КЛАССНЫЙ ЧАС ТЕМА: «Поговорим о дружбе». ТИП УРОКА: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать у учащихся представление о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности. ЗАДАЧИ УРОКА: - Выявить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
- Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности учащихся.
- Содействовать формированию дружного коллектива класса.
Универсальные учебные действия Личностные результаты: принятие и осознание социальной роли обучающегося; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; волевая саморегуляция. Метапредметные: Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе ситуации «Подводящего диалога», когда на этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Подвести диалог к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Для постановки цели возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Познавательные: Умение находить способы решения поставленной цели на основе операций сравнения, анализа, обобщения, классификации. Коммуникативные: Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Методы: словесный, игровой, наглядный, частично-поисковый, исследовательский, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля. Формы организации: групповая, коллективная Технологии: системно - деятельностный подход, элементы социо- игрового стиля, проектная деятельность. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: презентация «Поговорим о дружбе», карточки, лист для проекта
|
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | Организационный момент. Цель : подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой. Прием: эмоциональное вхождение в урок
| -Здравствуйте, ребята.
Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И урок наш начинать.
У нас сегодня необычный урок, на уроке присутствуют гости , поздороваемся с ними. - А теперь поздороваемся друг с другом и пожелаем удачи.
| Дети стоят в кругу с учителем.
Дети на 1 хлопок здороваются за руку, на 2- плечом, на 3- спиной. Дети садятся. | РУУД: -нацеливание на успешную деятельность. КУУД: - формирование умения слушать и слышать. - уметь применять правила необходимые для общения в данной ситуации ЛУУД: - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения друг к другу.
|
2 | Мотивация учебной деятельности | -Ребята, а что вы ждёте сегодня от урока?
Какие качества вам понадобятся, чтобы урок состоялся? | -Узнать что-то новое , интересное, получить новые знания.
Трудолюбие, старание, внимание, сообразительность, наблюдательность. | ЛУУД: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
|
3 | Определение темы урока. Цель: учить делать выбор своей позиции, отстаивать свою точку зрения, учить детей самостоятельно формулировать тему урока.
Прием; проблемная ситуация
| -Урок мне хочется начать с притчи. Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучались трое. -У пастуха хижина была очень маленькая, мог войти только один. -Кто вы? - спросил пастух. -Мы дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь –выбирай сам. -Ребята, а что бы вы выбрали и почему? Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло и счастье и богатство. - Так какая тема сегодня будет на уроке, о чем мы будем говорить?
| Инсценировка притчи.
Дискуссия.
Почему?
Дети формулируют тему урока «Дружба»
| РУУД: - постановка темы урока, когда ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения на основе выделенного слова. КУУД Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. - умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её, подтверждать аргументы фактами. -критично относиться к собственному мнению.
|
4 | Целеполагание Цель: учить детей с помощью учителя определять и формулировать цель урока, составлять план действия по ее решению. Прием; подводящий диалог | А теперь поставим цели урока. -Какие бы вы вопросы хотели задать?
А теперь составим из ваших вопросов план . | Цели и план: -Что такое дружба? -С чего начинается -дружба? -Какая должна быть дружба? -Кто такой настоящий друг? -Что значит дружить? | РУУД: -Постановка цели урока - составление плана и последовательности действий.
|
5 | Прогнозирование Цели: учить детей прогнозировать конечный результат. | Прогнозируем, кто считает, что сможет ответить на все вопросы и справиться с заданиями? | Прогнозируют результат при помощи карточек «Светофорик» | РУУД: - умение прогнозировать, предвидеть результат. |
6 | Деление на группы Цели: разделить детей на группы, выбрать ответственного в группе. | Игровое упражнение «Найди себе подобного». Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Педагог прикалывает им на спину маленькие рисунки (цветок, звери, птицы, рыбы и один рисунок солнышко). Учитель даёт задание детям найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя. Затем разрешает помочь друг другу. Учитель обращает внимание детей на то, что один ученик остался без пары, и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один, без друзей?»
|
| КУУД -согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.
|
7 Организация познавательной деятельности. |
а | - Актуализация знаний.
