Акция Птицы Кубани
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Коровайная Татьяна Викторовна

Разработки классных часов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№8

Классный час на тему

"Покормите птиц зимой!"

                                                        Подготовила Т.В. Коровайная

                                                        учитель начальных классов


Цели:

  1. Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.
  2. Расширить знания детей о птицах.


Задачи:

Образовательные:
1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
3. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.

Воспитательные:

Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.

Развивающие:

  1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
  2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".


Оборудование:

  1. Презентация « Птицы зимой»(с кроссвордом).
  2. Фонограмма с голосами птиц.
  3. Рисунки, сочинения детей о зимующих птицах.
  4. Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки, плакаты.
  5. Раздаточный материал для групп:


- памятки "Как устроить кормушку",
- строительный материал для кормушек: коробки, бутылки, упаковки, проволока, скотч.
- карточки с названиями "угощений" для птиц.

5. Готовые кормушки для демонстрации, рисунки эскизов различных кормушек.
6. Листы ватмана, фломастеры, шаблоны птиц, варианты подписей к плакатам (Помогите пернатым друзьям! Покормите птиц зимой! Помогите нам пережить зиму, люди! Ребята, берегите и охраняйте птиц!), клей, ножницы, цветная бумага - для изготовления плакатов.

Ход занятия:

Организационный момент (вступление в тему).

Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.

Ведущий: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?

- Почему?

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

Учёный- орнитолог: Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале – большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поёт её оляпка – водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь – на дне жуков сколько угодно! Чего бы оляпке не запеть!


Ведущий: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

"Как птице перезимовать?" (читают ученики)

Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.

Ведущий: Но кто же им даёт приют, когда снега метут?

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.


Но если долго снег идёт
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".

Ведущий: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наш классный час сегодня будет посвящён птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время.

- Сегодня, ребята, вы должны будете выполнить несколько заданий.

1 задание: Разгадывание кроссворда

1) Ведущий:

Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (воробей)


Ученик: "Воробей" Николай Рубцов

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

Учёный- орнитолог: На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)

2)
Ведущий: Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клесты)


Ученик: Клёст

Удивительная птичка – клюв крестом,
Называется клестом.
Клювом шишки расщепляет,
Кормит досыта птенцов.
А гнездо – пуховый домик,
И зимою в нем тепло.
Только б были шишки-
Вырастут малышки.

Учёный- орнитолог: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.

А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка

3)
Ведущий: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! И за что? (ворона)

Учёный-орнитолог: Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.


4)
Ведущий: Любитель проводить холодные морозные зимние ночи под снегом кто это? (тетерев)

5)
Ведущий: Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и окраской, и размером поменьше. Единственное украшение – серый галстучек вокруг шеи. (Галка)

Учёный- орнитолог: (показывает рисунки с изображением грача и галки)

Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Раньше в городах, посёлках можно было наблюдать бесчисленные стаи галок. Теперь крикливых галок стало мало.

Удивительно трогательна дружба грачей и галок. Весной галки радостно встречают своих друзей – грачей. Вместе распевают они весенние песни. Вместе расхаживают по проталинам, по дорогам, по колхозным полям – ищут корм. Когда же осенью грачи улетают на юг – галки их провожают. Слышны их прощальные тонкие голоса.

Всю зиму галки проводят в родных местах, жмутся к человеческому жилищу. Пойманную галку легко приручить. Она будет брать корм из рук человека, сама прилетать и улетать из человеческого жилища. Очень интересно наблюдать за смешными галками. Прикормите их у своего крыльца. Можно бросить и корки хлеба, кухонные отбросы. Они будут бесшумно прилетать и терпеливо ждать, когда их покормят.


6)
 Ведущий:

Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки…
Да это ж…(снегири)
Ученик:

Сорок градусов мороза,
Всё вокруг белым-бело.
Сел снегирь на ветвь берёзы –
Красногрудому тепло.
Стойкий, стужам неподвластный,
Песней славит он зарю.
…Знать недаром галстук красный
Дан с рожденья снегирю.

7)
 Ведущий:

Какая птица, как и заяц, зимой белеет? (куропатка)

8)
Ведущий:

Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица…(Поползень)
Настоящий акробат –
Чистит все стволы подряд.
Ученик:

Голубая спинка,
Рыженький бочок.

По стволу осинки,
За скачком скачок.
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз.
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Свистнул: Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам, по плечу!
9)
Ведущий:

По другому эту птицу называют "водяной воробей" (Оляпка)

Ученик:

Оляпка – птичка-водолаз,
И этим удивляет нас.
По дну реки заправски ходит
И много корма там находит.
Оляпка очень осторожна
И подойти к ней невозможно!
Чуть звук какой раздаётся-
Птичка тотчас окунётся.

Ученый- орнитолог: птица оляпка, как и снегири, свиристели, чечётки прилетают к нам зимовать с севера. А остаются на зиму синицы, клесты, сойки, ворона, сорока, тетерев, глухарь)

10)
Ведущий:

Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

Ученик:

Дятел

В яркой шапке пёстрый дятел,
Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мёрзлый ствол:
- Приглашаю всех за стол!
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок –
Клад разведан под корой,
Начинаем пир горой!
Продолбил гнилушку дятел –
А в дупле тепло, как в хате,
Пусть снаружи – холод, снег,
Есть продрогшему ночлег.

Учёный- орнитолог: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. А есть ещё такая разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своём гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.

К вам у меня такой вопрос: что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.)

11)
 Ведущий:

Узнайте птицу по картинке. (Свиристель)


Ученик:

Флейты зимние запели
На морозе голубом.

