Всекубанские классные часы
план-конспект на тему

Коровайная Татьяна Викторовна

Прославляем малую родину- Кубань, выдающихся людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 имени А.Н.  Докучая

пос. Бичевого муниципального образования Ленинградский район

Всекубанский классный час

«Крым в истории России»

По инициативе Г.А.Зюганова и лидеров других фракций Госдума рассмотрит заявление "О ситуации в Республике Крым" КПРФ Саратовской

                                                        Подготовила :  учитель нач. классов

                                                                           Т.В. Коровайная

Цели:

  • показать историческую, геополитическую роль полуострова Крым в истории и современности России;
  • подчеркнуть обоснованность воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм;
  • показать миротворческий и гуманистический характер действий России при защите своих геополитических интересов и русского, русскоязычного населения Крыма и Севастополя, оказавшегося в трудной ситуации в результате политического переворота в Украине;
  • дать учащимся представление о временном характере трудностей в дипломатических, политических и экономических отношениях с Украиной, отсутствии агрессивных намерений нашей страны в отношении братского соседнего государства.

Задачи:

  • образовательная задача – освоение нового, ранее не изучаемого материала о новых субъектах Российской Федерации, с использованием интерактивных форм обучения;
  • воспитательная задача – воспитание у учащихся гордости и уважения к истории своей страны, государства в целом, ее достижениям и достоянию, воспитание толерантности и дружеских отношений между братскими народами;
  • развивающие задачи – заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедиапроектор,
  • сопроводительная презентация (приложение).
  • Музыкальное сопровождение

Ход занятия:

1. Вводная беседа.

Крым, знаменитая Таврида - бесценная сокровищница памятников культуры многих народов. Место встречи таких мировых культур.

 Крым - одно из красивейших мест планеты, увенчанное прекрасными творениями природы и человека, покоряющее вас своим особым романтическим настроем. А сколько волшебства в таких названиях, как Коктебель, Форос, Чуфут-Кале, Массандра, Балаклава, Кара-Даг, Ай-Петри, Ливадия…

Именно о Крыме написал великий русский поэт А.С. Пушкин следующие строки:

Всё живо там, всё там очей отрада,

Сады татар, селенья, города;

Отражена волнами скал громада,

В морской дали теряются суда,

Янтарь висит на лозах винограда;

В лугах шумят бродящие стада...

2. Историческая справка

Слайд 2. Полуостров Крым расположен на юге Восточной Европы. На севере полуостров соединен с материком узким  Перекопским перешейком. С запада и юга полуостров омывают Черное море, с востока — Керченский пролив, а с северо-востока — воды Азовского моря.

Слайд 3. Название «Крым» происходит от тюркского – вал, стена, ров.

Перекопский вал отделял Крым от материка, он был построен 2 тыс. лет назад. До XIII в. полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров). С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. - Тавридой.

Слайд 4.     В VI веке  греками был основан Херсонес Таврический, который просуществовал более 2 тыс. лет. Теперь это территория Севастополя. Херсонес в период рассвета – это крупный город –порт, окруженный мощными стенами, торговый, ремесленный  и культурный центр    всего юго-западного  побережья Крыма.

Слайд 5. Свою роль в истории Крыма сыграла и Киевская Русь.

В конце Х в. в Херсонесе киевский князь Владимир принял христианство.

Слайд 6. В 1475 г. на Крымский полуостров  вторглись войска султанской Турции.  Крымское ханство стало  вассалом Турции.

Сдлайд  7. В 1475 г. на Крымский полуостров  вторглись войска султанской Турции.  Крымское ханство стало  вассалом Турции.

Слайд 8. На протяжении многих лет Россия вела войны с крымскими татарами.
Окончательное покорение Крыма стало возможным лишь в результате заключения мирного договора между Россией и Турцией в 1774 году, и главная заслуга в окончательном решении Крымского вопроса принадлежит Григорию Потёмкину, который придавал большое значение присоединению Крыма к России. В конце 1782 года, оценивая все преимущества присоединения Крыма, светлейший излагает свое мнение в письме Екатерине II.

Слайд 9.      Рассмотрев все доводы Потемкина в необходимости срочного решения столь важной внешне и внутриполитической задачи, 8 апреля 1783 года Екатерина II  издает манифест о присоединении Крыма.

Слайд 10.

С этого времени возрастает приток населения на полуостров Крым, растут  города, развивается торговля, сельское хозяйство. На берегу превосходной природной гавани в 1783 г. закладывается город Севастополь как база Черноморского флота. Экономика Крыма стала быстро развиваться. Строится Симферополь, ставший центром Таврической области.

