Кругом вода
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Кругом вода.
Познавательная игра.
Игра позволит расширить знания учащихся об особенностях и значении воды в природе и жизни человека.
Ход игры.
Ведущий. Здравствуйте, ребята, приглашаем вас на нашу игру, где вы сможете, проявив внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать что-то новое, о чём-то задуматься. Речь пойдёт сегодня о воде.
Ученик.
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты?
Вода в ответ:
-Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
-Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана донёсся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана!
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке-
Нам откликнется всегда океанская вода!
Ведущий. Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета. А голубым на карте изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем.
Вода – одно из самых важных для человека веществ. Его организм, кровь,, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях её ещё больше.
При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается. Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды – менее 10.
Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды- всего лишь несколько дней, так как в воде растворяются важные для жизнедеятельности организма вещества.
Вода – в океанах и морях, реках и озёрах, под землёй и в почве. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Но вода не только всех поит она ещё и кормит. Её воды богаты разнообразными организмами, которых и человек использует в пищу.
Вода – добрый друг и помощник человека. Она – удобная дорога: по морям, рекам и океанам везут грузы и пассажиров. Она послушно вращает турбины на электростанциях. И моет всех тоже вода. Умываются люди, «умываются» машины, «принимают душ» города и дороги…
Вода минеральных источников оказывает лечебное действие. Многие из источников горячие. И люди используют это тепло. На Камчатке, где таких источников очень много, выращивают овощи в теплицах в любое время года.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды!
Вот она какая, наша вода!
Конкурс 1. Художественный.
- Внимание! Сейчас вам понадобится проявить фантазию и умение. Поскольку роль воды очень велика, то вы попытаетесь это доказать сами. Каждому участнику раздадут листки бумаги, где изображён контур капли воды, а вы за пять минут попробуете её так преобразить (дорисовать), чтобы она превратилась в объект (животное, растение, либо во что-то из неживой природы), который содержит воду.
Участникам предлагают бумагу с контуром капли, фломастеры. Во время паузы зрители вспоминают пословицы о воде: Вода не мутит ума. Вода и плотину рвёт. Вода с гор потекла – весну принесла. Вода студёна – тело ядрено. В ступе воду не толкут. Вода всегда путь найдёт. Много снегу – много хлеба, много воды – много травы. Вода и мельницу ломает. Вода – кораблям, песок – журавлям. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Жди горя с моря, беды от воды. Воду в решете не утаишь. Вода с ледком в зиму не диво. Мокрый воды не боится.
Завершив работы, участники представляют зрителям свои варианты. У участников команд конкурса при повторении объектов баллы не засчитываются. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов по предложенным вариантам.
Подведение итогов.
Конкурс 2. Загадочный.
Ведущий. Мы часто слышим пословицы и поговорки: Пар костей не ломит. Весенний лёд толст, да прост, осенний тонок, да цепок. Без росы трава не вырастет. Весенний дождь растит, осенний гноит. О чём в них идёт речь? Конечно же о воде.
На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это твёрдое состояние воды. Лёд можно видеть у нас на реках и озёрах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находятся реки и моря, и это далеко не вся вода, имеющаяся на земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озёра. И вы не удивляетесь тому, что и твёрдый лёд, и лёгкий, как газ, пар тоже вода. Таково её свойство: она бывает жидкой, твёрдой и газообразной. Об этих свойствах воды человек знает уже давно, и у нашего народа существует много интересных загадок по этому поводу. Давайте мы с вами попробуем их разгадать.
Загадки попеременно загадываются командам, даются три попытки. Если отгадка не найдена, то право разгадки уходит к другой команде.
Примерные загадки:
- Течёт, течёт – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
- Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег)
- Кругом вода, а с питьём – беда. (Море)
- Не драгоценный камень, а светится. (Лёд)
- Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил. (Дождь)
- Ног нет – а идёт, глаз нет – а плачет. (Туча)
- Во дворе горой, а в избе водой. (Снег)
- Чего в гору не выкатить, а в решете не унести и в руках не удержать? (Вода)
- Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
- Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
- Алёна-царевна по городу ходила, ключи обронила. Месяц видел, солнце взяло. (Роса)
- Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью спать ложусь. (Река)
- Белый Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает. (Снег)
- Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (Роса)
- Белые барашки на синем лугу…А кто их пасёт, понять не могу. (Облака)
- Не конь, а бежит. Не лес, а шумит. (Река)
Подведение итогов.
Конкурс 3. Вода – путешественница.