Прилетели свиристели,
Засвистели о своём.
Все рябины облепили –
Свиристят над головой,
С веток сбили кучи пыли
Лёгкой, звонкой, снеговой

12)
Ведущий: Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)

Ученик:
Синяя синица! Розовый снегирь!
Отчего мне снится весь в снегу пустырь?
И на скользком насте трепет птичьих крыл?
Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл…
Пуховой комочек, слышен сердца стук.
А лететь не хочет из горячих рук.
Быль – она вернее всяких небылиц:
С голода ручнеют стайки зимних птиц.

Ведущий: Если вы, ребята, правильно отгадали кроссворд, то сможете прочитать фразу…(Берегите птиц)

Ученый-орнитолог: Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру "Не ошибись". Встаньте. Если я буду называть (показывать) какую-то птицу, то вы должны присесть, если эта птица зимует у нас, и замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг(Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка)


2 задание: Изготовление кормушек

Ведущий: Дома вам, ребята, было предложено подумать и нарисовать различные кормушки. Я предлагаю вам внимательно прочитать памятку "Как устроить кормушку для птиц" приступайте к работе! Время у вас ограничено!

Главное условие совместной работы: работать дружно, согласованно. В конце работы вы должны будете защитить своё изделие.

(Самостоятельная работа в группах с последующей защитой ) Эти кормушки после классного часа пусть ребята повесят около школы.

Учёный- орнитолог - показ других моделей кормушек, которые дети могут изготовить и повесить дома.
3 задание: Угощение для птиц

Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.

  1. Рябина.
  2. Макароны
  3. Семечки.
  4. Ягоды шиповника
  5. Ржаной хлеб.
  6. Белый хлеб
  7. Шоколадные конфеты
  8. Яблоко
  9. Пшено (крупа)
  10. Гречневая каша
  11. Сало соленое
  12. Кусочки сырого мяса и др.


Проверка задания: с блюда с "угощениями"для птиц выбираются полезные и вредные продукты.
Ведущий: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому. Доказательство тому: ваши сочинения "Письмо синички".

Ученик:
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма – гость одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну

4 задание: Рисуем плакаты

Учёный-орнитолог: Молодцы, ребята, хорошее дело вы затеяли. Вот только вот о чём я подумала: в вашем классе только 17 человек. Даже если каждый из вас сделает 1 или 2 кормушки и будет ухаживать за ней – всё равно этого мало. А что если написать плакаты и развесить их по всему посёлку ,а в плакатах этих написать: Птицы – наши друзья! Сделаем для них кормушки! Берегите птиц! Покормите птиц зимой! Помогите птицам! Может тогда и другие ребята откликнутся, а вместе с ними и взрослые.


Работа в группах. Дети с плакатами выходят к доске.

Подведение итогов:

Ведущий: Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас взволновало?

Учёный-орнитолог: Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Или своим детям, внукам вы будете рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая их чучела и картинки из книг.


Памятка “Как подкармливать птиц”.

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 им. А.Н. Докучая

Муниципального образования Ленинградский район

ИГРА « ПОЛЕ ЧУДЕС»

в рамках акции

«Птицы Кубани»

                                                

Подготовила

классный руководитель 3 класса

Коровайная Т.В.

Провела: школьная малая      волонтерская группа

пос. Бичевой

2014г.

Цели:

•        познакомить учащихся с многообразием пернатых;

•        формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц;

•        расширить кругозор учащихся;

•        прививать любовь и бережное отношение к родной природе;

•        воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, навыков сотрудничества.

Оборудование: презентация, аудиозапись  птичьих голосов, призы для победителей (в качестве призов  фрукты - яблоки, мандарины, бананы и др.)

                                Ход игры:

Ведущий

(звучит музыкальная заставка телевизионной игры «Поле чудес»)

Добрый день друзья! Сегодня четверг 11 апреля и мы начинаем нашу очередную  передачу «Поле чудес!» Тема нашей игры спрятана в  загадке.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (Птица)

 Учитель: Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

 В игре будет 1 тура, 4 игровые четверки, так как будут участвовать учащиеся 1, 2, 3, 4 классов. Напоминаю правила для зрителей и болельщиков – во время игры должна быть тишина, подсказывать нельзя, поддерживать игроков можно аплодисментами.

И мы начинаем отборочный тур, участвуют первоклассники.

Вопросы первого отборочного тура для 1 класса

3. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая

Самая болтливая. (Сорока)

4. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (Соловей)

5. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит? (
Дятел) 

 

6. Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Черненькая шапочка

И полоска галстучка. (Синица)

7. Начальничек не велик,

А долго спать не велит. (Петух) 

Представление участников первого тура.

Задание первой четверке игроков

Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? Береговая ласточка 

(награждение участников первой четверки)

Ведущий 

Продолжаем нашу игру.

Вопросы второго отборочного тура для 2 класса

(вопросы о перелетных птицах)

1.И стекает струйкой капли
С клюва стройной… (
Цапли)

2. . На шесте дворец,
Во дворце – певец (
Скворец)3.

3. В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут?
 (Кукушка)

4.Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
 (Ласточка)

Представление участников второго тура.

Задание для второй четверки игроков:

Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

 (награждение участников  второй  четверки)

Ведущий

Игра “Прилетели птицы”

Учитель: А сейчас отдохнем и поиграем в игру “Прилетели птицы”. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи
…(Дети хлопают)

Учитель: Что неправильно, почему?

Ученики: Мухи – это насекомые.

Учитель:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны
… (Дети хлопают)

Учитель: Начинаем снова.

Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
(Дети хлопают)

Учитель: Продолжим.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
(Дети хлопают)

Учитель: Прилетели птицы:

Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы….
Все вы молодцы!

Ведущий. Продолжаем нашу игру.

Вопросы для третьего отборочного тура для 3 класса

1. Как трещотка
Птица эта,
Одного с берёзой
Цвета. (Сорока)

 2. Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица ... (грач)

3. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

4. Кто за птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Представление участников третьего тура.

