Риторика
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
Программа рассчитана на 135 часов, 1 класс- 33, 2 класс-34, 3 класс- 34 , 4 класс- 34.
Для реализации программы используется УМК «Школа 2100».
Учебник «Риторика» Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженска
Если основная цель курса риторики – обучать эффективному (результативному) общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где:
большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков; значительное место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.); понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса.
Задачи программы:
- воспитание стремления к расширению кругозора учащихся;
- развитие познавательных способностей;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности
На занятиях по риторике имеют место и такие методы и приемы, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д., однако особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
риторический анализ устных и письменных текстов;
риторические задачи;
риторические игры.
Риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления .
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Общая характеристика кружка.
Кружок «Детская риторика» входит во внеурочную деятельность по социальному направлению. Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько филологическим содержанием, сколько новизной и необычностью жизненной ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Формы проведения кружка.
Кружок «Детская риторика» учитывает возрастные особенности младших школьников (возрастная категория обучающихся: 7-10 лет), и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах.
Место кружка в учебном плане.
Срок реализации программы - 4 года. Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
В ходе занятий кружка формируются личностные, метапредметные и предметные результаты:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей».;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач»[1];
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».
Риторика помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
1-й класс
Личностными результатами изучения программы «Детская риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения программы «Детская риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения программы «Детская риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
- оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
2-й класс
Личностными результатами изучения программы риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения программы «Детская риторика» является формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения программы «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью );
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
3-й класс
Личностными результатами изучения программы «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения программы «Детская риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения программы «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка );
– пользоваться основными способами правки текста.
4-й класс
Личностными результатами изучения программы «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения программы «Детская риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения программы «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Содержание программы
1 класс (33 часа)
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь )
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычёркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний ), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Рассказ по сюжетным рисункам.
4 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и совместное редактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Формы подведения итогов реализации программы:
- оформление, листовок, газет;
- проектная деятельность
- творческие работы
- участие в конкурсах
Тематическое планирование
1 класс - 33 часа
№п/п | Дата |
Тема занятия | Вид деятельности учащихся | Кол-во часов. | ||
План | Факт | Теория. | Практика. | |||
ОБЩЕНИЕ – 17 часов | ||||||
Речь в жизни человека.. | Объяснять значение речи, общения в жизни людей | 1 | ||||
Учимся вежливости. | Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях | 1 | ||||
Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. | Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения | 1 | ||||
Вывески, их информационная роль. | Объяснять, зачем нужны вывески. Различать вывески – слова и вывески-рисунки . Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д. | 0,5 | 0,5 | |||
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА | ||||||
Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. | Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства | 0,5 | 0,5 | |||
Удивляемся, радуемся, огорчаемся. | Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить | 0,5 | 0,5 | |||
Давайте договоримся | Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. | 0,5 | 0,5 | |||
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ | ||||||
Говорим – слушаем, читаем – пишем | Называть виды речевой деятельности . Различать устную и письменную речь | 1 | ||||
Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно. | Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях | 0,5 | 0,5 | |||
Узнай по голосу. | Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д | 1 | ||||
Правила разговора по телефону. | Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре. Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения | 0,5 | 0,5 | |||
Несловесные средства устного общения: мимика и жесты | Называть средства несловесного общения, объяснять их значение при устном общении | 0,5 | 0,5 | |||
Несловесные средства устного общения: мимика и жесты | Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач. Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях. | 0,5 | 0,5 | |||
Прощаемся в разных ситуациях общения. | Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения | 0,5 | 0,5 | |||
Правила вежливого поведения во время разговора. | Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре. Называть правила вежливости при разговоре. Объяснять, почему их следует соблюдать. Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях | 0,5 | 0,5 | |||