Цель: актуализировать знания детей о дружбе. | Итак: Что же такое дружба? -На каждую букву подберите качество человека свойственное понятию дружба
-Вот, что такое дружба у нас с вами.
| Д-доброта, доверие Р- радость У- уважение Ж- жизнелюбие Б- бескорыстие А-активность | ПУУД --анализ слова, умение выбирать смысловые единицы, устанавливать отношения между ними. ЛУУД -формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
б | Работа с толковым словарём С. Ожегова. | -В толковом словаре Ожегова: «Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Привязанности, общности интересов»
|
| ПУУД - умение работать со словарем С. Ожегова. |
в | Игра «Доскажи словечко» | С чего же начинается дружба? … С голубого ручейка Начинается река, Ну а дружба начинается … (доскажите словечко) с улыбки.
| Ответ детей: с улыбки. | ПУУД -умение выстраивать смысловые цепочки, опираясь на жизненный опыт |
г | Исследование «Друг – это….» Цель: формировать умение работать в группе, высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию. Учиться слушать других, договариваться, воспитывать уважительные отношения к одноклассникам
| -А с кем мы можем дружить? С книгой, мамой, папой, бабушкой, с животными , игрушками, растениями.
| С книгой, мамой, папой, бабушкой, с животными , игрушками, растениями. | КУУД -умение работать в группе, высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию. Учиться слушать других, договариваться. ПУУД -проводить исследование на основе, выбирать основания для сравнения -перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. |
| Ученик 1: Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее, И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие.
Проведем исследование:- Кто такой настоящий друг? Прочитайте слова и выберите качества, которые помогут вам ответить на вопрос: Кто такой настоящий друг?
| Ответы детей: Добрый, скромный, доброжелательный, общительный, отзывчивый |
д | Игра « Отгадай словечко» | Какая должна быть дружба? -Чтобы ответить на этот вопрос нужно решить примеры, соотнести ответ с буквой и прочитать полученное слово
п2+2=4 к3-2=1 р 5-3=2 е5-2=3 а3+3=6 к2+3=5 я 4+3=7
| Дети решают примеры, составляют слово. | КУУД согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться. Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
|
е | Знакомство с правилами дружбы
| Что значит дружить? Чтобы не потерять друга нужно соблюдать правила дружбы. - Уважай друга
- Помогай другу в беде
- Умей уступать своему другу
- Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
- Будь вежливым
- Быть честным
- Быть внимательным
- Не жадничай
| Дети формулируют правила дружбы | ПУУД -перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. |
| Физминутка | Встаньте дети, Встаньте в круг, Я твой друг и ты мой друг. Влево, вправо повернитесь И друг другу улыбнитесь. Руки к солнцу протянули, Лучики поймали и к груди скорей прижали. С этим лучиком в груди Ты на мир ясней гляди.
|
|
|
ж | Игра «Составь пословицу» | -Все правила нашли свое отражение в пословицах. Составить пословицу из слов и объяснить её. -Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Друзья познаются в беде. - Нет друга - ищи, а нашёл – береги. - Один за всех и все за одного.
| Дети составляют пословицы | КУУД -умение работать в группе, высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию. Учиться слушать других, договариваться. ПУУД -перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. |
з | Викторина «Кто с кем дружит?»
| - Зелёный крокодил Гена и …..Чебурашка.
- Доверчивый Буратино и ……Мальвина.
- Смешной мишка Винни-Пух и Мальвина
- Добрый Малыш и ………Карлсон
| …..Чебурашка Мальвина Мальвина Карлсон | ПУУД -перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. |
8 | Релаксационная пауза “Круг дружбы”. Цель: сплочение детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
| А сейчас подойдите все ко мне. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко? Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Ученик 2: Дружба – это теплый ветер, Дружба – это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души веселый пир. Ученик 3: Дружба – это только счастье, Дружба у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой жизнь весной полна. Ученик 4: Друг разделит боль и радость, Друг поддержит и спасет. С другом – даже злая слабость Вмиг растает и уйдет. Ученик 4: Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу, Ведь дружба – это ценный дар! Ученик 5: Настоящий друг везде Верен: в счастье и в беде, Грусть твоя его тревожит: Ты не спишь – он спать не может, И всегда без лишних слов Он помочь тебе готов.
| Дети встают в «Круг дружбы», проходит релаксация. | КУУД согласованно выполнять совместную деятельность |
7 | Рефлексия. Оценивание. | А теперь оцените себя, кто считает , что достиг прогнозируемого результата, все получилось, было интересно –зеленый круг; кто считает, что не в полной мере достиг результата, хотя старался- красный круг. -У какой группы больше фишек? Звучит песня «дружба». Дети на вырезанных ладошках пишут другу пожелания и прикрепляют как лучики к солнцу .
| Рефлексия. Оценивание. Звучит песня «дружба». Дети на вырезанных ладошках пишут другу пожелания и прикрепляют как лучики к солнцу . | Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. РУУД -умение провести рефлексию своих действий на уроке |
|
| - Наш сегодняшний классный час о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание. |
|
|