Задание для третьей четверки игроков

Птица с самым длинным языком (Дятел )

(награждение участников третьей четверки)

Ведущий 

Вопросы четвертого отборочного тура для 4 класса.

1. Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.(Аист)

2. Птичка-невеличка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

3. У неё глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.(Сова)

4. Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюхо белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи,

Хоть кого увидит - вмиг

Поднимает стрёкот-крик.(Сорока)

Представление участников четвертого тура.

Задание для игроков 4 класса:

О какой птице люди говорят: “Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея”? (Павлин)

 (награждение участников  последней четверки)

Ведущий

А сейчас игра со зрителями

Птица, которая во время пения теряет слух (Глухарь)

(награждение победителя  игры со зрителями)

Финальная игра:

Птичка, похожая на мышку, умеет пищать? (Пищуха)

 (награждение участников финала)

Ведущий

А сейчас я предлагаю победителю сыграть в суперигру.

Оказывается, птицы умеют летать не только в воздухе. Эта птица семейства чистиковых умеет делать это и в воде. Само семейство довольно древнее, известные ископаемые представителей имеют возраст в 15 миллионов лет. Внешне чистиковые напоминают пингвинов, но родства с ними не имеют. Топорики умеют отлично плавать, для чего использую свои крылья. Ими они в воде гребут, достигая внушительных глубин в 100 метров. (Топорик)

Я разрешаю открыть 4 буквы.

(награждение победителя  игры )

Ведущий

Учитель: Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, а наша игра , посвященная именно этим обитателям планеты Земля, подошела к концу. Слово – жюри. Подведем итоги. Вручение грамот.

Даль ясна, и солнце светит,
Голубеет неба шелк
Птицы, птицы, мы вас встретим
Встретим очень хорошо.
Новым всходам – колосится,
Будет славный урожай,
В этом нам помогут птицы,
Много – много птичьих стай.
И не зря порою вешней
Их и в парке, и в саду
С нетерпением скворечник
Замечательные ждут!

До свиданья! До новых встреч!

Ход игры:

1. Вступительная часть.

Учитель: Сегодня мы с вами проведем интересную и познавательную игру «Поле чудес».

Тема нашей игры спрятана в  загадке.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (Птица)

 Учитель: Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

  1. Жеребьевка

- Для того, чтобы определить, кто будет участвовать в игре, а кто будет зрителями, мы будем вытягивать жребий. Те, кому попалась чистая карточка – зрители, те, у кого написана цифра – игроки той, тройки, номер которой там написан.

      2. Введение.

- Какое сегодня число? (1 марта)

- Какой это праздник? (первый день весны)

- Скажите, какие изменения происходят в природе  с приходом весны? (тает снег, стает тепло, прилетают птицы и т.п.)

- Сегодня мы с вами будем играть в игру «Поле чудес», а тема игры «Птицы весны».

    3. Первый тур.

- Чтобы определить, в каком порядке будут отвечать участники 1 тройки, я предлагаю отгадать им загадки.

 Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня ...
(весна)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.( подснежник)

     - Итак, мы определи последовательность, в которой будут отвечать наши участники. Участники, слушайте вопрос 1 тура:

«Небольшая яркая птица. Шумная и подвижная, обычно держится в кроне деревьев, преимущественно лиственных.  Она прилетает самой последней, уже тогда, когда деревья покрываются яркой молодой листвой».  (Иволга)

Дети играют аналогично игре «Поле чудес». Игра сопровождается презентацией.

4.Вопрос для зрителей. Эти птицы прилетают обычно в Санкт-Петербург одними из первых16 марта. Их на своей картине изобразил  известный художник А.К.Саврасов. (Грач)

5.Второй тур. Для определения последовательности ответов игроков надо будет отгадать ребусы:

                

Вопрос для 2 тура:

Эта маленькая птичка известна довольно громким и мелодичным пением. Она начинает петь в Санкт-Петербурге обычно 2 апреля. Размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперенья. Спина у него серого цвета, иногда коричнево—жёлтая с пёстрыми вкраплениями. (жаворонок)

6.Вопрос для зрителей.

Эти птицы прилетают в Санкт-Петербург обычно 25 марта.  Гнездятся в дуплах. Они имеют длинный, сильный, прямой клюв. Люди строят для них специальные домики. (Скворцы)

7.Третий тур.Для определения последовательности игроков надо составить слова:

- ЕРТАТЬД

- АШКАНАРД

- БУКИНЧЕ

Эти птицы  прилетают в первых числах апреля. Гнездование и кладку начинают в начале мая. Размером с воробья (длина около 17 см).  Одна из самых многочисленных птиц в России. Обитает в лесах и парках всех типов, часто у самого жилья человека. Гнёзда вьёт на деревьях, маскируя их мхом и лишайниками. Иногда гнездится два раза в лето. (зяблик)

8.Финал.

Эта птица крупная, свыше метра роста.  Серый с черными концами крыльев и ногами, красной шапочкой на темени, черно-белой окраской головы и шеи. Гнездо устраивает на земле, в сухом месте. Живет на болотах, богатых отмелями озерах и т.п. На пролете из года в год останавливаются для отдыха в одних и тех же местах, кое-где тысячами.   (журавль)

9.Суперигра.

Обитают в лесу, но некоторые предпочитают более открытую местность.

Большинство видов питаются насекомыми, в том числе мохнатыми гусеницами, которых избегают многие птицы. Они откладывают свои яйца в гнёзда других птиц.  (Кукушка)

10.Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Птицы- наши друзья.http://img-fotki.yandex.ru/get/5703/yulyannaa.b/0_58fe4_ec888004_XL.gif

Наступила долгожданная весна. Вслед  за растаявшим снегом , возвращаются перелетные птицы. Они радуют нас своим звонким пением. С 7 апреля в школе проходит акция «Птицы Кубани». Ребята начальных классов поспешили встретить долгожданных гостей . Каждый класс подготовил благоустроенные птичьи квартиры . Свои скворечники дети  повесили в школьном парке и  с нетерпением ждут их заселения. Не забывают ребята  о кормушках повешенных зимой и ежедневно балуют воробьиный народ  зернами и крошками. Благодаря  детской заботе многие птицы, живущие вблизи школы,  пережили лютую зиму.

