Цикл классных часов "Дорога в 5 класс"
классный час (4 класс) на тему
Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В 5 классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, кабинеты, правила. Поэтому очень важно уже в 4 классе начинать работу по психологической подготовке детей к обучению в средней школе. Предлагаемые занятия рекомендуется проводить во 2 полугодии в 4 классе. Именно в этот временной промежуток тема перехода к обучению в средней школе звучит особенно актуально (подготовка к выпускному празднику, итоговые контрольные работы, родительские собрания).Занятия лучше проводить в виде марафона (на одной неделе), что позволит детям более глубоко войти в тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doroga_v_5_klass.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 36
г. Дзержинск Нижегородской области
Цикл классных часов
для будущих пятиклассников
«Дорога в 5 класс»
Автор-составитель: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 36
Елшина Светлана Николаевна
Дзержинск
2014 г
ОбоснованиеПереход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В 5 классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, кабинеты, правила. По данным изучения тревожности с помощью теста Филлипса (см. Коблик Е Г. «Первый раз в пятый класс» М., «Генезис», 2003 г.) общая тревожность в начале года повышенная. Наиболее высокие показатели выявлены по следующим параметрам: страх самовыражения, оценивания, страх не соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих.
Поэтому очень важно уже в 4 классе начинать работу по психологической подготовке детей к обучению в средней школе. Предлагаемые занятия рекомендуется проводить во 2 полугодии в 4 классе. Именно в этот временной промежуток тема перехода к обучению в средней школе звучит особенно актуально (подготовка к выпускному празднику, итоговые контрольные работы, родительские собрания).Занятия лучше проводить в виде марафона (на одной неделе), что позволит детям более глубоко войти в тему.
Взрослым важно понять, насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности. Особую роль играет степень сформированности социально-психологических умений и навыков, определяющих успешность адаптации:
- навыки поддержки и самоподдержки
- навыки уверенного поведения
- навыки общения и достойного поведения
- умение использовать накопленный позитивный опыт в изменяющихся условиях
- умение самостоятельного решения конфликтных ситуаций
- умение работать с негативными эмоциональными состояниями
Предлагаемые занятия направлены на формирование социально-психологических навыков, которые позволят им успешно войти в новые условия школьной жизни.
Цель: повышение уровня психологической готовности детей к обучению в 5 классе. Психологическая поддержка детей к переходу в 5 класс.
Задачи: Осознание детьми специфики обучения в средней школе и предстоящих изменений.
Снижение уровня школьной тревожности.
Расширение репертуара навыков саморегуляции и решения проблемных ситуаций.
Развитие коммуникативной сферы.
Формирование уверенности и ответственности.
Методы и приёмы:
Дискуссии
Рисуночная арт-терапия
Моделирование образцов поведения
Предполагаемый результат:
- повышение уровня информированности о предстоящих изменениях
- снижение уровня тревожности
- повышение уверенности
- повышение групповой сплоченности
- обеспечение навыками решения конкретных школьных трудностей и навыков саморегуляцииЗанятие №1.
«Чему мы научились в начальной школе»
Задачи: Прояснение ожиданий детей по поводу обучения в средней школе
Повышение уверенности в себе.
Информирование о специфике обучения в 5 классе.
Способствовать положительному восприятию будущих перемен.
Материал: цветовые карточки Люшера (большой формат), бланки-таблицы, бланки «Я в лучах солнца» на каждого ребёнка.
ХОД:
- Вопрос для класса: Как вам кажется, как измениться ваша жизнь в 5 классе? (активизация представлений детей об изменениях в их жизни)
Учащиеся высказывают свои мнения. Ведущий анализирует высказывания с позитивной точки зрения, и выписывает их на плакат.
- С каким цветом ассоциируется переход в 5 класс? (анализ восприятия предстоящих изменений на эмоциональном уровне)
На доске вывешиваются цветные карточки Люшера . Учащиеся выбирают цвет. И под каждой карточкой записываем количество поднятых рук. Желающие могут прокомментировать свой выбор. Подводим итог: «каково восприятие предстоящих изменений на уровне цвета»
3. Информация о дороге в виде метафоры.
Обучение в школе – это дорога от одной станции до другой. Все учащиеся осуществляют движение по этой дороге (маршрут для всех один). Но качество продвижения у всех может быть разным: быстрым и без препятствий, долгим - и с решением разных трудностей. Мы прошли первый этап нашего пути. Предстоит подвести итоги и наметить задачи, которые помогут сделать следующий этап положительным и радостным.
