внеклассное мероприятие Донские посиделки
классный час (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель:
Дорогие гости сегодня мы приглашаем вас на НАШИ РОДНЫЕ ДОНСКИЕ казачьи посиделки!
На завалинках в светелках
Иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых
Любили казаки, да что там говорить, любят и сейчас
Собраться в светёлке, поговорить, повеселиться.
Ведущий 1.
Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу.
Позову-ка я ребят к нам на посиделки.
Будут песни, будут пляски.
Приходите поиграть,
Зимний вечер скоротать!
В зал входят ребята, в руках у них сладости.
Мальчик:
В курень жаркий ваш
Мы пришли с подарками.
Дети ставят гостинцы на стол.
Девочка:
Разрешите поплясать. Разрешите топнуть.
Неужели в куреньке половицы лопнут?
Звучит веселая музыка. Девочки исполняют танец.
Учитель:
Ребята, давайте вспомним. А кто такие казаки? (вольный воин).
Происхождение слова «казак» неустановленно. И даже сами казаки не могли дать точного определения и для верности добавили слово «вольный». Вольный казак живет по своим обычаям и законам, защищает право на такую жизнь оружием.
Но где бы ни воевали казаки, они всегда возвращались в свой донской казачий край. И всегда гордились и гордятся тем местом, где они живут.
1. Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
2. Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.
3. Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
4. Вы бывали на Юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.
5. Любимый край степной...
Любимый край Донской
И луг цветущий здесь весной...
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя !
Откуда же появились казаки?
В середине 16 века степные просторы по долинам рек Днепра, Дона, Волги, стали заселяться людьми, бежавшими из центральных районов Московской Руси.
Ученик:
В ковылях средь серебряной рани,
В цветущей душистой степи
Казаки себе стан выбирали
У извилистой тихой реки.
Люди, которые не могли терпеть больше барский гнет, бежали в степи, объединялись в казацкие толпы и образовывали поселения.
Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Позже городки стали называться станицами.
- А какие станицы вы знаете? (учащиеся перечисляют станицы)
- На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - "чтобы всё водилось." На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона.
Казачий курень - двухэтажный. У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж). Это спасало от разливов рек. На первых порах в казачьих городках поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.
Главное помещение в казачьем курене - «зало». Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница, имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах. В одном углу –горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов. Зала всегда была готова к приему дорогих людей.
Казак и казачка:
- Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
2.Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
- Жива традиция.
Жива- от поколенья старшего.
Важны обряды и слова,
Из прошлого из нашего.
- И потому принять изволь,
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
ОБХОДЯТ ГОСТЕЙ, УГОЩАЮТ КАРАВАЕМ.
Казак: гармонист, кудесник,
На вечернице в строю.
Песне, доброй русской песне
Слово первое даю.
Исполнение песни «Как за Доном, за рекой казаки гуляют»
А сейчас мы совершим экскурсию по куреню.
Ученики:
Спальня в казачьем курене
В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.
Кухня
Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.
Казачьи семьи
Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.
Среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ, а малая семья состояла из 4 человек.
Отец и мать
Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём, уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.
На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.
Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».
И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».
Воспитание мальчика
Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.
Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.
Инсценировка.
Стоят мать и отец. В руках отца икона. Перед ними сын. Отец благословлял сына такими словами:
Отец.
- Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословение (подает икону) от меня и твоей матери и знай, что с верой в Бога тебе не будут страшны вражеские муки, ни мечи неприятеля. Послужи царю-батюшке как деды и отцы твои служили.
Получив благословение, казак кланялся в ноги отцу, матери, жене, детям, говоря при этом:
Сын
- Прости меня, родной батюшка!
- Прости меня, родная матушка!
- Прости, милый друг (жене) жди меня! Бог даст, свидимся!
Воспитание девочки
Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.
- До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей.
Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга.
К-к: Как это?
Вед: А вот как
Ребенок: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Вед: Начни
Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ребенок 2: А я знаю другую сказку.
Ребенок 3: Какую?
Ребенок 2: Мы с тобой шли?
