Цикл классных часов "Дорога в 5 класс"
классный час (4 класс) на тему

Елшина Светлана Николаевна

 Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В 5 классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, кабинеты, правила. Поэтому очень важно уже в 4 классе начинать работу по психологической подготовке детей к обучению в средней школе. Предлагаемые занятия рекомендуется проводить во 2 полугодии в 4 классе. Именно в этот временной промежуток тема перехода к обучению в средней школе звучит особенно актуально (подготовка к выпускному празднику, итоговые контрольные работы, родительские собрания).Занятия лучше проводить в виде марафона (на одной неделе), что позволит детям более глубоко войти в тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doroga_v_5_klass.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 36

г. Дзержинск Нижегородской области

Цикл классных часов

для будущих пятиклассников

«Дорога в 5 класс»

Автор-составитель: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 36

Елшина Светлана Николаевна

Дзержинск

2014 г


Обоснование

 Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В 5 классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, кабинеты, правила. По данным изучения тревожности с помощью теста Филлипса (см. Коблик Е Г. «Первый раз в пятый класс» М., «Генезис», 2003 г.) общая тревожность в начале года повышенная. Наиболее высокие показатели выявлены по следующим параметрам: страх самовыражения, оценивания, страх не соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих.

Поэтому очень важно уже в 4 классе начинать работу по психологической подготовке детей к обучению в средней школе. Предлагаемые занятия рекомендуется проводить во 2 полугодии в 4 классе. Именно в этот временной промежуток тема перехода к обучению в средней школе звучит особенно актуально (подготовка к выпускному празднику, итоговые контрольные работы, родительские собрания).Занятия лучше проводить в виде марафона (на одной неделе), что позволит детям более глубоко войти в тему.

Взрослым важно понять, насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности. Особую роль играет степень сформированности социально-психологических умений и навыков, определяющих успешность адаптации:

  • навыки поддержки и самоподдержки
  • навыки уверенного поведения
  • навыки общения и достойного поведения
  • умение использовать накопленный позитивный опыт в изменяющихся условиях
  • умение самостоятельного решения конфликтных ситуаций
  • умение работать с негативными эмоциональными состояниями

Предлагаемые занятия направлены на формирование социально-психологических навыков, которые позволят им успешно войти в новые условия школьной жизни.

Цель: повышение уровня психологической готовности детей к обучению в 5 классе. Психологическая поддержка детей к переходу  в 5 класс.

Задачи: Осознание детьми специфики обучения в средней школе и предстоящих  изменений.

Снижение уровня школьной тревожности.

Расширение репертуара навыков саморегуляции и решения проблемных ситуаций.

Развитие коммуникативной сферы.

Формирование уверенности и ответственности.


Методы и приёмы:

Дискуссии

Рисуночная арт-терапия

Моделирование образцов поведения

Предполагаемый результат:

  • повышение уровня информированности о предстоящих изменениях
  • снижение уровня тревожности
  • повышение уверенности
  • повышение групповой сплоченности
  • обеспечение навыками решения конкретных школьных трудностей и навыков саморегуляции
    Занятие №1.

«Чему мы научились в начальной школе»

Задачи: Прояснение ожиданий детей по поводу обучения в средней школе

Повышение уверенности  в себе.

Информирование о специфике обучения в 5 классе.

Способствовать положительному восприятию будущих перемен.

Материал: цветовые карточки Люшера (большой формат), бланки-таблицы, бланки «Я в лучах солнца» на каждого ребёнка.

ХОД:

  1. Вопрос для класса: Как вам кажется, как измениться ваша жизнь в 5 классе?  (активизация представлений детей об изменениях в их жизни)

Учащиеся высказывают свои мнения. Ведущий анализирует высказывания с позитивной точки зрения, и выписывает  их на плакат.

  1. С каким цветом ассоциируется переход в 5 класс? (анализ восприятия предстоящих изменений на эмоциональном уровне)

На доске вывешиваются цветные карточки Люшера . Учащиеся выбирают цвет. И под каждой карточкой записываем количество поднятых рук.  Желающие могут прокомментировать свой выбор. Подводим итог: «каково восприятие предстоящих изменений на уровне цвета»

3.  Информация о дороге в виде метафоры.

Обучение в школе – это дорога от одной станции до другой. Все учащиеся осуществляют движение по этой дороге (маршрут для всех один). Но качество продвижения у всех может быть разным: быстрым и без препятствий, долгим - и с решением разных трудностей. Мы прошли первый этап нашего пути. Предстоит подвести итоги и наметить задачи, которые помогут сделать следующий этап положительным и радостным.

