В гостях у гнома Этикета
классный час (1 класс) на тему
Данный классный час знакомит детей с правилами этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_gnoma_etiketa.docx | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Цели:
- Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
- Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
- Формировать задатки самоконтроля в поведении детей.
- Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.
Ведущий: Сегодня, друзья, я предлагаю вам отправиться в гости. Вы, конечно, помните, что обычай ходить в гости возник очень давно. Уже тогда люди испытывали потребности в том, чтобы пообщаться, поделиться горем и радостью, удостовериться в добром отношении друг к другу. И мы с вами тоже любим ходить в гости и приглашать к себе гостей. Только давайте задумаемся: умеем ли мы это делать? Порой мы попадаем в самые нелепые ситуации, не знаем, как правильно пригласить знакомого в гости, как встретить гостя, чем его развлечь, как вести себя за столом, что подарить, чем угостить. Приобрести эти знания нам помогут занятия гнома Этикета.
- Гном, а что такое этикет?
Гном: Этикет - это совокупность норм и правил поведения, установленных для различных форм общения, или просто – соблюдение правил хорошего поведения. Итак, я объявляю первый конкурс «Волшебные слова». В данном конкурсе вам предстоит «проявить» рисунок: напишите на каждой линии слова, которые, на ваш взгляд, относятся к данной теме.
(Команды выполняют задание)
Извини, пожалуйста, прости, и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы – таблицы умножения –
Есть еще таблица – таблица уважения!
Помните, как азбуку, как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» - волшебные слова!
Всюду, где нескромному укажут от ворот,
Вежливый попросит и пройдет.
Перед словом вежливым двери отворятся!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку, как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» - волшебные слова.
Гном: Молодцы, ребята! Справились с заданием. «Волшебными» мы называем те слова, которые действуют на нас как какое-то волшебство, магия. Посмотрите сценку «Волшебное слово».
Сценка «Волшебное слово»
Ведущий.
Сидел на скамейке старик с бородой
И зонтиком что-то чертил на песке.
А мальчик Павлуша, сердитый такой,
Сказал ему:
Павел.
Ну-ка, подвиньтесь скорей!
Ведущий.
Глянув на Павлушу, старик пересел.
Мальчик сердитый с ним рядом присел.
Старик.
Почему ты, мальчик, так сердит?
Может быть, с тобой случилось что-то?
Павел.
Ну а вам-то что? Сердит иль не сердит?
Это моя личная забота.
Старик.
Да, твоя. Но только слышал как-то раз,
Что кричал ты.
Может, дрался со знакомым?
Павел.
На свою семью сердит я и сейчас,
Может, даже убегу из дома.
Старик.
Убежишь?
Павел.
Конечно, убегу.
Ленку больше видеть не могу.
Сколько красок у сестры родной,
Мне же дать не хочет ни одной.
Старик.
Из-за этого не стоит убегать.
Павел.
Да не только из-за этого.
Опять утром бабушка из кухни прогнала,
Даже маленькой морковки не дала.
Ведущий.
От обиды громко Павел засопел.
Опустил глаза, на землю посмотрел.
Старик.
Пустяки, что один поругает,
А другой, может быть, поласкает.
Павел.
Совсем не к кому мне приласкаться.
Брат вот на лодке едет кататься.
Но не хочет с собой взять меня.
Я сказал: “Все равно от тебя
Не отстану, весло утащу,
За тобой следом в лодку вскачу”.
Ведущий.
Павлик тут кулаком постучал по скамейке.
И вдруг замолчал.
Старик.
Брат не хочет тебя с собой взять?
Павел.
Ну а вам для чего это знать?
Старик.
Я помочь тебе, мальчик, сумею,
Так как словом волшебным владею./
Это слово тебе я скажу,
Как им пользоваться подскажу.
Слово нужно негромко сказать,
Собеседнику глядя в глаза.
Старик. (шепчет мальчику на ухо: “Пожалуйста”. Вслух.)
Помни, как говорить по-особому.
Павел.
Я сейчас же, сейчас же попробую!
Ведущий.
Со скамейки тотчас мальчик встал
И домой скорее побежал.
Он увидел, что Лена сидела
Тихо в комнате светлой своей,
Краски разные чудно блестели
На рабочем столе перед ней.
Увидала она брата тоже
И прикрыла их быстро рукой.
Павел (бурчит себе под нос).
Обманул меня дедушка все же,
Не поможет волшебное слово.
Ведущий.
Подошел к Лене Павлик тихонько,
За рукав ее дернул легонько.
Заглянул осторожно в глаза,
Наклонился и тихо сказал:
Павел.