Благодарим за подарок, услугу. | Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения | 0,5 | 0,5 | |||
Повторение и обобщение. | Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д. | 1 | ||||
ТЕКСТ– 17 часов | ||||||
Текст – что это такое? | Различать текст и набор предложений | 1 | ||||
О ком? О чём? (Тема текста). | Определять тему текста. | 0,5 | 0,5 | |||
Заголовок. Разные заголовки. | Объяснять роль заголовка. Озаглавливать текст | 0,5 | 0,5 | |||
Извинение. | Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях | 0,5 | 0,5 | |||
Очень важные слова. | Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения | 0,5 | 0,5 | |||
Знакомые незнакомцы. | Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте | 0,5 | 0,5 | |||
Ключ к тексту (основная мысль текста). | Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях. Выделять незнакомые слова в тексте. | 1 | ||||
Оформление текста на письме. | Выяснять значение непонятных слов. Определять основную мысль текста. | 1 | ||||
Знаки в тексте. | Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте. | 0,5 | 0,5 | |||
Абзацы. | Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте. | 0,5 | 0,5 | |||
Как построен текст. | Выделять начало, основную часть, конец текста. | 1 | ||||
Как построен текст. | Называть изученные признаки текста. | 0,5 | 0,5 | |||
Обращение. | Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях. | 0,5 | 0,5 | |||
Обращение. | Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач. | 1 | ||||
Повторение. | Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года | 1 | ||||
Обобщение | Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей | 1 |
2 класс - 34 часа
№п/п | Дата |
Тема занятия | Вид деятельности учащихся | Кол-во часов. | ||
План | Факт | Теория. | Практика. | |||
ОБЩЕНИЕ – 17 часов | ||||||
1. | Проверь себя. | Приводить примеры важности общения в жизни людей. | 1 | |||
2. | Повторение изученного в 1-м классе. | Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения. | 1 | |||
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА | ||||||
3. | Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания) | Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению. Называть адресанта, адресата высказывания. Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) | 1 | |||
4. | Говорит–пишет. | Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях | 1 | |||
5. | Твои речевые роли. | Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения | 1 | |||
КАК МЫ ГОВОРИМ | ||||||
6. | Темп. Громкость. | Называть несловесные средства общения. | 0,5 | 0,5 | ||
7. | То же слово, да не так бы молвить (тон речи). | Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. | 0,5 | 0,5 | ||
8. | Настроение, чувства и тон говорящего. | Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. | 0,5 | 0,5 | ||
9. | Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. | Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач | 0,5 | 0,5 | ||
УЧУСЬ СЛУШАТЬ | ||||||
10. | Мы слушаем – нас слушают. | Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения. | 1 | |||
11. | Сигнал принят, слушаю! | Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают. | 0,5 | 0,5 | ||
12. | Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное. | Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения. | 0,5 | 0,5 | ||
13. | Слушаем, как говорят. | Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях. | 0,5 | 0,5 | ||
14. | Слушаем на уроке, слушаем целый день! | Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст. | 0,5 | 0,5 | ||
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА | ||||||
15. | Вежливая просьба. | Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили . | 0,5 | 0,5 | ||
16. | Скрытая просьба. | Называть речевые формулы вежливой просьбы. Характеризовать особенности скрытой просьбы. Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения. | 0,5 | 0,5 | ||
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ | ||||||
17. | О чём нам говорит шрифт. | Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текста. | 1 | |||
18. | Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы… | Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) | 1 | |||
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ | ||||||
19. | Тема, основная мысль, заголовок. | Определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать текст. | 0,5 | 0,5 | ||
20. | Опорные слова. | Выделять опорные слова в тексте. | 0,5 | 0,5 | ||
21. | Повторение. | Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам | 1 | |||
ПЕРЕСКАЗ | ||||||
22. | Подробный пересказ. | Различать подробный и краткий пересказ. Пересказывать текст подробно. | 0,5 | 0,5 | ||
23. | Краткий пересказ. | Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста. | 0,5 | 0,5 | ||
24. | План. | Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста. Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам . Составлять план текста для пересказа. | 0,5 | 0,5 | ||
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ | ||||||
25. | Согласие или отказ. Отказывай, не обижая. | Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы. Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ. Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ. Оценивать степень вежливости отказа. | 0,5 | 0,5 | ||
26. | Ответы на отказ. | Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие. Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ | 0,5 | 0,5 | ||
ТИПЫ ТЕКСТОВ | ||||||
27. | Типы текстов | Различать повествование, описание, рассуждение. Объяснять, чем они отличаются. | 0,5 | 0,5 | ||
РАССУЖДЕНИЕ | ||||||
28. | Рассуждение. Примеры в рассуждении. | Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать. Называть части рассуждения. Вводить в рассуждение убеждающие примеры. | 0,5 | 0,5 | ||
29. | Ссылка на правило, закон. | Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон. Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников. | 0,5 | 0,5 | ||
30. | Точные и неточные объяснения. | Различать точные и неточные рассуждения. | 0,5 | 0,5 | ||
ОПИСАНИЕ | ||||||
31. | Описание, признаки предмета. | Определять тему, основную мысль описания. Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли. | 0,5 | 0,5 | ||
32. | Описание в объявлении, загадки-описания, сочини загадку. | Определять в тексте его описательный фрагмент. Сочинять загадку, в основе которой лежит описание. | 0,5 | 0,5 | ||