Слайд 11. Крым не раз становился ареной ожесточенных битв и сражений. Самая кровопролитная война ХIХ столетия в России получила название Крымской (1853 – 1856 гг.). Это была очередная русско-турецкая война.

Слайд 12. Русская армия и флот одержали ряд побед на суше и на море. Тогда на стороне Турции выступили Англия и Франция, недовольные усилением роли России в этом регионе. Положение России резко осложнилось. 89 военных кораблей и 300 транспортных судов французов и англичан двинулись к Севастополю.

Слайд 13.

Началась героическая оборона Севастополя, которая продолжалась 349 дней под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, контр-адмирала В.И. Истомина.

Слайд 14. Оборона закончилась поражением русской армии и сдачей города. Так же бесславно закончилась вся война, которая  разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир.

Слайд 15. Кровавым был и период Гражданской войны в Крыму (1918 – 1920 гг.)

В борьбе за власть шли ожесточенные сражения между Красной и Белой армиями. Крым несколько раз переходил из рук в руки.

В 1920 г. Крым стал частью Советской России.

Слайд 16-21 В годы Великой Отечественной войны через Крымский полуостров не раз прокатывался огненный вал фронта. Эта война вошла в историю Крыма множеством героических, трагических и жестоких страниц.

Слайд 22. Фашистское командование бросило в бой все силы и средства. Резервы защитников города таяли, кончались снаряды, патроны, гранаты. 30 июня завязались бои на Корабельной стороне. Упорно отбивали атаки врага защитники на Малаховом кургане. 4 июля 1942 г. Совинформбюро сообщило, что советские войска оставили Севастополь.

Слайд 23.24 Освобождение Крыма и Севастополя весной 1944 г. Ставкой Верховного Главнокомандования было возложено на войска 4-го Украинского фронта.  9 мая 1944 г. был полностью освобожден Севастополь.

Слайд 25. После войны в Крыму началось восстановление разрушенного народного хозяйства. Для скорейшего преодоления разрухи в городах и селах организовались отряды добровольцев.

Слайд 27. В 1954 году по инициативе Никиты Хрущева Крымская область была передана в состав Украины согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя.

Слайд 28. 20 января 1991 г. в Крыму был проведён референдум. На голосование был поставлен вопрос: "Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?«

     Участвовало в референдуме 81 % граждан.

    Проголосовало «За» - 93% жителей Крыма.

    Но воля жителей Крыма была проигнорирована политиками!

Слайд 29-33. Крым в наши дни.    В ноябре 2013 г. - феврале 2014 г. в Украине разразился политический кризис. В феврале 2014 г. на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве, Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая ее обеспечить защиту его жизни и безопасности.

   На фоне разрастающейся дестабилизации политической ситуации и повышения криминогенной обстановки в Украине, стремясь преодолеть кризис в рамках действующего законодательства, 11 марта 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.

16 марта 2014 г. состоялся референдум о статусе Крыма. За воссоединение с Россией на референдуме в Крыму проголосовали 96,77% жителей.

Слайд 34 . Крым – туристический центр.

Отдых в Крыму на протяжении десятилетий является флагманом отечественного туризма. В этом удивительном краю объединились красота и чудодейственная сила природы, великолепные климатические условия и обширное поле для развлечений на все интересы.

Слайд 35-39 памятники г. Севастополя.

Вопрос: какое значимое событие произошло в истории России марте 2014 года?

3. Итог

Таким образом, Крымский полуостров и город Севастополь, обильно политые русской кровью и овеянные ратной и трудовой славой, вновь оказались со своей Родиной – Россией!

Обобщение и систематизация

- Как Вы оцениваете возвращение Крыма и Севастополя в состав России?

Продолжите:

Я узнал(а)…

Мне запомнилось…

Я считаю важным…

Закончить наш классный час хочется стихотворением В. Цыгановой

Дышит тихо усталое Черное море,
Отражая сто лун в зыбких бликах волны.
И с реальностью небо, похоже, не спорит,
Или это мне кажется со стороны?
Это Крым, и по совести – это Россия!
Это Крым, здесь везде только русская речь.
Это Крым, здесь названия до боли родные –

Симферополь и Ялта, Севастополь и Керчь.
Эту землю уже никогда не разделишь.
То, что связано кровью не разорвешь.
На чужие знамена кресты не прицепишь.
Остальное лишь глупость, да хитрая ложь.
Это Крым, и по совести – это Россия!
Это Крым, здесь везде только русская речь.
Это Крым, здесь названия до боли родные –

Симферополь и Ялта, Севастополь и Керчь.
Чтобы ни было, мы будем вместе, конечно.
Сколько было здесь войн, сколько было побед!
Здесь Святая земля, здесь Россия навечно.
Только так, не иначе, и выбора нет.
Это Крым, и по совести – это Россия!
Это Крым, здесь везде только русская речь.
Это Крым, здесь названия до боли родные –

Симферополь и Ялта, Севастополь и Керчь.
Это Крым, и по совести – это Россия!



