов, это наша малая родина, здесь мы родились, здесь растем, учимся. Есть и в нашем районе свои прославленные люди. Территория района богата полезными ископаемыми. Здесь ведется добыча нефти и газа, есть месторождения кварцита, бентонитовых глин, песка, а также запасы пресной воды.
(видео «Моя малая родина-поселок Тарасовский)» песня Веры Колесниковой о Тарасовке)
Слово С.Бакаеву,член казачьей дружины Тарасовского района
Ведущий: Итак, Ростовская область, Тарасовский район, а поселок наш имеет очень красивое, теплое название ВЕСЕННИЙ и его мы с вами любим не меньше. За что? Об этом нам расскажет ученица ____ класса _____________
Ученица: (на фоне легкой мелодии и пения птиц)
Почему я люблю свой поселок?
Удивительный сказочный край
Где луна на макушке у елок,
Где поверьте, поистине рай.
Здесь семья, и друзья, и работа
Привилегий достаточно здесь.
Здесь еще не больная природа
И живая энергия есть.
Все рассказывать- это поверьте
Не короткая тема, друзья.
Будьте вместе, в прекрасное верьте,
Только искренне верьте, как я.
Пенье птиц вдохновит на рассвете
И согреет багровый закат
И улыбку подарят вам дети.
Каждый будет по-своему рад.
Почему я люблю свой поселок?
Потому что он нравится мне.
Потому что он мой, он мне дорог.
Нет другого такого нигде!
В завершении нашего мероприятия проведём викторину:
Ведущий: Прошу, друзья, внимания!
Проверим ваши знания.
На вопросы отвечаем,
Что из прошлого мы знаем.
Вопросы к викторине:
1. Когда была основана Ростовская область? (13 сент. 1937)
2. Кого из ученых, писателей и других знаменитых людей , которые родились на донской земле, вы знаете? (Чайковский, Чехов, Серафимович, Шолохов, Горький, Греков, Раневская и мн. др.)
5. Есть ли болота в Ростовской области? (Да, в низовьях Дона)
6. как назывались первые укрепления донских казаков ?(городки)
7. назовите самый древний из существующих ныне городов Донского края. (г.Азов).
8. Назовите редкие и охраняемые растения Донского края (пион узколистый; кувшинка белоснежная; валериана лекарственная; рябчик русский; тюльпан Шренка; подорожник ланцетовидный и др.).
9. Назовите редких и охраняемых животных Ростовской области (степной орел; пеликан розовый; дрофа; каравайка; выхухоль; гигантская вечерница).
10. в каком городе нашей области Петр 1 предполагал основать столицу государства Российского? (в Таганроге).
11. Назовите лекарственные растения Ростовской области (зверобой, ландыш, пастушья сумка, шиповник, чабрец, мать-и-мачеха, тысячелистник).
12. Площадь Ростовской области (на территории нашей области могут разместится 4 государства вместе взятые: Бельгия, Португалия, Дания, Швеция).
13. Главное богатство Донского края (Чернозем).
14. Почему Дон величают - Дон Иванович? ( Дон берет начало от Иван-озера).
15. Как еще называют казаки реку Дон? (Тихий Дон).
16. Где находится свидетель «лесной мощи» Дона? (В 3-ех км. от станицы Вешенской растет дуб-великан, которому 400 лет).
17. Все знают стихотворение А. С. Пушкина: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…» А где находится это « Лукоморье»? (Лукоморье – это старое название Таганрогского залива).
18. Назовите растения, которые произрастают только в степи (ковыль, полынь, чабрец).
20. Назовите самую крупную птицу степей, занесенную в Красную книгу (дрофа).
21. Назовите, чем славятся города РО. (Г.Ростов- Ростсельмаш, г.Новочеркасск – Новочеркасский электровозостроительный завод, г.Белая Калитва – металлургическое производственное объединение, г.Красный Сулин – металлургический завод, г.Шахты – угольная промышленность, г. Миллерово – крупнейший маслоэктракционный завод, Дон и Азовское море – рыбацкий промысел.
22. назовите основное занятие донских казаков (военное дело).
23. Кто в доме казаков имел право резать хлеб? (Только мужчина, причем самый старший. Мальчики начинали резать хлеб только с 7 лет).
24.Какой из сыновей являлся кормильцем родителей? (самый младший, он не отделялся от родителей).
ведущий: Жителей Дона отличал особый диалект, и сейчас проведем викторину по словарю донского говора. Сейчас мы поиграем в игру «Переводчик». Переведите слова, заменяя казачий говор более понятными для нас словами.
Горище – чердак
Гутарить – говорить
Гумно – место для хранения зерна
Курень – дом
Вечерить – ужинать
Шлях – дорога
Атаман – вожак
Казаки – вольные люди
Майдан – площадь
Станица – село большое
Хутор – село маленькое
Кочет – петух
Чувяки – тапки
Хворать – болеть
Цибарка – ведро
Завеска – фартук
Баз – сарай
Нехай – пусть
Ноне – сегодня
Конкур казачьих пословиц и поговорок провести.или игра «Собери пословицу»
Родина моя, мой Дон, моя Россия!
Как сказать тебе, что я тебя люблю.
Эту реку, это небо синее
Эту жизнь в моём родном краю,
Этот дождь и эти вьюги злые,
Эти клёны, эти тополя…
Родина моя, мой Дон, моя Россия,
Как сказать, что я люблю тебя!
2 ведущий:
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим мы: « До свиданья!
До счастливых новых встреч!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное мероприятие "Масленица"
Сценарий проведения русского народного праздника "Масленица" для начальной школы....
Сценарий открытого общешкольного мероприятия "Мы за здоровый образ жизни!" для учащихся 1-2 классов и их родителей
Открытое мероприятие "Мы за здоровый образ жизни!" проведено с целью пропаганды здорового образа жизни среди участников образовательног процесса...
общешкольное мероприятие для 1-4 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида по правилам дорожного движения
Праздник проводится в рамках недели безопасности .Цель: актаализировать знания по правилам дорожного движения, способствовать предупреждению дорожно-транстпортного травматизма школьников....
Общешкольное мероприятие "Новогодний серпантин"
Готовое общешкольное мероприятие для проведения новогодних утренников в младших классах. Сценарий сказочного представления, где роли исполняют и педагоги с учащимися старших классов. Авторская ра...
общешкольное мероприятие "День Победы"
конспект общешкольного мероприятия...
Внеклассное общешкольное мероприятие "Масленица"
Мероприятие рекомендуется проводить как общешкольное. По возможности - в параллели....
"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...