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ | ||||||
33. | Было или придумано, части рассказа. | Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком . Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика. | 0,5 | 0,5 | ||
34. | Хочу вам рассказать. | Реализовывать рассказ о случае из своей жизни. Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры. Разыгрывать риторические игры | 1 |
3 класс - 34 часа
№п/п | Дата |
Тема занятия | Вид деятельности учащихся | Кол-во часов. | ||
План | Факт | Теория. | Практика. | |||
ОБЩЕНИЕ. НАУКА РИТОРИКА | ||||||
Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. | Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей. Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях. | 0,5 | 0,5 | |||
Твои речевые роли. (Повторение.) | Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты. | 0,5 | 0,5 | |||
С какой целью? Зачем? | Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи. | 0,5 | 0,5 | |||
Задачи общения. | Называть задачи общения. Называть некоторые коммуникативные профессии. | 0,5 | 0,5 | |||
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ | ||||||
Неподготовленная речь. Подготовленная речь. . | Различать подготовленную и неподготовленную речь. Анализировать примеры неподготовленной речи . Называть приёмы подготовки устного высказывания. | 1 | ||||
Приёмы подготовки. | Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания | 0,5 | 0,5 | |||
Говорим подробно, кратко | Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко | 0,5 | 0,5 | |||
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) | ||||||
Похвала (комплимент). | Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения. Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией | 0,5 | 0,5 | |||
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ | ||||||
Слушаем, вдумываемся. | Называть задачи слушания. Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации. Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя. Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах. Оценивать свои особенности как слушателя . | 0,5 | 0,5 | |||
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ | ||||||
Читаем учебные тексты. Учимся писать, редактировать. | Анализировать роль различных выделений в учебных текстах Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план. | 0,5 | 0,5 | |||
Как исправить текст? (Правка текста.) | Объяснять, зачем нужно исправлять текст. Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами. | 0,5 | 0,5 | |||
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ | ||||||
Что такое вежливость. | Давать определение вежливости. | 1 | ||||
Что такое вежливость. | Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях | 1 | ||||
Добрые дела – добрые слова. | Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам | 1 | ||||
Добрые дела – добрые слова. | Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам | 1 | ||||
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ | ||||||
Проверь себя. | Называть признаки текста, типы текстов. Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты. | 1 | ||||
Тексты разные нужны. | Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления | 1 | ||||
Диалог и монолог. | Различать диалог и монолог | 1 | ||||
Диалог и монолог. | Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов | 1 | ||||
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ | ||||||
Пиши правильно! Произноси правильно! | Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению. Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего. | 1 | ||||
Употребляй слова правильно! | Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём | 1 | ||||
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА | ||||||
Пересказ. | Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста. Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения. | 0,5 | 0,5 | |||
Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) | Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа. Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста. | 0,5 | 0,5 | |||
Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация). | Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе. Вводить в пересказ эффективные цитаты. Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги. | 0,5 | 0,5 | |||
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… | ||||||
Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? | Анализировать структуру поздравления – устного и письменного. Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации. | 0,5 | 0,5 | |||
С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление | 1 | ||||
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ | ||||||
Рассуждение. | Анализировать известные структуры рассуждений. | 0,5 | 0,5 | |||
Вывод в рассуждении. | Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом. | 0,5 | 0,5 | |||
Правило и цитата в доказательстве | Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении | 0,5 | 0,5 | |||
Правило и цитата в доказательстве. | Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами | 1 | ||||
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ | ||||||
Сравни и скажи. | Анализировать сравнительные описания, их структуру. | 0,5 | 0,5 | |||
Правила сравнения. | Называть правила сравнения. Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения. | 0,5 | 0,5 | |||
Как строятся сравнительные тексты. | Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение. Реализовывать сравнительное описание разными способами. | 0,5 | 0,5 | |||
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ | ||||||
Итоговое занятие. | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры. Разыгрывать риторические игры. | 1 |
4 класс - 34 часа
№п/п | Дата |
Тема занятия | Вид деятельности учащихся | Кол-во часов. | ||
План | Факт | Теория. | Практика. | |||
ОБЩЕНИЕ | ||||||
Речевая ситуация. | Называть компоненты речевой ситуации. Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным. | 0,5 | 0,5 | |||
Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. | Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.. | 0,5 | 0,5 | |||
Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). | Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику. Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения. | 1 | ||||