Ведущий. У меня, ребята, возник вопрос: вода в реке течёт круглый год и никогда не кончается. Откуда берётся вода в реках? В моря впадает множество рек. Почему же моря не переполняются и не заливают сушу?
Общее количество воды на земле не меняется. В природе происходит процесс испарения воды с поверхности всех водоёмов земли. В течение года с поверхности морей и океанов, рек и озёр испаряется огромное количество воды. Столько же возвращается на поверхность земли в виде снега и дождя. Такой водообмен повторяется уже много миллионов лет. Поэтому я предлагаю вам повторить этот круговорот воды. Сделать это нам возможно лишь на бумаге.
Сейчас вам выдадут чистый лист бумаги, клей и вырезанные из бумаги различные фигурки. Эти фигурки изображают основные части круговорота воды. Вам за 5 минут необходимо расположить компоненты круговорота в правильном порядке и при помощи клея закрепить их, чтобы показать нам. Будьте внимательны. От вас зависит, будет ли на нашей планете всё в порядке, или произойдёт потоп.
Подведение итогов.
Конкурс 4. Всезнайки.
Ведущий. Есть у воды одно очень важное свойство: она может легко растворять в себе многие вещества. В природе вода растворяет различные соли, находящиеся в земных слоях, и многие другие твёрдые тела и даже газы. Благодаря этому свойству она связывает между собой многие организмы и обеспечивает их существование. Человек использует способность воды растворять различные вещества.
Сейчас мы проверим, как вы сможете использовать это свойство, оказавшись в непредвиденной ситуации.
Командам-участникам предлагаются карточки с заданиями, которые они обсуждают в течение трёх-пяти минут коллективно и дают свой ответ. Жюри оценивает правильность.
Задание команде 1.
Во время туристического похода вся соль случайно рассыпалась и перемешалась с песком. Какой выход существует из такой ситуации?
- Рассыпанную соль надо собрать вместе с песком в посуду, залить водой и размешать.
- Соль хорошо растворяется в воде. Песок осядет на дно.
- Процедить раствор через тряпочку ( чистый носовой платок, марлю, бинт), чтобы избавиться от плавающего мусора и песка.
- Потом раствор довести до кипения и выпарить. Когда вся вода испарится, на дне посуды останется соль.
Задание команде 2.
Имеется смесь из соли, песка и опилок. Как с помощью воды отделить друг от друга вещества, входящие в эту смесь?
- Смесь высыпать в посуду с водой.
- Опилки будут находиться на поверхности воды, и их легко собрать.
- После этого размешать смесь до полного растворения соли в воде.
- Затем раствор отфильтровать. В фильтре останется песок.
- Воду выпарить на огне. На дне посуды останется соль.
Дополнительные вопросы.
- С этими заданиями вы, ребята, справились хорошо. Поэтому предлагаю вам ещё несколько занятных вопросов.
1. Для чего в крышке чайника делают маленькое отверстие? (Это отверствие сделано для выхода пара. Известно, что вода, превращаясь в пар, увеличивается в объёме более чем в 1500 раз. Если в крышке чайника такого отверствия не будет, то, когда вода закипит, пар будет приподнимать крышку и она начнёт подскакивать и греметь.)
2. Почему летом на растениях ночью и рано утром появляется роса? (Ночью становится прохладнее и воздух охлаждается. Пар, содержащийся в воздухе, превращается в воду и оседает у поверхности земли. На траве, листьях кустарников появляются капли воды. Это и есть роса.)
1. В какую погоду лучше всего сохнет мокрое бельё, развешанное на верёвках? (В сырую и ненастную погоду воздух сильно насыщен влагой. Процесс испарения влаги с поверхности влажного белья будет происходить очень медленно. Сырое бельё лучше всего сохнет в тёплую, солнечную и ветреную погоду.)
2. Поздней осенью стоит холодная и ветреная погода. Пока вода ещё не замёрзла, где водоплавающим птицам находиться теплее: на воде или земле? (Воздух охлаждается быстрее воды. Поэтому в холодную осеннюю погоду гусям и уткам теплее на воде.)
1. Что общего и в чём разница между облаками и туманом? (И облака, и туман состоят из мельчайших капелек воды. Разница между ними заключается в том, что облака образуются высоко над землёй, а туман над поверхностью земли.)
2. Почему вода в родниках всегда очень чистая? ( Когда грунтовые воды просачиваются через слои почвы, они проходят и через слой песка, как через фильтр. Вода при этом очищается от разных примесей. Происходит фильтрация воды.)