Дай, пожалуйста, краску одну.
Ведущий.
Пододвинулась Лена к окну,
Свои руки сняла со стола.
Лена.
Тебе краска какая нужна?
Павел.
Дай мне синюю.
Лена.
Вот, можешь взять.
А не хватит, еще могу дать.
Ведущий.
Взял Павлуша краску синюю,
Подержал ее в руке,
Походил с ней по квартире он,
А затем вернул ее сестре.
Павел.
Пойду я к бабушке сейчас,
Она в кухне стряпает как раз.
Ведущий.
Отворил он на кухню дверь,
Прижался к бабушке своей,
Взглянул ей ласково в глаза
И тихим голосом сказал:
Павел.
С утра я, бабуля, не кушал пока,
Пожалуйста, дай мне кусок пирожка.
Ведущий.
Волшебное слово ей вмиг осветило
Улыбку, глаза и морщины
Бабушка.
Горячего захотел, внучек милый?
Возьми-ка вот этот с малиной.
Ведущий.
Пирожок у бабушки он взял
От радости ее расцеловал.
Павел (вспомнил старика и прошептал).
Он волшебник! Как я сразу не узнал?!
Ведущий.
За обедом ближе к брату сел Павлуша,
Все, что брат говорил, он слушал.
Брат.
Лодку свою я вчера починил
Весла наладил, на воду спустил.
Покатаюсь на лодке на той.
Павел.
Ты, пожалуйста, возьми меня с собой!
Лена.
Ведь тебе не стоит это ничего.
Ну, пожалуйста, возьми с собой его.
Бабушка.
Покатай его, будь чуточку добрей.
Брат.
Собирайся, путешественник, скорей!
Павел.
Берет меня брат! Как же мне повезло!
Волшебное слово опять помогло!
Ведущий.
Из-за стола Павлуша встал
И в сквер к скамейке побежал.
Но он немного опоздал
И старика там не застал.
Лишь зонтиком начерченные знаки
На песке заметны четко были для того,
Чтоб дети все случайно
Слов волшебных больше не забыли.
Гном: А теперь несколько сообщений из истории вежливых слов.
1. ученик: Самое простое слово «здравствуйте» означает: «Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья».
2. ученик: Движения и жесты, которыми издавна обменивались люди во время приветствия, были очень разнообразными! Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись лбом о землю, третьи прижимали руку ко лбу и сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык...
3. ученик: Слово спасибо известно в русском языке с XVI века. Оно произошло от слов «спаси бог». Теперь слово спасибо – отдельное слово. В конце второго слова исчезла буква Г, и образовалось слово, которое передает следующий смысл «Я вас благодарю и желаю вам всех благ».
Песня «А слово- то какое, очень дорогое…»
Дядя Саша огорчен, рассказал он вот о чём:
Настя славная девчонка, Настя ходит в 1 класс.
Но давно уже от Насти я не слышал слово «здрасьте»
Припев: А слово-то какое, очень дорогое – 2 раза
Встретил Витю я соседа, встреча грустная была.
На меня он как торпеда, налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити ждал я слова «извините»
Он про внучку говорил, экая досада
Я ей книжку подарил, вижу очень рада.
Но нельзя молчать, как рыба, ну сказала бы «спасибо!»
Гном: Перейдем к следующему конкурсу «Пригласительный Этикет».
- Представьте, что у вас день рождения и вам надо пригласить гостей на праздник. Вы умеете приглашать гостей? Посмотрите сказку, как медвежонок Ивашка зверей к себе на день рождения звал.
Мама-медведица. "Доброе утро, Ивашка, вставай! Зови гостей. Сегодня твой день рождения.
Ведущий. Посмотрел медвежонок на стол, а там и орехи, и мёд, и малина, и капуста. Протянул лапу.
Мама-медведица. "Нельзя! Сначала гостей собери.
Ведущий. Пошёл медвежонок по лесу. Зайца встретил.
Медвежонок. Эй ты, косой!
Заяц. Это ты меня?
Медвежонок. Тебя, тебя, глупый! Один ты в лесу у нас косой. Валяй ко мне в гости! Капусты полопаешь!
Заяц. Нет уж! Не хочется что-то.
Медвежонок. Ну, не хочешь - как хочешь.
Ведущий. Пошёл дальше, а навстречу ему лисица. (Заяц убегает)
Медвежонок. Эй ты, рыжая воровка, чеши ко мне в гости, сладким чайком угощу!
Лиса. Ах, какой грубиян!