Особенности говорения. | Называть словесные и несловесные средства устной речи. | 1 | ||||
Речевые отрезки и паузы. | Объяснять роль пауз, логических ударений. Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении. Демонстрировать уместное употребление несловесных средств. | 0,5 | 0,5 | |||
Успокоить, утешить словом. | Называть этикетные формулы утешения. Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации | 0,5 | 0,5 | |||
Утешить – помочь, утешить – поддержать. | Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом. | 0,5 | 0,5 | |||
Какой я слушатель. | Оценивать себя как слушателя. | 1 | ||||
Я – читатель | Оценивать себя как читателя | 1 | ||||
ТЕКСТ | ||||||
Типы текстов. | Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев. | 0,5 | 0,5 | |||
Яркие признаки текста. | Называть признаки текста | 0,5 | 0,5 | |||
Абзацные отступы, завершающий абзац. | Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам | 0,5 | 0,5 | |||
Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. | Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации. Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения | 0,5 | 0,5 | |||
Знаки вокруг нас, дорожные знаки. | Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни. | 0,5 | 0,5 | |||
Знаки-символы и знаки-копии. | Различать знаки-символы и знаки-копии. | 0,5 | 0,5 | |||
Опорные конспекты. | Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков. | 0,5 | 0,5 | |||
Составляем опорный конспект. | Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное | 1 | ||||
Описание – деловое и художественное. Вежливая оценка. | Различать описания разных стилей. Реализовывать описания двух разных стилей. Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости. Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д. | 0,5 | 0,5 | |||
Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). | Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении . | 0,5 | 0,5 | |||
Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). | Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств | 1 | ||||
Во-первых, во-вторых, в-третьих … | Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами | 1 | ||||
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ | ||||||
Словарная статья. | Анализировать словарную статью. | 0,5 | 0,5 | |||
Словарная статья. | Реализовывать словарную статью к новым словам. | 1 | ||||
Рассказ. | Анализировать типичную структуру рассказа. | 0,5 | 0,5 | |||
Хочу рассказать. | Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни. | 1 | ||||
Служба новостей | Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. | 0,5 | 0,5 | |||
Что такое информация. | Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров. | 0,5 | 0,5 | |||
Газетная информация, факты, события и отношение к ним. | Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям | 0,5 | 0,5 | |||
Информационные жанры: хроника, заметка. | Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д. | 0,5 | 0,5 | |||
ОБОБЩЕНИЕ | ||||||
Говорю, пишу, читаю, слушаю. | Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности. Называть изученные речевые жанры. Формулировать правила эффективного общения. | 1 | ||||
Речевые жанры. | Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются | 0,5 | 0,5 | |||
Этикетные жанры и слова вежливости. | Называть этикетные речевые жанры | 0,5 | 0,5 | |||
Этикетные диалоги, речевые привычки. | Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Оценивать свои речевые привычки. | 1 | ||||
Хочу вам рассказать. | Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам | 1 |
Учебно - методическое обеспечение
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.
- Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые теоретические сведения и разработки уроков (их в общей сложности 26).
- Волков А.А. Курс русской риторики. — М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001
- Савкова З.В. Искусство оратора. — СПб.: Общество «Знание», 2003
- Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. — М.: «Знание», 1978.
- Миртов А.В. Умение говорить публично. — Тула: Автограф, 2000.
- Зарецкая Е. Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. — М.: Дело, 2000.
- Сергееич П. Искусство речи на суде.— СПб, 1910
- Анисимова Т.В. Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: учебное пособие.
Материально-техническое обеспечение
- DVD-плеер, (видеомагнитофон);
- цифровой фотоаппарат;
- компьютеры.
Планируемые результаты:
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов
—приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально-одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов
—получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов
—получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то
мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
В 1 классе возможно достижение результатов 1 уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
∙ Стартовый:
-позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе
учителя);
∙ Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
-пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
∙ Итоговый:
-контроль в формах публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
-решение риторических задач;
-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
∙ Самооценка и самоконтроль:
Определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП-Риторика-4 класс
Риторика (34 ч) Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), 2ч., М.: Просвещение,2002г. . Учебно-методический комплект:-Ладыженская Т. А. Детская рито...
календарно-тематическое планирование по предмету "Детская риторика"
Детская риторика...
Рабочая программа по детской риторике 4 класс по программе Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по риторике для 4 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по риторике 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по риторике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
Презентация к занятию по риторике № 2. Чему учит наука риторика
Риторика 2 класс. Занятие № 2. Тема: Чему учит наука риторика...
Презентация к занятию по риторике № 3. Надо ли учиться риторике (2 класс)
Презентация к занятию по риторике № 3. Надо ли учиться риторике (2 класс)...