- Ознакомление с целями и задачами занятий.
(подведение итога, чему мы научились в начальной школе и что важно не растерять)
- Вспомним, какими пришли вы в 1 класс? Расскажите о своих воспоминаниях. (дети делятся своими воспоминаниями. Предлагается и учителю ответить на вопрос: «Что вы чувствовали, что ожидали в тот день?»)
- Работа с раздаточным материалом (активизация положительного восприятия результатов обучения в начальной школе, подведение итогов)
Что не получалось, что было сложным. | Сейчас получается, тетерь справляюсь |
Вывод: важно не растерять чувство уверенности, радости от достижений в учебе, в общении. Вера в своё «Я»- важное условие будущих достижений.
- Информирование о специфике обучения в 5 классе (информирование о специфике организации обучения в среднем звене )
- особенности кабинетного обучения
- особенности расписания
- особенности взаимодействия с учителями
- особенности расписания
- изучение наук, что требует более высокого уровня развития мышления, памяти
- Сейчас я буду зачитывать перечень качеств, а вы обоснуйте полезно это или нет, и почему? (анализ умений, помогающих и мешающих в школьной жизни)
- Находить положительные стороны в трудной ситуации. Полезно
или нет? Почему?
- Настаивать на своём, спорить, не слушая другого.
- Переживать из-за своих ошибок
- Уметь планировать своё время и быть организованным.
- Не соблюдать школьные правила.
- Просить о помощи.
В ходе обсуждения утверждений ведущий вместе с детьми заполняет плакат, на котором записывает , что полезно, что вредно в организации обучения.
- Упражнение «Я в лучах солнца» (повышение уверенности)
Учащимся раздаются листочки с изображением солнца. В лучах дети записывают свои сильные стороны , которые помогают сейчас учиться и будут помогать в 5 классе.
По окончании занятия оформленные работы вывешиваются на стенд
.10. Подведение итога занятия и обратная связь от детей
Обратная связь (на каждом занятии дети по 10 –ти бальной системе оценивают его: 0 баллов – не понравилось, 10 баллов - понравилось)
Занятие № 2
«Конфликты и взаимодействие»
(чему мы научились)
Задачи: Осознание детьми условия, помогающих в развитии дружеских отношений
Обсуждение основного правила взаимодействия между людьми
Выработка основных правил взаимодействия в классе.
Материал: ватман для коллективной работы, у каждого ребёнка вырезанный цветок с лепестками.
ХОД:
Вступление:
В 5 классе учителя разные, условия другие, поэтому надо друг другу помогать, оказывать дружескую поддержку. Важно сохранить дружбу. На занятии обсудим вопросы взаимоотношений, условий сохранения дружбы.
- Портрет класса «Если бы наш класс был …» (активизация восприятия класса на ассоциативном уровне)
Ведущий перечисляет стимулы (погода, растение, животное, птица), а учащиеся по желанию дают свои ассоциации.
- Оформление плаката «Что важно в дружбе, что мешает дружбе»
(Осознание детьми факторов, помогающих и мешающих развитию дружеских отношений в классе.)
- Групповое обсуждение правила
Не разрушать-
Себя Других Окружающий мир
-Как вы понимаете это правило?
-Приведите примеры на это правило?
- Групповая работа Необходимо в группах по 4 человека найти конструктивные варианты разрешения конфликтной ситуации, исходя из введённого правила.
- Кто-то дразнит или обзывает тебя
- Одноклассник колет спину или бросает ластик в тебя
- Учитель несправедливо обвинил тебя в списывании
- Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом (сестрой)
- Оформление памятки «Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить разгорания конфликта» (расширение ресурсов детей в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций)
- просить прощение
- обращаться за помощью к родителям, учителю
- признавать свои ошибки
- понять причины конфликта
- выслушать претензии
- попросить перестать действовать так, как вам не нравиться
- поддерживать тех, кому тяжело постоять за себя, но не втягивать в конфликт третьих лиц
- быть вежливым, уважать одноклассников, даже если их мнение отличается от вашего
- Творческая коллективная работа:
Оформление цветка «Что я буду делать для того, чтобы в нашем классе была дружба» (формирование личной и групповой ответственности за поведение)
Каждый ребёнок получает вырезанный из бумаги цветок с 5 лепестками, на которых пишет свои действия для поддержания дружбы. Выполненные цветки приклеиваются на ватман «Наш дружный букет»
- Подведение итогов занятия.
