методическая разработка конспект внеклассного мероприятия;'' Гордость России-Михаил Илларионович Кутузов."
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Актуализация сведений о роли влиянии неординарных личностей на исторические события
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kutuzov.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение школа-интернат №28
Основного общего образования Калининского района города Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ
«Гордость России – Михаил Илларионович Кутузов»
(технология коллективного способа обучения, технология ИКТ)
Разработала:
Педагог
Кравченко Н.А.
Санкт-Петербург
2015 г.
Цель: Пробудить интерес к личности М.И. Кутузова; актуализация сведений о роли и влиянии неординарных личностей на исторические события.
Задачи:
Формирование представления об уникальности каждого объекта культурно-исторического наследия, воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам, как части культур
Развивать у учащихся интерес к истории используя современные технологии на занятии, развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине, к её героям, чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.
Оборудование: компьютер как средство обучения (использование презентации на занятии); лексическое значение слов;
Ход занятия:
Триста лет тому назад.
Был заложен этот град.
В Невской дельте, средь болот.
Здесь рождался русский флот. (Санкт- Петербург).
Сегодня мы с вами совершим прогулку. Начнём её с главной площади нашего города. Назовите мне её, пожалуйста (Дворцовая).
Слайд №1
В центре Дворцовой площади мы видим огромную колонну. Это Александровская колонна.
Слайд №2
Дизайном Александровской колонны занимался (1829-1834) французский архитектор Август (Огюст) де Монферран. Высота колонны составляет более 47 метров, на вершине ее находится статуя ангела с крестом в руках (лицо ангела копирует черты лица императора Александра).
Слайд №3
Сама колонна сделана из монолитного красного гранита и воистину являет собой чудо инженерного мастерства, поскольку эта каменная глыба весом около 600 тонн была поставлена вертикально в течение двух часов без помощи современных кранов и инженерных машин.
Пьедестал Александровской колонны украшен символами воинской славы. Памятник производит чрезвычайно сильное впечатление особенно солнечными вечерами прямо перед закатом, когда последние лучи отражаются от полированного красного гранита колонны.
Слайд №4
Устанавливая памятник здесь, власть подчёркивала значение победы для всей страны. (На щите Победы начертаны годы 1812,1813,1814)
Другой не менее грандиозный памятник победе в войне 1812 года находится в Зимнем дворце-бывшей царской резиденции. Это военная галерея. Создать Военную галерею 1812 года в Зимнем дворце приказал император Александр первый.
Слайд №5
332 портрета генералов, участников Отечественной войны 1812г.и заграничного похода 1813-1814гг.разместились в Военной галерее Зимнего дворца. Списки героев, которые должны были быть увековечены , составлялись по заданию Александра Первого Главным штабом.
Портреты одинакового размера располагаются в пять рядов друг за другом – как на параде. Все- в простых золочёных рамках .
Слайд №6
Портреты написаны английским художником Дж. Доу, которого специально пригласили в Россию для создания галереи. Несколько картин отличают большие размеры. На торцевой стене, под, балдахином, помещён портрет императора Александра Первого, при котором русская армия одержала блистательные победы над наполеоновскими войсками.
Слайд №7
В центральной части галереи помещены изображения фельдмаршала М.И.Кутузова и М.Б Барклая де Толли. Давайте рассмотрим один из портретов. Портрет М.И.Кутузова. Попытайтесь составить представление о полководце на основе живописного полотна.
Слайд №8
Что вы видите? Что происходит? Что вы можете сказать об этом человеке - о его характере, личных качествах и. т.д.?
(Сообщение делают подготовленные учащиеся)
Михаил Илларионович Голенищев - Кутузов родился в 1745 году. С семи лет Михаил обучается дома, в июле 1759 года отдан в Дворянскую Артиллерийскую и Инженерную школу, где преподавал артиллерийские науки его отец. Способный юноша привлекается для обучения офицеров. В феврале 1761 года Михаил окончил школу и с чином инженера-прапорщика был оставлен при ней для обучения воспитанников математике. Расторопно управляя канцелярией Михаил, сумел быстро заслужить чин капитана в 1762 году.