Ребята не намерены останавливаться на достигнутом. Впереди лето и дети  решили  проводить наблюдения и исследования, создать альбом  «Птицы школьного двора».  

        

C:\Users\8C74~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI29.184\petushok.png

http://img-fotki.yandex.ru/get/5302/yulyannaa.e/0_590a0_10d21543_XL.jpg

ласс: 2 класс.

Оборудование: фотографии птиц, рисунки детей с изображением птиц, карточки с заданиями, запись “Голоса птиц”, экран, проектор.

Цели:

  • познакомить учащихся с многообразием пернатых;
  • научить выделять сходства и различия у птиц;
  • формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц;
  • расширить кругозор учащихся;
  • прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
  • воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, навыков сотрудничества.

1. Вступительная часть.

Учитель: Сегодня мы с вами собрались для проведения веселого соревнования – КВНа.

Тема нашего КВНа спрятана в загадке.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (Птица)

Ежегодно с 1924 года отмечается в нашей стране День птиц. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. Сад без птиц – не сад, лес без птиц – не лес! (Слайд №1). Презентация

2. Знакомство с многообразием названий птиц.

Учитель: Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

Птицы везде – над нами, вокруг нас, в дальних странах и рядом. Встретить их можно в лесу, и в поле, и на реке, и в горах, зимой и летом, весной и осенью. (Слайды №2-8)

- Назовите птиц, которых мы можем встретить в наших краях и зимой и летом. Как называется эта группа птиц?

- Перечислите птиц, которые прилетают к нам на лето, а осенью улетают в теплые края? Как называется эта группа птиц? А как вы думаете, почему эти птицы улетают от нас на зиму в теплые края?

Вывешиваются надписи к рисункам: зимующие, перелетные.

Учитель (продолжает рассказ). Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. Звучит запись “Голова птиц”. (Слайд №9)

Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

- Синь-синь! – посвистывает синица.
- Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.
- Гра-гра! – представляется грач.
- Сквор-сквор! – поют скворцы.
- Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляет природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремлении научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.

Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая, а без наших птичьих команд – соревнования.

Приветствие

Итак, “Приветствие команд”.

Для команды “Ласточки”:

Всем привет, вам, господа!
Прилетели мы сюда,
Весна пришла, и мы тут как тут,
“Ласточками” нас зовут.

Приветствие команды “Иволга”

Иволга – это:
интеллектуальная, веселая,
очень любознательная,
готовая играть команда.
Наш девиз: “Не унывать, выше
Голову держать!”.

Приветствие команды “Грач”

Я всех перелетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовусь я птица-грач.

1-й конкурс “Разминка”

Учитель задает вопросы. Сколько правильных ответов – столько баллов и получит команда.

  1. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
  2. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
  3. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики) 
  4. Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)
  5. Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок)
  6. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)
  7. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)
  8. Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)
  9. Почему глухаря называют так: глухарь? ( Во время токования птица ничего не слышит)
  10. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
  11. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см)
  12. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова.) Птицы – теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40 градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают исключительно из пищи.
  13. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.) Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.
  14. Птица с абсолютно черным оперением? (Ворон)
  15. Какая птица не умеет летать? (Страус)
  16. Самые быстрые птицы? (Соколы – 300 км/ч; стрижи – 170 км/ч)
  17. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки)
  18. Какие птицы высиживают яйцо, держа его в лапах? (Пингвин)
  19. Птичка, похожая на мышку, умеет пищать? (Пищуха)
  20. Ползающие птицы? (Поползень) 
  21. О какой птице люди говорят: “Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея”? (Павлин)

(Жюри подводит итоги разминки, объявляет результат)

2-й конкурс “Почтовый ящик”

Учитель: Ребята, на наш адрес пришло три письма. Вам нужно командой прочитать его, посовещаться и дать ответ – кто его написал. (Название птицы)

  1. “У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?

Ответ: синица.

  1. “Уж меня-то с кем не спутаешь! Вечно я трещу, скачу с ветки на ветку, поднимаю шум, когда кого-нибудь увижу, дергаю хвостом. Видно меня всегда издалека. Когда лечу – то машут мои белые с черным крылья, а когда сяду – белое брюшко светится. Кто же я?

Ответ: сорока.

  1. “Лазаю по веткам, как попугай, и лапками цепляюсь и клювом, хоть вниз головой повисну, хоть вниз хвостом – мне все равно. Мое любимое занятие – щелкать орешки. А для этого у меня клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. Кто же я?”.

Ответ: клест.

(Жюри оценивает конкурс)

3-й конкурс “Аукцион” - для капитанов

Учитель: “Конкурс капитанов”. Высшая оценка – три балла. Капитаны, на ринг! Для разминки предлагаем капитанам задать друг другу по одному вопросу о птицах. (Капитаны задают друг другу вопросы и отвечают на них)

А теперь, уважаемые капитаны, предлагаем вам поучаствовать в аукционе “Кто больше”. Капитаны будут по очереди называть птиц. Если капитан не сможет назвать очередную птицу – он выбывает из игры. Победит тот, кто больше знает названий птиц. Во время аукционов принятые ответы отстукивают молотком. Команды будут принимать ответы капитанов – хлопками. Если ответ капитана принят – хлопком.

(Жюри оценивает конкурс капитанов, объявляет итоги.)