Предварительный просмотр:

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент.
Звучит песня «С чего начинается Родина».
II. Водная часть.

Учитель. Добрый день, дорогие друзья!

Здравствуйте, уважаемые гости!

 А что для вас означает слово «Родина»?        

Правильно, Россия. Свою Родину мы ласково называем матушкой, Родина - это дом, в котором мы живем, это место, где мы родились и выросли. Много разных народов живет в нашей стране, и у каждого свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Все они стремятся жить в дружбе, они хотят сделать жизнь счастливой для каждого  .                                                                                                                                           Мы потомки полян, живших в плодородных степях, россов, родимичей, вятичей, древлян и другой чуди. Одним словом - мы славяне.
Какие они все разные были! И имена разные. А вот беды похожие. Часто нападали на них орды степняков-завоевателей. Дать им отпор можно было только сообща.
И наши предки это поняли. И начали объединяться. Сначала поляне и рось,  потом другие.
  И стали они звать себя русскими, а землю свою звать - Русь.
 Красивое имя!
И земля красивая!

III. Основная часть.

Учитель. Сегодня,  мы отправимся в заочное путешествие по нашей прекрасной стране-России. Вспомним подвиги предков, победы нынешнего года и заглянем в будущее.

Перед вами карта путешествия . На ней 5 станций . Наше путешествие мы запечатлим в альбоме.

 (Звучит звук едущегопоезда)

Скоростной поезд прибал на станцию. Он так торопился ,  что растерял  свое название. Ваша задача из букв, лежащих на столе,  составить слово. «Единство» Прикрепите  слова на поезд.

Проверим свой багаж: альбомные листы, цветные карандаши, тематические картинки, альбом..

- Готовы? В путь!

Первая станция  «Дружная»

 У нашего края есть три сокровища:

  Первое- Земля: горы и равнины

 Второе- Вода: реки, родники, озера, моря;

И третье сокровище: Люди, их мастерство и свершения.

Но самым главным сокровищем у нас всегда считалась Дружба трудолюбивых, мужественных народов и их гостеприимство. На земле около 3 тысяч народов.

 Каждый из них отличается от других своей культурой – песнями, танцами, костюмами, традициями, а также  языком, на котором люди    думают и говорят. Краснодарский край называют «Краем 100-та народов». Мудрость народная таится в пословицах.                                                                                                                                     Продолжи пословицы:«Дружба как стекло: разобьёшь…»

«Нет друга – ищи, а нашёл - …»

«Не имей сто рублей, а имей…»

«Не допускай, чтобы друг плакал, а враг …»  

Вставьте получившиеся пословицы в альбом.

- Едим дальше.

(Звук поезда)

Следующая станция «Победная»

Я предлагаю оглянуться,

Всмотреться в дым и даль веков, -

И перед нами развернутся

Дела кубанских казаков.

Богатые, плодородные земли России, Кубани с давних времен влекли к себе. Кто-то  приходил с миром, но были и такие, кто силой и обманом хотел захватить нашу Родину. И тогда, весь народ, от мала до велика объединялся против общего врага. Так былов 1612 году  во времена Минина и Пожарского, когда польский король решил захватить Россию, и в 1812 году- французский император Наполеон позарился на нашу Родину , и в 1941- гитлеровские аккупанты вторглись в СССР. Поэтому и назваем войну - Отечественной.

Поклонимся великим тем годам
Тем самым командирам и бойцам
И маршалам страны, и рядовым,
Всем тем, кого нам позабыть нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!

Ученица.
Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.
Ученик.
Время героев, по самому высшему праву,
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?
Ученица.
Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни —
Радость работы на мирной, счастливой земле.

В нашем поселке живут 2 ветерана ВОВ. Александр Захарович Левченко и Сергей Иванович Баляба. Мы с уважением относимся к  мужеству и стойкости. В 2015г. Вся страна отметит  70-ю годовщину Победы над гитлеровской  Германией.

Оформим страницу в альбоме. Вклеим картинки о войне и фотографии ветеранов.

- Едим дальше.