В 1770 году был переведён в 1-ю армию генерала-фельдмаршала П. А. Румянцева, находившуюся на юге, и принял участие в начавшейся в 1768 году войне с Турции.
В 1772 году произошёл случай, оказавший, по утверждению современников, большое влияние на характер Кутузова. В тесном товарищеском кругу 25-летний Кутузов, умеющий подражать манере поведения, позволил себе передразнить главнокомандующего Румянцева. Фельдмаршал узнал об этом, и Кутузов отправлен переводом во 2-ю Крымскую армию под командованием князя Долгорукого. С того времени у него выработались сдержанность и осторожность, он научился скрывать мысли и чувства, то есть приобрёл те качества, которые стали характерными для его будущей полководческой деятельности.
В ноябре 1784 получил чин генерал-майора после успешного подавления восстания в Крыму. Успешно участвовал в русско-турецкой войне, в русско-польской войне. В 1795 был назначен главнокомандующим над всеми сухопутными войсками, флотилией и крепостями в Финляндии и одновременно директором Сухопутного кадетского корпуса. В 1804 г. Россия вошла в коалицию для борьбы с Наполеоном, и в 1805 русское правительство послало в Австрию две армии; главнокомандующим одной из них был назначен Кутузов. В начале Отечественной войны 1812 года генерал Кутузов был избран в июле начальником Петербургского, а затем Московского ополчения.
Большое превосходство противника в силах и отсутствие резервов вынудили Кутузова отступать вглубь страны, следуя стратегии своего предшественника Барклая де Толли. Дальнейший отход подразумевал сдачу Москвы без боя, что было недопустимо как с политической, так и с моральной точки зрения. Получив незначительные подкрепления, Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение, одна из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, произошло 26 августа (7 сентября). Кутузов принял решение отойти с бородинской позиции, а затем, после совещания в Филях (ныне район Москвы), оставил Москву. Тем не менее, русская армия показала себя достойно при Бородино, за что Кутузов 30 августа (11 сентября) произведён в генерала-фельдмаршала.
Физкультминутка:
(Выполнение физических упражнений под песню(“ Аты-баты шли солдаты”)
Благодаря стратегии Кутузова огромная наполеоновская армия была практически полностью уничтожена. . За что Кутузов был удостоен ордена Св. Георгия 1-й степени, став первым в истории ордена полным Георгиевским кавалером.
. 5 апреля главнокомандующий простудился и слёг в небольшом силезском городке Бунцлау (ныне территория Польши). Александр I прибыл проститься с очень ослабевшим фельдмаршалом., 16 (28) апреля 1813, князя Кутузова не стало. Тело его было забальзамировано и отправлено в Санкт-Петербург, где погребено в Казанском соборе.
Михаил Илларионович Голени́щев-Куту́зов (1745—1813) — главнокомандующий русскими армиями во время Отечественной войны 1812 года, первый полный кавалер ордена Святого Георгия. В 1812 г. получил чин генерала-фельдмаршала и титул светлейшего князя Смоленского. В этом году Кутузову исполняется 270 лет со дня рождения.
В память о славных победах русского народа великому полководцу М. И. Кутузову воздвигнуты памятники: их насчитывается 17, география расположения обширна: Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Великий Новгород, Калининград, Украина, Польша.
Портрет фельдмаршала был создан в 1929 году, спустя 15 лет после смерти полководца. Как вы думаете, как художник Дж.Доу. мог создать портрет человека который умер и которого он сам лично не видел.
Составление синквейна на тему: «М.И.Кутузов» (работа в группах.)
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым )
Кутузов
мудрый патриотичный
служил, командовал, воевал
российский командир эпохи наполеоновских войн
народный герой
Обратите внимание на не которые портреты героев1812 года . Среди русских полководцев было немало иностранцев 28 героев 1812 года – это люди с иностранными фамилиями и недавним иностранным происхождением. Французы ,датчане, австрийцы ,саксонцы и.т.д.