4-й конкурс “Четвертый лишний”

(Слайды № 10-18)

Учитель: Начинаем следующий конкурс, который называется “Четвертый лишний”. Каждая команда получит по 4 карточки с цифрами, которые будут соответствовать названиям четырех птиц на экране. Три из этих птиц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определять вам. Вы должны показать номер лишней птицы.

  1. Три из перечисленных здесь птиц – зимующие, а одна перелетная. Найдите ее. (1 – синица, 2 – снегирь, 3 – дятел, 4 – грач)
  2. Среди указанных здесь птиц одна не выводит птенцов летом. Какая? (1 – соловей, 2 – чайка, 3 – клест, 4 – лебедь)
  3. Три птицы обитают в наших лесах, одна в жарких странах. Укажите ее. (1 – глухарь, 2 – зяблик, 3 – страус, 4 – свиристель)
  4. Одна из этих птиц – не хищная. Какая? (1 – стриж, 2 – гриф, 3 – сокол, 4 – ястреб)

(Жюри оценивает конкурс)

Игра “Прилетели птицы”

Учитель: А сейчас отдохнем и поиграем в игру “Прилетели птицы”. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи
…(Дети хлопают)

Учитель: Что неправильно, почему?

Ученики: Мухи – это насекомые.

Учитель:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны
… (Дети хлопают)

Учитель: Начинаем снова.

Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
(Дети хлопают)

Учитель: Продолжим.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
(Дети хлопают)

Учитель: Прилетели птицы:

Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы….
Все вы молодцы!

5-й конкурс “Птичьи профессии”

(Слайды № 19-25)

Учитель: А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Капитаны команд получают карточки и зачитывают команде слова из первого и второго столбика. Задача команд соединить названия профессий из первого столбика с названием птицы на карточках.

Птица – плотник баклан
Птица – акробат поползень
Пернатый солист кукушка
Ночной охотник дятел
Птица – рыболов соловей
Легкомысленная мамаша сова.

Ответ: (на экране – фото птиц)

Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: “Заладил, как дятел”.

Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: “В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая”.

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.

Птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

(Жюри оценивает конкурс)

6-й конкурс “Кроссворд”

Каждая команда по очереди отгадывает загадку и пишет отгадку в клеточки.

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)

2. Весь день рыбак в воде стоя,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь и был таков. (
Пеликан)

3. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая. (
Сорока)

4. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (
Соловей) 

5. Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко красный галстук мой. (
Снегирь) 

6. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (
Синица) 

7. Начальничек не велик,
А долго спать не велит. (
Петух) 

8. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голосок речистый,
“Клее-кле-кле!” поет со свистом. (
Клест) 

9. И стекает струйкой капли
С клюва стройной… (
Цапли)

10. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит? (
Дятел) 

11. Проживает в странах жарких,
А в нежарких – в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам. (
Павлин) 

12. На шесте дворец,
Во дворце – певец (
Скворец) 

Кроссворд “Берегите птиц”

Учащиеся должны решить кроссворд и прочитать ключевое слово.

Ключевые слова: “Берегите птиц”. (Слайды №26-32)

Птицы наши пернатые друзья!

Учитель: Так почему же нам нужно беречь птиц? А какую пользу приносят птицы людям?

  • А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
  • Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений.
  • Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
  • Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.
  • Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орел спасают тонны хлеба от грызунов.

Учитель: Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, а наш КВН, посвященный именно этим обитателям планеты Земля, подошел к концу. Слово – жюри. Подведем итоги. Вручение грамот.

Даль ясна, и солнце светит,
Голубеет неба шелк
Птицы, птицы, мы вас встретим
Встретим очень хорошо.
Новым всходам – колосится,
Будет славный урожай,
В этом нам помогут птицы,
Много – много птичьих стай.
И не зря порою вешней
Их и в парке, и в саду
С нетерпением скворечник
Замечательные ждут!

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/94/434/94434198_535.jpg



Предварительный просмотр:

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/319/79319503_large_ramochka3.png

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 им. А.Н. Докучая

Муниципального образования Ленинградский район

Всекубанская   акция                                                                                                                                            «Птицы Кубани»

http://img-fotki.yandex.ru/get/6209/125048602.11/0_982b7_73beba70_XL.jpg

2015год



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 им. А.Н. Докучая

Муниципального образования Ленинградский район

http://stat17.privet.ru/lr/092add51df2ada2cb9e80f2713d69bae

   Птичкина мастерская.

(Изготовление бумажных моделей птиц).

                                        

Провела школьная малая волонтерская группа

                                                Подготовила Т.В. Коровайная

                                                Учитель начальных классов

                        

пос. Бичевой

2014

Цели: 

развивать познавательный интерес к природе родного края через изготовление модели птицы; выработать элементарные эколого-этические нормы поведения в природе.

Задачи:

- развитие мелкой моторики рук;

- формирование мотивации к творческому труду, навыкам работы с бумагой, работе на результат; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;

- формирование эстетического вкуса в оформлении работы.

Оборудование:

 листы белой бумаги, ножницы, фломастеры.

Ход занятия

1. Рассказ учителя.

Весна. Природа пробуждается от зимней спячки. Одним из

первых напоминаний наступления весны являются птицы, которые возвращаются из тёплых стран. Суета птиц, их щебетание приветствует возрождение природы.В нашей мастерской мы будем изготавливать бумажных птиц.

2.  Объявление темы

- Я хочу предложить вам сделать бумажных птиц.

3.  Поделка «Аист».