(Звук поезда)

Следующая станция «Олимпийская»

С Античных времен  на протяжении всей Олимпиады всегда объявляется «священное перемирие». Нельзя даже брать в руки оружие. Это действительно праздник для всех. 

-Где состоялись первые олимпийские игры?

Долгий путь преодолевает Олимпийский огонь. Его зажигают греческие девушки у развалин Древней Эллады. Много раз, переходя из рук в руки, спешит факел через весь мир, чтобы достичь олимпийского стадиона.

Священный огонь Олимпийский,
Горит над планетой века!
И факел, сегодня зажжённый,
Пусть пламенем дружбы горит.

В каком городе проходили  зимние олимпийские игры 2014г.?

Сборная России завершила выступление на Олимпиаде в Сочи, завоевав в общей сложности 33 медали: 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых; этот результат позволил хозяевам Игр победить в общекомандном зачете, как по числу золотых, так и по общему числу медалей.

Максим Траньков, Татьяна Волосожар и Алексей Воевода получили ордена "За заслуги перед Отечеством" 4 степени из рук президента России Владимира Владимировича Путина.

 Максим Траньков, Татьяна Волосожар – фигурное катание

   Они дважды на сочинской Олимпиаде поднимались на высшую ступень пьедестала почета, принеся Кубани четыре золотых медали!    Они дважды на сочинской Олимпиаде поднимались на высшую ступень пьедестала почета, принеся Кубани четыре золотых медали!

Алексей Воевода        -     выиграл золото в бобслее в заездах двоек и четверок.

-В нашем созвездии олимпийцев Кубани появились новые олимпийские звезды.

Для оформления альбома вым нужно вспомнить символы олимпиады. У вас на столах лежат конверты. Вам нужно приклеить в альбом символы олимпиады2014г.и вписать имена наших  олимпийцев на страницу альбома.

Физминутка.

- Едим дальше.

(Звук поезда)

 Следующая станция «Музыкальная»

Какие бы трудности не пришлось приодолевать нашим предкам, с ними всегда дыла песня. Она и поддерживала, и утешала ,и дух поднимала и объединяла. Ребята подготовили песню «Моя Россия».

Оформляем страницу альбома  «Мои друзья –моя Россия»

Каждый из нас – часть одной большой страны. Мы все равны и не зависит какой ты национальности, цвета кожи, религии, какую одежду ты носишь.

Нарисуйте себя на листе.

- Едим дальше.

(Звук поезда)

Следующая станция «Разгадайкино»

Каждый гражданин  страны обязан знать государственные  символы , отрибуты

 Разгадать кроссворд.

По горизонтали:
krosvord В единстве наша сила.
1. Всенародно избранный глава государства (Президент).
2. Интересы человека, записанные в Декларации ООН и защищаемые государством. (Права).
3. Столица нашего государства (Москва).
4. государственный символ России (герб).
5. Государственный символ страны, сопровождаемый музыкой (гимн).
6. Основное право человека, которое он теряет, попадая в тюрьму (свобода).

По вертикали:

7. Общее право всех граждан (равенство).
8. Высший законодательный орган нашей страны (дума).
9. Российский триколор (флаг).
10. Основной закон нашей страны (конституция).
11. Государство, в котором мы живём (Россия).

Оформление альбомного листа . кроссорд

Учитель. Вы отлично справились со всеми заданиями. У нас получился отличный альбом о нашем путешествии. Вместе, если мы едины, то любое задание нам давалось легко. Мы помогали друг другу, вместе нам было весело. Я ещё раз хочу поздравить вас всех с окнчанием учебного года. Уважайте друг друга, помогайте друг другу, любите свою Родину и тогда всё у внас будет хорошо.

1 Чтец.– Пусть всегда над нами ярко солнце светит.

2 Чтец.- Пусть всегда будет мир на Земле.

Мы приглашаем всех гостей исполнить песню «Солнечный круг».

Учитель.Спасибо, но новых встречь!  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

имени А.Н. Докучая

Муниципального образования Ленинградский район

Заочное путешествиеgimn В единстве наша сила.

«Если мы едины-

 мы непобедимы»


Цель:
• формировать чувство гражданственности и патриотизма;
• формировать ответственность за судьбу Родины;
• расширять кругозор учащихся;
• воспитывать интерес к изучению истории своей страны;
• воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, фонотека.