Медвежонок. Убежала чего-то! Эй ты, колючка! А ну бегом ко мне в гости! (ёж убегает)
Медвежонок. Не идут чего-то! Кого бы ещё позвать? А-а-а вот волк бежит. Эй ты, серый разбойник! Дуй ко мне на день рождения! Только морду помой.
Ведущий. А волк в кусты. Только ветки зашумели. Пошёл Ивашка дальше. Перед ним белочки с ветки на ветку перепрыгнули. Увидел он их да как закричит.
Медвежонок. Чего вы, вертихвостки, зря перед глазами мелькаете, скачите ко мне в гости, орехов получите!
Белочка. Фу, невежа! Не нужны нам твои орехи.
Ведущий. Вернулся медвежонок домой грустный. Один-одинёшенек. Отказались звери к нему в гости идти. Почему звери не захотели идти к Ивашке на день рождения? (Он невежливо их приглашал и грубо обращался к ним).
Гном. Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам.
Ведущий.
- Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)
- Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)
- Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)
- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)
- Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)
- Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)
Гном. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – оформить пригласительные открытки другу или подруге.
(Команды пишут, затем зачитывают приглашения).
Гном. Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс «Подарочный этикет». А что приносят гости, когда идут на день рождения? (Подарки).
На день рожденья Кактусу
Подарок подарили.
И поздравленья Кактусу
Любезно говорили:
- Примите, милый Кактус,
От нас сегодня дар.
Прекрасный - распрекрасный
Большой воздушный: Бах!
- Удачный ли подарок подарили Кактусу?
- Можно ли подарить то, что тебе самому не нужно? (Это неприлично).
- Как нужно принимать подарки? (Принять, рассмотреть, обязательно поблагодарить, выразить признательность тому, кто подарил, независимо от того, понравился подарок или нет).
- Какие слова говорят или пишут в поздравительных открытках, что желают, когда поздравляют с днём рождения? (Желают крепкого здоровья, счастья, успехов).
Гном. Вы видите на экране много подарков. Вы должны посовещаться и выбрать подарок, который бы вы хотели подарить: маме, другу, подруге. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.
(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор).
Гном. Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно!
Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека.
- Одежда должна быть чистой.
- Волосы должны быть уложены в прическу.
- Одежда должна быть скромной, неброской.
Гном. Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом «Застольный этикет». Вопросы с ответами задаются командам по очереди.
1. Когда можно сесть за праздничный стол?
- как только вошли в комнату.
- только после того, как сядут хозяева.
- после приглашения хозяйки +
2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и ...
- заправляете за воротник.
- кладете на колени +
- кладете рядом с тарелкой.
3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
- гневно отказаться.
- отказаться, назвав причину отказа.
- взять немного, поблагодарив +
4. Как правильно есть котлету?
- ножом и вилкой.
- одной вилкой +
- одним ножом.
5. Для чего к рыбе подается нож?
- чтобы отделять мясо от костей +
- чтобы разрезать большой кусок на маленькие.
- чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.
6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?
- самые большие.
- самые маленькие.
- те, что лежат ближе к вам +
7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?
- в правой руке – вилка, в левой – нож.
- в правой руке – нож, в левой – вилка +
- по очереди.
8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?
- поднять и продолжать есть.
- попросить другой прибор.
- извиниться и попросить подать другой прибор +
Ведущий: Конечно, главная задача гостей – не как можно больше съесть, а хозяина – откармливать гостей. Главной целью дружеской встречи является атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка. Здесь хорошо помогают игры, танцы, песни.
«Хорошее настроение»
- А теперь давайте повторим правила этикета «Как вести себя в гостях»
1. НЕ приходи в гости без приглашения!
В гости, милые друзья,
Ходят без сомнения,
Лишь по приглашению.
Если вы пришли незвано,
Для хозяев - это странно.
Раз к себе не приглашали,
Значит, вас совсем не ждали!
2. НЕ приходи в гости раньше назначенного срока!
Созвала гостей Лисица
И хлопочет, суетится,
Красоту вокруг наводит
И с духовки глаз не сводит:
Пирожки гостям печёт…
Только вдруг пришёл Енот.
А лисица не готова,
Гостя встретила сурово,
Растерялась, загрустила
И Енота не пустила,
Только вымолвить смогла:
-Я попозже вас ждала…
Неприятно и Еноту,
И Лисице грустно что-то.
Умный гость, хотя и званый,
Не приходит слишком рано.
3.НЕ опаздывай!
Пригласил Щенок Утят,
Зайчика, Котёнка…
Гости все давно сидят,
Ждут лишь Поросёнка.
Наконец он появился,
Сел за стол, не извинился.
Ну и поведенье!
Стыдно, без сомненья.