Подведение итогов.
Конкурс 5. Театральный.
Раздаются карточки с общим текстом сценки и текстом по ролям для действующих лиц. Им требуется прочитать текст, распределить роли и обыграть их ( разрешено текст читать по карточке).
Конкурс может быть предложен как домашнее задание. В этом случае оценивается артистичность и эмоциональность.
Сценка для команды 1.
Сказка о «нефтяной» рыбке ( по мотивам сказки А.С.Пушкина «О золотой рыбке»).
Действующие лица.
Автор.
Старик.
Рыбка.
Автор стоит в стороне, а старик разыгрывает действия.
Автор. Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море старик невод. Пришёл невод…
Старик ( удивляясь и перечисляя вслух содержимое «улова», находящегося в неводе). …с тиной морскою, с …ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.
Автор (грозно). Он второй раз забросил невод. Пришёл невод…
Старик (печально). …с рваным башмаком и изношенной, «лысой» шиной.
Автор (с надеждой). В третий раз забросил он невод. Пришёл невод…
Старик (радостно). …с одной рыбкой. Да не с простою, а золотою!
Автор. Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась.
Рыбка (жалобно). Не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!
Сценка для команды 2.
«У острова Буяна» (по мотивам « Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина).
Действующие лица.
Автор.
Князь Гвидон.
Дядька Черномор.
Автор. Князь Гвидон сидел у моря.
Князь Гвидон (с опаской).
Море вдруг всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Черномора-богатыря,
Нефтью жирною горя.
Стража в мире нет надежней,
И храбрее, и прилежней.
Дядька Черномор (тяжело дыша, Гвидону).
Славный город твой храню
И дозором обхожу.
Но нынче много средь морей
Развелося кораблей-
Кругом мусор на просторе,
(Отчаянно.) Превратили в свалку море!
Гибнут рыбы, крабы, птицы…
Завтра все может случиться:
Голод, мало кислороду,
Поскорей спасайте воду!
Ведущий. Спасибо вам, ребята. Итак, мы не просто поиграли с вами сценки, а затронули самый важный вопрос о чистоте наших водоёмов.
Чистой воды на земле становится всё меньше и меньше. Недостаток её уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения.
Заводы и фабрики, электростанции потребляют большее количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки озёра попадают различные ядовитые вещества. Сами люди часто выбрасывают в реки разный мусор и хлам, не задумываясь о последствиях. В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения – все живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжёлых заболеваний.
Часто люди оставляют включенными краны с водопроводной водой, и из них вытекает большое количество чистой воды. Воду надо беречь!
Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей среды.
Многое делается для защиты воды в нашей стране, но проблема охраны её по-прежнему остра. Поэтому я предлагаю провести следующий, заключительный конкурс.
Конкурс 6. Спаси и сохрани!
Задание в течение пяти минут разработать и записать свои правила о том, что нужно и чего нельзя делать для сохранения чистой воды.
Ведущий. Вот и закончилась наша игра. В заключение мне хочется произнести слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь…». Именно в воде много миллионов лет назад возникли первые живые существа, она является колыбелью всего живого.
Подведение итогов заключительного конкурса и итогов игры.
Использованная литература
Алексин А.Г., Алексеев С.П. и др. Что такое. Кто такой. 3-е изд., перераб.: В 3 т. Т.1.М.: Педагогика-Пресс,1992.
Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. М.: Омега,1997.
Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. 5-е изд., испр. И доп. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
Русские пословицы и поговорки /Под ред. В.Аникина. М.: Худож. лит.,1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики и конструирования в 1 классе.Тема: "Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга."
1 класс Тема: Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга.Цель: - учить детей распознавать геометрические фигуры по их признакам...
проект учащихся на тему "Кругом вода"
Проектная работа учащихся 4 "А" класса МОУ Лицей г.Истры на тему "Кругом вода", содержит сведения о воде с точки зрения литературы, биологии, истории и геральдики. Руководитель проекта Дубова О.А....
Вода, вода, кругом вода...
Проект разработан с целью закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира; развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность, умение работать в команде...
Кроссворд на тему "Вода кругом вода"
Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира по теме "Вода"...
Спортивное мероприятие "Вода, вода, кругом вода!"
Проводится мероприятие на улице в тёплое время года с использованием воды....
Вода, вода, кругом вода...
Познавательная игра для учащихся 3-4 классов к Международному дню охраны водных ресурсов...
Диагностическая методика №1. «Круги на воде»
Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трё...