Первая станция  
                                                         «Дружная»

Дружба как стекло: разобьёшь                                            

Нет друга – ищи, а нашёл -                                                      

Не имей сто рублей, а имей

Не допускай, чтобы друг плакал, а враг http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=141657524-15-72&n=21

не склеешь    береги    сто друзей    смеялся  

        

http://de.academic.ru/pictures/dewiki/50/2011_World_Championships_Tatiana_VOLOSOZHAR_Maxim_TRANKOV_Podium.jpg http://armsport1.ucoz.ru/_ph/4/2/136736014.jpg

Максим Траньков, Татьяна Волосожар        Алексей Воевода

Третья станция  _                                «Олимпийская»

Олимпиада в СОЧИ 2014г

33 медали: 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых

Вторая станция  _        «Победная»

C:\Users\Татьяна\Desktop\георгиевская лента.pngПоклонимся великим тем годам
Тем самым командирам и бойцам
И маршалам страны, и рядовым,
Всем тем, кого нам позабыть нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!

Ветераны ВОВ поселка        Бичевого        

Четвертая станция  _        «Музыкальная»

Пятая станция  _        «Разгадайкино»

krosvord В единстве наша сила.



Предварительный просмотр:

Тема: «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.»

Цели:

  • Познакомить с историей боевого пути кубанцев, отваге и мужестве женщин 46 гвардейского ночного авиационного полка;
  • Расширять представление учащихся о подвиге и героизме кубанцев;
  • Формировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как чувство долга, патриотизм, мужество, самопожертвование
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
  • Способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей..

Оборудование: презентация, проектор,

Конспект урока.

I.Орг. момент

II.Проверка домашнего задания.

 На прошлом уроке мы познакомились с очень трудным временем легшим на плечи советских людей- это Великая Отечественная война.

Что вы знаете о ВОВ? (опрос учащихся)

III. Актуализация опорных знаний и умений

1.Беседа с учащимися.

В истории нашей Родины Великая Отечественная война была самой суровой и страшной войной. Фашисты напали на нашу землю. И весь народ, стар и млад, поднялся на защиту своей Родины.

2.Чтение стихотворения учителем.  К.Обойщиков

По длинной улице села

Мужчины на войну шагали.

Дорога пыльная вела

В чужие грозовые дали.

А слева. Справа от солдат

Печально выбелены хатки.

И у плетней

В слезах стоят

Уже не жёны,

А солдатки.

Взяла всех пахарей война

А в поле греча расцветала

Бойцы шли тихо и устало,

И улица была длинна

И долго их не отпускала.

3. Постановка темы урока.

- Ребята, как вы считаете, под какой темой будет проходить наш сегодняшний урок?

( «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»).

IV.Изучение нового материала

1.Рассказ учителя

Много славных страниц вписали кубанцы в историю Великой Отечественной войны.

– А как вы думаете, чем могли прославиться наши земляки?

-Кто шёл защищать во Время Войны нашу землю? (мужчины, подростки и женщины)

– А что в это время делали остальные кубанцы?

Наши земляки – кубанцы успели вырастить небывалый урожай, собранный быстрыми темпами к обороне края. Отважные сыны Кубани сражались и на родной земле, и вдали от любимых городов и станиц. Но, где бы ни воевали они, каждый знал, что он защищает и всю нашу необъятную страну, и отчий край: кубанские золотые нивы, прозрачные реки, седые горы.

Подтверждением этого служит рассказ нашей подшефной, жительницы нашего поселка, труженицы тыла Анастасии Алексеевны Стукало.

V.Физкультминутка.

VI. Работа по теме урока.

- Но кроме этих героев на Кубани были и другие выдающиеся личности. Вы слышали такие фамилии: Покрышкин,Жигуленко, Бершанская?

1.Работа по учебнику

- А сейчас мы с вами узнаем, чем прославились эти люди. Откройте свой учебник на странице 108.

Вы видите портрет знаменитого лётчика А.И.Покрышкина. Найдите 2 абзац, прочитайте его про себя.

-Сколько самолётов сбил Покрышкин?

- Что звучало по радио, когда Покрышкин поднимался в воздух?

- Прочитайте третий абзац на стр. 108

-За что городу Новороссийску было присвоено звание город-герой?

2.Работа в рабочих тетрадях. 

Откройте свои рабочие тетради на стр.35, найдите этот вопрос и запишите ответ.

3.Рассказ учителя.

Наравне с мужчинами в борьбу с захватчиками вступили кубанские женщины. Удивительна история 46-го Таманского авиаполка, в котором служили только девушки-добровольцы. Летчицы умело управляли небольшим самолетом ПО-2. Боевые вылеты совершали ночью: это был полк ночных бомбардировщиков. От заката до рассвета вновь и вновь поднимались в черное небо, исчерченное лучами вражеских прожекторов, легкокрылые самолеты, неся свой грозный груз. Каждая из девушек выполняла за одну ночь по 8-10 вылетов. Фашисты боялись и ненавидели летчиц, прозвав их «сестренками» и «ласточками».