Если в гости звали вас,
Нужно не копаться
И в определённый час
Дружно всем собраться.
Вы, чтоб друзей не обижать,
Себя не заставляйте ждать.
4. В чужом доме надо беречь порядок!
Как-то осенью Зайчиха
Зайца пригласила
На пирог из облепихи,
Вкусный, просто диво!
Гостя ждёт она на праздник
В убранной прихожей…
Но притопал Заяц в грязных
Стоптанных калошах.
Пирога наелся вдоволь
Очень сладко было.
Убежал… Зайчиха долго
Пол потом скоблила.
Надо вам, ребята, знать:
Обувь грязную снимать
Вы должны при входе в дом,
Чтоб беречь порядок в нём!
5.Выбирай подарок для хозяина, а не для себя!
Гости к зайчику пришли
И подарки принесли:
Медвежонок – мёда банку,
Ёж – болотных ягод склянку,
Белка – груду вкусных шишек,
Цапля - лапку лягушонка,
А лиса – крыло цыпленка.
Зайцу стало очень вкусно,
Ведь хотел он лист капустный.
Постарайтесь не забыть,
Что кому должны дарить!
6. Умей пользоваться столовыми приборами!
Аист за столом грустил,
Вилкой суп поесть решил.
Но никак не удавалось,
Ничего не получалось.
Говорит ему корова:
- Ты попробуй блюдо снова,
Но совет один учти,
Вилку ложкой замени.
Вот тогда и будешь сытым,
А не грустным и сердитым.
Без сомнения и спора
Каждый твердо должен знать,
Как столовые приборы
За обедом применять!
7. Перед тем, как сеть за стол, вымой руки!
В день рожденья у лягушки
Собрались её подружки.
Порезвились, поиграли,
А потом обедать стали.
Только об одном забыли:
Руки гости не помыли!
Угощенье за столами
Брали грязными руками.
А лягушке, вероятно,
Это было неприятно.
Гость потом домой придёт,
Заболит его живот.
Как же вы, друзья, забыли?
Руки с мылом не помыли.
Чтоб себе не навредить,
Нужно руки с мылом мыть!
8. В гостях не критикуй еду!
В гости лев с семьей пришёл,
Угощенья – полный стол!
Львёнок вдруг промолвил грустно:
-А салат совсем невкусный,
Что-то в нем совсем не то,
Я и сам не знаю, что.
Как расстроилась хозяйка –
Пожилая тётя Чайка!
Мама-Львица рассердилась:
-Что с тобой, скажи на милость?!
Чтоб со всеми жить в ладу,
Не ругай в гостях еду.
А за все благодари!
И «спасибо» говори!
9.Не мусори в гостях!
Гости фрукты и конфеты
Дружно весело едят,
Но огрызки все при этом
На пол весело летят!
На пол фантики и кости
Не бросайте никогда!
Невоспитанные гости
Для хозяина беда.
А для мусора ведро
В доме есть, понятно.
Мусор складывать в него
Надо аккуратно!
10.Уходя, поблагодари хозяев за приём!
Вы в гостях повеселились,
Ели, пили и плясали,
Отдохнули, порезвились,
Собираться дружно стали.
В заключении, конечно,
Я напомню без утайки:
Не забудьте вы сердечно
Похвалить за всё хозяйку!
Настанет, друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
Пусть грубость исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей
Ребёнок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли
Он принял и вежливым стал
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей.
И станут все на свете любить таких детей
Подует свежий ветер, фиалки расцветут
Исчезнут все невежи, навеки пропадут.
ИТОГ
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия "В гостях у Гнома" для детей средней группы
Конспект комплексного занятия "В гостях у Гнома" для детей средней группы позволяет выполнить следующие цели и задачи: · закрепить знание количественного счета в пределах четырех, ум...
урок "В гости к гномам"
Сценарий урока( с презентацией) "В гости к гномам" - повторение по темам "Цвета", "Мой дом". (УМК Spotlight 2)....
3-4 кл. (2014 год) Интерактивный тренажер-игра "В гостях у гномов. Определение падежа имён существительных"
Интерактивный тренажер-игра «В гостях у гномов» по теме «Определение падежа имён существительных» для ребят, увлекающихся собиранием паззлов. Презентация содержит 4 тренажера, ...
Рабочая программа курса" В гостях у гнома Эконома" (Основы экономических знаний в начальной школе)
В помощю учителю...
Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...
в гостях у гнома Этикета"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12658525","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Авторская разработка внеклассного мероприятия для начальной школы "В гостях у гнома Этикета".
Авторская разработка внеклассного мероприятия для начальной школы "В гостях у гнома Этикета"....