1)    Вырезаем квадрат из листа белой бумаги А4.

http://ped-kopilka.ru/images/1%28289%29.jpg

2)    Рисуем заготовку.

http://ped-kopilka.ru/images/2%28294%29.jpg

3)    Разукрашиваем чёрным маркером хвост и крылья.

http://ped-kopilka.ru/images/3%28279%29.jpg

4)    Сворачиваем по диагонали.

http://ped-kopilka.ru/images/4%28270%29.jpg

5)    Вырезаем голову и шею, разрезаем пёрышки.

http://ped-kopilka.ru/images/5%28272%29.jpg

6)    Подкручиваем разрезанные пёрышки на хвосте и шее.

http://ped-kopilka.ru/images/6%28260%29.jpg

7)    Выворачиваем, вставляя хвост в надрез.

http://ped-kopilka.ru/images/7%28239%29.jpghttp://ped-kopilka.ru/images/8%28231%29.jpg

4. Поделка «Жжуравль».

Схема оригами журавлика

6.  Составление коллективных композиций.

Возьмем две палочки размером 50-60 см и завяжем на каждой по 4 нитки . На них мы нанижем наших птиц. У нас получились отличные поделки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 им. А.Н. Докучая

Муниципального образования Ленинградский район

Конкурс чтецов

 «Эти удивительные птицы»

http://img-fotki.yandex.ru/get/6208/29803865.5e/0_6d6fd_f6b01bcc_XL.jpg

Провела школьная малая волонтерская группа

Подготовила С.Д. Кюлленина

 учитель начальных классов

пос. Бичевой

2014г.

Цели: 

развивать познавательный интерес к природе родного края через литературные произведения.

Задачи:

        Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной поэзии;

            осуществлять экологическое воспитание, содействовать воспитанию любви к природе, гуманного, бережного отношения ко всему живому;

            учить доброте, отзывчивости, помогать друг другу;

         развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

Ход мероприятия:

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие ребята, учителя, родители! Сегодня мы с вами  собрались на интересное мероприятие. А тему его вы узнаете, отгадав загадку.

Ведущий 2.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла...

Прилетит — плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это... (птица)

Ведущий 1. Сегодня мы будем говорить о птицах. Многие из них могут нас удивить, поверьте мне.

Вед.2 Знаете ли вы, что не только поэтам, генералам и героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам?

Ведущий 1. Когда-то очень давно, еще до нашей эры, воинственные племена галлов напали на Рим. Они окружили Капитолий — крепость на самом высоком холме. Гальские захватчики ночью решили взобраться на крутые склоны холма и перебить жителей Рима, которые спрятались в Капитолии...

Защитники, крайне изнуренные, спали. Даже сторожевые собаки уснули. И быть жителям Рима уничтоженными, если б не … гуси!

Ведущий 2.

Не успел враг появиться на стенах крепости, как вдруг гуси загоготали, да так громко, что защитники, через мгновение были на ногах. Они отважно бросились на коварных галлов и разбили их войско.

Вот и говорят с тех пор: «Гуси спасли Рим».

За это благодарные римляне объявили гусей священными птицами и возвели им памятник.

Ведущий 1. Вот видите, такие обыкновенные птицы, как гуси, тоже способны совершать героические поступки.

А задумывались ли вы над тем, почему птиц называют именно так, а не иначе? Откуда взялись их названия?

Я представляю вам наших экспертов, которые и расскажут вам о некоторых птицах, каких — сейчас узнаете.

РАССКАЗ О КЛЕСТЕ

Кто там прыгает, шуршит,

              Клювом шишки потрошит?

              Голоском речистым, чистым

              «Кле! Кле! Кле!» - поет со свистом? (клест)

Почему его так назвали?

Ведущий 2.

Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и прозвали клестом.Самая замечательная особенность внешнего вида клеста — его клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытальсь вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к ресту, но это оказалось им не под силу, и кончики клювов птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут «Христовыми птицами» Птенцы у клестов чаще бывают зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой их много. Поэтому малыши-клесты не боятся замерзнуть, родители их прокормят и обогреют в гнездах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев.

За то, что клюв у них крестообразный, что птенцы выводятся зимой, в народе их называют «святыми птцами».

Ведущий 1. А еще, оказывается, имя птицы может зависеть и от ее характера.

Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос, будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай, будто кошке на хвост наступили. И так интересно посмотреть на этого «музыканта»...

Ведущий 2.

Однако разглядеть его нелегко: этот «музыкант» всегда прячется в густой листве. Даже с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже вовсю шумит листва, и улетает всегда раньше, пока листья не опали.

Но когда познакомишья с этим певцом, то поймешь, почему ему нужна гусиная листва. Уж очень у него яркое и заметное оперение: желто-золотистая грудь, головка и спинка, а крылья и хвост — бархатно-черные. Это иволга.

Слово «иволга» в переводе на русский язык означает «неясный характер». Из-за своего «неясного характера» она может издавать и красивые, и неприятные звуки. Недаром иволгу зовут «лесной флейтой» и «лесной кошкой»

Иволга — одна из самых красивых птиц и лучших певуний наших лесов. Поедая множество вредных насекомых, иволга приносит природе большую пользу.

Ведущий 2.

Спасибо нашим экспертам. Ну а сейчас мы переходим к конкурсу чтецов. И первыми на сцену я приглашаю учеников 4 класса: Титаренко Марию, Лебедева Дмитрия, Тищенко Ольгу.

Учеников 3 класса: Воробьёву Антонину, Клименко Полину, Латышева Руслана.

Учеников 2 класса: Тетю Валерия, Васильеву Софью, Гура Раису.

Учеников 1 класса: Никонову  Светлану, Тонконога Юрия, Макарчук Анастасию, Титаренко Владимира.

Ведущий 1. А пока наше жюри подводит итоги, я предлагаю  вам загадки о птицах.

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка.)

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Стрекотунья, белобока

Наша сплетница... (сорока).

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее... (ворона).

Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца... (снегиря).

Подведение итогов. Награждение.

 

Педагог: Вот и завершается наш конкурс. Слово для подведения итогов предоставляем нашему жюри.



Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении школьного конкурса чтецов

«Эти удивительные птицы».

                             

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА:

  • Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной поэзии;

  •     осуществлять экологическое воспитание, содействовать воспитанию любви к природе, гуманного, бережного отношения ко всему живому;

  •     учить доброте, отзывчивости, помогать друг другу;

  •  развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

Оргкомитет смотра-конкурса
С.В. Абрамова – заместитель директора по ВР МБОУСОШ№ 8

Кюлленина С.Д. – руководитель МО начальных классов

Жюри конкурса

Самойленко Н.В. – заместитель директора по УВР

Садовая М.Н. – учитель русского языка и литературы

  Условия смотра-конкурса: 

 Исполнители представляют законченный фрагмент любого литературного жанра, соответствующий  тематике конкурса.

 Критерии оценки и требования к выступлениям

  • Уровень исполнительского мастерства;
  • Индивидуальность исполнительской манеры;
  • Внятность и слышимость речи;
  • Артистичность и сценическая культура;
  • Уровень художественного вкуса в подборе костюма;
  • Своеобразие, оригинальность репертуара;
  • Умение удерживать внимание аудитории во время выступления;
  • Соответствие исполняемого произведения возрасту конкурсанта.

Регламент выступления:

Время выступления не ограничено

 Подведение итогов конкурса

 Победители и призёры  конкурса в каждой возрастной группе награждаются          грамотами.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 им. А.Н. Докучая

Муниципального образования Ленинградский район

ИГРА « ПОЛЕ ЧУДЕС»

в рамках акции

«Птицы Кубани»

                                                

Подготовила

классный руководитель 3 класса

Коровайная Т.В.

Провела: школьная малая      волонтерская группа

пос. Бичевой

2014г.

Цели:

•        познакомить учащихся с многообразием пернатых;

•        формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц;

•        расширить кругозор учащихся;

•        прививать любовь и бережное отношение к родной природе;

•        воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, навыков сотрудничества.

Оборудование: презентация, аудиозапись  птичьих голосов, призы для победителей (в качестве призов  фрукты - яблоки, мандарины, бананы и др.)

                                Ход игры:

Ведущий

(звучит музыкальная заставка телевизионной игры «Поле чудес»)

Добрый день друзья! Сегодня четверг 11 апреля и мы начинаем нашу очередную  передачу «Поле чудес!» Тема нашей игры спрятана в  загадке.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (Птица)

 Учитель: Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

 В игре будет 1 тура, 4 игровые четверки, так как будут участвовать учащиеся 1, 2, 3, 4 классов. Напоминаю правила для зрителей и болельщиков – во время игры должна быть тишина, подсказывать нельзя, поддерживать игроков можно аплодисментами.

И мы начинаем отборочный тур, участвуют первоклассники.

Вопросы первого отборочного тура для 1 класса

3. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая

Самая болтливая. (Сорока)

4. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (Соловей)

5. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит? (
Дятел) 

 

6. Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Черненькая шапочка

И полоска галстучка. (Синица)

7. Начальничек не велик,

А долго спать не велит. (Петух) 

Представление участников первого тура.

Задание первой четверке игроков

Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? Береговая ласточка 

(награждение участников первой четверки)

Ведущий 

Продолжаем нашу игру.

Вопросы второго отборочного тура для 2 класса

(вопросы о перелетных птицах)

1.И стекает струйкой капли
С клюва стройной… (
Цапли)

2. . На шесте дворец,
Во дворце – певец (
Скворец)3.

3. В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут?
 (Кукушка)

4.Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
 (Ласточка)

Представление участников второго тура.

Задание для второй четверки игроков:

Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

 (награждение участников  второй  четверки)

Ведущий

Игра “Прилетели птицы”

Учитель: А сейчас отдохнем и поиграем в игру “Прилетели птицы”. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи
…(Дети хлопают)

Учитель: Что неправильно, почему?

Ученики: Мухи – это насекомые.

Учитель:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны
… (Дети хлопают)

Учитель: Начинаем снова.

Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
(Дети хлопают)

Учитель: Продолжим.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
(Дети хлопают)

Учитель: Прилетели птицы:

Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы….
Все вы молодцы!

Ведущий. Продолжаем нашу игру.

Вопросы для третьего отборочного тура для 3 класса

1. Как трещотка
Птица эта,
Одного с берёзой
Цвета. (Сорока)

 2. Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица ... (грач)

3. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

4. Кто за птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Представление участников третьего тура.

Задание для третьей четверки игроков

Птица с самым длинным языком (Дятел )

(награждение участников третьей четверки)

Ведущий 

Вопросы четвертого отборочного тура для 4 класса.

1. Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.(Аист)

2. Птичка-невеличка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

3. У неё глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.(Сова)

4. Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюхо белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи,

Хоть кого увидит - вмиг

Поднимает стрёкот-крик.(Сорока)

Представление участников четвертого тура.

Задание для игроков 4 класса:

О какой птице люди говорят: “Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея”? (Павлин)

 (награждение участников  последней четверки)

Ведущий

А сейчас игра со зрителями

Птица, которая во время пения теряет слух (Глухарь)

(награждение победителя  игры со зрителями)

Финальная игра:

Птичка, похожая на мышку, умеет пищать? (Пищуха)

 (награждение участников финала)

Ведущий

А сейчас я предлагаю победителю сыграть в суперигру.

Оказывается, птицы умеют летать не только в воздухе. Эта птица семейства чистиковых умеет делать это и в воде. Само семейство довольно древнее, известные ископаемые представителей имеют возраст в 15 миллионов лет. Внешне чистиковые напоминают пингвинов, но родства с ними не имеют. Топорики умеют отлично плавать, для чего использую свои крылья. Ими они в воде гребут, достигая внушительных глубин в 100 метров. (Топорик)

Я разрешаю открыть 4 буквы.