  1. Ознакомление с целями и задачами занятий.

(подведение итога, чему мы научились в начальной школе и что важно не растерять)

  1.  Вспомним, какими пришли вы в 1 класс? Расскажите о своих воспоминаниях. (дети делятся своими воспоминаниями. Предлагается и учителю ответить на вопрос: «Что вы чувствовали, что ожидали в тот день?»)
  2. Работа с раздаточным материалом (активизация положительного восприятия результатов обучения в начальной школе, подведение итогов)

Что не получалось, что было сложным.

Сейчас получается, тетерь справляюсь

Вывод: важно не растерять чувство уверенности, радости от достижений в учебе, в общении. Вера в своё «Я»- важное условие будущих достижений.

  1. Информирование о специфике обучения в 5 классе (информирование о специфике организации обучения в среднем звене )
  • особенности кабинетного обучения
  • особенности расписания
  • особенности взаимодействия с учителями
  • особенности расписания
  • изучение наук, что требует более высокого уровня развития мышления, памяти
  1. Сейчас я буду зачитывать перечень качеств, а вы обоснуйте полезно это или нет,   и почему? (анализ умений, помогающих и мешающих в школьной жизни)
  • Находить положительные стороны в трудной ситуации. Полезно

     или нет? Почему?

  • Настаивать на своём, спорить, не слушая другого.
  • Переживать из-за своих ошибок
  • Уметь планировать своё время и быть  организованным.
  • Не соблюдать школьные правила.
  • Просить о помощи.

В ходе обсуждения утверждений ведущий вместе с детьми заполняет плакат, на котором записывает , что полезно, что вредно  в организации обучения.

  1. Упражнение «Я в лучах солнца» (повышение уверенности)

Учащимся раздаются листочки с изображением солнца. В лучах  дети записывают свои сильные стороны , которые помогают сейчас учиться и будут помогать в 5 классе.

По окончании занятия оформленные работы вывешиваются на стенд

.10.  Подведение итога  занятия и обратная связь от детей

Обратная связь (на каждом занятии дети по 10 –ти бальной системе оценивают его: 0 баллов – не понравилось, 10 баллов - понравилось)


Занятие № 2

«Конфликты и взаимодействие»

(чему мы научились)

Задачи: Осознание детьми условия, помогающих в развитии дружеских отношений 

Обсуждение основного правила взаимодействия между людьми

Выработка основных правил взаимодействия в классе.

Материал: ватман для коллективной работы, у каждого ребёнка вырезанный цветок с лепестками.

ХОД:

Вступление:

В 5 классе  учителя разные, условия другие, поэтому надо друг другу помогать, оказывать дружескую поддержку. Важно сохранить дружбу. На занятии обсудим вопросы взаимоотношений, условий сохранения дружбы.

  1. Портрет класса «Если бы наш класс был …»  (активизация восприятия класса на ассоциативном уровне)

Ведущий перечисляет стимулы (погода, растение, животное, птица), а учащиеся   по желанию дают свои ассоциации.

  1. Оформление плаката «Что важно в дружбе, что мешает дружбе»

(Осознание детьми факторов, помогающих и мешающих развитию дружеских отношений в классе.)

  1. Групповое обсуждение правила

Не разрушать-

                         Себя                     Других                      Окружающий мир

-Как вы понимаете это правило?

-Приведите примеры на это правило?

  1. Групповая работа Необходимо в группах по 4 человека найти конструктивные варианты разрешения конфликтной ситуации, исходя из введённого правила.
  1. Кто-то дразнит или обзывает тебя
  2. Одноклассник колет спину или бросает ластик в тебя
  3. Учитель несправедливо обвинил  тебя  в списывании
  4. Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом (сестрой)
  1. Оформление  памятки  «Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить разгорания конфликта» (расширение ресурсов детей в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций)
  • просить прощение
  • обращаться за помощью к родителям, учителю
  • признавать свои ошибки
  • понять причины конфликта
  • выслушать претензии
  • попросить перестать действовать так, как вам не нравиться
  • поддерживать тех, кому тяжело постоять за себя, но не втягивать в конфликт третьих лиц
  • быть вежливым, уважать одноклассников, даже  если их мнение отличается от вашего

  1. Творческая  коллективная работа:

Оформление цветка «Что я буду делать для того, чтобы в нашем классе была дружба» (формирование личной и групповой ответственности за поведение)

Каждый ребёнок получает вырезанный из бумаги цветок с 5 лепестками, на которых пишет свои действия для  поддержания дружбы. Выполненные цветки приклеиваются на ватман «Наш дружный букет»

  1. Подведение итогов занятия.


