Классный час: «А ты вежлив?»
классный час (3 класс) на тему

Маслова Наталья Александровна

Занятие закрепляет знания детей по этической культуре, навыки культурного поведения в обществе.Показывает важность соблюдения нравственных правил общения, способствующих созданию атмосферы доверия.Формирует навыки и привычки, облегчающие  установление контактов в общении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_ty_vezhliv.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «А ты вежлив?»

                                                                                 Подготовила: Маслова Н.А.

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                                                  г. Саранск
                                                                                                       

         

Цели:

  • Формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения;
  • Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета;
  • Научить детей оценивать собственную вежливость, а также вежливость других людей.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей по этической культуре, навыки культурного поведения в обществе;
  2. Показать важность соблюдения нравственных правил общения, способствующих созданию атмосферы доверия;
  3. Отработать формулы речевого этикета, прививать умения пользоваться ими в своем речевом поведении;
  4. Формировать навыки и привычки, облегчающие  установление контактов в общении;
  5. Вызвать потребность употреблять в речи вежливые слова, составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.

Ход занятия:

        I. Выставка домашних работ учащихся

Домашняя работа представляла собой индивидуальное задание на выбор учащихся:

  1. Объяснить происхождение некоторых вежливых слов;
  2. Нарисовать карикатуру на невоспитанного человека;
  3. Приготовить творческую работу по теме (сочинить стихотворение, подобрать пословицы, загадки и т.д.)

 Организационный момент.

Выступает ученица  со стихотворением, которое может стать своеобразным эпиграфом:

Вежливым должен быть каждый ребенок,

Вежливость знает даже котенок.

Ты, не должен грубить старикам

И не давать дорогу щенкам.

После приема пищи в обед,

Должен сказать ты «спасибо» в ответ,

Если ты сделал что-то плохое,

Надо сказать «извините». Открою

Я вам секрет: «до свиданья», «привет»  

Эти слова помогут нам с вами,

И вмиг исчезнут все наши страданья!        

Ученик. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток», –  тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Ученица. Правила вежливости знакомы всем нам. Они несложны, и каждый человек может и должен их выполнять.

Вот некоторые из них:

  • В вежливости проявляется отношение к другим людям;
  • Вежливый человек всегда здоровается и прощается;
  • Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость;
  • Вежливый человек приветлив и внимателен к другим;
  • Вежливый человек не причиняет никому неприятностей и обид.

Учитель. Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны сказать вежливыми или нет, были действия в ней. Если все было правильно, то вы будете хлопать в ладоши, а если нет – топать ногами.

  1. Работа  в  группах – решение проблемы.

Проблемный вопрос: Что значит, быть вежливым?

Учащиеся класса делятся на три микро-группы , обсуждают и дают коллективный ответ.

Ученица. В обиходе вежливого и воспитанного человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем “волшебными”. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

–   А сейчас выясним, знаете ли вы вежливые слова.

Каждая микро-группа встает и хором договаривает стихотворные строки.

Игра «Словарь вежливых слов» 

  1. Лексико-орфографическая работа.

Задание.

Учитель. Объясните значение слов в правом столбике (Идет обсуждение в микро-группах, используются «Словарь синонимов», «Словарь русского языка»).

Вежливый – соблюдающий правила приличия;

Учтивый – почтительно-вежливый в обращении с людьми;

Корректный – тактичный, вежливый, учтивый;

Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику;

Предупредительный – скромный, обязательный, вежливый;

Любезный – обходительный, предупредительный, учтивый;

Галантный – изысканно вежливый, любезный.

Ответы учащихся

Учитель. С помощью частицы НЕ образуйте антонимы.

СИНОНИМЫ

АНТОНИМЫ

Вежливый

Учтивый

Корректный

Уважительный

Обходительный

Предупредительный

Любезный

Галантный

Учитель. Давайте отметим знаком «+» те слова, которые называют положительные качества человека, а знаком «–»  – отрицательные.

–   Какие из этих слов вам лучше знакомы?

–  Дайте характеристику себе и своим поступкам, используя слова этой таблицы. Начните так «Мне кажется, в общении с другими людьми я …»

  1. Физкультминутка.

  1. Вторичное закрепление.  Выступление ребят – экспертов.

Ученица. Знаете ли вы, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября – международный день приветствий! Да, да, приветствий.

Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира 

Ученик. Все приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”. В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих: “Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение”

Ученица. Еще одна замечательная дата. 11 января  – Всемирный день «спасибо». Самая   «вежливая» дата в году! Слово «спасибо» известно в русском языке с XVI века. Оно произошло от  слов «Спаси бог» – этой фразой на Руси выражали благодарность. Теперь «спасибо» – новое слово, которое обозначает «Я вас благодарю и желаю всех благ»

Ученик. Слова благодарности – это знаки внимания, они являются устными «поглаживаниями» и способны согреть своей теплотой. Мы каждый день говорим друг другу «спасибо», поэтому очень важно помнить, что истинная благодарность лишь та, которая идет только от чистого сердца!

Ученица. Воспитанный человек не может быть злым, ведь воспитанность тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. Значит воспитанность всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.

Ученик. 17 февраля  – День спонтанного проявления доброты – одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически вообще не известен. Предполагается, что в этот день людям следует стараться быть не просто добрыми, что подразумевается само собой, а добрыми беспредельно и бескорыстно.

Ученица. Мы узнаем человека не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Оказывается, при разговоре люди придают словам лишь 7% значимости, интонации – 38%, а мимике и жестам – 55%. Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесенных слов

Ученик.  Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал Владимир Солоухин: «Почти все у человека предназначено для самого себя … кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко»).

 Домашнее  задание (можно на выбор учащегося)

 Встречались ли вам вежливые, воспитанные люди – взрослые или ребята, которые были добры не только на словах, но и на деле?

Расскажи об одном из них или о каждом понемножку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...