И что с того, что звались "ведьмы",
Врага крушили на "Ура".
И в каждый вылет, как в последний
Звала военная пора.

Ваш возраст был чуть-чуть за двадцать.
И все красивы и стройны.
Джульетами вам надо б зваться,
А не рабочими войны.

Не ждали в небе вы поблажек
От смерти злобной и шальной.
Порой никто и не расскажет,
Каким ваш был последний бой.

С собой не брали парашюты,
Чтоб больше стал боезапас.
Марины, Нади и Анюты
Спасая мир, спасали нас.

Вершины все вы покорили,
Но матерями стали те,
Кто до конца войны дожили,
Не растворившись в пустоте

С февраля 1943 года летчицы из женского авиаполка сражались с врагом в небе Кубани. Боевой путь полка прошел через многие станицы, поселки: Челбасскую, Новоджерелиевскую, Пашковскую, Ивановскую, Курчанскую, Ахтанизовскую, Пересыпь. Более пяти тысяч вылетов совершил полк при освобождении нашего края!
На знамени полка – два боевых ордена, а командир, гвардии подполковник Евдокия Давыдовна Бершанская, - единственная в стране женщина, удостоенная полководческой награды – ордена Суворова. В этом полку воевали и наши землячки – уроженки Кубани. Среди них Герой Советского Союза Евгения Андреевна Жигуленко, совершившая во время войны 968 боевых вылетов.

Родилась Женя в 1920 году. Детство и юность прошли в городе Тихорецке (показ на карте). Здесь она училась, занималась спортом, прыгала с парашютной вышки. После окончания школы Женя поступает в Московский дирижаблестроительный институт и одновременно занимается в Центральном аэроклубе. Девушка пошла в армию добровольцем, попросила направить её в женский авиаполк. Вместе с авиаполком вернулась на родную Кубань.

Участвовала в освобождении города Новороссийска. На захваченной фашистами территории, Евгения Жигуленко помогала десантникам: она и другие лётчицы сбрасывали на крохотный участок земли боеприпасы и продукты. Три года провела она на фронте.

После войны Евгения ещё 10 лет служила в авиации, затем работала в городе Сочи. А потом окончила институт кинематографии, стала режиссёром и сняла замечательный фильм о своих фронтовых подругах.

Назывался этот фильм – «В небе «ночные ведьмы».


Война принесла на кубанскую землю разруху, голод и смерть. Но наши земляки, как весь народ, сумели выстоять и победить. Люди не потеряли способности любить, радоваться, заботиться о других.

–Мы с вами познакомились с подвигами Покрышкина и Жигуленко. У нас остался ещё один герой – Евдокия Бершанская. Вы самостоятельно познакомитесь с её подвигами на стр.109 учебника.

-В рабочих тетрадях ответьте на вопросы на стр.35.

VII. Итог урока

  1. Чем уникален 46 Гвардейский полк?
  2. Чем был вооружён полк?
  3. Какими качествами обладали лётчицы 46 авиационного полка?
  4.  О каких героях Кубани вы сегодня узнали на уроке?
  5. Что нужно делать для того, чтобы твои потомки помнили о героях войны?

VIII. Оценивание

IX.Домашнее задание

Д.з учебник с.108 – 110, в рабочей тетради выполнить задания на стр.35.

X.Рефлексия

А сейчас давайте вме с Вами выведем формулу подвига Кубанцев в ВОВ.

Примерные ответы:

Мужество – отвага, смелость, доблесть, решительность, бесстрашие

Самоотверженность – жертвенность, готовность к смерти, забвение себя и т.д.

Высокая идея – родина, любовь, жизнь, правда,  справедливость, свобода, независимость.

Вот такая у нас получилась формула: подвиг=мужество+самоотверженность+высокая идея

XI. Заключительное слово:

 У каждого народа есть свои герои и именно на их подвигах воспитывается молодое поколение. Наша Родина, Россия, – страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет было больше, чем мирных. Но какие бы враги нам не бросали вызов,  мы выстояли. И чтобы в любых условиях молодёжь была готова встать на защиту страны, нужны примеры героизма, не показушного, а истинного. И эти примеры можно найти в нашей истории.



Предварительный просмотр:

Эту память у нас не отнять:

Никому! Ни за что! Никогда!