Мои цели
Ученик (ца) 4 « » класса _________________
Дата _________________
Мои цели
Ученик (ца) 4 « » класса _________________
Дата _________________
Занятие №3
«Чему надо научиться?»
Цель: Ознакомление учащихся с алгоритмом решения проблем
Информирование о приемах саморегуляции
Практическая отработка прогнозируемых проблем
Постановка целей обучения и взаимодействия в 5 классе
Материалы: раздаточный материал в виде таблицы, схема «Решения, которые я принимаю», раздаточный материал «Радуга», вырезанное из бумаги большое сердце
Ход:
- Вопрос: «Что мы узнали на предыдущих занятиях, что мы делали?» (актуализация полученного опыта)
- Групповая дискуссия «Какие проблемы могут возникнуть в 5 классе»
Каждый ребенок составляет список ожидаемых проблем и чувств, которые при этом возникают
Проблемы | Чувства |
3. Ознакомление с алгоритмом решения проблем «Решения, которые я принимаю» Предлагается схема, которую дети совместно с ведущим заполняют :
В чем проблема?_______________________________ Необходимая информация_______________________________ Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Последсвия Последствия Последствия + + + _ _ _ Мой выбор, осознавая последствия: _________________________________________________ |
- Как справляться с переживаниями (рецепты саморегуляции)
В парах дети составляют конкретные рекомендации по саморегуляции своего состояния. Затем происходит фиксация предложенных способов на плакате
- чем заняться
- к кому обратиться
- -на что переключиться
- как доставить удовольствие себе, своему телу
- Упражнение «Решение проблем»
Учащимся предлагается жизненные ситуации Необходимо обдумать все возможные варианты их решения. Ответы записываем на доске и в ходе совместного обсуждения выбираем наиболее приемлемые.
- Вася опоздал на урок: задержался в столовой. Что делать Васе?
- Света потерялась в школе. Не знает, в каком кабинете следующий урок. Что делать Свете?
- Катя получила отметку, с которой не согласна, и боится реакции мамы. Что ей делать?
- Саша забыл физкультурную форму. Что делать сейчас, чтобы подобная ситуация не повторилась в будущем?
- Коля не выспался, потому что вчера поздно лёг спать и совсем не понимает объяснения учителя по математике.
- Семён пришел в школу и выяснил, сто сделал не те номера. Что делать сейчас и на будущее?
- Звенит звонок: Сережа не успел до конца сделать самостоятельную работу.
- Упражнение «Радуга» (ставим цели на будущее)
Для выполнения этого упражнения раздаются бланки «Мои цели». Предлагается написать на своём листочке четыре главных цели, которые хочется достичь, обучаясь в средней школе.
Примеры начала высказываний:
- Я хочу лучше…
- Я хочу узнать
- В школе я хочу..
- В школе я могу…
- Чтобы лучше ладить с другими, я хочу
- Чтобы класс стал дружнее, я могу…
По окончании работы, бланки вывешиваются на стенде, и дети по желанию зачитывают свои цели вслух..
- Оформление послания к классу.
Дети пишут доброжелательное послание с благодарностью одноклассникам, учителю, родителям, с пожеланиями на будущее на ватмане, вырезанном в виде сердца.
- Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
цикл классных часов о доброте
классные часы для 1-4 классов о доброте...
Классный час "Учись быть вежливым!" (из цикла классных часов воспитательной направленности для первоклассников)
Целями данного мероприятия являються : воспитание в детях этических норм поведения. Обучение употреблению в речи различных словесных форм вежливости....
Цикл классных часов для 4-6 классов о дружбе
Разработанные мною занятия позволяют расширить знания обучающихся об отношениях людей, развивают мышление и речь детей, способствуют формированию детского коллектива....
Цикл классных часов ПДД
Разработки 5 классных часов по ПДД в начальной школе.Тест по ПДД....
Цикл классных часов на тему "Дружба"
Цикл классных часов на тему "Дружба": Что такое дружба, Идеальный друг, Учимся дружить, Верные друзья и др....
Разработка цикла классных ча-сов по духовно-нраственному воспитанию.
Разработка цикла классных часов по духовно-нраственному воспитанию....
Цикл классных часов по асоциальному поведению
Цикл классных часов по профилактике асоциального поведения поможет ребенку самому сделать вывод о своем поведении, сформировать правильную жизненную позицию, поможет найти выход из сложных...