Исследовательская работа с младшими школьниками
статья на тему
Содержание
Введение..................................................................................................................3
1. Исследовательская работа классных коллективов под руководством классного руководителя общеобразовательной школы с целью воспитания нравственности…............................................................................4
2. Опыт исследовательской работы по развитию и воспитанию духовно-нравственной личности.
2.1. Работа по развитию и воспитанию духовно-нравственной личности………………………………………..…………………………………5
2.2. Средства оценки…………….............................................................8
2.3. Результативность .……………………………………………………..9
Заключение............................................................................................................9
Список использованной литературы.............................................................10
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_s_uchashchimisya.docx | 31.46 КБ |
prezentatsiya_issledovatelskaya_rabota_s_mladshimi_shkolnikami.ppt | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
на курсах повышения квалификации по ИОЧ
«Проектирование личностного и духовно-нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
(с 13 октября 2014 г. по 17 октября 2014 г.)
на тему: Исследовательская работа как средство личностного и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Выполнила: Левченко О.В.
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика
м.р.Волжский Самарской области
2014 г.
Содержание
Введение..................................................................................................................3
1. Исследовательская работа классных коллективов под руководством классного руководителя общеобразовательной школы с целью воспитания нравственности…............................................................................4
2. Опыт исследовательской работы по развитию и воспитанию духовно-нравственной личности.
2.1. Работа по развитию и воспитанию духовно-нравственной личности………………………………………..…………………………………5
- Средства оценки…………….............................................................8
2.3. Результативность .……………………………………………………..9
Заключение............................................................................................................9
Список использованной литературы.............................................................10
Введение
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит её находить».
В современном мире произошло много изменений. Это повлекло к созданию новых подходов к образованию. Так появляется новый Закон РФ «Об образовании» и ФГОС, где мы видим требования к портрету выпускника и направления работы. Одно из направлений – это духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Необходимость данного направления обусловлено утратой духовности поколения. Одной семье не справиться с воспитанием поколения высоконравственной личности, в единстве семьи, школы и общественности можно приблизиться к данному эталону нравственности. Существует много методов и приёмов воспитания такой личности, но проблема в неэффективности некоторых из них. Необходим деятельностный подход в работе. Ведущую роль должны играть активные творческие методы. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки. Также в процессе познавательной деятельности развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки.
Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Китайская мудрость гласит: я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Это доказывает эффективность метода и в воспитательной работе.
Данная проблема привела к выбору темы «Исследовательская работа как средство личностного и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС».
Наша цель: найти виды исследовательской работы для успешного воспитания и развития духовно- нравственной личности ребёнка.
Задачи: 1. Раскрыть основное понятие исследовательской работы как средства в развитии и воспитании духовной нравственности обучающихся;
2. Представить план работы по личностному и духовно-нравственному воспитанию обучающихся, используя исследовательскую работу, и критерии её оценки;
3. Описать результаты работы.
1. Исследовательская работа классных коллективов под руководством классного руководителя общеобразовательной школы с целью воспитания нравственности.
Работа учителя должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Исследовательский поиск позволяет одновременно развивать у учащихся общие умения и навыки, такие как: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени под умелым руководством учителя.
Исследовательская и проектная деятельность предполагается по всем образовательным областям начальной школы и воспитательной работе.
Учащиеся должны собрать нужную информацию, распределить, кто, что будет делать. Также сюда входит подготовка докладов, рефератов, сообщений и проектов. Работать можно индивидуально, в парах, группах. А затем провести защиту своего проекта, или участвовать в конкурсах творческих работ.
2. Опыт исследовательской работы по развитию и воспитанию духовно-нравственной личности.
2.1. Работа по развитию и воспитанию духовно-нравственной личности.
В нашей школе в апреле каждого года проходит научно-практическая конференция «Я – гражданин» по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальных классов. Работа ведётся в системе:
Тема 2011-12 учебного года «Россия – многонациональное государство». В течение почти всего учебного года 3 и 4 классы работали над проектом, вели исследовательскую работу в своих семьях, привлекая родителей в диалог общения, 1-2 классы организовали выставку поделок «Добро пожаловать на ярмарку». На внеурочной деятельности, дома с родителями обсуждали национальные блюда, костюмы, обереги и т.д. Результат – поделка на конкурс.