Вам, героям нашей страны,

живым и павшим,

известным и безымянным,

посвящается!

Цели:

  • расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне;
  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению материалов ВОВ и достойной встрече 70-летия Победы;
  • изучение героического прошлого нашей страны, формирование чувства сопричастности к истории Отечества;
  • содействие к ведению поисковой и научно-исследовательской работы обучающихся.

Задачи: познакомить детей с историей Великой Отечественной Войны, с ценой ее победы, воспитывать патриотическое отношение, гордость за свою Великую Родину!

Оборудование:

  • Стенды с репродукциями и рисунками детей на тему Великой Отечественной войны.
  • Слайды на военную тематику, фонограммы военных песен, музыкальное сопровождение.
  • Компьютер, проектор, экран, компьютерная поддержка классного часа.

Форма проведения: час общения.

Ход  урока:

Организационный момент.

 Вступительная беседа.
Здравствуйте ребята! А вы знаете, какой скоро праздник, будет отмечать наша страна? (Правильно, День Победы!).
День Победы – это один из самых особых, главных праздников в нашей стране. Как Вы думаете, почему? ( Рассуждения детей).
День Победы в нашей стране всегда был особым праздником – праздником со слезами на глазах, так как к нему причастна каждая семья, положившая на алтарь Победы жизни и судьбы своих родных и близких.
69 лет назад, 9 мая 1945 года, завершилась Великая Отечественная война. Тогда наша армия отстояла  нашу землю. И перестала литься кровь  советских солдат, люди стали возвращаться к  мирной жизни.
Вечная память тем, кто пал на полях сражений и от лишений Великой Отечественной Войны, не пал духом и как мог приближал 9 мая 1945 года.
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края
Мир победил! Окончена война!
Ребята, как Вы думаете, 69 лет назад, это много или мало? Почему? (Рассуждения детей).
Много, так как ушла из жизни большая часть тех, кто добывал Победу в тяжилейшие годы на фронте и в тылу, и мало, чтобы забылись боль и страдания, причиненные войной. Победа далась большой ценой, и тем бережнее мы должны хранить этот святой для нас праздник, хранить память о миллионах наших соотечественников, отдавших свои жизни за свободу и независимость страны.
Основная беседа.
А сколько лет длилась Великая Отечественная война?
Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова вся наша природа
Живого трепета полна.
И вот дорогою обратной,
Не покоряемый вовек,
Идет, свершивший подвиг ратный,
Наш стойкий, смелый человек.
Он сделал все, он тих и скромен,
Он мир от темной смерти спас,
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям»
«Давайте, люди, никогда
об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Ребята, а в каком месяце началась Великая Отечественная война?  (Утром 22 июня 1941 года.)(Слайд2)
Утром 22 июня 1941 года – это день, когда, немецкие фашисты напали на мирных жителей без предупреждения. Началась война страшная война.(слайд3)

Война с Германией вошла в историю как Великая Отечественная. На защиту Родины поднялся весь народ. Из  всех войн, которые пережила  Россия, эта была самой  кровопролитной и самой жестокой. (слайд 4,5)

Ревели чёрные крылья,

Свистел ураган свинца,

Но парни границу закрыли

На собственные сердца. (слайд 6)

Первым принял атаки немецких войск  город –крепость Брест.( слайд 7)

Немецкое командованеи было роражено мужеством, стойкостью, самоотверженностью советских воинов. (слайд 8- 15)

Война – это 4 года,это 1 418 бессонных дней и ночей, это 20 миллионов погибших русских людей, это значит  22 человека на каждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту. (слайд16)

Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»

Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа. (слайд17)

Тяжелые дни переживал Ленинград (так в советское время назывался Санкт – Петербург). 900 дней и ночей город на Неве находился в осаде. Враг заблокировал все подступы к городу, что сделало невозможным подвоз продуктов питания.
От  сильного голода и  холода, частых обстрелов и бомбежек, погибло почти 850 тысяч человек. Но врагу  так и не удалось сломить до конца великий город.  27 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано. (слайд 18-22)

Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

Но, съев похлёбку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Снабжение города и войск удалось наладить по «Дороге жизни» (через Ладожское оз.).

 (слайд  23- 26)

Враг снова стал прорываться  в  центр страны, и был уже на подходе в Москву. С воздуха город подвергался разрушительным бомбовым ударам.  Отдельные разъезды гитлеровских мотоциклистов даже проникли в город. Но все усилия захватить  Москву  закончились полным провалом. Наши войска  остановили гитлеровцев. И  немцам пришлось  отступить. Это было первое крупное поражение врага. За спиной Москва-

Столица мира!