О чём может говорить подобный пёстрый национальный состав командования? Что значит “родное Отечество? Почему на его защиту были готовы встать люди различного происхождения?
Опасность ,которая грозила России в 1812г,объединила всех людей вне зависимости от их национального состава ,социального происхождения и прочих различий.
Сегодня мы с вами близко познакомились с выдающимся русским полководцем.
Закончить занятие хочется стихотворением А. С. Пушкина, которое он посвятил М. И. Кутузову.
Читает обучающийся.
Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой...
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.
Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех её врагов,
Сей остальной из стаи славной.
Екатерининских орлов.
В твоем гробу восторг живёт!
Он русский глас нам издаёт;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал — и спас...
Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас,
О старец грозный! На мгновенье
Явись у двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвенье
Полкам, оставленным тобой!
Явись и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!
Но храм — в молчанье погружен,
И тих твоей могилы бранной
Невозмутимый, вечный сон.
Я надеюсь ,что по окончании нашего занятия вы обязательно познакомитесь со страничкой Этнокалендаря и узнаете новые сведения о жизни М. И.Кутузова.
Рефлексия:
Ребята покажите своё настроение нашему солнышку оцените работу на нашем занятии
Красный цвет – я не доволен своей работой я мог бы работать лучше.
Жёлтый цвет - я доволен работой на занятии.
Синий - мне было интересно и я хочу узнать ещё больше.
Список использованной литературы:
Издательский дом «Дрофа»,1998.
2. Монахов А.Л. Путеводитель по Музею-панораме «Бородинская битва». – М.: ИФ «СОРЕК-ПОЛИГРАФИЯ», 2004.
3. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т.1. – М.: Художественная литература, 1985.
4. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.1.- М.: Педагогика-Пресс,1990.
5. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.2.- М.: Педагогика-Пресс,1993.
6. 1. История. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Я познаю мир: Детская энциклопедия; История. – М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
7. www.ru.wikipedia.org/wiki/ Кутузов_Михаил_Илларионович.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к внеклассному мероприятию
Методическая разработка к внеклассному мероприятию на гражданско-патриотическую тему для учащихся начальной школы "Хлеб - всему голова". Которая воспитывает уважение к людям, которые выращивают хлеб, ...
Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия Пословица-"всем углам помощница". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В.
Цель данного мероприятия- привитие любви и интереса к устному народному творчеству, обогащение словарного запаса учащихся.Материал может быть полезен учителям начальных классов и воспитателям ГПД....
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия 1-2 класса Тема: «Правильное питание – великое подспорье для нашего здоровья»
Цель: формировать отношение к правильному питанию, как основной части здорового образа жизни. Задачи: • Формирование представлений о здоровье. • Формирование привычки есть то, что требуется органи...
Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия и урока по учебному предмету «Окружающий мир», 1 класс с использованием здоровьесберегающих технологий (УМК «Школа России») «Зачем мы спим ночью?"
Цель: формировать практические знания, умения и навыки собственного здоровьесбережения; формировать многообразие двигательного опыта и учить использовать его в организации отдыха.Задачи:-Убедить детей...
Методическая разработка системы внеклассных мероприятий «Почему нужно есть много овощей, фруктов и ягод».
Цели:1. Закрепление знаний о фруктах, овощах, ягодах.2. Ознакомление учащихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах, и их значением для организма.3.формировать представление о ...
Методическая разработка «Сценарий внеклассного мероприятия «Пионеры – герои»
Воспитатель призван воспитывать и развивать кадет во внеурочное время. Подготовка к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе, пос...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА сценария внеклассного мероприятия «9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ. МЫ ПОМНИМ. МЫ ГОРДИМСЯ»
Мероприятие является одним из цикла мероприятий, проводимых в русле гражданско-патриотического воспитания детей в МКОУ «ООШ № 9» г. Лиски . Мероприятие составлено в форме литературно-музыкальной компо...