Тема 2012-13 учебного года «Один день из жизни моей семьи». Это индивидуальные проекты, которые сближают родителей и детей. У некоторых появляется гордость за свою семью. 1-2 классы готовили фото-коллажи и рисунки «Отдыхаем всей семьёй».
Тема 2013-14 учебного года «Семейные династии». 3-4 классам было трудно, проведя исследование в своей семье. Некоторые задумались о профориентации, о том, чтобы в их семье начать династию. 1-2 классы, исследуя свои семьи, приготовили фоторепортажи и рисунки на тему «Мечтаю о профессии», где многие остановились на профессиях родителей.
В 2014-15 учебном году мы взяли патриотическую тему «Города-герои. 70 лет окончания Великой Отечественной войны». 3-4 классы ведут исследовательскую работу о городах-героях, а 1-2 классы исследуют свои семьи, готовят рассказ о своих родственниках-участниках Вов и выставку фотографий и рисунков «Мы помним годы боевые».
Все исследовательские работы имеют важную роль в жизни каждого ученика. Работая над проектом, дети в своей семье узнают много нужной информации, которая бы может и забылась бы. Метод исследования вовлекает родителей в общую работу с ребёнком и школой. Выбранные темы развивают и воспитывают патриотизм, любовь и гордость к своей стране, малой родине, семье, уважение к людям труда, народам России, интерес к традициям своего народа.
Приведу фрагмент работы с 3 классом по теме «Россия – многонациональное государство».
Цель проекта: повышение уровня социальной сплоченности в многонациональной среде.
Задачи:
- воспитание достойных граждан своей страны,
- развитие интереса к истории России,
- знакомство учащихся с национальностями народов, проживающих на территории России, с их национальными традициями, культурой и языками.
Оборудование:
- политическая карта мира,
- таблицы «Народы России»,
- куклы в национальных костюмах,
- презентация по теме мероприятия,
- выпуски классной газеты и проекты.
Ход мероприятия:
Мы провели большую работу по изучению народов нашего государства и пришли к выводу. Россия – это крупнейшее государство мира. Её площадь 17 075 кв. км. Чтобы пролететь над Россией с востока на запад и попасть с берегов Тихого океана к берегам Балтийского моря, самолёту потребуется не менее 11 часов.
Слайд № 1 (карта мира).
Когда на одном конце России говорят: «Спокойной ночи!», то на другом конце российской земли отвечают: «С добрым утром!»
С севера на юг – путь тоже не близкий. От холодного Кольского полуострова до Северного Кавказа нужно добираться на поезде трое суток, и везде можно встретить людей.
По последней переписи населения в России проживают более 147 миллионов человек, 80 % из них – русские. Всех граждан, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами.
Но национальности у них разные. Россия – великое многонациональное государство. На её землях живут более 180 национальностей, народностей, этнических групп. И все они составляют единую и дружную семью.
Слайд № 2 (карта России).
Народы объединились в одно большое государство для того, чтобы стать могучей страной, чтобы никто не захотел бы на них напасть и поработить. А чем отличаются люди разных национальностей?
Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в третьих, своей внешностью, характером.
Действительно, в России люди говорят на 100национальных языках. Каждый народ говорит на своём языке, но они могут прекрасно понимать друг друга, если будут говорить на русском языке. Статьёй 68 Конституции Российской Федерации русский язык признан государственным языком. Русский язык по употреблению занимает третье место в мире.
Слайд № 3 (Конституция РФ).
Готовясь к нашему мероприятию, мы отправились в экспедицию и собрали материал о народах, говорящих на финно-угорских языках, и народах Поволжья и Приуралья, говорящих на тюркских языках. Слово экспедиции «Народы, говорящие на финно-угорских языках».
Слайды № 4 (марийцы)
№ 5 (удмурты)
№ 6 (мордва)
№ 7 (ханты)
№ 8 (манси)
№ 9 (карелы)
№ 10 (коми)
Слайд № 11 (Медвежий праздник).
А теперь слово экспедиции «Народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках.
Слайды № 11 (татары)
№ 13 (башкиры)
№ 14 (чуваши)
№ 15, 16, 17 (Сабантуй).
Пришла пора подводить итоги. Россия – дружная многонациональная семья равноправных народов. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклад в общее дело развития России. Поэтому очень важно крепить дружбу и сотрудничество народов России, уважая в то же время национальные чувства каждого из них. Шопенгауэр говорил: «Самый распространённый вид гордости – это национальная гордость. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю. Россия объединила людей разных национальностей, и все они любят её и гордятся своей страной, желают её процветания. Великая страна – наш отчий дом, мы её будущие хозяева, а хорошим хозяевам надо знать всё, что делается в их доме.