Ребенок 3:Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Где же он?
Ребенок 3:Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой
Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается)
Ребенок 3: Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Так, где кожух? (на повышенном тоне)
Ребенок 3: Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой?
Вед: И так до бесконечности.
Вед.: Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.
Ученики по очереди:
- Гриб хорош белый, а казак умелый.
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
- Казак с конем и ночью и днем;
Ведущий:
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем!
1. Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
2. На чужой спине едет, на своей груз везет?(Седло)
3. На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)
4. Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)
5. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)
6. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется? (Ведра и коромысло)
Ведущий:
Молодцы, поиграли, загадки отгадали
Ведущий 2.
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Местные частушки!
Инсценирование .
Девочки одна вяжет, другая вышивает, третья- прядет и ребята исполняют частушки.
1. Щука плавает в Дону,
Спит на яблоне в саду…
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.
2. Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес…
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.
3. Из-за Дона, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
4. Чтобы печка разгорелась
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
5. Сидит ежик на березе –
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.
6. Ой, ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
7. Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр,
Вот устроили базар.
8. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Ведущий 1.
Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Игра
Мальчик.
Как сладко пахнет хлеб зерном,
Спеченным на листе капустном;
Какая корочка на нем,
И как хрустит он вкусно!
А мы садимся у стола,
Друг друга поздравляя,
Что вот уже пришла пора
Донского каравая!
Девочка.
Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-элексир!
Ведущий 1 Учитель: В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще мёда.
Не знаю как другой, но я
Весь- слух, весь- жадное вниманье,
Когда услышу соловья
Возвышенное ликованье.
Осенний лес затих, замолк,
Над степью прошумели ливни,
Но соловьиный свист и щёлк
Звучат в душе напевом дивным.
Чуть- чуть взгрустнули небеса,
В природе ярких красок мало,
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.
Пусть облетели тополя,
Я у степной твержу криницы:
"Благословенной будь земля,
Где довелось и мне родиться".
О казачестве всегда
Слава по Руси плыла.
На Дону и на Кубани
Казаки поныне славят
Свою волю, власть народа.
Соблюдают очень строго
Десять заповедей святых.
Изучи, дружочек, их.
Пятиклассники читают заповеди казаков.
1.Честь и имя казака
В жизни главные всегда.
2.Есть у каждого права -
«Нет ни князя, ни раба».
Все равны в своих правах,.
3.По делам лишь одного
О казачестве всего
Судит весь честной народ.
4.Стойким будь, служи народу,
Охраняя мир, природу.
5.Слово дал – его держи,
Казачьим словом дорожи!
6.Старость всюду почитай,
Стариков не обижай.
7.Память предков сохраняй,
По обычаям решай.
8.Если трудно – погибай,
Но товарища спасай!
9.Век служи и век трудись –
Такова казачья жизнь!
10.Береги свою семью,
Почитай свою родню.
Вместе: Надо казаком родиться,
Чтоб весь век судьбой гордиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Новогодние посиделки"
В этом сценарии использовала русский фольклор....
Внеклассное мероприятие "Луковые посиделки" для учащихся 1-4 классов и группы краткосрочного пребывания детей
В данной статье представлен материал для проведения праздика Осени. При проведении данного праздника в игровой форме я попыталась расширить представления учащихся об окружающем мире; об очень ва...
Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"
МОУ «Райсеменовская средняя общеобразовательная школа" КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ВО 2 КЛАССЕ,ПРОВЕДЕННОГО НА РАЙОННОМ СЕМИНА...
внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"
Внеклассное мероприятие с применением музейной технологии...
Внеклассное мероприятие "Семейные посиделки".
Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит...
Внеклассное мероприятие "Осенние посиделки" для 3-4 классов
В данной разработке есть стихи об осени, конкурсы, частушки и другой материал, который поможет при подготовке к любому осеннему празднику. Данное мероприятие можно провести с учащимися 1 - 9 классов м...
Открытое внеклассное мероприятие "Донские казаки на службе государству Российскому"
Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.Задачи:1. Воспитательная: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края,...