(награждение победителя  игры )

Ведущий

Учитель: Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, а наша игра , посвященная именно этим обитателям планеты Земля, подошела к концу. Слово – жюри. Подведем итоги. Вручение грамот.

Даль ясна, и солнце светит,
Голубеет неба шелк
Птицы, птицы, мы вас встретим
Встретим очень хорошо.
Новым всходам – колосится,
Будет славный урожай,
В этом нам помогут птицы,
Много – много птичьих стай.
И не зря порою вешней
Их и в парке, и в саду
С нетерпением скворечник
Замечательные ждут!

До свиданья! До новых встреч!

Ход игры:

1. Вступительная часть.

Учитель: Сегодня мы с вами проведем интересную и познавательную игру «Поле чудес».

Тема нашей игры спрятана в  загадке.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (Птица)

 Учитель: Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

  1. Жеребьевка

- Для того, чтобы определить, кто будет участвовать в игре, а кто будет зрителями, мы будем вытягивать жребий. Те, кому попалась чистая карточка – зрители, те, у кого написана цифра – игроки той, тройки, номер которой там написан.

      2. Введение.

- Какое сегодня число? (1 марта)

- Какой это праздник? (первый день весны)

- Скажите, какие изменения происходят в природе  с приходом весны? (тает снег, стает тепло, прилетают птицы и т.п.)

- Сегодня мы с вами будем играть в игру «Поле чудес», а тема игры «Птицы весны».

    3. Первый тур.

- Чтобы определить, в каком порядке будут отвечать участники 1 тройки, я предлагаю отгадать им загадки.

 Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня ...
(весна)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.( подснежник)

     - Итак, мы определи последовательность, в которой будут отвечать наши участники. Участники, слушайте вопрос 1 тура:

«Небольшая яркая птица. Шумная и подвижная, обычно держится в кроне деревьев, преимущественно лиственных.  Она прилетает самой последней, уже тогда, когда деревья покрываются яркой молодой листвой».  (Иволга)

Дети играют аналогично игре «Поле чудес». Игра сопровождается презентацией.

4.Вопрос для зрителей. Эти птицы прилетают обычно в Санкт-Петербург одними из первых16 марта. Их на своей картине изобразил  известный художник А.К.Саврасов. (Грач)

5.Второй тур. Для определения последовательности ответов игроков надо будет отгадать ребусы:

                

Вопрос для 2 тура:

Эта маленькая птичка известна довольно громким и мелодичным пением. Она начинает петь в Санкт-Петербурге обычно 2 апреля. Размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперенья. Спина у него серого цвета, иногда коричнево—жёлтая с пёстрыми вкраплениями. (жаворонок)

6.Вопрос для зрителей.

Эти птицы прилетают в Санкт-Петербург обычно 25 марта.  Гнездятся в дуплах. Они имеют длинный, сильный, прямой клюв. Люди строят для них специальные домики. (Скворцы)

7.Третий тур.Для определения последовательности игроков надо составить слова:

- ЕРТАТЬД

- АШКАНАРД

- БУКИНЧЕ

Эти птицы  прилетают в первых числах апреля. Гнездование и кладку начинают в начале мая. Размером с воробья (длина около 17 см).  Одна из самых многочисленных птиц в России. Обитает в лесах и парках всех типов, часто у самого жилья человека. Гнёзда вьёт на деревьях, маскируя их мхом и лишайниками. Иногда гнездится два раза в лето. (зяблик)

8.Финал.

Эта птица крупная, свыше метра роста.  Серый с черными концами крыльев и ногами, красной шапочкой на темени, черно-белой окраской головы и шеи. Гнездо устраивает на земле, в сухом месте. Живет на болотах, богатых отмелями озерах и т.п. На пролете из года в год останавливаются для отдыха в одних и тех же местах, кое-где тысячами.   (журавль)

9.Суперигра.

Обитают в лесу, но некоторые предпочитают более открытую местность.

Большинство видов питаются насекомыми, в том числе мохнатыми гусеницами, которых избегают многие птицы. Они откладывают свои яйца в гнёзда других птиц.  (Кукушка)

10.Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд "Птицы Кубани"

Кроссворд оформлен ввиде презентации. Есть иллюстрации которые дают представление о внешнем виде птиц. Используется анимация....

Птицы Кубани

Внеклассное мероприятие "Птицы - Кубани" продолжает знакомить детей с животным миром, с многообразием птиц, позволяет развивать у детей активность, организаторские навыки и нравственные качества, дает...

Акция "Птицы Кубани", посвященная международному дню птиц

Все мы с удовольствием слушаем чудесное звонкое пение птиц и  любуемся  этими прекрасными божьими созданиями, но, к сожалению, не всегда задумываемся о том, что они очень нуждаются в нас - л...

Отчёт об участии в акции "Птицы Кубани"

Зима - это не только сказочное и самое волшебное  время года, но и тяжёлый период для зимующих птиц, которые в это время года очень нуждаются в помощи человека.  Целью нашей работы стало наб...

Отчет по Всероссийской акции "Птицы в городе!" 2017год.

Без помощи людей 7-9 из 10 птиц, оставшихся на зиму, погибают из-за нехватки пищи во время морозов и снегопадов.Мы с вами можем повлиять на эту статистику. Движение ЭКА призывает заботиться о птицах,ч...

Мероприятие, посвященное празднованию «Дня синички» в рамках экологический акции «Птицы – наши друзья»

Цель: пропаганда идей охраны зимующих птиц.Задачи: расширение знаний об экологических праздниках в России; воспитание чувства любви и милосердия ко всему живому; воспитание у учащихся активной жизненн...

Акция "Здоровая Кубань"

Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, вожатым , завучам по внеклассной работе....