Слайды № 18, 19 (дружба народов).
- Средства оценки.
Критериями оценки детских выступлений в конкурсе проектов считалось:
- соответствие заявленной теме;
- регламент 7-10 мин.;
- наглядность;
- ораторские способности.
Критерии оценки плакатов и фоторепортажей:
- соответствие заявленной теме;
- красочность и эстетичность;
- оригинальность.
После проведения конференции идёт оценка воспитательной значимости мероприятия. Мы используем «Линеечки», по пятибалльной шкале определяем: узнаю новое, интересно, трудно, нужно. Практика показывает, что воспитательный эффект исследовательской работы по нравственному воспитанию высок.
Узнали новое – 4 балла, интересно – 4 балла, трудно – 3 балла, нужно – 5 баллов.
- Результативность.
Так как работа ведётся несколько лет подряд, в системе, у неё есть и результат. В результате реализации исследовательской деятельности повысился уровень духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
Получен эффект — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
Заключение
Исследовательская работа может использоваться как средство личностного и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Список использованной литературы:
- Закон РФ «Об образовании».
- ФГОС НОО.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Материал c сайта «Педсовет.org».
- Материалы проектов учеников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить".
Результаты исследований человек запоминает: 10% ого, что читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем, 90% при непосредственном участии в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения.
Актуальность: утрата духовности поколения, национальной гордости за страну, незнание традиций народов, живущих рядом
Цель: найти виды исследовательской работы как средство развития и воспитания духовно-нравственной личности ребёнка Проблема: Неэффективны старые методы развития и воспитания нравственности
Задачи: 1. Раскрыть основное понятие исследовательской работы как средства развития и воспитания духовной нравственности обучающихся . 2. Представить план работы по личностному и духовно-нравственному воспитанию обучающихся, используя исследовательскую работу, и критерии её оценки. 3. Описать результаты работы.
Работа по развитию и воспитанию духовно-нравственной личности Научно-практическая конференция «Я – гражданин» «Россия – многонациональное государство» (3-4 кл.) «Добро пожаловать на ярмарку» (1-2 кл.)
«Один день из жизни моей семьи» (3-4 кл.) «Отдыхаем всей семьёй» (1-2 кл.) Работа по развитию и воспитанию духовно-нравственной личности Научно-практическая конференция «Я – гражданин»
Работа по развитию и воспитанию духовно-нравственной личности Научно-практическая конференция «Я – гражданин» «Семейные династии» (3-4 кл.) «Мечтаю о профессии» (1-2 кл.)
Работа по развитию и воспитанию духовно-нравственной личности Научно-практическая конференция «Я – гражданин» «Города-герои. 70 лет окончание Великой Отечественной войны» (3-4 кл.) «Мы помним годы боевые» (1-2 кл.)
Средста оценки Критерии оценки детских выступлений: - соответствие заявленной теме - регламент 7-10 мин. - наглядность - ораторские способности Критерии оценки плакатов и фоторепортажей: - соответствие заявленной теме - красочность и эстетичность - оригинальность Оценка воспитательной значимости мероприятия: «Линеечки» (узнали новое, интересно, трудно, нужно) по 5-бальной системе.
Результативность Исследовательская деятельность повышает уровень духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация научно-исследовательской работы с младшими школьниками»
Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и п...
Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...
Метод проектов – один из путей реализации исследовательского обучения во внеклассной работе с младшими школьниками
Программа интегрированного курса «Ступени восхождения» предполагает привлечение младших школьников к исследовательской деятельности. В контексте программы был разработан проект «Удивительная кар...
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
Исследовательская работа для младших школьников на тему "Рождение мыльного пузыря"
В данной работе представлена следующая информация: история создания мыльных пузырей, рецепты для приготовления растворов для мыльных пузырей, а также опыты по созданию мыльных пузырей...
Исследовательская работа для младших школьников на тему "Рождение мыльного пузыря"
В данной работе представлена следующая информация: история создания мыльных пузырей, рецепты для приготовления растворов для мыльных пузырей, а также опыты по созданию мыльных пузырей...
Исследовательская работа с младшими школьниками
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, н...