За неё, в огне лихих годин,

Встали насмерть братья-

Сын башкира, русский , и татарин, и грузин .

О, Москва!

Ты сердце всей России;

Из очей твоих струиться свет,

Живы мы, хоть нас свинцом косили,

Без тебя, Москва,

Нам жизни нет!

Пятого и шестого декабря 1941 года уже последовало мощное контрнаступление советских войск. Враг отошел от Москвы на 100 – 250 километров. (слайд 27)

Перелом в ходе войны произошел под Сталинградом (сейчас это город -  Волгоград).  (слайд 28- 29)

Здесь, между Волгой и Доном, 200 дней длилось великое сражение, в котором гитлеровцы  потеряли  убитыми,  ранеными и пленными - почти полтора  миллиона человек.

Затем наши войска уничтожили  вражеские войска  в районе Курска, Орла, Белгорода и погнали захваченных немцев через освобожденные Украину и Белоруссию до столицы фашистской Германии Берлина. (слайд 30- 36)

Страшась сокрушительного поражения, Гитлер и его ближайшие помощники покончили жизнь самоубийством.

Вскоре был взят Берлин, и 9 мая 1945 года  жестокая, кровопролитная война с германским фашизмом  закончилась.  С этого времени дата 9 мая - считается великим праздником Победы. ( слайд 37- 39)

Советская армия освободила  не только СССР. Она избавила от фашизма и другие страны.  Победа нам  досталась  ужасной ценой — на этой войне мы потеряли 27 миллионов человек.

Каждый год  9 мая в праздник - проходят встречи ветеранов войны. В память о Великой Победе люди возлагают венки и цветы к памятникам боевой славы и братским могилам.

Во всех храмах России 9 мая проводятся поминальные службы.

Нынешнее поколение в вечном неоплатном долгу перед теми, кто принес миру Победу и заплатил за неё жизнь.

Подведение итога классного часа.

А сей час послушайте песню, которая так и называется «День Победы». Слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.

Песня, всегда жила в душе солдата. Песня звала на подвиг, приближала победу. А вместе с ней жил и ее неразлучный спутник – баян.

В конце нашего мероприятия я бы хотела провести небольшую викторину о ВОВ.

Викторина:

- Когда началась война?

- Какая страна напала на Советский союз?

- С какой целью фашистская Германия начала войну?

- Кто первыми вступили в бой с фашистами?

- Сколько длилась блокада Ленинграда?

- Сколько длилась защита Сталинграда?

- В результате какой битвы стратегическая инициатива окончательно перешла к Красной Армии?

- Как тыл помогал фронту?

- Какого числа над рейхстагом взметнулось Знамя Победы?

Наша с вами задача, ребята, - не забывать историю подвига нашего народа и пронести ее через поколения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 имени А.Н. Докучая

муниципального образования Ленинградский район

C:\Users\Татьяна\Pictures\Рисунок11.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА ЕДИНОГО ВСЕКУБАНСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА «ГЛАВНОЕ СЛОВО В ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ»

Придание особого значения в нашей жизни главного человека —   Матери;-привлечение внимания широкой общественности к празднованию Дня Матери в России, придания этому празднику большего з...

Сценарий Единого Всекубанского классного часа «Главное слово на любом языке» в 1 – 2 классах

Сценарий Единого Всекубанского классного часа  «Главное слово на любом языке»  в 1 – 2 классах...

Конспект Всекубанского классного часа "Образ Богородицы - идеал матери"

Классный час целью которого является раскрытие роли матери в жизни каждого человека в любые исторические периоды, активизация духовно-нравственного потенциала учащихся, развитие в подрастающем поколен...

Разработка Единого Всекубанского классного часа "Олимпийский старт Кубани"

Разработка Единого Всекубанского классного часа "Олимпийский старт Кубани" с презентацией. дополнительно музыку и видеосюжеты можно скачать в разделе "Музыка" и "Видео"....

Сценарная разработка Всекубанского классного часа «Олимпийский старт Кубани» для учащихся 2 класса Тема: «Олимпийские и паралимпийские ценности»

Сценарная разработка  Всекубанского классного  часа«Олимпийский старт Кубани» для учащихся 2  классаТема: «Олимпийские и паралимпийские ценности»Тип: Игра-путешествие.Цель:-...

Разработка единого всекубанского классного часа , посвящённая празднованию 70-летия победы в ВОВ " Помним, гордимся"

Подробный рассказ о детях -героях ВОВ, в том числе и о детях -героях Кубани, содержит стихи военной тематики...