Мои цели

Ученик (ца) 4 «   » класса _________________

Дата _________________

Мои цели

Ученик (ца) 4 «   » класса _________________

Дата _________________


Занятие №3

«Чему надо научиться?»

Цель: Ознакомление учащихся с алгоритмом решения проблем

Информирование о приемах саморегуляции

Практическая отработка прогнозируемых проблем

Постановка целей обучения и взаимодействия  в 5 классе

Материалы: раздаточный материал в виде таблицы, схема «Решения, которые я принимаю», раздаточный материал «Радуга», вырезанное  из бумаги большое сердце

Ход:

  1. Вопрос: «Что мы узнали на предыдущих занятиях, что мы делали?» (актуализация  полученного опыта)
  2.  Групповая дискуссия «Какие проблемы могут возникнуть в 5 классе»

Каждый ребенок составляет список ожидаемых проблем и чувств, которые при этом возникают

Проблемы

Чувства

3. Ознакомление с алгоритмом решения проблем  «Решения, которые я принимаю» Предлагается схема, которую    дети совместно с ведущим заполняют :

              В чем проблема?_______________________________

Необходимая информация_______________________________

                Вариант 1                          Вариант 2                         Вариант 3

Последсвия                                         Последствия                                    Последствия

+                                              +                                                  +

_                                               _                                                  _

Мой выбор, осознавая последствия: _________________________________________________

  1. Как справляться с переживаниями (рецепты саморегуляции)

В парах дети составляют конкретные рекомендации по саморегуляции своего состояния. Затем происходит фиксация предложенных способов на плакате

  • чем заняться
  • к кому обратиться
  • -на что переключиться
  • как доставить удовольствие себе, своему телу
  1. Упражнение «Решение проблем»

Учащимся предлагается  жизненные ситуации Необходимо обдумать все возможные варианты их решения. Ответы записываем на доске и в ходе совместного обсуждения выбираем наиболее приемлемые.

  • Вася опоздал на урок: задержался в столовой. Что делать Васе?
  • Света потерялась в школе. Не знает, в каком кабинете следующий урок. Что делать Свете?
  • Катя получила отметку, с которой не согласна, и боится реакции мамы. Что ей делать?
  • Саша забыл физкультурную форму. Что делать сейчас, чтобы подобная ситуация не повторилась в будущем?
  • Коля не выспался, потому что вчера поздно лёг спать и совсем не понимает объяснения учителя по математике.
  • Семён пришел в школу и выяснил, сто сделал не те номера. Что делать сейчас и на будущее?
  • Звенит звонок: Сережа не успел до конца сделать самостоятельную работу.
  1. Упражнение «Радуга» (ставим цели на будущее)

Для выполнения этого упражнения раздаются бланки «Мои цели». Предлагается написать на своём листочке четыре главных цели, которые хочется достичь, обучаясь в средней школе.

Примеры начала высказываний:

  • Я хочу лучше…
  • Я хочу узнать
  • В школе я хочу..
  • В школе я могу…
  • Чтобы лучше ладить с другими, я хочу
  • Чтобы класс стал дружнее, я могу…

По окончании работы, бланки вывешиваются на стенде, и дети по желанию зачитывают свои цели вслух..

  1. Оформление послания к классу.

 Дети пишут доброжелательное послание с благодарностью одноклассникам, учителю, родителям, с пожеланиями на будущее на ватмане, вырезанном в виде сердца.

  1. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цикл классных часов о доброте

классные часы для 1-4 классов о доброте...

Классный час "Учись быть вежливым!" (из цикла классных часов воспитательной направленности для первоклассников)

Целями данного мероприятия являються : воспитание  в детях этических норм поведения. Обучение употреблению в речи различных словесных форм вежливости....

Цикл классных часов для 4-6 классов о дружбе

Разработанные мною занятия позволяют расширить знания обучающихся об отношениях людей, развивают мышление и речь детей, способствуют формированию детского коллектива....

Цикл классных часов ПДД

Разработки 5 классных часов по ПДД в начальной школе.Тест по ПДД....

Цикл классных часов на тему "Дружба"

Цикл классных часов на тему "Дружба": Что такое дружба, Идеальный друг, Учимся дружить, Верные друзья и др....

Разработка цикла классных ча-сов по духовно-нраственному воспитанию.

Разработка цикла классных часов по духовно-нраственному воспитанию....

Цикл классных часов по асоциальному поведению

Цикл  классных часов по профилактике асоциального поведения поможет ребенку самому сделать вывод о своем поведении, сформировать правильную  жизненную позицию, поможет найти выход из сложных...